Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №104(15.08.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
 В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
 ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


К истории грузино-осетинского конфликта

Михаил Александров Доктор политологии

Ситуация вокруг непризнанной республики Южная Осетия остается напряженной. В зоне грузино-осетинского конфликта продолжаются интенсивные перестрелки между грузинскими и осетинскими формированиями. Со стороны Грузии продолжаются воинственные заявления и тактика запугивания. По сути конфликт балансирует на грани перерастания в новую войну. В этой сложной обстановке официальная позиция Москвы, к сожалению, продолжает базироваться на некоторых догматических стереотипах, которые имеют весьма сомнительные юридические основания и игнорируют известные исторические факты. Главный тезис, который вызывает возражения - территориальная целостность Грузии в границах Грузинской ССР и вытекающий из этого вывод о принадлежности Южной Осетии Грузии. Если же взглянуть на проблему в исторической ретроспективе, то все выглядит довольно не однозначно.

Этнически осетины являются потомками аланов, одного из сарматских племен, то есть происходят от того же этнического корня, что и русские. Со 2 в. до нашей эры аланы прочно освоили предкавказские равнины. В 4 в. в началась христианизация аланского населения, а в 10 в. христианство становится и них официальной религией. В 10-12 в. складывается аланское государство, которое простиралось от Дагестана до Прикубанья. Возникли крупные поселения городского типа, зародилась письменность на основе греческого алфавита. Однако монголо-татарское нашествие (1222 г.) и последующие походы монголо-татар и Тимура привели к разрушению аланского государства. Осетины были вытеснены в горные ущелья по течению левых притоков Терека, а также на южные склоны Кавказского хребта по ущельям рек Большой и Малой Лиахвы, то есть на территорию современной Южной Осетии. В 1292 г. осетины во главе с царевичем Багатаром  захватили город-крепость Гори с прилегающей территорией и в течение нескольких десятилетий пытались создать новое аланское государство в Закавказье. Но эта попытка закончилась неудачей - крепость была отбита грузинами.

Осетия эпохи горных обществ представляла собой конфедерацию самоуправляющихся областей. В 15-18 вв. смыслом осетинской истории было выживание народа, сохранение его этнического единства и культурной самобытности. В этот период осетины, проживавшие на южных склонах Кавказского хребта вели упорную борьбу с пытавшимися их закрепостить грузинскими феодалами. Последним так и не удалось поставить осетин в феодальную зависимость. Примечательно, что уже в составе России в середине 19 в. осетинские крестьяне смогли юридически обосновать отсутствие крепостной зависимости от грузин. Важным прецедентом в этом вопросе стал известный судебный процесс осетинских крестьян, населявших Джавское, Урсдзуарское и Дзомагское ущелья, с князьями Мачабели, которые несколько раз обращались к русским властям с жалобой на неповиновение им крестьян. Сами крестьяне заявляли, что всегда были свободными и помещики не имеют право считать их зависимыми.

В 1845 году Горийский уездный суд вынес решение в пользу грузинских князей. оставить во всегдашнем владении князей Мачабели этих крестьян. Осетинские крестьяне подали аппеляцию, но Тифлисская палата уголовного и гражданского суда утвердила решение уездного суда. Тогда последовала жалоба крестьян в Сенат, и в 1851 году Сенат признал, что князья Мачабели не представили уважительных доказательств действительного владения осетинами на крепостном праве, и поэтому отменил решения Тифлисского и Горийского судов, а Князьям Мачабели отказал в признании их права над осетинами. Важно также, что южные осетины никогда не принимали подданства Грузии, в противоположность тому как они, приняли подданство России. Они также не признавали власти над собой персидских шахов, в вассальной зависимости от которых находилась восточная Грузия.

Таким образом, можно констатировать, что осетины являются коренными жителями современной Южной Осетии, по крайней мере, начиная с 13 века, что дает им полные основания претендовать на эту территорию. Мы знаем множество современных государств, образовавшихся гораздо позднее. Что касается, Грузии, то она утратила контроль над данной территорией. Поэтому исторические претензии Грузии на Южную Осетию можно рассматривать так, как если бы Россия выдвинула претензии на Польшу или Финляндию.

