Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №106(15.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Соотечественники,
6 сентября 2004

В окопах языковой войны

Владимир Павлов

Леденящая кровь трагедия в осетинском Беслане, естественно, на какое-то время отодвинула на задний план все прочие мировые новости. Поэтому приуроченные к началу учебного года события в Латвии, связанные с проводимой тамошними властями противоречивой реформой школьного образования, оказались почти не замеченными в российских СМИ.

Впрочем, в самой Латвии к этому отнеслись с полным пониманием. На открытии организованного Штабом в защиту русских школ митинге протеста его участники почтили минутой молчания погибших в Северной Осетии школьников и учителей. При этом представитель Штаба Александр Казаков заявил: "Надеюсь, мы никогда не испытаем и морального терроризма".

Эти слова вполне соответствуют остроте ситуации вокруг проблемы резкого сокращения преподавания на родном языке для русскоязычных школьников, складывающейся в республике уже более года. Начиная с мая прошлого года, в Латвии проходят масштабные акции протеста противников перевода школ для национальных меньшинств на преимущественно латышский язык обучения, в которых активное участие принимают и сами школьники. В конце февраля с.г. обрели силу закона поправки к закону об образовании. Они предусматривают завершение к 2007 году реформы системы обучения в школах нацменьшинств, официально начавшейся 1 сентября 2004 года с перевода 10-х классов на обучение в пропорции: 60% – на латышском языке и 40% – на "негосударственном языке" нацменьшинств.

Это вызвало взрыв возмущения русскоязычного населения. Русскоязычные, составляющие примерно треть от 2,4 миллиона жителей страны, заявляют, что проводимая реформа – это ущемление их прав на культурную самобытность. Для 150 школ с преподаванием на русском языке это представляет значительную проблему. Самая многолюдная акция протеста состоялась в Риге 1 мая этого года, когда была объявлена двухдневная забастовка, многие учащиеся русских школ не пришли на занятия, а на митинг к памятнику Победы пришло до 20 тысяч человек. С 23 августа группа родителей русских школьников провела также голодовку протеста.

Начало нового учебного года ознаменовалось новыми масштабными протестными акциями. В первых числах сентября в парке Победы на митинги противников реформы образования в русских школах собиралось несколько тысяч человек (по разным данным – до 5-6 тысяч человек). Организаторы акции протеста рассчитывали на поддержку несколько десятков тысяч сторонников, но, по мнению активистов Штаба в защиту русских школ, власти сделали все, чтобы отвлечь молодежь путем организации приуроченного к началу учебного года концерта с участием популярных музыкантов и прочих развлекательных мероприятий.

В связи с этим в конфликтную ситуацию, окружающую введение нового закона об образовании на латышском языке в Латвии, оказалась вовлечена и известная российская рок-группа "Мумий Тролль". Концерт прошел в то же время, что и акции протеста русскоязычного населения страны. В этом Штаб в защиту русских школ усмотрел попытку властей отвлечь подростков от демонстраций. В русскоязычной прессе даже появилась информация, что гонорар музыкальной группы, выплаченный ей в Риге, составил в рублевом эквиваленте более 2 млн. рублей.

Правда, по данным балтийского информационного портала Delfi, лидер "Мумий Тролля" Илья Лагутенко отверг обвинения в "предательстве" и заявил, что концерт, по его словам, преследует обычную для любой группы цель – популяризацию их творчества, и что они получили заверения в "неполитическом" характере концерта. Но эти объяснения не слишком способствовали успокоению страстей. Депутат латвийского сейма Яков Плинер, обращаясь к участникам митинга, призвал их не уступать и продолжать требовать отмены реформы. По его словам, латвийским политикам, несмотря на масштабные акции протеста, "не хватает политической смелости" объявить мораторий на реформу.

Демонстрация, кстати, протеста прошла вопреки судебному запрету властей. Представители Штаба в защиту русских школ раздавали на праздничных линейках по случаю начала нового учебного года листовки протеста. При этом полиция задержала несколько молодых активистов, приковавших себя 1 сентября наручниками к двери здания кабинета министров Латвии. В рамках митинга проводилась также запись всех желающих в создаваемый Объединенный конгресс русской общины Латвии (ОКРОЛ). Представители русскоязычной общины заявляют, что сдаваться не намерены, и протесты будут продолжаться.

