Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К вопросу об обострении ситуации в молдавско-приднестровском урегулировании

Рудольф Матвеев

О резко обострившейся в конце июля – начале августа с.г. ситуации в молдавско-приднестровских отношениях и в деле урегулирования проблемы Приднестровья уже опубликовано немалое количество различных материалов как в Молдове и Приднестровье, так и за их пределами в средствах массовой информации других стран.

Свою оценку событиям дали представители международных европейских организаций, а также высокопоставленные чиновники внешнеполитических ведомств ряда стран Запада и СНГ.

И что характерно, большинство оценок, выводов и предложений, идущих, например, из России и Украины сводилось к тому, что Кишиневу и Тирасполю необходимо прекратить взаимные обвинения, возобновить диалог и, прежде всего, вернуться за стол переговоров и т.д.

Тогда как большинство молдавских СМИ и «друзей» Молдовы из-за кордона во всех грехах обвиняли приднестровцев, призывали к ужесточению требований к Тирасполю, который якобы ущемляет права молдавских жителей региона, желающих обучать своих детей на румынском языке, срывает переговорный процесс по урегулированию, препятствует вывозу российского вооружения и боеприпасов из Приднестровья и т.д. и т.п.

Приднестровцев, которые хотели бы учить своих детей румынскому языку и румынской истории, не так уж и много. Но главное не в этом. В любом случае такие жители Приднестровья имеют на это полное право, только осуществлять его, видимо, следует в соответствии с существующими на этот счет в Приднестровье правилами, раз уж они здесь проживают.   

Речь идет практически о 4-х школах (одна расположена в Тирасполе, одна в Рыбнице и две – в Бендерах), руководство которых под давлением молдавских властей и националистов отказывается возобновить юридическое оформление деятельности названных учебных заведений.

Отказ от регистрации связан и с тем обстоятельством, что эти школы получают на свое функционирование значительные средства от Министерства просвещения РМ, к которым добавляются немалые суммы и от Бухареста. Кроме того, выпускники молдавско-румынских школ имеют гарантированную возможность поступления в молдавские средние и высшие учебные заведения и получения румынских стипендий для обучения как в самой Молдове, так и в Румынии (ежегодно Бухарест  предоставляет молдавским гражданам более тысячи различных стипендий, часто без согласования с официальными кишиневскими властями). Регистрация же может лишить руководство и учащихся румынских школ таких привилегий, чем, кстати, их постоянно шантажируют представители молдавского Минпроса и эмиссары из Бухареста.

Как известно, преподавание в перечисленных выше школах ведется на румынском языке и на основе румынских общеобразовательных стандартов, изучается в них и такой предмет, как история румын, где Молдавия, естественно, подается как часть бывшей Румынии, которую в 1940 г. незаконно отторгли и присоединили к СССР. И вообще, молдаван и молдавского языка нет, а есть румыны и румынский язык, все остальное, мол, придумали русские. Адепты такого подхода к истории сами слова молдавский народ, молдавский язык пишут в кавычках.

Конечно, Бухаресту не хотелось бы терять такую пропагандистскую «кузницу» будущих прорумынских кадров в Приднестровье, так что проблема румынских школ в ПМР выходит за рамки просто преподавания на иностранном языке.

Однако, по нашему мнению, эту проблему можно было обсудить еще раз и решить на компромиссной основе в рамках существующего механизма переговоров между сторонами – на заседаниях т.н. отраслевых экспертов. Но молдавское руководство, подталкиваемое прорумынскими националистами из Христианско-демократической народной партии и западными провокаторами, не захотело заниматься поисками  компромиссов, а использовало «школьное» дело для нагнетания обстановки и срыва переговоров по урегулированию. 

Дальше – больше. Кишинев предъявил приднестровцам ультиматум – решить «школьный» вопрос, естественно, на молдавских условиях до 1 августа с.г., иначе Молдова, кроме политических шагов, таких как, например, приостановление участия в переговорном процессе по урегулированию, предпримет против Приднестровья новые экономические санкции. Расчет молдаван явно был на «неуступчивость и несговорчивость» приднестровской администрации, в чем затем ее можно будет обвинить и оправдать введение в действие давно задуманного плана по полной политической и экономической изоляции «сепаратистского режима». О таких намерениях совсем недавно говорил министр реинтеграции РМ В.Шова на заседании Постоянного совета ОБСЕ в Вене.

Об этом же, по сути, говорилось в комментарии официального информагентства «Молдпресс», которое считает, что постановление об экономических санкциях на самом деле не связано с проблемой «румынских» школ в Приднестровье. Кишинев больше заботит возросшая экспортная активность приднестровского региона. За 6 месяцев 2004 г. ПМР вывезла товаров на сумму более 200 млн. долл. США, что существенно пополнило республиканскую казну и дает возможность для дальнейшего выполнения намеченных социальных программ.

Цель экономической блокады остается прежней – заставить Тирасполь под угрозой удушения согласиться на молдавский вариант урегулирования приднестровской проблемы, когда регион даже территориальной автономией будет только на бумаге, а в действительности полный контроль, в т.ч. над экономикой, осуществлять будет Кишинев.