Вообще, если взглянуть на вопрос исторически, то Россия имеет больше прав на Южную Осетию, чем Грузия. Это связано с принятием осетинами российского подданства в середине 18 в. В то время шла упорная борьба за контроль над Кавказом основных региональных держав – России, Ирана Турции и ее вассала Крымского ханства. Преобладающим народом на Северном Кавказе в тот период были кабардинцы, которые держали в вассальной зависимости другие горские народы, в том числе и осетин. Последние в 1749 г. приняли решение о присоединении к России и направили в Петербург посольство во главе с Зурабом Магкаевым. Целью посольства стало объявление о том, что осетинский народ желает быть в подданстве Ее Императорского Величества. В этом посольстве было несколько представителей Южной Осетии, а в документах рассматриваемого периода, нет деления Осетии на южную и северную - везде речь идет о единой Осетии. Посольство проработало в российской столице три года. В числе условий присоединения Осетии посольство обсудило с российским правительством вопросы внешней безопасности и переселения части осетин на равнинные земли.

Однако, российская дипломатия, учитывая фактор сюзеренно-вассальных отношений Кабарды с осетинами, проявляла осторожность. Это объяснялось желанием поддерживать союзнические отношения с Кабардой в борьбе с Крымским ханством и Турцией. Поэтому в тот момент Россия воздержалась от принятия осетин в свое подданство. Ситуация изменилась после победы России в русско-турецкой войне 1768-74 годов. По условиям Кючук-Кайнарджийского мирного договора Турция признала Кабарду состоящей в подданстве России. Автоматически это означало и признание российского подданства за кабардинскими вассалами, включая осетин. Формальный акт присоединения осетин к России состоялся 27 октября 1774 г., когда приехавшие в Моздок осетинские представители скрепили своими подписями пункты о подданстве осетин Российской империи.

По сложившейся в те времена практике подданство распространялось на народы, а не территории. Следовательно, можно утверждать, что в 1774 году южные осетины оказались в российском подданстве вместе с северными. Этот факт, кстати, был отмечен в недавнем постановлении Госдумы по событиям в Южной Осетии, где указывалось, что осетины вступили в состав России как единый народ.

В 1801 году после присоединения к России территории Картли-Кахетского царства двусмысленность в вопросе о подданстве южных осетин была окончательно устранена. Правда, административно Осетия оказалась разделенной между Кавказской губернией и Картли-Кахетией, имевшей статус губернии. Однако с учетом условного характера границ внутри Империи это никак не мешало осетинам взаимодействовать и развиваться как единому народу.

В этот период в Осетии были открыты первые школы. Серьезный вклад в изучение языка, истории и этнографии Осетии внесли русские ученые В.Ф.Миллер, М.Н.Ковалевский, Ф.И.Леонтович, П.С.Уварова и другие. Чрезвычайно важную роль сыграла разработка русским академиком Андреем Шегреном осетинского алфавита, основанного на русской графике. Его труд "Осетинская грамматика" вышедший в 1844 году заложил основу для научного изучения осетинского языка и сделал общедоступным овладение осетинской грамотой. Симптоматично в этой связи, что в 30-х годах в Грузинской ССР в рамках ассимиляторской политики бериевского руководства в Южной Осетии алфавит был переведен на грузинскую графику, и лишь в 50-х годах была восстановлена кириллица.

Распад Российской Империи вследствие революции 1917 года подверг осетинский народ новым серьезным испытаниям. Весь Северный Кавказ тогда стал ареной борьбы различных политических сил‚ а власть постоянно переходила из рук в руки. Четкого административно-территориального устройства там не сложилось до окончания гражданской войны. 7 мая 1920 года между Россией и Грузией был подписан мирный договор‚ где Россия признала независимость  Грузии, а также вхождение в ее состав Тифлисской губернии “со всеми уездами и округами“. Таким образом договор признавал суверенитет Грузии над Южной Осетией. При этом‚ естественно‚ мнения осетинского народа никто не спрашивал.

Но Грузия не очень серьезно отнеслась к своим обязательствам по договору и сразу же нарушила его положения. Это‚ в частности‚ касалось свободы действий на территории Грузии коммунистической партии и непосредственно затрагивало Южную Осетию‚ где по решению Кавказского Краевого комитета РКП(б) от 23 марта 1920 была провозглашена Советская власть. 6 мая 1920 года Юго-Осетинский ревком принял решение: "...подчиняясь приказу Кавказского краевого комитета, признаем необходимым объявить Советскую власть, пока в Рокском районе, закрыть ущелье... присоединиться к РСФСР... о чем известить Москву и демократическую Грузию." Это решение было направлено в адрес ЦК РКП(б) и другие российские инстанции.

