Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №110(01.11.2004)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

ТАДЖИКИСТАН



Базовый элемент

18.10.2004. Время новостей

Н.Поросков

Если зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; если же умрет, то даст много плода - по этому библейскому принципу знаменитая 201-я мотострелковая дивизия, созданная еще в 1943 году, вчера прекратила свое существование, дав жизнь новой российской военной базе в Таджикистане.

Переформирование - не просто смена вывески, а новое качество сотрудничества. Об этом, пусть и в разных выражениях, сказали присутствовавшие при подъеме государственного флага России президенты России и Таджикистана. Владимир Путин и Эмомали Рахмонов приняли парад и возложили цветы к памятнику воинам, погибшим при исполнении воинского долга. «Мы намерены укреплять военное присутствие в Таджикистане», - сказал Владимир Путин.

По замыслу политиков, новое формирование в совокупности с авиабазой в Канте (Киргизия) станет звеном единой системы коллективной безопасности в регионе, главное назначение которой - борьба с наркотрафиком и организованной преступностью. Договоренность о переформировании соединения в базу была достигнута еще в апреле 1999 года, но реализация соглашений по разным причинам откладывалась. После того как в апреле 2003 года дивизию посетил Владимир Путин, началась подготовка договорных документов, а в июне этого года в Сочи президенты двух стран решили вопрос о передаче Таджикистаном в безвозмездное и бессрочное пользование территорий для дислокации базы, и во временное - имущества и вооружения, бывшего в местах дислокации до 25 мая 1993 года.

Теперь Договор о статусе и условиях пребывания базы на территории Таджикистана оформлен юридически, поэтому, как сказал Владимир Путин, «российское военное присутствие здесь получило международное правовое оформление». Соединенные Штаты в лице своего посла в Таджикистане Ричарда Хоглэнда открытие военной базы оценили позитивно.

Пока база, по сути, аналог своей предшественницы. 201-я дивизия действительно отмобилизована и слаженна, имеет опыт боевых действий и миротворческой деятельности. По официальной версии, придание теперь уже бывшей дивизии статуса базы вызвано необходимостью наращивания средств для борьбы с международным терроризмом в Центрально-Азиатском регионе. Новым, по сравнению с дивизией, компонентом базы станет авиационная составляющая - пятерка истребителей и нескольких вертолетов на аэродроме Айни в 20 км от Душанбе. Количество личного состава сократится с 7,5 тыс. военнослужащих до 5 тыс. База будет формироваться целиком на контрактной основе.

Однако источник «Времени новостей», близкий к российским военно-дипломатическим кругам, считает, что преобразование произошло в результате длительных просьб таджикской стороны. По его словам, «дивизия подчиняется российским законам и немножко - эсэнгэвским, что очень тревожило таджиков, а база - международным». Эксперты не исключают участия в процессе «переименования» американцев, которые за понижение статуса дивизии якобы предлагали президенту Рахмонову помощь в 1 млрд долл. Об этом год назад писали некоторые российские газеты. Тогда штаб 201-й дивизии из центра Душанбе под благовидным предлогом был передислоцирован на окраину.

Несмотря на все эти предположения и слухи, Россия, по мнению экспертов, выиграла, выторговав все, что только было возможно. Помимо более чем выгодных условий дислокации базы, земля, на которой находится оптико-электронный узел системы раннего предупреждения о ракетном нападении «Окно» в Нуреке, отдана России в аренду на 49 лет с оплатой, как сказал Сергей Иванов, 30 американских центов в год. «Это позволит нашим Космическим войскам, - сказал Сергей Иванов, - чувствовать себя как минимум уверенно». Заметим, что до этого переговоры об объекте в Нуреке шли долго и мучительно.

Еще один результат соглашений в военной сфере - до конца 2006 года российские «зеленые фуражки» передадут охрану границы с Афганистаном своим таджикским коллегам. В республике останется лишь небольшая по численности российская оперативная группа. В первой половине следующего года, как ознаменование нового этапа военного сотрудничества, в Таджикистане пройдут крупные учения Организации Договора о коллективной безопасности.

201-я мотострелковая дважды Краснознаменная дивизия в 1980-1989 годах входила в Ограниченный контингент советских войск в Афганистане. После вывода части и подразделения дивизии были дислоцированы на территории Таджикистана со штабами полков в городах Душанбе, Кулябе и Курган-Тюбе. Договор о коллективной безопасности 1992 года и Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Россией и Таджикистаном 1993 года стали правовой основой для пребывания на территории другой страны. В сентябре этого же года для урегулирования межтаджикского вооруженного конфликта Совет глав государств СНГ принял решение разместить в стране Коллективные миротворческие силы, ядром которых и стала 201-я дивизия. Один из ее батальонов сегодня входит в состав Коллективных сил быстрого развертывания в Центральной Азии.




