Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Тревожное начало избирательной кампании

Александр Фадеев

В Белоруссии дан формальный старт кампании по выборам депутатов нижней палаты парламента (сами выборы, напомним, должны состояться 17 октября с.г.). На первой ее стадии была проведена соответствующая работа по формированию окружных избирательных комиссий. В сущности, создание подобных комиссий должно вестись самостоятельно областными советами и Минским городским советом депутатов. Однако часть белорусских экспертов отметила заметное влияние президентской команды политтехнологов на решение местных советов. Это сказалось на окончательном составе 110 окружных избирательных комиссий, большинство членов которых являются сторонниками правящего политического режима. Не привела к заметному результату попытка коалиции оппозиционных структур занять места в избирательных комиссиях с помощью совместного выдвижения почти трех сотен кандидатов. Из всей этой группы только 27 представителей «Пятерки плюс» смогли попасть в число 1.430 членов окружных избиркомов. В трех областях – Минской, Могилевской и Гродненской – «народные коалиционеры» вообще не попали в состав комиссий.

Что касается других политических групп республики, не входящих в коалицию «5 +», то среди них больше всего мест получила поддерживающая президентскую администрацию Коммунистическая партия Белоруссии – 37. Лояльные белорусской «горке» общественные объединения (по законодательству «неполитические») провели в избиркомы без малого триста своих представителей. В окружных избирательных комиссиях будут работать и функционеры аппарата власти, и представители трудовых коллективов, подавляющая доля которых напрямую зависит от местной исполнительной власти.

В течение августа завершится и процесс формирования участковых избирательных комиссий, а 8 августа началась кампания по выдвижению кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ. Процедура регистрации кандидатов пройдет с 7 по 16 сентября. Избирательным кодексом республики предусматриваются три варианта выдвижения (самовыдвижения) кандидата в депутаты: от политической партии, от трудового коллектива или путем сбора подписей в свою поддержку от граждан (не менее тысячи). В условиях авторитарного режима наиболее позитивным путем выдвижения кандидатов в нижнюю палату парламента следовало бы признать последний. Однако жесткие сроки, определенные для регистрации инициативных групп «подписных кандидатов», и сам порядок их регистрации окружными избиркомами не выдерживают никакой критики.  Так, например, на подачу заявления о регистрации инициативной группы (более 10 человек) от кандидата, стремящегося заручиться прямой поддержкой белорусских граждан, было отведено всего пять дней!

Помимо фактов массового использования пресловутого административного ресурса на первых этапах избирательной кампании, необходимо остановиться и на более серьезных нарушениях принципов демократических выборов. Среди них самым скандальным является недавний  призыв президента Республики Белоруссия Александра Лукашенко избрать в нижнюю палату белорусского парламента не менее 30% (а желательно более) женщин. Отметим, что этот демарш белорусского лидера носил инструктивный и публичный характер. Более того, президент Белоруссии от имени государственного аппарата обещал потенциальным кандидатам-мужчинам (в его редакции «мужикам») за отказ в пользу женщин от выдвижения равноценную замену тем льготам и преимуществам («кормушке»), которые имеет депутат Палаты представителей, но в недрах, как надо понимать, властных структур. Подобное грубое и прямое вмешательство первого лица государства в начавшуюся избирательную кампанию носит беспрецедентный характер, подрывает любые надежды на проведение в Белоруссии честных, независимых и демократических выборов. Что не менее страшно такие шаги подрывают авторитет парламентариев как избранников народа, выхолащивают суть и социальное значение депутатской деятельности, служат снижению статуса представителя депутатского корпуса.

Следует заметить, что западноевропейские парламентарии строят свою деятельность по принципу «свободного мандата», который позволяет депутатам наиболее действенно использовать этот оптимальный механизм выражения интересов государства и его граждан. Причем, явно в ряде стран Европейского союза заметна тенденция к расширительному толкованию понятия «свободный мандат». Стоит также подчеркнуть, что депутаты нового состава Палаты представителей белорусского Национального собрания, избранные по «разнарядке» президентской администрации, скорее всего, будут строить свою работу на основаниях, весьма далеких от идеалов западноевропейского парламентаризма. Они volens-nolens будут чувствовать себя обязанными команде президента, которая дала им шанс получить место в парламенте. В этой ситуации они, прежде всего, будут связаны с верхушкой бюрократического аппарата власти, ее инструкциями и в значительно меньшей степени с наказами своих избирателей. Совершенно исключается при этом выражение интересов политических партий, фракций, отстаивание такими депутатами воли общественных объединений, следование умонастроениям и желаниям электоральных групп. Все затмит необходимость активной поддержки президента и правительства, или, по крайней мере, выражения лояльности к ним, толерантности к их политике.

