Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №106(15.09.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

28 августа. Белоруссию с рабочим визитом посетил министр обороны Азербайджана ген.-полк. Сафар Абиев. В рамках визита прошли переговоры между министром обороны Белоруссии ген.-полк. Леонидом Мальцевым и его азербайджанским коллегой по вопросам военного сотрудничества в рамках программы «Партнерство ради мира».

28 августа. СМИ республики сообщили о том, что белорусская автоматизированная система управления, продемонстрированная в ходе учения ВВС и войск ПВО на российском полигоне Ашулук, прошла успешное практическое испытание. Председатель государственного военно-промышленного комитета Белоруссии Николай Азаматов отметил – АСУ, которую создали специалисты его комитета совместно с министерством обороны республики, нет даже у США. Белорусские оборонщики обогнали их в этой области на пять лет. Особенностью конструкции АСУ является антенна без вращающейся части.

29 августа. ХХVIII летние Олимпийские игры в Афинах завершились для белорусской олимпийской команды, спортсмены республики завоевали в Греции 15 олимпийских наград: 2 золотые, 6 серебряных и 7 бронзовых (26-е общекомандное место в неофициальном зачете).

30 августа. В Бресте с неясным диагнозом была госпитализирована олимпийская чемпионка в беге на 100 метров, выдающаяся белорусская легкоатлетка Юлия Нестеренко.  Среди причин неожиданного заболевания фигурировали нервный срыв и неизвестный вирус.

30 августа. Президенту Республики Белоруссия, главнокомандующему Вооруженными силами, главе Совета безопасности, президенту Национального олимпийского комитета РБ, председателю Высшего государственного совета российско-белорусского Союзного государства Александру Лукашенко исполнилось 50 лет. Юбиляра поздравил, в частности, председатель Парламентского собрания СБР, председатель Государственной Думы Федерального Собрания России Борис Грызлов. В послании Грызлова отмечено, что благодаря политике, проводимой Лукашенко, Белоруссия добилась важнейшего стратегического прорыва на пути установления интеграционных отношений с Россией.

30 августа. По сообщению газеты «Вечерний Минск», в Белоруссии прекратили свою работу 54 специализированных инвестиционных фонда, созданных в 1994—1995 гг. для аккумуляции именных приватизационных чеков «Имущество». СИФы вкладывали их в первую очередь в акции приватизируемых предприятий, а также в банки. Однако деятельность фондов оказалась малоэффективной, в связи с чем они прекратили свою работу. Большинство СИФов произвели расчеты с акционерами и ликвидированы как юридические лица. Сегодня в стадии ликвидации находятся последние 13 СИФов.

      30 августа. «Время новостей» привело  высказывание Александра Лукашенко  при назначении «одного из наиболее опытных белорусских дипломатов» Андрея Дапкюнаса постоянным представителем республики при ООН. Напутствуя его, Лукашенко заявил о необходимости развивать отношения не только с ООН, но и с США: «США - ведущая держава. Нам надо с ней работать и, несмотря на некоторые сложности, налаживать отношения».

31 августа. Депутат Палаты представителей, лидер депутатской группы «Республика» ген. Валерий Фролов высказался категорически против продления полномочий нынешнего президента РБ на третий срок. Александру Лукашенко, по его словам, вполне хватило двух сроков, чтобы полностью раскрыть себя. Глава государства создал в стране атмосферу страха, создал мощную репрессивную машину. В Белоруссии есть стабильность, но это не та стабильность, которая нужна народу. Должна быть стабильность развития, которой, к сожалению, мы лишены, - сказал Фролов.

31 августа. В Белоруссии фиксированные розничные цены на водку с этой даты повышены в среднем на 1,4% . Новая цена 0,5 литра водки в среднем -  4863,3 бел. руб. (около 65 российских руб.).

1 сентября. Александр Лукашенко направил президенту России Владимиру Путину телеграмму, в которой говорилось о том, что с чувством глубокого возмущения и осуждения в Белоруссии воспринято известие о захвате детей террористами в Северной Осетии. От имени белорусского народа и от себя лично Лукашенко выразил поддержку российскому лидеру и народу России, всем, чьи родные захвачены в качестве заложников в г.Беслан.

1 сентября. В День знаний все белорусские первоклассники получили в подарок новое учебное издание «Беларусь – наша Радзіма. Падарунак Прэзідэнта Рэспублікі Беларусь Аляксандра Лукашэнкі першакласніку». В этом учебном пособии даны основные сведения о Белоруссии, ее символике, государственности и истории. На страницах книги представлены рубрики «З гісторыі маёй Радзімы», «Славутыя імёны беларускай зямлі», «Заўсёды ў памяці народнай...», «Беларуская народная культура», «Беларусь спартыўная» и другие.

1-6 сентября. Прошла 17-я Московской международная книжная выставка-ярмарка, на которой белорусские издательства продемонстрировали свыше 500 книжных новинок.

2 сентября. Министерство иностранных дел Белоруссии выступило с заявлением, осуждающим взрывы гражданских самолетов, террористический акт в Москве и захват заложников в Северной Осетии.

3 сентября. В Посольстве Республики Белоруссия в Москве прошла встреча вице-мэра Москвы Валерия Шанцева, полномочного представителя президента РБ в России – заместителя премьер-министра РБ Василия Долголева и посла Белоруссии в России Владимира Григорьева с руководителями официальных делегаций областей Республики Белоруссия и города Минска – членами Совета делового сотрудничества Москвы и Республики Белоруссия.

3 сентября. Российским ветеранам из Подмосковья были вручены юбилейные медали «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков». Медали, учрежденные в честь юбилея освобождения Белоруссии, уже получили многие российские ветераны, проживающие не только в Москве, но и в других российских городах. До конца года при помощи местных властей и военкоматов награды будут вручены более 31 тысячи российских ветеранов.

3 сентября. В Белорусском государственном университете отметили юбилей - 70-летие Исторического факультета.

6 сентября. Закрылась выставка-ярмарка в Северном административном округе Москвы, в которой приняли участие более 40 предприятий Витебской области Белоруссии.

6 сентября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что переход с 1 января 2005 г. в торговле с Россией на взимание налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения без изъятий и ограничений не должен повлечь рост цен в республике. Работа над проектом соглашения между правительствами Белоруссии и России о взимании налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения в торговле между двумя странами, по словам Лукашенко, будет продолжена, исходя из того, что новый порядок взимания налога не вызовет негативных последствий для белорусских граждан и организаций.

6 сентября. В Минске состоялась встреча исполнительного секретаря СНГ Владимира Рушайло с президентом Белоруссии Александром Лукашенко. На ней были обсуждены вопросы повышения эффективности сотрудничества в рамках Содружества.

6 – 7 сентября. Акции против террора прошли по всей территории Белоруссии. Белорусский народ выразил желание помочь и поддержать россиян, столкнувшихся с проявлениями крайней жестокости и бесчеловечности. К посольству России шли люди почтить память погибших, многие из них принесли цветы и поминальные свечи. На многих предприятиях Минска и других городов прошли митинги солидарности с жителями Беслана. В них приняли участие десятки тысяч человек. Митинг-реквием в память о погибших в Беслане прошел на могилевском предприятии «Моготекс». Выступающие были единодушны - это трагедия не только России, это трагедия всего человечества: у терроризма нет границ и национальностей. Акции, осуждающие терроризм, прошли и на других предприятиях Могилева – «Могилевхимволокно», «Электродвигатель», автомобильном заводе им. Кирова. Солидарность с пострадавшими жителями Беслана выразили на своих собраниях студенты могилевского Белорусско-Российского университета, университета продовольствия, школьники областного центра. В трудовых коллективах и учебных заведениях Гомельской области приняты обращения к североосетинскому народу, администрации Северной Осетии, правительству России со словами соболезнования и солидарности. В Брестском техническом университете прошел митинг под лозунгом «Нет терроризму!». Трагедию в Осетии студенты и преподаватели БТУ назвали вызовом современному миру, в равной степени угрожающим всему человечеству.   Жители Бреста шли в генеральное консульство России в этом городе с тем, чтобы оставить свои записи в книге соболезнований. Митинги в поддержку россиян прошли практически на всех предприятиях Бреста, акции поддержки прошли и на предприятиях Витебской области, в Орше, Новополоцке, Гродно и др.

Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Белоруссии Филарет провел заупокойную службу в память о жертвах, умученных и страдальчески убиенных от рук террористов в Беслане. Служба прошла в Свято-Духовом кафедральном соборе в Минске. Митрополит Филарет отметил, что горе и боль не имеют вероисповедания. Православные белорусы посетили храмы РПЦ, в Свято-Духовом кафедральном соборе побывал президент РБ Александр Лукашенко. Белорусский лидер поставил свечи в память о школьниках и их родителях, погибших в Беслане от рук террористов, а также за здравие тех, кто пострадал от теракта и находится в больнице.