Русские возвращаются в Центральную Азию

20.10.2004. Вароруд (Таджикистан)

Неъматулло Мирсаидов

Почему не идут к нам западные инвесторы? Почему Россия не вкладывает средства в экономику Таджикистана? Эти вопросы, думаю, задавал себе не только я, как журналист, часто анализирующий перспективы развития экономики республики, но и, возможно, десятки экономистов, политологов, чиновники различного ранга, работающие в структурах правительства. Казалось, что внутренне мы знали причину: нестабильность ситуации в регионе, самой республике. Непредсказуемость развития событий для капитала всегда опасна. В брошенном на произвол судьбы Таджикистане, как и в свое время в Афганистане, могли произойти любые события: начиная от смены власти до непризнания прав инвесторов. Одних законов государства и международных обязательств для бедной экономики, неспособной компенсировать ущерб в ходе возможных нежелательных эксцессов, было явно недостаточно. Нужны были гарантии. Такие условия нынче сформировались, по крайней мере, для российского капитала. Ибо статус российского военного контингента определен окончательно. 201-ая российская мотострелковая дивизия и пограничные группы - теперь это не те войска, что находятся в подвешенном состоянии и вывода которых в любой момент может потребовать Таджикистан. И они наряду с главным своим предназначением - обеспечением коллективной безопасности, борьбой с проявлением терроризма и экстремизма, вправе защищать российские интересы, в частности капитал. А это есть тот благоприятный климат для инвестиций, без которого мало кто захочет работать за пределами собственной страны.

Инкогнито Владимира Путина

К приезду Владимира Путина в Душанбе готовились давно. Однако официальных сообщений насчет того, что президент России приедет в Таджикистан, не было. Об этом не сообщалось ни в российской, ни в таджикской прессе. В журналистских кругах были информированы, что стороны ведут активные переговоры относительно статуса российского военного контингента в Таджикистане. И о позиции сторон информация в прессу просачивалась. Но о деталях переговоров знали лишь специалисты, которые были вовлечены в них. Позиции сторон, как можно судить по факту их неоднократного переноса и прерывания, были довольно жесткими. Была угроза очередного срыва переговоров. О том, что президент России Владимир Путин все же прибудет в Таджикистан, стало ясно, когда в республику в срочном порядке прибыл из Пекина министр иностранных дел России Сергей Лавров. Это означало, что Владимир Путин приедет в Душанбе сразу после завершения визита в Китайскую Народную Республику. К моменту его приезда фактически были утрясены все разногласия. Этим объясняется быстрое подписание серии соглашений, которые поистине для сторон, как выразился президент Рахмонов, стали "историческими".

Россия вспомнила о своих геополитических интересах

Россия и Таджикистан, наконец, доказали, что они являются стратегическими партнерами. Заявления на сей счет следовали то с одной, то с другой стороны в течение десяти лет. Однако, конкретных соглашений до сих пор не было подписано. Весь этот период говорили только о намерениях. Было время, когда, разуверившись в искренности российского руководства и не видя иного выхода выправления экономической ситуации, глава Таджикистана Эмомали Рахмонов готов был протянуть руки в сторону Запада. Но все же сторонам удалось развязать узел проблем и приступить от слов к делу. Теперь обе стороны - и Россия, и Таджикистан - могут перевести дух. Создан задел для практической работы. Подписан большой пакет соглашений по сотрудничеству в военной и экономической сферах.

Россия получила возможность строительства самой крупной военной базы за рубежом, оставила за собой Нурекскую станцию космического слежения "Окно" - самую современную станцию подобного рода. С точки зрения обеспечения национальной безопасности, чему в силу слабости экономики она не могла уделять большого внимания, нетрудно оценить значение этих объектов. К тому же впервые за многие годы российский капитал начинает работать в том пространстве, которое, казалось, должно было быть потеряно для него навсегда. Таджикистан для России за последнее десятилетие становится настоящей точкой смелой защиты своих геополитических интересов. Что касается совместных экономических проектов по строительству нового алюминиевого завода на территории Таджикистана, реконструкции второго по величине гиганта в постсоветском пространстве - Турсунзадевского алюминиевого завода, строительства Рогунской и Сангтудинской ГЭС, то их нельзя назвать безынтересными. Все подсчитано, все просчитано. Дешевая энергия и дешевая рабочая сила плюс собственность. Лучших условий для работы нет. Там, где нет выгоды и гарантий защиты инвестиций, вряд ли ринулся бы туда капитал. Все это в совокупности дает для возрождающейся России возможность укрепления своих позиций в Центральной Азии.