Однако сразу после подписания мирного договора грузинское правительство организовало военный поход на Южную Осетию. Грузинская армия разгромила малочисленные осетинские формирования. В результате карательных акций было сожжено около 50 деревень‚ свыше 5 тысяч мирных жителей было уничтожено и около 60% осетин бежали в Северную Осетию. Причем в результате голода, холода, эпидемий тифа и холеры среди беженцев общее число жертв достигло свыше 15 тысяч человек. Оставшиеся жители спрятались в горах. В пустые осетинские деревни заселялись грузинами из Грузии. В итоге удельный вес грузин в этом районе вырос до 25%.

Действия грузинского руководства в Южной Осетии вызвали дипломатический демарш со стороны России. Наркоминдел РСФСР Чичерин направил меньшевистскому правительству Грузии ноту протеста. В ней‚ в частности‚ говорилось: "Мы с тревогой узнали, что в Южную Осетию, где провозглашена Советская Республика, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это верно, отозвать свои войска из Осетии, ибо считаем, что Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет. Вмешательство Грузии в дела Осетии было бы ничем не оправданным вмешательством в чужие внутренние дела".

Новое административно-территориальное деление на Кавказе утвердилось после гражданской войны. 17 ноября 1920 года была провозглашена Горская АССР, и Северная Осетия вошла в нее в качестве округа. А в декабре 1936 года по Конституции СССР Северная Осетия получила статус АССР в составе РСФСР. 20 апреля 1922 в Грузинской ССР была создана Юго-Осетинская автономная область. Однако автономия Южной Осетии носила номинальный характер. Грузинское руководство проводило там ассимиляторскую политику. Осетин вынуждали в документах изменять свою национальную принадлежность. Осетинские географические названия заменялись грузинскими. Численность населения Южной Осетии неуклонно сокращалась, как за счет увеличения миграции, так и за счет снижения рождаемости. С довоенных 107 тысяч человек оно сократилось до 99 тысяч человек в 1989 году. При этом доля осетин в общей численности населения снижалась, а доля грузин увеличивалась.

Поэтому‚ когда в 1989 году Грузию захлестнула волна национализма‚ а СССР стал трещать по швам‚ южные осетины серьезно обеспокоились. Ведь в их памяти были еще свежи воспоминания о грузинской агрессии 1920 года и они прекрасно себе представляли‚ что их ожидает в составе независимой Грузии. Руководство автономной области стало предпринимать превентивные меры‚ чтобы защитить национальные права своих граждан. 10 ноября 1989 года Совет народных депутатов области принял решение о ее преобразовании в автономную республику в составе Грузии‚ но Президиум Верховного Совета Грузии это решение отменил. Более того‚ для запугивания осетин грузинские националисты‚ получившие поддержку грузинских властей‚ организовали многотысячный марш на Южную Осетию. В нем участвовало от 30 до 60 тыс человек из различных районов Грузии. На автомобилях и автобусах они устремились к Цхинвалу под руководством Звиада Гамсахурдия. Первоначально на защиту города вышло 42 осетина, но вскоре к ним присоединилось все мужское население. Не сумев войти в Цхинвал, грузинские “манифестанты“ взяли его в кольцо блокады. Это продолжалось четыре месяца. Более 400 человек получили ранения, а шестеро были убиты.

В ноябре 1990 на выборах в Верховный Совет Грузии победили националисты‚ а Председателем Верховного Совета стал Звиад Гамсахурдия. Чуть более чем через месяц в столицу Южной Осетии были введены подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. Начались обыски и аресты южноосетинских активистов. Но вскоре осетинские отряды самообороны вытеснили грузинские войска из Цхинвала, после чего последние начали карательные акции против сельских районов Южной Осетии, не оставляя попыток взять штурмом Цхинвал. Вооруженное сопротивление грузинским войскам продолжалось до 14 июля 1992 года‚ когда на основе Дагомысских соглашений в зону конфликта были введены смешанные миротворческие силы.

С ноября 1989 года по июль 1992 года в результате агрессии Грузии в Южной Осетии погибло свыше 3 тыс. мирных жителей осетинской национальности, около 300 человек пропало без вести, свыше 40 тысяч человек вынуждены были оставить свои дома и переселиться в Россию‚ свыше 100 осетинских сел было сожжено. 20 мая 1992 года близ осетинского селения Зар грузинские боевики расстреляли автоколонну с беженцами, направлявшимися в Северную Осетию. Было убито 36 человек‚ в основном женщин, стариков и детей. Этот день стал в Южной Осетии днем национального траура.