7 сентября. Заместитель министра по чрезвычайным ситуациям РБ ген.-м. Борис Барингольц информировал о том, что Белоруссия окажет помощь пострадавшим в результате террористического захвата школы в Беслане на сумму 150 тысяч долларов США. Из фонда ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в качестве помощи будет выделено 75 тыс. долл., бесланским школьникам также будет выделен автобус МАЗ стоимостью 75 тыс. долл.

7 сентября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко назначил на 17 октября с.г. проведение всенародного референдума по вопросу о возможности его участия в следующих президентских выборах. Об этом Лукашенко сообщил в обращении к народу страны, которое транслировали все телевизионные национальные каналы. На референдум фактически вынесены два вопроса, которые сформулированы белорусским лидером следующим образом: «Разрешите ли вы первому президенту Белоруссии Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в президенты Белоруссии в выборах президента, и принимаете ли часть статьи Конституции номер 81 в следующей редакции: президент избирается на пять лет непосредственно народом Белоруссии на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании?». «Совет с народом» будет совмещен с выборами в нижнюю палату Национального собрания РБ. Очередные выборы президента Республики Белоруссия пройдут летом 2006 года.

7 сентября. В Минске открылся штаб миссии от СНГ по наблюдению за парламентскими выборами в Белоруссии. Планируется, что миссия наблюдателей от СНГ охватит наблюдением все этапы выборов, осуществит правовую экспертизу избирательного законодательства, даст оценку избирательного процесса в целом.

7 сентября. Сотрудники посольства Республики Белоруссия в России приняли решение оказать добровольную материальную помощь пострадавшим в результате теракта в Беслане. Посольство обратилось также ко всем белорусским сотрудникам интеграционных органов и представительствам белорусских предприятий и организаций в России откликнуться на беду братского российского народа и оказать посильную помощь.

7 сентября. Министр иностранных дел Белоруссии Сергей Мартынов на встрече с главой Миссии ОБСЕ по международному наблюдению за парламентскими выборами в РБ Одри Гловер подтвердил что белорусские власти предприняли все усилия по обеспечению свободных, справедливых и демократических выборов в соответствии с национальным законодательством и международными обязательствами страны.

7 сентября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко предложил главам стран СНГ принять на саммите в Астане совместное заявление в связи с терактами в России. В этой связи он направил письмо председателю Совета глав государств СНГ, президенту Украины Леониду Кучме.

7 сентября. Премьер-министр России Михаил Фрадков подписал постановление, согласно которому российское правительство с 7 октября 2004 г. отменяет экспортные пошлины на ряд товаров, вывозимых из России в государства-участники Таможенного союза, включая  Белоруссию. Беспошлинно в Белоруссию могут теперь поставляться оловянная и циркониевая руда, оксиды никеля и меди, марганец, висмут, никелевые сплавы, целлюлоза, бумага и картон, а также продукция легкой промышленности, медицинские инструменты и морские деликатесы.

7 сентября. Концерн "Белтопгаз" подписал контракт на поставку 10 тыс.т торфогрунтов в Германию. Концерн планирует подписать также ряд контрактов на поставку торфогрунтов в Польшу и Чехию.

8 сентября. Официальный представитель МИД России Александр Яковенко заявил на пресс-конференции, что решать вопрос об участии Александра Лукашенко в президентских выборах - право белорусского народа, а принимаемые решения по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни являются внутренним делом Белоруссии. Принципиально важно, по словам Яковенко, чтобы референдум прошел транспарентно, в соответствии с избирательным законодательством и общепринятыми демократическими нормами.

8 сентября. Министр иностранных дел Литвы Антанас Валенис, выступая по радио, оценил объявление в Белоруссии референдума как негативный шаг руководства республики. Подобный шаг, по его мнению, не будет способствовать укреплению демократии в Белоруссии. Председатель комитета по иностранным делам литовского сейма Гедиминас Киркилас, комментируя намерение Александра Лукашенко добиться разрешения на право участвовать в выборах в третий раз, назвал эту акцию недемократичной и незаконной.

8 сентября. По утверждению председателя Центральной комиссии по выборам и проведению референдумов РБ Лидии Ермошиной, вопрос, выносимый на референдум в Белоруссии, не противоречит Избирательному кодексу республики. Избирательное законодательство, как отметила Ермошина, запрещает выносить на референдум вопросы, связанные с назначением и освобождением от должности президента Белоруссии, продлением его полномочий. Однако Лукашенко просит решить вопрос о его праве как гражданина республики участвовать в очередной раз в выборах президента. С мнением Ермошиной не согласился бывший спикер Верховного Совета Мечислав Гриб: сама постановка на референдуме вопроса относительно изменения Конституции выглядит сомнительной с чисто юридической точки зрения. Ст. 78 Конституции Республики Беларусь: "Порядок проведения республиканских и местных референдумов, а также перечень вопросов, которые не могут быть вынесены на референдум, определяются законом Республики Беларусь" - носит отсылочный характер, считает Гриб. Согласно статье 112 Избирательного кодекса, "на республиканский референдум не могут выноситься вопросы… связанные с избранием и освобождением президента Республики Беларусь". Соответственно, без внесения в Избирательный кодекс каких-то изменений референдум по этому вопросу неправомерен.

9 сентября. Президент фонда «Политика» Вячеслав Никонов в интервью радиостанции «Эхо Москвы» подчеркнул, что шансы президента Белоруссии Александра Лукашенко на участие в следующих президентских выборах очень велики. У Лукашенко, сказал политолог, нет абсолютной народной поддержки, но в Белоруссии нет серьезных альтернативных фигур, а, кроме того, выиграть референдум ему, безусловно, поможет административный ресурс. Другой российский политолог, сопредседатель СВОП Сергей Караганов отметил на страницах «Российской газеты», что мало кто сомневается, что в условиях нынешней Белоруссии Лукашенко сможет выиграть референдум. Но никто не сомневается, что международное сообщество, значительная часть белорусского общества и народа не примут результаты этого референдума. Если Лукашенко выиграет референдум и пойдет на выборы, их придется еще выигрывать. А в условиях, когда у него не будет групп поддержки ни в одной из зарубежных стран, Белоруссия будет скользить в еще большую изоляцию.

9 сентября. Президент Белоруссии Александр Лукашенко поздравил председателя Комитета обороны, генерального секретаря Трудовой партии Корейской Народно-Демократической Республики Ким Чен Ира с Днем создания КНДР.  

 10 сентября. Миссия ОБСЕ (БДИПЧ) приступила к наблюдению за ходом выборов в Палату представителей Национального собрания РБ.

  10 сентября. Начальник Слонимского управления магистральных газопроводов Юрий Бессонов в Гродно информировал о том, что газокомпрессорная станция, которая станет одним из производственных объектов газопровода «Ямал-Европа», будет построена возле д.Ганьки Слонимского района. Строительство этой газокомпрессорной станции запланировано в кратчайшие сроки – за 14 месяцев.

 11 сентября. В здании консульства России в Минске вспыхнул пожар. Причина пожара осталась неизвестной.

13 сентября. Министерство иностранных дел Белоруссии опровергло информацию об отказе в выдаче визы представителю ОБСЕ по свободе СМИ Миклосу Харазти.

13 сентября. Первый заместитель председателя Минского горисполкома Николай Ерохов сообщил, что строительство торгового центра «Минск» вскоре начнется в Москве. Это намерение мэр Москвы Юрий Лужков высказал еще в 2003 г., отдав должное высокому качеству белорусской продукции, поставляемой в столицу России.

13 сентября. Премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский в Нижнем Новгороде заявил, что республика заинтересована в том, чтобы российский бизнес присутствовал в белорусской экономике. Сидорский, кроме того, подчеркнул, что Белоруссия полностью оплачивала и оплачивает все поставки российского газа и нефти.

13 сентября.  Концепция развития белорусской науки на период до 2015 года разработана в Национальной Академии наук. Она предусматривает повышение роли науки в социально-экономическом развитии республики и обеспечении национальной безопасности. Концепция будет вынесена на суд научной общественности на первом съезде белорусских ученых, который состоится в ноябре 2004 г.

13 сентября. Министры иностранных дел 25 стран-членов Евросоюза высказали серьезную озабоченность в связи с предстоящим в Белоруссии референдумом по вопросу возможного участия Александра Лукашенко в очередных выборах президента. В случае, если парламентские выборы и всенародный референдум в Белоруссии не будут свободными и справедливыми, это  будет иметь отрицательные последствия для отношений между Евросоюзом и Белоруссией.