За что борется Молдова, отчетливо видно из статьи, помещенной на сайте «Молдова Ази» от 2 августа. Реинтеграция по-молдавски позволила бы Кишиневу увеличить ВВП на 15%, промышленный потенциал – на 44%, экспорт – на 55%.

Поэтому «разъяснения» о том, что предпринятые санкции есть не что иное, как выравнивание условий для экономической деятельности предпринимателей из Молдовы и Приднестровья, предназначены для несведущих и не могут скрыть истинных намерений кишиневских властей.

Есть, как кажется, еще одна причина, заставляющая руководство РМ прибегать к «неординарным» мерам по защите молдавских интересов. Это приближающиеся парламентские выборы в стране. Несмотря на преобладающий пока рейтинг находящейся у власти Компартии и самого президента В.Воронина по сравнению с другими политическими партиями и их лидерами, процент поддержки населением президента и руководимой им ПКРМ постепенно уменьшается.

Понимая это и стремясь приостановить падение своего авторитета и Компартии, В.Воронин пытается перехватить часть электората у своих политических противников.

Своими последними акциями президент хотел как бы сказать, что в вопросе с «румынскими» школами в Приднестровье, например, коммунисты не меньшие защитники интересов молдаван и Молдовы, чем ХДНП Ю.Рошки, социал-демократы под «предводительством» И.Мушука и О.Нантоя или «Демократическая Молдова» С.Урекяна и Д.Брагиша.

И в вопросе европейской интеграции и сотрудничества с ЕС, СЕ, ОБСЕ НАТО президент и его команда в годы своего правления не ограничивались лишь провозглашением лозунгов, как это делали их предшественники и политические оппоненты, а предпринимали конкретные шаги в этом направлении.

Правда, насколько это В.Воронину удастся сделать, сейчас сказать трудно. К тому же надежды на поддержку Компартии со стороны западников достаточно иллюзорны, несмотря на проводимый в последнее время Молдовой откровенно прозападный внешнеполитический курс. Еще свежи в памяти высказывания главы миссии ОБСЕ в Кишиневе У.Хилла, призывавшего молдавскую оппозицию к объединению.

Западники на «генетическом» уровне не приемлют коммунистические идеи, даже адаптированные к сегодняшней действительности. США и их союзники уверены, что если привести к власти в Молдове другие силы, они будут проводить даже более удобную для Запада политику, а в плане отношений с Россией их курс будет носить гораздо менее лояльный, если не антироссийский характер, как это было в годы разгула Народного фронта и правления президента М.Снегура.

Эскалация напряженности в молдавско-приднестровских отношениях привела к всплеску ожесточенной информационной войны между Кишиневом и Тирасполем. Президент В.Воронин договорился до того, что назвал приднестровские власти «транснациональной преступной группировкой» и даже «отморозками». Приднестровцы не заставили себя долго ждать и обозвали нынешний режим в Молдове «коммуно-фашистским» и «национал-фашистским».

По мнению ряда местных и иностранных наблюдателей, Молдова и Приднестровье подошли сегодня к той черте, когда случайная «искра» и тем более преднамеренная провокация могут повлечь за собой полную дестабилизацию обстановки и новую вспышку вооруженного противостояния между ними.

Может это кому-то и нужно. Во всяком случае, обращает на себя внимание тот факт, что ужесточение политики Молдовы в отношении Приднестровья совпадает по времени с обострением ситуации в других «горячих» точках – Южной Осетии и  Абхазии. Сложной и напряженной остается ситуация и на Северном Кавказе. Трагическая смерть президента Чечни А.Кадырова, бандитский рейд в Ингушетии, недавние кровавые события в Дагестане свидетельствуют об этом достаточно красноречиво. Не исключено, что к этому приложили свою руку «кукловоды» из дальнего зарубежья. Мол, пусть это будет Москве предостережением от возможной поддержки Цхинвали и Сухуми в грузино-южноосетинском и грузино-абхазском конфликтах, а также и Тирасполя в молдавско-приднестровском противостоянии.

Российская политика «непротивления злу насилием» уже дала возможность грузинскому президенту М.Саакашвили практически беспрепятственно завладеть Аджарией.

В Кишиневе этот пример,  как сдается, показался привлекательным, тем более,  ни для кого не секрет, что за спиной Саакашвили в его т.н. политике умиротворения «мятежных республик» откровенно стоит дядя Сэм. И неважно, что такая политика шантажа, подкупа и провокаций может привести к вооруженному столкновению, начало которому в Южной Осетии уже фактически положено.

И хотя госсекретарь США К.Пауэлл и посоветовал грузинскому лидеру искать решение южноосетинской и абхазской проблем в контакте с Москвой, эти слова нельзя принимать на веру, как нельзя полностью полагаться на заявления американцев о том, что они выступают за возобновление переговорного процесса по урегулированию приднестровской проблемы в рамках нынешнего пятистороннего формата переговоров.

