Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №101(01.07.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Российские Вести,
25 июня 2004

Должникам нужно прощать. Всё

Девлет Озоди

Россия в Таджикистане может оказаться в неприятном положении

Ситуация в Таджикистане продолжает свидетельствовать о наличии серьезных угроз не только для этой страны, но и всей Центральной Азии. Судя по всему, Эмомали Рахмонов ищет союзников, готовых участвовать в региональном противостоянии на его стороне и идти до последнего.

Внутриполитическое положение в Таджикистане характеризуется двумя взаимосвязанными явлениями. С одной стороны, власть в лице президента Эмомали Рахмонова и его окружения хочет сохранить рычаги управления в своих руках на сколь угодно длительное время, а с другой, оппозиция, представленная такими политическими организациями, как "Партия исламского возрождения Таджикистана", Демократическая и Социал-демократическая партии, а также "Партия справедливости", требуют ликвидации созданной авторитарной системы власти.

Волна репрессий, прошедшая в последние месяцы по Таджикистану, нанесла серьезный удар по ряду оппозиционных общественных организаций, но сам Эмомали Рахмонов опасается чересчур активно использовать такой способ расправы с оппонентами по причинам внутриполитического и международного характера. В первом случае усиление недовольства в обществе способно серьезно подорвать установленный режим. Во втором следует ожидать жесткой критики и специальных санкций со стороны тех западных сил, на которые официальный Душанбе делает ставку в игре на ослабление российского влияния.

Именно поэтому власти начали применять новые методы сдерживания оппозиции, используя простые каналы. Так, в частности, пытаясь показать степень демократичности существующей политической системы, они провели через подконтрольную им нижнюю палату парламента (Маджлиси Намояндагон) поправки к избирательному закону. В соответствии с ними существенно сокращался денежный залог для кандидатов, идущих по партийным спискам, и для тех, кто будет выступать от одномандатных округов (с 3300 до 450 долларов США). В то же время были отклонены предложения пяти оппозиционных партий, выступивших впоследствии с открытым письмом в адрес Эмомали Рахмонова, относительно включения в состав избирательных комиссий всех уровней представителей зарегистрированных политических партий, обеспечения несколькими степенями защиты избирательных бюллетеней, запрещения заполнения протоколов об итогах голосования карандашом, выдачи копии утвержденных протоколов наблюдателям от политических партий и кандидатов в депутаты и отказа от избирательного взноса для кандидатов и политических партий.

Подготовка к парламентским выборам 2005 года, проводимая властями, свидетельствует об их опасениях по поводу возможной победы противников существующего авторитарного режима. Политические процессы, происходящие в стране, официальный Душанбе пытается представить сквозь призму обострения ситуации в Центрально-Азиатском регионе, в связи с чем в правительственной пропаганде доминирует тезис о необходимости борьбы с терроризмом. Нетрудно представить, с какой легкостью власть может именовать любое невыгодное для себя развитие ситуации не иначе как "проявлением международного терроризма" и оправдать соответствующие действия.

Показательно мнение Эрлана Карина, директора Международного института современной политики: "Каждый раз, когда мы сталкиваемся с этой [террористической] угрозой, центральноазиатские правительства вынуждены проводить некие встречи на высшем уровне и подписывать соглашения о сотрудничестве в борьбе против терроризма. Но они никогда не обсуждают национальные или региональные программы борьбы с бедностью, безработицей и нелегальной миграцией". Для Таджикистана все эти проблемы являются весьма актуальными.

Обозреватель независимого казахстанского Интернет-издания Gazeta.kg Мурата Суюнбаева характеризует ситуацию так: "Таджикистан (как и Афганистан) переживает болезненный этап "собирания земель", Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан стоят перед угрозой дробления". Эта оценка складывающегося в регионе положения имеет серьезные основания.

Продолжая играть на противоречиях Москвы и Вашингтона, президент Таджикистана отныне вынужден считаться с ситуацией, складывающейся в соседнем Узбекистане, где положение таджиков остается в центре внимания общественных и политических организаций в самом Таджикистане.

Дело в том, что в недавнем прошлом, а именно - четыре года назад узбекские власти выселили из 18 кишлаков в Сариасинском и Узунском районах Сурхандарьинской области Узбекистана более 5 000 этнических таджиков. Эта операция проводилась под предлогом борьбы с оппозиционным официальным узбекским властям "Исламским движением Узбекистана". Переселение проходило в лучших традициях советских времен: всех жителей этих населенных пунктов перевезли в пустыню Шарабадского района, затем узбекские самолеты уничтожили покинутые кишлаки со всем хранящимся в домах.

В узбекско-таджикских взаимоотношениях накопилось много нерешенных проблем, и подобная операция была крайне негативно воспринята таджиками. Более того, аресты, произведенные впоследствии узбекскими спецслужбами среди переселенцев, а также этнических таджиков в других районах Узбекистана с последующим обвинением задержанных в экстремизме, и закрытые суды над ними стали предметом внимания международных организаций.

Постоянные обсуждения между Душанбе и Москвой форм военно-политического сотрудничества, а также пребывание российского военного контингента в Таджикистане рано или поздно коснется и взаимоотношений этой страны с соседним Узбекистаном. Появление здесь штаб-квартиры Региональной антитеррористической структуры (РАТС), созданной по решению стран-членов ШОС, куда входит и Таджикистан, придает этой проблеме особое звучание. Есть основания говорить о том, что осложнение отношений между Душанбе и Ташкентом способно поставить Москву в крайне затруднительное положение. Межэтнический конфликт в Центральной Азии на границах с проблемными государствами, одним из которых является Афганистан, затронет весь регион.

В то же время для Таджикистана под руководством Эмомали Рахмонова такое развитие ситуации сулит серьезное осложнение внутриполитической ситуации, но одновременно может способствовать сплочению таджикского общества. Вероятно, имея в виду все это, таджикский президент согласился 4 июня текущего года во время переговоров в Сочи со своим российским коллегой Владимиром Путиным на предоставление территории своей страны для военных баз России на неограниченный период времени. Одновременно Душанбе заинтересован списать свои долги Москве и тем самым улучшить экономическую ситуацию, постоянно порождающую проблемы социального и политического плана, создавая питательную среду для политического конфликта в стране.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