Обращение Президента Республики Беларусь А.Г.Лукашенко к белорусскому народу в связи с объявлением референдума

Уважаемые соотечественники!

В соответствии с действующей Конституцией нашего государства я подписал Указ о проведении всенародного референдума.

Он состоится 17 октября этого года. Почему в этот день?

Как Вы знаете, 17 октября пройдут выборы в белорусский Парламент. Это крупная и ответственная, политически значимая кампания. Выборы как мобилизуют, сплачивают общество, так и отвлекают его от насущных проблем. Чтобы избежать такого отвлечения, не отрывать Вас от выполнения задач, стоящих перед Вами и Вашими семьями, решено совместить выборы и референдум. Более того, мы сможем избежать дополнительных затрат, объединив эти политические мероприятия.

Вопрос на референдум выносится один, и звучит он так:

"Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Александру Григорьевичу Лукашенко участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента и принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:

"Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании".

Как и обещал Вам ранее, в случае моего решения об участии в президентских выборах 2006 года, я обязательно посоветуюсь с Вами и попрошу Вашего разрешения. Я так и поступаю.

Я не стал разыгрывать различные схемы и комбинации, действую честно и, как всегда, открыто. А Вы, когда я Вас просил, всегда меня поддерживали. Именно благодаря полному взаимопониманию между Главой государства и народом мы достигли определенных результатов в нашем развитии.

Вспомните времена десятилетней давности.

Крупнейшие предприятия работали по 2-3 дня в неделю. Средняя зарплата достигала 20-25 долларов. Пенсионеры по полгода не получали пенсии. Многомесячные долги по зарплате. Набирал силу процесс разграбления народного хозяйства. Армия, правоохранительная система разваливались, а человек в погонах, защитник Отечества, был поставлен в униженное положение.

И чувство отчаяния, безысходности у основной массы людей.

Я далек от того, чтобы утверждать, что за эти годы все делалось правильно. Были ошибки, были недостатки. Я их вижу и за них переживаю.

Но мы не только отвели народ от пропасти - страна твердо встала на путь созидания, поступательного развития.

Собственным трудом, не влезая в долги, наше государство неуклонно идет вперед.

Все крупнейшие предприятия страны работают в полную силу. Их продукция востребована и на Востоке, и на Западе. Мы расширили белорусские позиции на самых престижных сегментах мирового рынка.

Да, живем мы пока небогато. Но достаток нашей белорусской семьи неуклонно растет.

Как и намечали, средняя зарплата к концу этого года составит без малого двести долларов, а в следующем обязательно достигнет двухсот пятидесяти. Вырастут пенсии, мы повысим стипендии.

Ощутимо возрастет поддержка многодетных семей, особенно в плане получения ими жилья.

Когда Вы будете обдумывать, пойти ли на референдум и как голосовать, задайте себе вопрос: хотите ли Вы закончить строительство нашего дома для наших детей, фундамент которого мы заложили вместе с Вами? Дома спокойного, уютного, в котором царит мир и согласие.

Посмотрите вокруг: вся Беларусь представляет собой огромную строительную площадку.

Хорошеют, обустраиваются Минск, областные, районные центры, села. Нашими руками Беларусь превращается в один из красивейших уголков Европы.

Мы сохранили деревню, поддержали крестьян. Почти 6 миллионов тонн зерна в прошлом году и свыше 7 миллионов в нынешнем - это огромный труд, а не только погода.

Страна вышла на рубежи, с которых реально решение масштабной и качественно новой задачи возрождения села.

Такие дела никогда не делались и не будут делаться "самотеком". Без повседневного и самого энергичного напора со стороны Президента, всего руководства нашего государства вся эта работа заглохнет.

Говоря обо всем этом, я переживаю за то, что наша с Вами страна очень уязвима.

Беларусь с ее чистыми озерами, заповедными лесами, с неразграбленным народным хозяйством притягивает к себе алчные взоры со всех сторон.

Я хорошо вижу людей, которые уже давно, говоря по простому, "роют землю", чтобы в 2006 году придти к власти. Знаю, где, у кого и под какие обещания они берут деньги.

Понятны и помыслы тех, кто их финансирует. Это выгодное вложение капитала. Если удастся продвинуть на должность Президента прикормленного человека, они получат белорусские заводы, фабрики. Всю нашу страну и нашу землю.

Последние годы для меня не было более значимой заботы, нежели та, которую Вы мне вменили в обязанность, - беречь нашу Беларусь. Сделать ее чистой, богатой и красивой, защитить от посягательств тех, кому не нравится наш спокойный и созидательный уклад жизни.

И я все эти годы бережно и с трепетом несу перед собой на своих руках этот светлый, хрустальный сосуд, имя которому - Беларусь. Несу, боясь его уронить, потому что уж очень он хрупкий и уязвимый.

Согласитесь, мы бы не хотели, чтобы эта чистота и созданная нами красота попала в руки безответственного, случайного политика.

Вот почему я ставлю перед Вами на референдуме именно такой вопрос.

И еще. Новый век принес новые угрозы, самая страшная из которых - терроризм. Гибнут, становятся калеками ни в чем неповинные люди, женщины, дети.

Как собственное горе воспринял наш народ то, что произошло в России.

Не убереглись от этой чумы двадцать первого века самые мощные державы. Вспомните, что сотворили террористы с Соединенными Штатами три года назад. Каждый день приходят сообщения о гибели, захвате граждан государств, участвующих в оккупации Ирака.

Господь хранит нас - за эти десять лет ни один белорус не стал жертвой террористического акта, вооруженного конфликта. Мы уберегли свою страну от участия в международных авантюрах, которые хоть в малейшей степени ставили бы под угрозу Вашу жизнь и безопасность.

Это величайшее наше достояние.

И на референдуме Вы будете голосовать за безопасность страны, за жизнь и здоровье своих детей и внуков.

И последнее. Рвущиеся к власти оппозиционеры будут убеждать Вас в том, что Лукашенко вероломно, в нарушение Конституции захватывает власть и до конца своей жизни хочет быть Президентом.

Запомните: речь сегодня не о выборах Президента, не о продлении полномочий - выборы у нас летом 2006 года.

Речь идет о моем праве гражданина и Президента Беларуси Александра Лукашенко участвовать в этих выборах. А такое право я могу, согласно нашей Конституции, сегодня получить только от Вас…

Будет много советчиков, жаждущих экспериментов, потрясений. Но решать Вам - умом и сердцем.

Думайте!

Счастья Вам, мира и душевного покоя.

Ваш Президент.




Выбор Лукашенко в год выборов

Александр Фадеев

Подготовку к референдуму по продлению полномочий нынешнего президента Александра Лукашенко президентская администрация начала еще 1,5 года назад. Осенью прошлого года план информационного обеспечения, алгоритм поведения кандидата власти – Александра Лукашенко, лейтмотив его выступлений в рамках «совета с народом» и технология его проведения были абсолютно готовы. Оставалось только выбрать подходящий политический момент с тем, чтобы в 2004 г. (за два года до истечения полномочий Лукашенко) объявить и успешно провести сам референдум. Учитывая низкую явку «народа» на подобные мероприятия, который руководствуется в Белоруссии известной мудростью, что все уже предрешено заранее «сверху», было решено совместить референдум с выборами в Палату представителей. Во второй половине августа с.г. президент дал указание государственным СМИ быть готовыми к объявлению им даты референдума в первой декаде сентября.

Действительно, 2004 год – это год парламентских выборов. Однако изначально избирательная кампания не стала главной темой в политической жизни республики. Наибольший накал дискуссий и политических страстей в белорусском социуме отмечался вокруг потенциального референдума. Кроме того, президентские поправки в конституцию Республики Белоруссия, в случае положительного для Лукашенко исхода референдума, должны определить новую расстановку сил в структуре государственной власти, - законодательная ветвь фактически потеряет свои (оставшиеся после первых двух референдумов предшествующих лет) формальные полномочия, окончательно уступив их исполнительной власти в лице президента республики. Да, и сама система принятия важнейших государственно-политических решений вне стен парламента, еще в большей степени снижала значение Национального собрания, которое и до этого имело весьма невысокий общественный рейтинг. Кроме того, новая редакция конституции позволяет Александру Лукашенко вновь и вновь выставлять свою кандидатуру на президентских выборах, поскольку предложенная им самим в телеобращении к народу редакция основного закона РБ уже не содержит ограничения в два срока для соискателей кресла главы белорусского государства.