Таджикистан получил все, что хотел

Что же имеет от всего этого Таджикистан? Во-первых, республика, наконец, освободилась от тяжелого бремени долга. Во-вторых, она получит крупные инвестиции в экономику. Для Таджикистана, экономика которого фактически топталась на месте в течение десятилетия по причине их отсутствия, наконец, формируются условия для прорыва. Не менее важным для республики вопросом сегодня является безработица. Основная масса населения страны вынуждена работать за пределами республики. В первую очередь в сфере народного хозяйства России. Теперь в результате заключения двустороннего соглашения о трудовой миграции для граждан Таджикистана может измениться отношение российских властей. Судя по подписанному пакету соглашений о сотрудничестве в экономической сфере и готовности российской стороны вложить в экономику республики большие средства, Эмомали Рахмонову также удалось добиться своего.

Сейчас многие российские средства массовой информации почему-то ставят вопрос о том, кто в результате выиграл. Нет сомнения, что выиграли обе стороны. Интересы обеих сторон полностью соблюдены. Некоторые склонны думать, что Таджикистан не мог поступить иначе. В определенной степени можно согласиться с ними. Вряд ли президент Рахмонов смог бы пожертвовать интересами сотен тысяч трудовых мигрантов, добывающих средства существования на просторах России. Вряд ли он мог взять курс на Запад, пока огромный российский военный контингент находится на территории Таджикистана. Однако, вряд ли кто из журналистов знает, какие инвестиции могли бы вложить западные страны в экономику республики, если полностью ее территорию покинули бы российские войска. Не исключено, что именно присутствие российского военного контингента в Таджикистане все это время являлось сдерживающим фактором для зарубежного капитала. Тем не менее, стороны взвесили все "за" и "против" и нашли оптимальный вариант, урегулировали все вопросы на равноправной основе.

Будучи свидетелем создания первых рабочих комиссий по изучению состояния экономики Таджикистана и возможности инвестирования многих промышленных объектов российскими промышленниками еще в 1994 году, должен заметить, что руководство Таджикистана никогда не отступало от идей создания более благоприятных условий для российского капитала. Однако все встречи практически заканчивались лишь подписанием протоколов намерений. Может, так происходило оттого, что еще даже года два назад Россия не имела возможности вкладывать средства в чужую экономику. Только теперь у нее появилась реальная возможность инвестирования интересных программ за пределами страны. Сам факт готовности России вложить в экономику Таджикистана 2 миллиарда долларов в течение ближайших пяти лет и заявление президента Путина о том, что вряд ли кто за последние 12 лет вкладывал такие деньги в экономику Таджикистана, говорит о том, что маленькая центрально-азиатская страна действительно имеет для России стратегическое значение. К тому же нужно учесть, что и Россия за этот же срок в таком большом объеме средств в экономику какой-либо другой страны не вкладывала.

Престиж Таджикистана растет, соседи завидуют

То, что происходило в течение нескольких последних дней в столице Таджикистана, никогда со времен гражданской войны не приковывало столько внимания. Все информационные сайты Центральной Азии и России подробно сообщали о ходе российско-таджикских переговоров. Дело было не только в том, что Россия получила самую крупную военную базу за рубежом, а в том, что она вновь возвращается в регион Центральной Азии. Новая политика России в регионе не только должна ослабить влияние Запада в Центральной Азии, но может существенно повлиять на политику бывших советских республик. Ключевым звеном в этом плане может стать Таджикистан, примеру которого последуют Узбекистан и Кыргызстан. Разумеется, перспективы получения Таджикистаном крупных инвестиций в экономику, могут вызвать у ближайших соседей разные чувства. Глава Кыргызстана Аскар Акаев вполне может кусать локти по причине того, что в свое время, уступив военную базу Кант, явно продешевил. А Ислам Каримов, всегда ревностно относившийся к успехам своего восточного соседа, не может утаить обиду, что он получил от России вдвое меньше инвестиций, чем маленький Таджикистан. - Стало модно говорить, что ваш приезд - исторический,- сказал господин Каримов при встрече с президентом России Владимиром Путиным.- Но я хочу сказать: ваш приезд означает, что у России были, есть и будут интересы в этом регионе. Когда-то после развала СССР Россия не до конца осознавала свою историческую роль (все-таки - историческую! - А. К.) и пользовалась не теми механизмами, чтобы подчеркнуть свою роль. А вот энергетика - именно тот мост между регионами, который нам и нужен.

Сказанное могло бы значить следующее: либо Ислам Каримов вынашивает планы строительства нескольких ГЭС на территории Узбекистана с помощью России, либо потребует скоро большие деньги за транзит таджикской энергии через территорию страны, если подобные планы будут у Таджикистана и России.

Единственный, кто может с пониманием относиться ко всему происходящему, это президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Сегодня Казахстан во многих сферах народного хозяйства не уступает в развитии России. Более того, казахская экономика вышла на такой рубеж, что она сама готова финансировать проекты за рубежом.