Латвийские власти в свою очередь демонстрируют "непоколебимость" и решимость "не поддаваться на давление" и проводить образовательную реформу по прежнему плану. Латвийский парламент 2 сентября отклонил предложенные фракцией объединения "За права человека в единой Латвии" ("ЗаПчел") поправки к закону об образовании, предусматривающие приостановление реформы образования в средних школах национальных меньшинств.

В ходе обсуждения поправок депутат от фракции "ЗаПчел" Николай Кабанов заявил, что родители, педагоги и школьники недовольны политикой латвийского правительства в сфере образования. Он призвал объявить мораторий на перевод школ нацменьшинств на латышский язык обучения до тех пор, пока не будет найдено приемлемое для сторон решение проблемы. Фракция также предлагала поручить правительству до 1 октября разработать и представить в сейм законопроект об учебных заведениях нацменьшинств. Однако сейм Латвии, уже несколько раз отклонивший инициированные левой оппозицией поправки к закону об образовании, и на этот раз был непреклонен.

Как отмечают обозреватели, вопрос реформы образования уже давно вышел за рамки чисто образовательной тематики и даже стал политическим фактором международного уровня. Об этом говорит хотя бы тот факт, что проблема ущемления прав русскоязычного нацменьшинства постоянно поднимается Россией в контексте российско-латвийских отношений. В связи с некоторыми последними высказываниями ряда должностных лиц Латвии, в которых они обосновывали правоту официальной Риги в проведении реформы образования, МИД России заявил в своем специальном комментарии, что нынешнее положение с правами русскоязычных учащихся несравнимо хуже той ситуации, которая имела место с преподаванием латышского языка в Латвии в период ее пребывания в составе СССР.

Комментируя ситуацию складывающуюся в Латвии вокруг реформы образования, многие местные наблюдатели отмечают, что причины напряженности в обществе по данному вопросу во многом лежат в нежелании латвийских властей вести нормальный диалог с русскоязычной общиной. Вместо того, чтобы терпеливо формировать общественное мнение среди нелатышей в пользу реформы образования, разъяснять суть реформы, отвечая на наболевшие вопросы, руководство министерства образования основное внимание сосредоточило на проведении "индоктринационных" мероприятий среди директоров и учителей школ, практически игнорируя тех, кого непосредственно касается реформа.

Более того, бывший министр образования и науки Карлис Шадурскис ни в одном из своих заявлений не посчитал нужным обратиться к учащимся русских школ, но зато не раз позволял себе прибегнуть к риторике, только разжигавшей конфликт и межэтническую рознь. Он, например, нередко обвинял Штаб в защиту русских школ и другие организации русской общины Латвии в "подстрекательстве к деструктивным действиям". Свою лепту в это внесли и некоторые депутаты Сейма и Рижской думы.

В итоге между правительственными чиновниками и организациями, представляющими и выражающими интересы русскоязычного населения Латвии, была построена такая стена, которая если и не исключает, то чрезвычайно затрудняет любой диалог между ними. По мнению некоторых наблюдателей, активисты русскоязычных движений также не использовали возможности общенациональных СМИ Латвии для разъяснения своей позиции латвийской общественности. В результате в русской и латышской прессе совершенно по-разному отражаются одни и те же общественные процессы.

В последнее время власти Латвии, правда, предприняли попытки исправить эту ситуацию. Так, новый министр образования и науки Юрис Радзевич для налаживания диалога с русской общиной Латвии и активистами русских школ предложил пост своего советника Сергею Анцупову, бывшему журналисту латвийского и российского ТВ, этническому русскому, свободно владеющему латышским языком и недавно получившему латвийское гражданство.

Однако в целом ситуация вокруг реформы образования остается достаточно напряженной и конфликтующие стороны пока не намерены покидать своих "окопов". Поэтому можно прогнозировать, что напряженность между обеими языковыми общинами при защите своих интересов и позиции в отношении применении языков в образовании и общественном пространстве Латвии в целом будет возрастать. Это будет продолжаться до тех пор, пока не будут найдены точки соприкосновения и не будет налажен действительно конструктивный и доброжелательный диалог, естественно на основе учета и уважения интересов русскоязычных жителей Латвии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