7 сентября 2004 г. Лукашенко подписывает специальный указ № 431 о назначении республиканского референдума на 17 октября, совмещая его с выборами в нижнюю палату белорусского парламента. Фактически лидер Белоруссии вынес на референдум два вопроса( хотя уверял белорусских граждан, что один): 1. «Разрешаете ли Вы первому Президенту Республики Беларусь Лукашенко А.Г. участвовать в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь в выборах Президента; 2. Принимаете ли часть первую статьи 81 Конституции Республики Беларусь в следующей редакции:   "Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании."?". Особо в указе подчеркивается, что решение, принятое республиканским референдумом, имеет обязательную силу и является неотъемлемой частью Конституции Республики Белоруссия.

Очередные выборы депутатов Палаты представителей имеют ряд заметных отличий от предшествующих парламентских выборов. Так, предвыборная кампания рассматривалась официальной властью и оппозиционными структурами как решительная политическая акция в борьбе не только за парламентские кресла, но и вообще за рычаги управления республикой. При этом учитывался современный опыт новой организации государственных переворотов, в частности, в Югославии, в Грузии - управляемого внешними силами «перетекания» парламентских выборов, результаты которых якобы намеренно были сфальсифицированы правящим режимом, в чрезвычайные президентские. Это довольно актуально для республики, где большая часть белорусских граждан (54,4%) полагает, что президенту Александру Лукашенко необходимо сложить в соответствии с конституцией свои полномочия, а сам президент и его ближайшее окружение, напротив, прилагают значительные усилия для сохранения верховной власти в Белоруссии в собственных руках на более продолжительный срок.

     Несмотря на низкую активность белорусских граждан, отмеченную при проведении первого и второго референдумов, президентская администрация продолжает рассматривать референдумы в качестве важного института, позволяющего, прежде всего, продлевать существование сложившегося порядка государственного управления. Вместе с тем, власти республики были заинтересованы в проведении в парламент депутатов, лояльных президенту. Поэтому еще с осени прошлого года с целью взятия предвыборной ситуации, процесса подготовки референдума под полный контроль команда президента ограничила присутствие на информационном поле Белоруссии зарубежных, включая российские, средств массовой информации, а также решительно сократила количество внутренних информационных источников за счет закрытия неправительственных электронных и печатных СМИ. Были заморожены все работы, связанные с совершенствованием Избирательного кодекса РБ, а проблемы модернизации Кодекса стали замалчиваться государственными изданиями, перестали быть темами сюжетов Национального телевидения.

Радикальная белорусская оппозиция полностью проиграла до этого выборы в местные советы депутатов, что дало возможность президентской администрации в процессе выдвижения советами представителей в Совет республики, который продолжается, провести на все места в верхней палате Национального собрания РБ сторонников президента Александра Лукашенко. Получив, таким образом, контроль за деятельностью Совета республики, Лукашенко уже обеспечил себе и ключевые позиции по манипулированию процессом разработки и принятия решений новым депутатским корпусом, по блокированию нежелательной для администрации законодательной активности и потенциальных инициатив со стороны отдельных депутатов или их групп.  Это крайне важно, поскольку прерогативой Палаты представителей остается рассмотрение законопроектов по изменению и внесению дополнений в конституцию Белоруссии. Кроме того, депутаты нижней палаты парламента могут рассматривать и принимать законы о толковании основного закона республики. Поэтому сегодня для Лукашенко необходимо не только получить искомый результат в рамках референдума, но и используя информационный, административный и финансовые ресурсы государства провести в Палату представителей максимальное количество лояльных нынешней власти, «управляемых» депутатов.

Те аргументы, которые привел в пользу своего участия в будущих президентских выборах Александр Лукашенко, далеко не новы – это его собственные заслуги (действительные и мнимые) по сохранению в республике порядка и спокойствия, по защите белорусского населения от неких посягательств врагов, по выводу белорусской экономики из кризиса, ограждению народного хозяйства от разграбления алчными зарубежными бизнесменами. Со свойственной ему всегда демагогией, белорусский лидер определил сам себя в качестве единственного гаранта, якобы способного уберечь белорусов от терроризма, вооруженных конфликтов, от участия в «международных авантюрах». Не смог избежать Лукашенко соблазна растрогать телезрителей «слезой во взоре» и прибегнуть к запугиванию своих граждан (если ему не дадут разрешение на участие в выборах) потрясениями, которые не только поставят под угрозу их жизнь и безопасность, но и жизнь, здоровье детей и внуков.

Обращение президента Белоруссии к своему народу было буквально пронизано инстинктивным неприятием демократических принципов, недоверием к либерализму и стремлением законсервировать в республике национальную модель экономики, а также сложившийся (авторитарный, по сути) режим государственно-политической власти. Все это свидетельствует о том, что глубоких реформ, в которых нуждается республика, при Александре Лукашенко не следует ожидать, поскольку он, в силу своих личных консервативных убеждений, ограничится, скорее всего, исключительно бюрократическими трансформациями, предпримет дальнейшие усилия по экономической автаркии, по реализации китайской формулы «опоры на собственные силы» и патронированию, ограждению от новаций закоснелой национальной хозяйственной структуры.

Такое поведение главы белорусского государства вполне объяснимо, учитывая отсутствие в Белоруссии среднего класса, рыночной экономики, развитых демократических институтов, полного разделения ветвей власти. Имущественное расслоение в белорусском социуме незначительное, острых имущественных конфликтов не наблюдается, и во многом благодаря этому, несмотря на низкий уровень материального благосостояния, жесткий централизованный контроль государства и высокие налоги, большая часть населения предпочитает безмолвствовать. Сказывается и достаточно медленное повышение общего уровня образованности, культуры и политического сознания населения не только в сельской местности, но и в городах, за исключением Минска. Экономических, а тем более, политических свобод сегодня в Белоруссии добивается лишь незначительная часть общества, преимущественно западноевропейской ориентации. Еще дальше белорусы отстоят от осознания действительных причин экономической и социально-политической отсталости собственной страны, а если и ищут их, то за пределами Белоруссии, обвиняя в трудностях и недостатках некие внешние, коварные и враждебные суверенному государству силы (российских «олигархов», например).  Президент Лукашенко постоянно и публично позиционирует себя как борец с этими враждебными тенденциями, а, значит, имеет шанс заручиться поддержкой большой части электората.

Референдум или иное действо, направленные на пролонгирование полномочий нынешнего президента, были неизбежны, поскольку Александр Лукашенко не видит для себя иной достойной ниши в рамках политического пространства республики. К тому же воззрения самого белорусского лидера таковы, что он считает свою личную, верховную власть такой ценностной данностью, которую нельзя заменить никакой другой (ну, разве еще более высокой…). Лукашенко относится к тому типу политиков, которые считают (и не без основания), что потеря достигнутого благодаря исключительному стечению обстоятельств высокого положения будет означать для них не только политическую смерть, но и неизбежные преследования, а, возможно, и арест, наказание. Подобно Наполеону I глава белорусского государства мог бы сказать про себя: «Я – сын удачи! Моя власть ни на день не переживет тот момент, когда я перестану быть сильным и внушать страх».




Конституционный референдум или политика как искусство возможного

Федор Прокопович (Минск)

В начале сентября Белоруссия, как и вся Россия, была потрясена драматическими событиями, произошедшими в Российской Федерации в результате атак международных исламистских террористов. Белорусские граждане не просто сопереживали людям, на которых обрушилось страшное горе, но и всем сердцем желали россиянам скорейшей победы над коварным и жестоким врагом. На траурных митингах солидарности прошедших по всей республике красной нитью звучала мысль – «убийцы напали на нашу Россию!». Во всех православных храмах Белой Руси состоялись поминальные службы по погибшим от рук детоубийц.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко  на встрече с председателем исполкома СНГ Владимиром Рушайло  особо подчеркнул, что «только вместе мы сможем преодолеть эти страшные события, которые происходят в нашей России. Мы готовы оказать любую поддержку нашим братьям». В искренности президента сомневаться не приходится, но А.Г. Лукашенко не был бы самим собой, если бы не использовал  эти трагические события для упрочения собственного положения. Так, в своем обращении к гражданам Белоруссии  в связи с объявлением конституционного референдума президент в качестве своей особой заслуги назвал то обстоятельство, что «за эти десять лет (время нахождение Лукашенко у власти – авт.) ни один белорус не стал жертвой террористического акта и вооруженного конфликта».

Совсем по иному повела себя оппозиция, в очередной раз, проявив свою патологическую ненависть к России и ко всему русскому. Оппозиционные СМИ с едва скрываемым злорадством разглагольствовали о том как «воины ислама проучили эту Россию», бессовестно используя трагедию в Беслане для запугивания обывателя белорусско-российской интеграцией.