 Фарисейство и вероломство Вашингтона всем давно известны. Для янки все средства хороши, когда речь идет о «национальных» в их понимании интересах США, пусть даже за тысячи миль от американских берегов. За примерами далеко ходить не надо. Особенно ярко в последние годы это проявилось в Югославии, прежде всего в Косово, затем в Ираке.

Москва не раз попадалась на удочку Вашингтона и некоторых его вассалов из СНГ, когда под завесой разглагольствований о нормализации отношений, развитии сотрудничества, необходимости совместной борьбы с терроризмом, демократизации политических режимов в тех или иных странах против России настойчиво и целеустремленно велась работа по ослаблению ее позиций в мире. Достаточно назвать продвижение НАТО на Восток, выдавливание России из бывших социалистических стран, из Прибалтики, Закавказья, Средней Азии и т.д. и т.п.

Конечно, это сегодняшние реалии, но признать их, не значит с ними мириться и думать, что так и должно быть, как к этому призывают некоторые российские политики. Вот здесь, как представляется, есть чему поучиться у тех же американцев, которые всегда четко знают, чего они хотят и любыми средствами способствуют созданию этих реалий исключительно в своих целях.

Но если с Грузией на сегодня все ясно, то в Молдове не все так однозначно.  Недаром, в новом витке столкновений между Кишиневом и Тирасполем  западники проявили такую активность. Обеспокоились судьбой Молдовы и госсекретарь К.Пауэлл, и представители США в ОБСЕ С.Миникес и П.Джонс, и генсек СЕ В.Швиммер, и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Х.Солана, и вице-председатель ПА ОБСЕ К.Кильюнен, и др. И все на стороне Кишинева и почти все требуют от Приднестровья под угрозой применения репрессивных мер уступок, как будто не Молдова в очередной раз прервала переговоры по урегулированию и в нарушение имеющихся между сторонами договоренностей и своих собственных обещаний ввела новые антиприднестровские экономические санкции, еще больше подлившие масла в огонь непрекращающейся полемики вокруг «румынских» школ в ПМР.

Пересмотрев позицию по вопросу о формате переговорного процесса по урегулированию, Кишинев в угоду западникам и своим националистам вновь стал муссировать идею прямого подключения к переговорам США, ЕС и Румынии, что, как здесь полагают, поможет ослабить роль России и Приднестровья на этих переговорах, как и влияние России в регионе в целом. С этой аксиомой уже давно никто и не спорит.

Уменьшатся шансы Москвы (они и сегодня невелики) на проведение под ее руководством военно-гарантийной операции в Приднестровье в постурегулировочный переходный период, если вообще удастся решить приднестровскую проблему на основе создания объединенного федеративного молдавского государства.

В Тирасполе уже твердо говорят о том, что последние шаги Кишинева по удушению всякой самостоятельности Приднестровья делают объединение с Молдовой невозможным. Приднестровский лидер И.Смирнов считает, что сегодня не может быть и речи о том, чтобы конечной целью урегулирования стал некий подчиненный статус Приднестровья в составе Молдовы. Мы готовы, сказал он, вести переговоры о нормализации отношений между ПМР и РМ.           

Впрочем, и на Западе уже раздаются пробные голоса относительно целесообразности создания федерации. Свои сомнения на этот счет высказали заместитель председателя ПА ОБСЕ К.Кильюнен, бывший посол ФРГ в РМ М.Цикерик и др. Да и США, как кажется, еще не сказали своего окончательного слова по этой проблеме. Некоторые эксперты полагают, что американцев вполне может устроить  и уход Молдовы в Румынию, и уход Приднестровья на Украину. Вот и решение приднестровской проблемы, правда, без учета мнения по этому вопросу самих молдаван и приднестровцев.

Если судить по первой реакции Москвы на события в регионе, то, похоже, что здесь осознали опасность сложившейся ситуации и дальнейшей эскалации напряженности, несущей в себе потенциальную угрозу российским интересам. Поэтому первоочередной задачей российской дипломатии в этой связи остается возвращение сторон за стол переговоров. Соответствующее предложение прозвучало в заявлении первого заместителя министра иностранных дел РФ В.Лощинина 3 августа, эта же тема была основной на переговорах во время пребывания в Кишиневе и Тирасполе спецпредставителя МИД РФ И.Савольского 9-10 августа. Крайние позиции сторонами высказаны, настало время компромиссов, хотя нынешнее обострение отношений между сторонами не делает их поиски легкими.

За двенадцать лет переговоров были моменты, когда, казалось, стороны приближались к решению приднестровской проблемы, но всякий раз им не хватало политической воли. Но другого, как найти приемлемое для обеих сторон решение, не дано, иначе, ничего хорошего и России, и Молдове, и Приднестровью ждать не приходиться.

Удастся ли Москве вернуть диалог между Молдовой и Приднестровьем в переговорное русло? Положительного ответа на этот вопрос пока нет. Насколько известно, Кишинев по-прежнему настаивает на предварительном решении «школьной» проблемы. А тем временем напряженность в регионе не спадает.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