Дело, к сожалению, идет к тому, что новый депутатский корпус изначально будет ориентирован не на отражение запросов и интересов электората, стремление отстаивать волю белорусских граждан, а на представление в стенах Национального собрания программных установок, сформулированных властной «верхушкой». В целом есть реальная опасность избрания, а точнее формирования «сверху» политически аморфного парламента, депутаты которого не будут тяготеть к критическому осмыслению стратегии и решений правящих кругов, а, тем более, к активному отстаиванию собственной позиции.

Такой возможный, как показало начало избирательной кампании, оборот событий нанесет еще больший ущерб и так значительно пошатнувшемуся престижу Национального собрания РБ, а по большому счету неизбежно поставит и вопрос о степени легитимности подобного законодательного органа. С высокой долей вероятности можно прогнозировать, что новый состав нижней палаты белорусского парламента будет уступать по уровню политической зрелости депутатам предшествующего, поскольку в депутатский корпус, скорее всего, придут люди далекие от политической деятельности, не стремящиеся самостоятельно разбираться в сложных проблемах государственного строительства и выработать свое видение стратегии развития республики.

Властная вертикаль республики не отказалась и от идеи не допустить к выборам ряд опасных с ее точки зрения оппозиционных политических групп. Впервые в политической истории независимой Белоруссии буквально накануне выборов была ликвидирована Белорусская партия труда (БПТ), возглавляемая Александром Бухвостовым. Сама процедура ликвидации этой партии была осуществлена Верховным судом РБ по формальным основаниям, представленным министерством юстиции (офис БПТ временно располагался не по указанному в документах юридическому адресу, отмечены факты несвоевременной постановки на учет региональных отделений партии и т.п.), которые в решении ВС почему-то были квалифицированы как «грубые нарушения законодательства». Возможно, в будущем функционерам Белорусской партии труда и удастся добиться отмены решения Верховного суда, но в настоящее время ее члены начисто лишились возможности выдвинуться в число кандидатов на соискание вакантных мест в парламенте, а электоральные группы белорусских граждан потеряли шанс их поддержать в день выборов.

В данном случае логика действий властей выглядит довольно странной, поскольку политический вес БПТ в Белоруссии почти неощутим. Ее лидер, правда, обладает авторитетом в определенных кругах оппозиционного спектра, но назвать его значимой фигурой, способной вкупе с однопартийцами создать, используя парламентские выборы, критическую массу и угрожать сложившейся государственной структуре и властной вертикали, никак нельзя. Да и все оппозиционные группы вместе такой опасности для президентской администрации не представляют, поскольку не имеют массовой поддержки у избирателей, лишены, практически, возможности представления своей позиции и политических программ в средствах массовой информации республики. Наоборот, президент, чины его администрации и члены правительства имеют все возможности в электронном эфире, на страницах газет безнаказанно, в одностороннем порядке критиковать оппозицию. И постоянно делают это, беря пример с главы государства. Сам Александр Лукашенко публично даже термин «оппозиция» старается не употреблять, она в его устах - «наши инакомыслящие», «определенные предметы», которые используют враги Белоруссии, «так называемая оппозиция», представители которой клевещут на свою страну и на белорусский народ, упрашивают «зарубежных дядек» ввести против республики санкции.

Анализ потенциальных результатов предстоящих выборов (в том числе со стороны большинства экспертов от оппозиции) свидетельствует о том, что у оппозиционеров  фактически нет шансов получить в Палате представителей какое-либо число мест. Однако сам по себе этот факт никак не успокаивает президентских политтехнологов. Им, как представляется, поставлена задача способствовать избранию полностью лояльного главе государства, монолитного депутатского корпуса. В данном контексте все же существует некая возможность проникновения в ряды народных избранников одного-двух депутатов, вокруг которых в будущем может сложиться антипатичная власти депутатская группа (подобная, скажем, «Республике»), что будет расцениваться как поражение в избирательной кампании. Именно этого президентская вертикаль и старается всеми силами не допустить, не обращая внимания на «щепки». Такие предвыборные политтехнологи, используемые сегодня в Белоруссии, могут быть признаны успешными, но только не с точки зрения объективных интересов развития парламентаризма, демократии и белорусского государства.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