«Беларуси, объединенной с Россией двумя договорами, осуществляющей военно-стратегическое и политическое партнерство, удалось избежать волны терактов на своей территории. Может быть из-за того, что наши призывники не служат в доблестной российской армии, может быть потому, что пресловутый союз существует исключительно на бумаге, террористы не причислили белорусские города к числу потенциальных мишеней по принципу «друг моего врага – мой враг». А потому можно констатировать: белорусско-российская интеграция зашла в ступор как раз вовремя. Продвинься мы еще немного на пути объединения с великой державой  и неизвестно, какими последствиями вся эта игра завершилась бы» («Белорусская газета», 6 сентября 2004 г.).

Вообще же приходится констатировать, что пока белорусские и российские чиновники «не шибко и не валко» ведут дело союзного строительства, а просоюзные общественные формирования, наподобие приснопамятной Союзной общественной палаты, ограничивают свою деятельность исключительно словесными заявлениями в поддержку любых инициатив А.Г. Лукашенко, в рамках Союза РБ и РФ сформировалась энергичная антисоюзная  коалиция, деятельность которой направлена на разрушение Союза и недопущение общерусского воссоединения. Причем эту коалицию образуют не только белорусские оппозиционные партии и средства массовой информации, но и целый ряд российских печатных изданий («Коммерсантъ», «Московские новости», «Новая газета» и др.), политологов, общественных и политических деятелей. Они частенько выступают в белорусских оппозиционных изданиях и активно ратуют против Союза и в целом белорусско-российского единства.

Так,  1-го и 3-го сентября на страницах главной антирусской газеты в Белоруссии «Народная воля» отметились московский политолог и публицист Леонид Радзиховский и руководитель Центра стратегических разработок Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, директор Центра проблем государственного управления Высшей школы экономики Павел Кудюкин. «Что касается братства, общих исторических корней и прочего – то у австрийцев с немцами общего еще больше. Но они ведь объединяться не собираются.  Без сомнения, российские капиталисты спят и видят лакомые куски белорусской собственности. У вас есть, чем поживиться. Стычки по поводу «Белтрансгаза» – это только первые раскаты грома. Драка может быть грандиозная». Это слова Радзиховского.

А вот высказывания г-на Кудюкина: «Беларусь  – гораздо более европейская страна, чем Россия. Россия в обозримом будущем в Европейский союз не войдет. Может быть, не войдет никогда. Движение же наших ближайших соседей: Беларуси, Украины, Молдовы, закавказских государств, в сторону ЕС – вещь вполне объективная. России надо не бороться с этим, а найти способ в данный процесс встроиться».

Как видим активные  действия, направленные на ущемление достоинства России, российских стратегических интересов  на ее западных рубежах и окончательный срыв белорусско-российской интеграции предпринимаются не только антироссийскими силами в Белоруссии, но и  определенными кругами Российской Федерации. Что же касается внутренней жизни республики, то, безусловно, центральным событием первой декады сентября явилось назначение указом президента на 17 октября 2004 года всенародного голосования по вопросу отмены ограничений на количество участий в президентских выборах действующего главы белорусского государства.

Так как данного события в республике ждали уже давно, то оно не явилось чем-то совсем уж неожиданным. Естественно, что белорусские партии и общественные организации в зависимости от своих политических пристрастий сделали поддерживающие или осуждающие заявления. Оппозиция к тому же воззвала к США и Евросоюзу с требованием содействовать отстранению от власти «узурпатора» и установлению в Белоруссии «демократии». На, что Соединенные Штаты и Европейский союз уже откликнулись угрозами введения против Белоруссии санкций в случае, если итоги референдума сложатся в пользу Александра Лукашенко.

Помимо прочего со стороны западных институтов началась кампания давления на Белорусский Экзархат Русской Православной церкви с целью вынудить церковную иерархию стать в оппозицию к Александру Лукашенко. Так, специальный докладчик Парламентской ассамблеи Совета Европы Христос Пургуридес в своем письме к митрополиту Минскому и Слуцкому, Патриаршему Экзарху всея Белоруссии Филарету недвусмысленно дал понять, что  «церкви, которые сотрудничали с диктаторскими режимами, утратили поддержку народа». Таким образом, вокруг Белоруссии разворачивается серьезная информационно-политическая борьба, итоги которой во многом определят не только будущее республики, но и влияние России на постсоветском пространстве.

В этих условиях для Александра Лукашенко как, пожалуй, еще никогда важна позиция руководства Российской Федерации, которое, судя по всему, не намерено играть по нотам, предложенным США и ЕС. Что уже само по себе положительный факт. В любом случае и Владимир Путин, и МИД России уже заявили о том, что референдум и изменения в конституцию РБ  – это сугубо личное дело белорусских граждан. Следует заметить, что в случае положительного для Александра Лукашенко исхода референдума могут сложиться довольно благоприятные условия для  ускорения строительства Союзного государства, так как у белорусского руководства исчезнет, наконец, какая-либо почва для культивирования иллюзий относительно возможного поворота на Запад. Грядущий референдум будет способен  сделать белорусское руководство более покладистым в вопросах воссоздания единого экономического пространства с Россией и другими странами СНГ, введения единой валюты. Абстрактные принципы демократии в отношениях Москвы с Белоруссией, как представляется, никогда не станут приоритетом, а вот интересы России носят весьма конкретный характер, их всегда следует учитывать белорусскому государственно-политическому руководству.




izvestia.ru,
31 августа 2004

Что мешает объединению России и Белоруссии

Георгий Ильичев

Чего только не наговорили россияне, когда социологи из Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) попросили их высказать свое отношение к белорусскому президенту: самозабвенно ругался каждый третий, а определение «человек с двойным дном, весь исхитрился, прямо хитрее хитрого» было одним из самых мягких. В списке главных помех объединению народов лидерство Лукашенко выглядит безоговорочным, но важно, что на первое место его поставила лишь пятая часть опрошенных.

- О чем бы участники опроса ни говорили, они постоянно подчеркивали разорванность коммуникации между властями (в широком смысле) России и Белоруссии, их неумение выстраивать диалог, идти на компромиссы, - пояснил «Известиям» социолог ФОМа Иван Климов. - На этом фоне «фактор Лукашенко» является фактором второго порядка.

На «диалог глухих» сетуют и белорусы, причем их позиция еще определенней. Если у нас вопрос «кто виноват?» поставил в тупик 43% граждан, то у соседей, по данным минского Независимого института социально-экономических и политических исследований, свое мнение не смогли высказать только 11%.

Другая фундаментальная причина стояния на месте - воля народа, вернее, ее отсутствие. В ФОМе обнаружили резкое расхождение между ценностными установками и ожиданиями россиян: объединяться с белорусами «всегда готовы» 2/3 граждан, но в реальность такого развития событий верят меньше 40% респондентов.

- Мы уже перестали задавать вопрос о том, какую форму сближения с Белоруссией предпочитают россияне (союз, единое государство, существование в рамках СНГ), - говорит Климов. - Исследования показывают, что люди об этом вообще не думают: когда они говорят "да" интеграции, то чаще всего имеют в виду «объединение вообще».

Соседи к нам в объятия тоже не торопятся. За последние полтора года отмечен рост числа противников принятия Конституции Союзного государства: в 2002 году против этого документа проголосовал бы каждый пятый гражданин Белоруссии, сегодня «нет» готова сказать уже четверть населения. Минские ученые считают, что причиной такого охлаждения народной воли является «устаревание самой концепции объединения, которую исповедует белорусский президент». В последний раз Лукашенко предлагал вернуться «ко всему хорошему, что было в СССР» в конце июня.




Белорусские новости,
31 августа 2004

Зияющие высоты

Валерий Карбалевич

Я рос человеком, который не верит в судьбу. Но особенно после президентских выборов я подумал, что какие-то есть сверхъестественные силы, которые человека ведут в этой жизни. Впервые в этой жизни так произошло, что случилось что-то такое неординарное, и президентом стал человек вопреки всем канонам политической борьбы и политической жизни (Из выступления А.Лукашенко по белорусскому телевидению 20 апреля 1995 г.).

Ко дню рождения, тем более к юбилею, принято дарить подарки. Правительство отрапортовало о перевыполнении прогнозных показателей. Хлеборобы преподнесли небывалый урожай. БТ показало трогательные фильмы. Только олимпийская сборная, как и положено любимому ребенку, подвела, выполнив план едва на 2/3. Но самый большой подарок преподнес к юбилею сам виновник торжества. Лукашенко подарил себе в полное и безраздельное властвование целое государство вместе с десятимиллионным народом.

