Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №110(01.11.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Белоруссия: итоги и перспективы

Сергей Караганов

Выборы в парламент Белоруссии и референдум по поводу разрешения президенту баллотироваться на неограниченное количество сроков состоялись с вполне предсказуемым результатом.

 О характере референдума и по меньшей мере спорности его результатов написано достаточно. Добавлю лишь один штрих к уже состоявшемуся обсуждению. Мало кто отметил, что в парламент не прошел ни один оппозиционер. В богатейшей Америке в конгрессе есть оппозиция, есть она и в еще более сытой и благополучной Швейцарии. Есть она и в теократическом Иране. А в Белоруссии - нет. Остается счесть, что в соседней стране построен рай на земле, где людям настолько хорошо, что они со всем согласны. Тогда концепция Союзного государства приобретает новый неожиданный ракурс. И надо думать не о таких отвлеченных понятиях, как введение единой валюты или присоединение Белоруссии к России и в какой форме, а о том, как можно быстрее присоединиться к Белоруссии, перенести столицу в Минск и зажить наконец, как и мечталось нашим предкам, в стране, где молочные реки текут в кисельных берегах.

 Не буду спорить с теми в России, в аппарате СНГ, кто счел необходимым поддержать результаты выборов. Они находятся в столь ничтожном меньшинстве в международном сообществе, что критиковать их бессовестно и действительно антипатриотично. Своих и тем более лежачих не бьют. Да и спорить по поводу того, что белое - это черное, а черное - это белое, непродуктивно. Опыт советских времен еще свеж. Врали самозабвенно и даже частично себе верили. Но не помогло. К тому же у официальных людей и организаций были инструкции или их отсутствие, почему они и вынуждены были говорить так, а не иначе.

Не исключаю, что ситуация, когда высшие официальные руководители России не высказываются, оставляя поле для маневра на более поздних этапах, - это продуманная позиция. Референдум - еще не выборы. Реально все будет решаться в 2006 или в 2009 годах (что возможно, согласно некоторым трактовкам заключительного раздела белорусской конституции). Но наше нежелание вмешиваться в Минске будет оценено как слабость. Белорусский президент сможет еще более укрепиться во мнении, что он всегда сможет обвести Москву вокруг пальца. К тому же по мере консолидации нынешнего курса А.Г. Лукашенко, будут и дальше сокращаться информационные возможности России влиять на ситуацию в Белоруссии. И главное - как шагреневая кожа сокращается тот гигантский политический капитал, которым обладала Россия. Все - и самые забубенные либеральные оппозиционеры, и чиновники в один голос утверждали: если Москва четко и жестко заявит о нежелательности того или иного развития событий в Белоруссии, объявит кого-либо или какие-либо действия неприемлемыми, не только общество, но и самое главное - номенклатура переориентируются. Боюсь, что мы медленно превращаемся в "бумажного тигра", а в Белоруссии укрепляется уверенность, что "батька" в отношениях с Москвой может все.

Тем более что Минску вслед за нами везет: там налицо экономический рост, вызванный ростом цен на нефть. Увеличился платежеспособный спрос из России. Белоруссия выигрывает из-за того, что у нее на территории много предприятий нефтепереработки. Если мы просто отложили Белоруссию в сторону, поскольку просто недосуг, а это может оказаться серьезной ошибкой. Белоруссия относится к сфере ключевых, если не жизненно важных интересов России, и мы не можем допустить ее дестабилизации или даже частичного перехода в чужую сферу влияния. А при продолжении нынешней политики такая дестабилизация рано или поздно произойдет. Социалистическая система хозяйствования доказала свою неконкурентоспособность. К тому же Минск идет не китайским путем, а в лучшем случае кубинским, а то и северокорейским. Нам либо придется ждать ее развала, либо постоянно подкармливать. Но в этом случае при всей моей любви и уважении к белорусам и Белоруссии я бы все-таки подкармливал российские области или тех соседей, чей вектор развития дает надежды на развитие.

К тому же, увидев, что Россия всерьез не занимается Белоруссией, ею займутся другие. До сих пор нам "отдавали" Белоруссию. Это была, пожалуй, единственная страна, которую западные друзья-соперники признавали безусловно относящейся к зоне влияния и ответственности России. Но ситуация начинает меняться. На это указывает не только беспрецедентно жесткая реакция всех западных стран на итоги выборов и референдума. На днях обе палаты американского конгресса приняли Акт о демократии в Белоруссии, предусматривающий прямую поддержку оппозиции и активное противодействие режиму. Обычно подобные законы вступают в силу и без их подписания президентом. Но Дж. Буш Акт подписал, подчеркнув его значение. Конечно, сейчас Америке не до Белоруссии. Но через год или три придет и ее время. И обидно даже думать о том, что мы будем заламывать руки по поводу того, что кто-то организовал вместо нас очередную "революцию роз".

Неосторожно и оставлять незащищенный фланг в ситуации, когда в силу вектора нашего внутреннего развития определенное нарастание напряженности в отношениях с Западом почти неизбежно. А Белоруссия в ее нынешнем состоянии просто напрашивается на роль мягкого подбрюшья.

Допускаю, что люди, говорящие, что без А.Г. Лукашенко развалится проект Союзного государства, искренни. Но это заблуждение (которое я сам когда-то разделял). Проект и так мертв. По крайней мере в его нынешнем виде. Это произошло по нескольким причинам из-за политики Москвы (7-9-летней давности).

В последние же годы главным противником объединения стал сам А.Г. Лукашенко, испугавшийся, что такое объединение заставит Белоруссию перейти к рыночным реформам. А он не видит возможности удержать власть в этих условиях. Он, к сожалению, оказался не готов к роли белорусского Дэн Сяопина, хотя у него и был уникальный шанс: провести рыночные реформы под политическим и экономическим прикрытием России. Сейчас нынешний белорусский президент - главный противник создания Союзного государства, последовательно проводящий линию на ограничение влияния России в Белоруссии и даже позволяющий себе прямо критиковать Кремль, на что решаются немногие в СНГ.

Некоторые люди в России считают, что нынешнему президенту Белоруссии нет альтернативы. Но это миф. (Старательно культивируемый из Минска.) А.Г. Лукашенко очень талантливый политик. Но Белоруссия выделяется из бывших советских республик уровнем образования населения, качеством человеческого капитала. Там есть десятки, сотни людей, которые могут грамотно руководить этой страной. Их просто надо знать и культивировать.

Наконец допускаю, что некоторые люди в Москве считают, что международно-нелегитимный, осажденный со всех сторон и изолированный Лукашенко легко управляется. Но это очень рискованная стратегия. К тому же белорусский президент пока скорее вертит нами, чем мы им.

И, наконец, последнее. Нельзя так пренебрегать действительно братским народом, допускать в Белоруссии консолидацию режима, ведущего страну в никуда, сажающего в тюрьмы политических оппонентов, закрывающего университеты. К тому же моральная политика в данном случае и выгодна. Если мы поможем А.Г. Лукашенко понять, что ему не стоит использовать результаты референдума и идти на третий срок, а лучше законно и стабильно избрать следующего президента, мы заслужим благодарность большей части просвещенного класса и народа Белоруссии и избежим крупных неприятностей в будущем. Может быть, появится и возможность создания реального Союза. При нынешнем президенте его не будет. А.Г. Лукашенко это доказал.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