Предположить‚ что такое может быть забыто и прощено в обозримом будущем‚ то есть пока не сменится несколько поколений‚ просто невероятно. Поэтому ожидать‚ что южноосетинский народ сейчас согласится войти в состав Грузии нереалистично. В этом принципиальная разница между Южной Осетией и Аджарией. Последняя никогда не отделялась от Грузии и не воевала с ней. К тому же аджарцы – это этнические грузины‚ только мусульмане. Поэтому противостояние в Аджарии не носило характера этнического конфликта. Это было столкновение грузинских элит‚ в котором победила более молодая и агрессивная. Когда возникла возможность войны‚ аджарская элита отступила‚ так как поняла‚ что не получит поддержки народа.

Южные осетины воевать готовы‚ причем не только руководство‚ но и рядовые граждане. Даже если предположить‚ что кто-то из руководства дрогнет‚ то его сразу же заменят более твердые лидеры. Поэтому Грузия может аннексировать Южную Осетию только вооруженным путем‚ а это будет означать войну и последующую этническую чистку. Причем в этой войне на помощь Южной Осетии несомненно придут северные осетины‚ а также добровольцы из Абхазии‚ Кабардино Балкарии‚ Нагорного Карабаха‚ Преднестровья и русские казаки. Так что такая война не будет для Грузии легкой прогулкой‚ и победа в ней вовсе не гарантирована‚ особенно с учетом плачевного состояния грузинской экономики и слабости грузинской армии.

Последние же события наглядно показали‚ что разработанный в Тбилиси план “мирного“ захвата Южной Осетии не сработал. Суть этого плана состояла в том‚ чтобы путем небоевой‚ но вооруженной экспансии взять под контроль грузинских войск ключевые точки Южной Осетии и парализовать деятельность правительства в Цхинвали. В осуществление этого плана 31 мая сего года Грузия ввела дополнительные части внутренних войск и спецназа в демилитаризованную зону в районе грузино-осетинского конфликта. Когда последовали протесты Южной Осетии и России‚ то грузины основную часть войск вывели‚ но в отдельных селах с преобладанием грузинского населения выставили вооруженные посты‚ которые не были санкционированы командованием миротворческих сил. Это позволило Тбилиси взять под контроль некоторые ключевые транспортные коммуникации и фактически блокировать часть осетинских сел. Все это сопровождалось активной пропагандистской кампанией‚ включающей гуманитарные акции и обвинения южноосетинского руководства в контрабанде.

Следующим шагом грузинской экспансии должно было стать расширение зоны выставления постов за пределы собственно грузинских сел. Но осетины разгадали план Саакашвили и стали эти посты обстреливать. Это затруднило грузинскую экспансию‚ так как продолжать ее без боевых столкновений стало уже не возможно. На заседаниях Смешанной Контрольной Комиссии (СКК) 2 и 15 июля грузинская сторона дала обещание все незаконные посты вывести‚ но не сделала этого и похоже не собирается. А это является главным источником нынешней напряженности‚ поскольку пока эти посты сохраняются перестрелки будут продолжаться. Единственный способ нормализовать ситуацию – это выдворить незаконные посты из зоны конфликта силой‚ а в случае сопротивления – выбить их вооруженным путем. К сожалению‚ российские миротворцы в зоне конфликта заняли примиренческую позицию и пока ограничиваются уговорами‚ а Саакашвили чувствуя безнаказанность ведет себя все более вызывающе. Фактически Россия сейчас проводит печально известную политику умиротворения агрессора. Думается‚ что пока грузинская экспансия не получит надлежащего силового отпора напряженная обстановка в зоне конфликта будет сохранятся.

Отступать России сейчас никак нельзя‚ несмотря на убаюкивающие заявления Саакашвили “о вечной дружбе“ между Грузией и Россией. Сдача Южной Осетии нанесет невосполнимый ущерб авторитету российской федеральной власти в Северной Осетии и на Кавказе в целом‚ а войну все равно предотвратить не сможет. Между тем‚ осетины сейчас – наши наиболее надежные союзники на Кавказе, а подавляющее число южных осетин приняли российское гражданство. Если осетины отвернутся от России‚ то потеря всего Северного Кавказа будет лишь вопросом времени‚ особенно если учитывать‚ что грузино-осетинский конфликт оказался в эпицентре глобальных геополитических процессов. Дело в том‚ что недавно существенно изменились приоритеты Запада в Закавказье. В конце прошлого года США и их союзники по НАТО решили поставить этот район под свой военный контроль и выдавить оттуда Россию. Расширив НАТО до границ России с севера‚ они теперь пытаются охватить нас с юга и выйти в Центральную Азию. Цель этой стратегии – создать по периметру наших границ цепь недружественных государств‚ зависимых от Запада. Эти государства в дальнейшем станут плацдармами для поддержки на нашей территории вооруженного сепаратизма в районах с преобладанием национальных меньшинств. Это будет держать Россию в корсете этнических конфликтов и не позволит ей серьезно влиять на мировую политику и даже полноценно отстаивать свои экономические интересы.