Биография Лукашенко служит замечательной иллюстрацией к известному афоризму: нет людей бесталанных, есть люди, занятые не своим делом. До начала горбачевской перестройки человеку амбициозному, с несомненными качествами лидера почти нигде не давали руководящих постов. Он пробовал себя в комсомоле, советских органах, армии, промышленности, сельском хозяйстве. Но без особого результата. До 33 лет Лукашенко ходил в заместителях. Не исключено, что в рамках советской номенклатурной системы должность директора совхоза была бы его потолком.

И только с началом перестройки, появлением публичной политики Лукашенко нашел свое настоящее место в жизни. Очень скоро выяснилось, что у него прирожденный талант политика. Демократия вознесла его к вершине власти. Но, став президентом, Александр Григорьевич очень быстро упразднил в стране публичную политику.

Крутые социальные виражи весьма редко воздействуют благотворно как на общество, так и на политиков. В нормальных условиях, как правило, к власти приходят люди, достигшие каких-то значительных успехов в своей жизни, сделавшие последовательное восхождение по ступеням карьерной лестницы.

В европейских странах главы правительств — это в основном лидеры победивших партий. Да и на постсоветском пространстве в 90-е годы во главе государств стояли бывшие руководители КПСС (А.Бразаускас, Л.Кравчук, П.Лучинский, Э.Шеварднадзе, Г.Алиев, Н.Назарбаев и др.). Во многих странах политическую карьеру делают успешные бизнесмены (С.Берлускони в Италии) или даже известные актеры (Р.Рейган, А.Шварценеггер в США). И даже в случае государственного переворота к власти приходят обычно генералы.

Взлет же к вершинам власти "людей с улицы" возможен не в результате нормальной демократической процедуры, а лишь вследствие социальной революции или народного бунта. Подобное и произошло у нас в 1994 году. Не случайно некоторые из членов команды Лукашенко объявили его триумфальную победу на выборах "народной революцией". И это порождает целый комплекс проблем. Прежде всего, люди, ставшие успешными до вознесения на вершину власти, как правило, расстаются с нею безболезненно. Им есть куда уходить. У них под ногами твердая жизненная почва. Для них уход с высокого государственного поста не трагедия, а лишь смена деятельности.

Приход к власти политиков-маргиналов в результате антиноменклатурного бунта — явление экстраординарное, следствие редкого стечения обстоятельств. С точки зрения обыденного сознания это некое чудо. Примерно так оценивал свою победу и сам Лукашенко (см. эпиграф). Но если власть не получена в результате естественного развития событий, а свалилась на голову, то за нее надо цепляться руками и ногами. Ибо чуда два раза не бывает. Поэтому новоиспеченный лидер инстинктивно стремится создать такую политическую систему, в которой смена власти невозможна.

Куда уходить? Непрерывная война против номенклатуры привела к тому, что ни один клан его не примет. Люди ни за что так не мстят, как за собственное унижение. У него за спиною выжженная земля. И теперь власть, бывшая когда-то заветной мечтой, стала его проклятием. У Лукашенко нет другого выхода, кроме как стремиться остаться у власти как можно дольше. И вопрос — будет ли референдум? — попросту некорректен. Единственный правомерный вопрос — когда?

Другая проблема. Народ, вознесший лидера на вершину власти, требует от него упростить мир политики до своего понимания. Когда Стенька Разин становится царем, управление государством сводится к простому решению сложных проблем. Все многообразие большого взаимосвязанного и взаимопереплетенного мира объясняется понятными простому народу тезисами.

Лукашенко любит повторять, что при решении проблем нужно "идти от жизни". Управление государством, по его представлениям, задача не столько социальная, сколько административная. Чтобы государственный механизм работал, надо укрепить дисциплину, давать команды ("запустить заводы", "остановить цены", "создать Силиконовую долину") и жестко требовать их выполнения. И модель мобилизационной экономики — самая простая для управления и контроля. При этом и лозунги просты как грабли. Когда президент в понедельник в Кореличах объясняет, что "сельское хозяйство — это фундамент государства", электорат его понимает. В такой простой системе знания и интеллект — не самое главное. Для руководящей работы необходимы преданность, исполнительность и строгий спрос с подчиненных.

Выступая в 1998 году перед учеными и преподавателями-обществоведами, Лукашенко давал им такие указания: "И не надо, решая какие-то сложные, тяжелые для нашего общества проблемы, искать причины и объяснения в каких-то сложных комбинациях. Выход — в простом. Простота всегда являлась основой великих открытий. И мы ищем — в простом".

В таком своеобразном мире все неудачи объясняются происками врагов. Союзу с Россией мешают "враги интеграции". В сложных отношениях с Западом виновата белорусская оппозиция. И так далее. Если мир прост, то нет нужды усложнять политическую систему, осуществлять, например, разделение властей. Конкурентные выборы, дискуссии, плюрализм, механизмы и институты демократии нужны тогда, когда мир сложен и, значит, решение как минимум неоднозначно. В той простой социальной модели, которую создал Лукашенко, нужен лишь вождь, а демократия только мешает.

Внешнюю политику страны ее первый президент тоже упростил до понимания своего электората. Запад — извечный враг, который строит козни против Беларуси потому, что, избрав "народного президента", она проводит независимый курс. Российский народ — извечный друг. Правда, власть там захватили олигархи, прозападные силы, противники интеграции, поэтому стоит подождать лучших времен.

Вроде бы в 50 лет Александр Григорьевич находится на вершине могущества и славы. Казалось бы, самое время радоваться жизни. Однако человек не может быть счастлив, если не видит впереди вариантов, в принципе не мыслит себя, как сам признался, в иной роли. А ведь любовь, в том числе народная — явление преходящее. Между тем первый белорусский президент сам создал такую систему, в которой нет гарантий защиты прав человека, включая его самого.




«Белорусские новости,
4 сентября 2004

Европа еще не поставила крест на Беларуси

Андрей Федоров

На днях в Вильнюсе комиссару по делам расширения Евросоюза и политики европейского соседства Гюнтеру Ферхойгену была торжественно вручена мантия почетного доктора наук Литовского университета права. Этого звания он был удостоен в знак благодарности за вклад в принятие Литвы в эту ведущую европейскую структуру. Тем в нашей стране, кто интересуется проблемами взаимодействия Республики Беларусь с ЕС, этот политик хорошо известен своей жесткой позицией в вопросе возможного членства в Евросоюзе восточнославянских стран.

Выступая на церемонии награждения, Гюнтер Ферхойген призвал руководство Литвы "не осложнять" отношения с восточными соседями, а "строить мосты взаимопонимания между Востоком и ЕС", то есть укреплять отношения с Беларусью, Россией и Украиной. Призыв, вообще говоря, совершенно правильный, однако не вполне понятно, почему он был обращен к властям именно этой страны.

Как раз у Литовской Республики среди государств Балтии меньше всего нерешенных вопросов в отношениях, например, с Москвой. Это, в частности, особо отметил в своем недавнем интервью "Независимой газете" "новый старый" президент страны Валдас Адамкус. Говоря же об Украине, он подтвердил, что Литва не просто всегда активно поддерживала ее стремление примкнуть к Европейскому союзу и НАТО, но считает это своим стратегическим приоритетом. Известно, что Литва вместе с Польшей даже предлагали Киеву стать "локомотивом" на этом пути. Так что на этом направлении ситуация сложилась вполне нормальная.

По понятным причинам с Беларусью дело обстоит сложнее. Конечно, для нашей страны отношения с Литвой представляют особый интерес как в силу наличия протяженной общей границы, так и вследствие длительной совместной истории. Но не в меньшей степени они важны и для литовцев, тем более что ныне они фактически представляют собой восточный "форпост" Евросоюза. Вместе с тем, Литва полностью разделяет ценности, лежащие в основе этой организации, в том числе обязательность соблюдения принципов демократии, и ей, естественно, хотелось бы иметь по соседству отвечающее этим стандартам государство. Поэтому, как подчеркнул Валдас Адамкус, "Литва готова способствовать поощрению процессов как можно более скорой демократизации Беларуси".

Пока же, к сожалению, наша страна имеет далеко не самый лучший имидж в глазах граждан Литвы. Так, согласно последним опросам общественного мнения относительно желательности дальнейшего расширения ЕС, отрицательный рейтинг Беларуси является самым высоким среди остальных названных кандидатов (Азербайджан, Армения, Грузия, Молдова, Турция, Украина, Хорватия). При этом, правда, интересно отметить, что положительный рейтинг, то есть поддержка такой перспективы, оказался не самым низким. Можно предположить, что это объясняется как раз долгим и в целом бесконфликтным сосуществованием в едином государстве.

