Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №108(15.10.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ИНТЕГРАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Под прессом реформы

04.10.2004., ИТАР-ТАСС

Нил Ушаков

Необычным путем русские школы в Латвии пытаются обойти проводимую сейчас в стране реформу образования, согласно которой с 1 сентября в старших классах на родном языке можно изучать только 40 процентов предметов, а 60 процентов – на латышском.

По данным столичного самоуправления, чтобы соблюсти эти пропорции в 54 из 59 русских школ в Риге выбрали занятия спортом как главный "латышский" предмет. Для заполнения латышской квоты также часто выбирают такие предметы, как история, география и основы бизнеса. Таким образом, руководству школ удается оставить в "русских" 40 процентах математику, физику или химию.

В свою очередь, Штаб в защиту русских школ, активисты которого проводят многочисленные акции протеста против реформы, выступил с новым обращением. Оппозиция призывает учителей и учеников игнорировать закон об образовании и продолжать говорить на русском языке на лекциях, которые преподаются на латышском языке.

Как публично признал руководитель Госинспекции по образованию Зигфриде Гринпаукс, сейчас русским школам, по сути, дана отсрочка. На уроках учителя в поисках правильного термина для объяснения предмета иногда переходят с латышского языка на русский. И инспекция до ноября дает возможность преподавателям освоиться, а проверки в школах начнет только весной следующего года.

"Инспекторы не будут уже с 1 сентября стоять с секундомером у школ, и засекать кто и сколько преподает по-латышски", – заявил Зигфриде Гринпаукс местной газете "Неатка-рига Рита авизе".

Между тем, министерство образования и науки Латвии дистанцировалось от заявлений инспектора и заявило, что речь идет не о моратории, а о периоде адаптации.

В стране продолжаются акции протеста против скандальной школьной реформы, в которых активное участие принимают и сами школьники. Некоторые родители проводили голодовку, требуя введения моратория на реформу.

У здания правительства Латвии прошел очередной пикет школьников в защиту депортированного из страны защитника русских школ россиянина Александра Казакова. В акции приняли участие более ста подростков, которые требовали разрешить Казакову вернуться в страну.

Депортированный Казаков участвовал в организации большинства крупных акций протеста русских школьников против реформы образования. Латвийское МВД приняло решение о высылке Казакова из страны, расценив его деятельность как "направленную на обострение напряженности в латвийском обществе и способную создать угрозу общественному порядку и государственной безопасности".

Александр Казаков родился и вырос в Риге, а после отделения Латвии от СССР стал так называемым "негражданином". В 2001 году принял российское гражданство и проживал в Латвии по временному виду на жительство. Продлить его он должен был в очередной раз в сентябре, но после смерти супруги-гражданки Латвии потерял эту возможность.

В МИД РФ считают, что такой способ "ведения диалога" с одним из активистов русскоязычной общины "не свидетельствует о силе Латвии и противоречит ее заявлениям о соответствии европейским стандартам в сфере прав человека". "Каждая страна вправе определять, кто из иностранцев не является желательным лицом для пребывания на ее территории", – подчеркнули в российском внешнеполитическом ведомстве. Однако депортация Казакова "нарушает элементарные нормы международного права и положения российско-латвийских документов, в частности, ряд положений Консульской конвенции между Россией и Латвией от 1994 года".

В связи с депортацией Казакова посольство России в Риге официально запросило разъяснения у МИД Латвии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