Запад спешит‚ поскольку Россия усиливается. Во времена Ельцина Запад полагал‚ что Россия сама собой развалится и ничего особо делать не надо. А сейчас они забеспокоились. Тем более‚ на фоне усиливающейся России на Западе дела‚ наоборот‚ идут в худшую сторону. В США нарастает экономическая нестабильность‚ а Западная Европа пребывает в экономической стагнации. В полной мере проявилась зависимость западных экономик от поставок энергоресурсов извне‚ в то время как усиливается конкуренция за эти ресурсы со стороны развивающихся экономик Азии. Одновременно неудачи США в Ираке развеяли миф о несокрушимости американской военной машины‚ а нестабильность на Ближнем Востоке стала препятствовать полномасштабной реализации энергетического потенциала этого региона в интересах Запада. То есть Запад на глазах слабеет и в этих условиях ему необходимо застолбить некоторые геополитические позиции‚ чтобы не допустить усиления потенциальных конкурентов‚ в частности‚ России.

Отсюда – и нынешняя активность Запада в Закавказье. И деятельность Саакашвили следует рассматривать в рамках этой стратегии. Ведь он - ставленник Запада и его основная задача – выдавить российское военное присутствие из Грузии и подготовить ее к вступлению в НАТО. Понятно‚ что в условиях продолжения конфликтов в Абхазии и Южной Осетии и присутствия в зоне этих конфликтов российских войск вступление Грузии в НАТО невозможно. А разместить натовские базы просто так Саакашвили тоже не может‚ так как понимает‚ что в этих условиях Грузия лишиться всех экономических преференций‚ которые она сейчас получает от России. Но это в Тбилиси еще как-то смогли бы пережить с учетом возможных западных дотаций на содержание баз. Главное‚ что в этом случае Россия может взять и признать независимость Абхазии и Южной Осетии, а затем развернуть там свои военные группировки.

Кстати для признания независимости Южной Осетии у России есть веские основания. Дело в том‚ что независимая Грузия в границах Грузинской ССР никогда не существовала. Признание территориальной целостности Грузии в этих границах ни исторически‚ ни юридически не обосновано. Исторический аспект был рассмотрен выше. А юридически Южная Осетия в момент развала СССР имела полное право выйти из состава Грузии. По закону о порядке выхода из состава СССР автономные республики имели право принимать решения о принадлежности к СССР самостоятельно. И Южная Осетия приняла решение о пребывании в составе СССР‚ в отличие от Грузии‚ которая вышла из СССР еще до Беловежских соглашений. То есть к моменту развала СССР Южная Осетия в составе Грузии легально уже не находилась. А уже после развала СССР 19 января 1992 года в Южной Осетии прошел референдум‚ где свыше 98% голосовавших высказались за независимость республики. Затем 29 мая 1992 года Верховный Совет Южной Осетии принял Акт о государственной независимости.

Тем не менее‚ в настоящий момент в вопросе о Южной Осетии Россию вполне устроило бы сохранение статус-кво. Думается‚ что это вполне устроило бы и грузинскую сторону‚ если бы она рассматривала ситуацию‚ исходя из собственных интересов‚ а не интересов Запада. В конце концов‚ пройдет много времени‚ лет так 50. Старые раны зарубцуются. Наладятся экономические отношения между грузинами и осетинами. (Для этого‚ конечно‚ нужно‚ чтобы Грузия создала наиболее благоприятный режим для экономических и человеческих контактов). Грузия станет действительно демократическим государством‚ где будут уважаться права национальных меньшинств. Тогда и можно будет поставить вопрос об объединении в практическую плоскость. В этом смысле официальному Тбилиси следовало бы взять пример с Китая. Ведь добились же китайцы воссоединения с Гонконгом и Макао. Терпеливо ждут‚ когда созреют условия для объединения с Тайванем. Ведут долгие и нудные переговоры на эту тему уже не одно десятилетие. Также следует поступить и Грузии‚ приняв сейчас за данность‚ что за исторические ошибки приходится платить‚ и иногда – долго.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