В последнее время в Литве обсуждается новая внешнеполитическая доктрина, согласно которой страна, в результате высокой степени своего участия в деятельности Европейского союза и НАТО, а также политики добрососедства, станет лидером региона. В соответствии с этой идеей предполагается развитие прежних политических инициатив и генерирование новых идей, создание стратегического партнерства с Варшавой, предложение ЕС практических шагов по расширению взаимодействия с Востоком и т.д. Особо стоит подчеркнуть, что одним из пунктов данного плана является "открытие" кратчайшего пути к Минску, "который снова становится частью данного региона и Европы".

Ведь наряду с Польшей Литва обладает особенно большими возможностями по выработке и проведению политики Запада в отношении нашей страны. Хотя бы потому, что Вильнюс находится от Минска на меньшем расстоянии, чем любой областной центр Беларуси. Кстати, НАТО уже в определенной степени пошла навстречу выдвинутым инициативам: с 1 сентября посольство Литвы в Беларуси стало здесь контактным представительством Североатлантического альянса. Хотелось бы надеяться, что ему удастся добиться успеха в решении соответствующих информационных задач.

В сложившейся ситуации, когда белорусские власти только декларируют укрепление взаимодействия с ведущими европейскими структурами, поддержание такого рода контактов на достаточно высоком уровне может продемонстрировать активной части населения Беларуси заинтересованность Европы в нашей стране. Это особенно важно сейчас, когда в связи с принятием Европейским союзом программы "Новое соседство" некоторые из его высокопоставленных деятелей, в том числе упомянутый Гюнтер Ферхойген, публично поставили под сомнение перспективы присоединения Беларуси к ЕС в принципе.

Вряд ли такая позиция послужит для наших граждан стимулом к переменам, отсутствие которых как раз и является барьером на пути в цивилизованный мир. Поэтому то обстоятельство, что хотя бы у некоторых европейских стран еще стоит в плане развитие отношений с Беларусью, вселяет надежду, что континент еще не окончательно поставил на нас крест.




БЕЛТА,
3 сентября 2004

Беларусь - Германия: партнерство продиктовано жизнью

Алина Гришкевич

Министерство иностранных дел должно осуществлять динамичную и наступательную экономическую дипломатию. Это требование главы государства Александра Лукашенко прозвучало на июльском совещании с руководителями загранучреждений нашей страны, где президент выступил с программным докладом "Внешняя политика Республики Беларусь в новом мире". Белорусский лидер потребовал расширить географию сбыта белорусских товаров и услуг.

ФРГ - важнейший торгово-экономический партнер Беларуси на европейском пространстве. О том, как отстаивает наши национальные интересы и выполняет поставленные президентом задачи белорусское дипломатическое представительство в Германии, а также об особенностях развития белорусско-германских связей на нынешнем этапе более подробно рассказывает в интервью корреспонденту БЕЛТА Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в ФРГ Владимир Скворцов.

- Владимир Николаевич, как вы оцениваете уровень двустороннего сотрудничества Беларуси с ФРГ на нынешнем этапе?

- Беларусь и Германия тесно сотрудничают по самым различным направлениям - в торгово-экономической, научно-технической, культурно-гуманитарной сферах. Интенсивно развиваются региональные связи, набрало обороты движение городов-побратимов. На протяжении последних лет сложились дружеские контакты на уровне граждан обеих стран.

Белорусская экономика в значительной мере ориентируется на германский рынок. ФРГ является для нас первым на европейском пространстве и в целом вторым после России торгово-экономическим партнером, а наша страна, в свою очередь, - четвертым для Берлина на пространстве СНГ. Двустороннее взаимодействие с Германией диктуется самой жизнью. С одной стороны, ФРГ является главным зарубежным поставщиком машин и оборудования на наш рынок, имеющих серьезное значение как с точки зрения наращивания экспортного потенциала, так и модернизации отечественного производства. А с учетом инвестиционных возможностей ФРГ есть серьезные перспективы привлечения капиталовложений в нашу экономику. И с другой стороны эта республика - важный рынок сбыта белорусской продукции, в том числе, сложнотехнической.

- Какие тенденции преобладают в развитии белорусско-германской торгово-экономической кооперации на нынешнем этапе?

- В сфере двусторонних торгово-экономических отношений на протяжении последних лет наблюдается положительная динамика. В минувшем году товарооборот между двумя странами составил 1 млрд. 240 млн. долларов США - это 15% всего товарооборота со странами вне СНГ. Показателям двусторонней торговли в минувшем году была присуща тенденция некоторого превышения темпов роста белорусского экспорта (121%) над приростом импорта (118,4%).

Как свидетельствуют итоги семи месяцев текущего года, в сфере торгово-экономического сотрудничества продолжилось динамичное развитие. Объем внешней торговли между Беларусью и Германией за январь-июль увеличился по сравнению с аналогичным периодом 200З года почти на 22% и достиг 808,2 млн. долларов. Экспорт при этом возрос на 10% и составил 282,4 млн. долларов, импорт увеличился на 29,4% и составил 525,8 млн. долларов.

В рамках экономической повестки дня взаимодействия в первом полугодии состоялся визит правительственной делегации во главе с заместителем премьер-министра, прошла встреча председателя Совета Республики с германскими бизнесменами и представителями белорусских субъектов хозяйствования в ФРГ, осуществлены визиты министров архитектуры и строительства, финансов, вице-президента Национальной академии наук. Во Франкфурте-на-Майне открылось представительство АСБ "Беларусбанк".

Характерно, что наращивание нашего экспорта было обусловлено увеличением поставок в Германию широкого спектра товаров (по 12 из 14 групп зафиксирован его рост). Свидетельством его диверсификации и результативности является увеличение поставок из нашей страны в Германию машин, оборудования, готовых изделий и полуфабрикатов высокой степени переработки. В экспортной структуре определяющими являлись поставки по следующим позициям: минеральные продукты и изделия из недрагоценных металлов, лесоматериалы и мебель, текстиль и текстильные изделия, оптические приборы и медицинское оборудование, а также такие виды продукции, как интегральные микросхемы, холодильники, электродвигатели, трактора, осветительное и сигнальное оборудование.

Существенным аспектом торгово-экономических отношений Беларуси и Германии является кредитно-инвестиционное сотрудничество. По объему привлеченных кредитных ресурсов среди стран-кредиторов ФРГ занимает второе место, уступая лишь России. В рамках кредитной линии под гарантии правительства белорусскими предприятиями-заемщиками получено кредитов на общую сумму в 580 млн. долл., за счет которых профинансировано 55 проектов. По объему прямых инвестиций, привлеченных в экономику нашей страны, ФРГ входит в четверку лидеров.

Одним из индикаторов активности деловых контактов между двумя странами является количество действующих совместных предприятий. Среди знаковых проектов можно выделить такие, как СП германского концерна "МАН" с МАЗом, производства с участием немецкой стороны "Цейс - БелОМО", "Фребор", "Белвест-Саламандер", "Минский мебельный центр", "Алкатель - МПОВТ". Всего же подобных предприятий свыше 340. Кроме этого, в республике работают представительства 118 германских фирм.

В рамках мероприятий экономического характера посольством только в минувшем году было организовано 8 визитов белорусских официальных делегаций, в том числе 2 правительственные.

- Как известно, ФРГ - федеративное государство, субъекты которого имеют высокую степень самостоятельности. Как выстраиваются наши отношения на уровне федеральных земель?

- Развитие регионального сотрудничества стало существенным элементом архитектуры двусторонних отношений. При этом главный акцент мы смещаем в сторону торгово-экономических связей. В таких землях как Северный Рейн-Вестфалия, Нижняя Саксония, Баден-Вюртемберг, Бранденбург, Гессен, Бавария, Гамбург, стали традиционными белорусско-германские экономические форумы и контактно-кооперационные биржи, встречи деловых кругов и экономические семинары. В девятый раз в этом году состоялись дни экономики Бранденбурга в Минске. На предстоящий ноябрь запланировано проведение инвестиционного семинара в Гамбурге.

В работе белорусской дипломатической миссии учитывается земельная специфика. Так, в силу развитости экономического и технологического потенциала западные земли являются основными торговыми партнерами и инвесторами. Однако усиленная финансовая подпитка восточных земель и ожидаемый рост в них деловой активности, подкрепленные наличием сохранившихся контактов и опыта сотрудничества с ГДР в советские времена, позволяют с оптимизмом ожидать активизации белорусско-германского сотрудничества и в этом регионе. Примером может служить тот факт, что большая часть белорусских тракторов и холодильников продается именно в "новых" землях ФРГ.

- Как бы Вы определили перспективы развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества?

- Одна из основных задач нашего загранучреждения в соответствии с требованиями президента - максимальное содействие увеличению экспорта белорусских товаров и услуг. В этой связи реальной является возможность увеличения поставок уже названных традиционных товарных групп, торговля которыми налажена в Германии. Перспективной является работа по сохранению белорусских товаров на рынке сложнотехнических изделий - холодильников, тракторов, металлорежущих станков. При современном уровне конкуренции на германском рынке задача эта не из легких. Однако она выполнима.

Еще одно из направлений, имеющих хорошее будущее, - организация в Беларуси производств по выпуску комплектующих и запасных частей для изделий, производимых известными германскими концернами. В частности, в области автомобилестроения.

В отраслевом разрезе наиболее приоритетных и перспективных направлений экономического сотрудничества я бы назвал машиностроение, электротехнику, химическую промышленность, деревообработку, текстильное и производство готовой одежды. В сфере торговли услугами в первую очередь необходимо отметить транспортные услуги и услуги в области программирования. Посольство сейчас активно работает над расширением возможностей экспорта белорусских программных продуктов в Германию.

Огромный потенциал имеется в области предложения на германский рынок интеллектуальной продукции - инноваций и программных продуктов.

- Какие меры предпринимает посольство по продвижению белорусских торгово-экономических интересов на рынки Германии, особенно по увеличению экспортных поставок?

- Прежде всего, это постоянные целенаправленные системные действия дипломатической миссии по активизации двустороннего сотрудничества в области торговли и инвестиционной деятельности, в результате которых создаются необходимые предпосылки для дальнейшего углубления и расширения торгово-экономических связей между Беларусью и ФРГ. Это очень разноплановая работа, на некоторые векторы которой мне хотелось бы обратить особое внимание.

Отработан и действует механизм взаимных белорусско-германских консультаций на межправительственном уровне по наиболее важным направлениям сотрудничества в области торговли и инвестиций, что, несомненно, свидетельствует о взаимной заинтересованности сторон в интенсификации торгово-экономических отношений. В настоящее время готовится очередное заседание белорусско-германской рабочей группы по торговле и инвестициям, которое состоится в Минске в конце сентября.

Делегации деловых кругов Германии регулярно посещают Беларусь в рамках Дней экономики федеральных земель. Значительное внимание уделяется нами налаживанию прямых кооперационных связей между белорусскими и германскими предприятиями. С целью широкого информирования германских деловых кругов о возможностях сотрудничества с нашей страной посольством совместно с Ассоциацией стран Восточной и Центральной Европы, региональными промышленно-торговыми палатами проводятся экономические форумы, кооперационные биржи, конференции, встречи предпринимателей. С белорусской стороны в них участвуют представители министерств, облисполкомов, банков, концернов, предприятий, администраций свободных экономических зон. Большая работа проводится посольством по организации визитов белорусских делегаций, прибывающих в ФРГ на всевозможные выставки и ярмарки.

Нужно отметить, что постоянно совершенствуется работа торгово-экономической службы загранучреждения. Осуществляется индивидуальный мониторинг реализации инвестиционных проектов в рамках двустороннего сотрудничества, что содействует развитию конкретных позиций белорусского экспорта. В ближайших планах загранучреждения - открытие информационно-маркетингового центра на базе Боннского отделения посольства, изготовление мобильных информационно-рекламных стендов и компьютерных презентаций, демонстрирующих экспортный потенциал Беларуси, организация на регулярной основе в посольстве и его отделении в Бонне групповых тематических консультаций и информационных дней для представителей германского бизнеса.

- Владимир Николаевич, на Ваш взгляд, достаточна ли развита договорно-правовая база нашего сотрудничества?

- Правовой фундамент двусторонних отношений включает в себя значительное количество долгосрочных соглашений. В настоящее время это 14 межгосударственных и межправительственных договоров в политической, торгово-экономической и гуманитарной сферах, а также в области разоружения и сотрудничества в борьбе с преступностью и международным терроризмом. Подписано 15 межведомственных соглашений.

Считаю, что договорно-правовая база в торгово-экономической сфере достаточно развита. Данная область регулируется, прежде всего, такими межгосударственными документами, как белорусско-германские договоры о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники, а также о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций.

Подписан и действует ряд межправительственных соглашений. В частности, о международном пассажирском и грузовом автомобильном, а также о воздушном сообщении. В настоящее время подготовлено к подписанию межправительственное Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налога в отношении налогов на доходы и имущество, которое призвано заменить действующий еще со времен СССР договорно-правовой документ. Парафировано Соглашение о взаимном освобождении от налогов и сборов с автомобильного транспорта в международном автомобильном сообщении. Сейчас идет согласование даты его подписания.

Продолжаются также совместные консультации по вопросу заключения двусторонних соглашений "О сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах" в дополнение к уже подписанным ранее трем по различным аспектам сотрудничества в этой сфере, "О правовой помощи" и "О предотвращении нелегальной трудовой миграции". Кроме того, посольством внесено предложение о подписании соглашения о сотрудничестве между Министерством экономики Беларуси и Министерством экономики и труда федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия.

Как видите, договорная база охватывает все важнейшие сферы сотрудничества. Следует одновременно отметить, что многие вопросы общей повестки дня взаимодействия регулируются в рамках соглашений с Европейским союзом.




Белорусский рынок 6 - 13 сентября 2004

Питерский след

Татьяна Маненок

“Балтика” предъявила иск к ОАО “Крынiца” на 3,5 млн. USD. Международный коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате Российской Федерации в начале сентября рассмотрит иск ОАО “Пивоваренная компания ”Балтика" к ОАО “Крынiца” о возврате остатка основного долга в размере 3,5 млн. USD.

К этому иску “Крынiца” была готова. По данным “БР”, еще до предстоящего выяснения отношений в суде юристы двух компаний тщетно пытались разрешить долговую проблему с помощью правовых аргументов.

“Анализ юридических отношений между предприятиями, а также недавние переговоры тем не менее показали, что у ”Балтики" есть юридические основания говорить о том, что белорусская компания не погасила перед ней основной долг", — сказал источник “БР” в концерне “Белгоспищепром”.

Оказывается, при расчете задолженности “Балтика” руководствуется статьей Гражданского кодекса РФ, согласно которой при недостаточности общей суммы платежа часть выплаченной белорусским предприятием суммы засчитывается в счет судебных издержек и набежавшей пени. Соответственно, каждый раз, когда “Крынiца” в рамках исполнительного производства Международного коммерческого арбитражного суда перечисляла средства на счета “Балтики”, основной долг уменьшался незначительно, а на остаток основного долга начислялись проценты, которые “съедали” следующие платежи.

Напомним, что для осуществления реконструкции “Крынiцы”, начавшейся в 2001 г., “Балтика” предоставила кредит в размере 10,7 млн. USD. В 2001 г. компания вложила в модернизацию “Крынiцы” 10,5 млн. USD и планировала завершить первый этап реконструкции в апреле 2002 г. Однако в декабре 2001 г., после того как правительство Беларуси отказалось передать “Балтике” контрольный пакет акций “Крынiцы”, проект был остановлен.

В связи с выходом белорусской стороны из совместного инвестиционного проекта “Балтика” потребовала вернуть долг. По распоряжению президента Беларуси в декабре 2003 г. белорусскому предприятию для возврата долга был предоставлен госзаем в сумме 10,08 млн. USD. Заем был выделен за счет средств республиканского бюджета под 7% годовых, а его погашение предусматривалось в январе — июне 2005 г.

Сейчас реконструкцию “Крынiцы” по решению правительства финансирует один из крупнейших белорусских банков — Приорбанк, получивший в доверительное управление госпакет акций предприятия в размере 80,57% от уставного капитала.

По информации газеты «Вечерний Минск», государственная программа развития пивоваренной отрасли на 2003—2005 годы выполняется. Существенно выросли объемы производства пенного напитка, активно ведется модернизация предприятий. Варочное оборудование нового поколения с немецкой и чешской марками установлено на “Крынiце”, “Оливарии”, “Речицапиве”, “Лидском пиве”. Производится замена оборудования бродильного, фильтрационного отделений, линий розлива. Все перечисленные технические и технологические приемы, по мнению специалистов, позволяют улучшить качество и повысить стойкость выпускаемого пива.

Финансовое обеспечение программы тоже серьезное. Намечалось, к примеру, привлечь 111,53 млн долларов США. В том числе за счет иностранных инвестиций — 25,85 млн долларов, банковские кредиты — 74,8, собственные средства предприятий — 11,43 млн. В прошлом году в целом по отрасли обеспечено плановое привлечение инвестиций на техническое перевооружение и реконструкцию в сумме 42,3 млн долларов, прирост мощностей составил 9,5 млн долларов. За первое полугодие 2004 года на выполнение программы направлено 12,88 млн долларов.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