Запад, получается, прошляпил

О том, что Центральная Азия - один из важнейших стратегических районов мира, не нужно приводить множества аргументов. Достаточно только географического расположения региона. Со всех сторон - ядерные державы. Китай, Пакистан, Индия и Иран, который также не прочь получить оружие массового поражения. Россия со своей теперь станцией космического слежения получает прекрасную возможность контроля за космическими объектами и укрепления собственной национальной безопасности. Регион в течение практически десятилетия был свободен. Только его нужно было завоевать. Только нужны были крупные инвестиции в обмен на изменения курса. Можно понять Соединенные Штаты, которые и так много добились, взяв под свой контроль Афганистан. Проблемы в Ираке не позволили им более активно проводить свою политику изменения курса центрально-азиатских стран. А что же Франция, Великобритания, Китай, Япония и Германия? Робкие их шаги в деле развития сотрудничества со странами региона таки не позволили им укрепить свое положение. Десятилетия было достаточно, чтобы Россия пришла в себя. Благо, у нее появился Путин, смелый, порой жесткий и, самое главное, дальновидный политик. Он практически в одиночку обыграл весь Запад.




Есть вещи поважнее героина...

19.10.2004. ИА «Росбалт»

Яна Амелина

Пятилетний процесс "переформатирования" дислоцированной в Таджикистане 201-й российской мотострелковой дивизии в 4-ю военную базу завершился 17 октября торжественным поднятием над ней государственного флага России. На новой базе будут служить порядка пяти тысяч военнослужащих.

"Вместе с авиабазой в Киргизии, в Канте, военная база в Таджикистане станет надежным звеном единой системы коллективной безопасности в регионе, - заявил в ходе торжественной церемонии открытия базы Владимир Путин. - Мы намерены укреплять наше военное присутствие в Таджикистане, и это станет не только гарантией российских вложений, но и гарантией стабильности в регионе в целом".

Как заявил выступивший следом президент Таджикистана Эмомали Рахмонов, он рассматривает российское военное присутствие как важнейший фактор мира и стабильности в Таджикистане. По его словам, открытие 4-й военной базы - "не просто смена вывески, а качественно новое сотрудничество".

Долг вылетел в "Окно"

В ходе визите президента России в Душанбе, помимо открытия базы, было подписано несколько важнейших межгосударственных договоров и соглашений. Но если бесстрастно подсчитать выгоды сторон от их реализации, общий итог - неоднозначен.

Территории под базу передаются России в безвозмездное и бессрочное пользование, а вот имущество и вооружение, бывшие в местах дислокации до 25 мая 1993 года - во временное. За передачу в российскую собственность оптико-электронного узла системы раннего предупреждения о ракетном нападении "Окно" в Нуреке Москва списала аж 242 млн. долларов таджикского долга. Зато 49-летняя аренда земли, на которой находится этот узел, обойдется России всего в 30 центов в год.

Оставшиеся 50 млн. долл. таджикского госдолга инвестируются в строительство Сангтудинской ГЭС. Еще 200 млн., по словам министра финансов Алексея Кудрина, намерены вложить в этот проект российские госструктуры или РАО "ЕЭС России". При этом "Русский алюминий", например, предполагает инвестировать 560 млн. долларов в строительство Рогунской ГЭС, а также построить в Таджикистане в ближайшие семь лет новый алюминиевый завод и переоборудовать старый, затратив на это еще 200 млн. долларов. Громадье этих планов весьма поражает, особенно с учетом крайне нестабильной обстановки вокруг Таджикистана.

Переговоры по созданию базы шли долго и трудно, и около года назад окончательно зашли в тупик. Таджикская сторона (хотя на официальном уровне наличие большинства этих требований категорически отрицалось) выставляла неприемлемые для России условия. Речь шла о полном списании госдолга (как видим, в результате его аннулировали за "Окно" - ранее Душанбе просил за него 50 млн. долл. - и новую ГЭС), высокой арендной плате, возможности перехода управления базой в экстремальных ситуациях в руки таджикского президента и передаче имущества дивизии в собственность республики (с самым ценным - вооружением - так и вышло).

Параллельно активизировалось таджикско-натовское сотрудничество, ключевую роль в котором играли США. Ходили упорные слухи, будто Вашингтон обещает Душанбе целый миллиард долларов, лишь бы российские военные побыстрее убрались из республики. Правда, денег этих - в отличие от натовских самолетов на душанбинском аэродроме - в таком объеме никто не увидел. Известно лишь об американской гуманитарной помощи Таджикистану в размере 3,2 млн. долларов - но вполне возможно, это далеко не все заокеанские подарки...

Тем неожиданнее оказался прорыв, достигнутый на сочинских переговорах Путина и Рахмонова в июне текущего года. Стороны разом достигли всех договоренностей - и по базе, и по "Нуреку", и по таджикским трудовым мигрантам (хотя подробности последнего пока не известны). И по пограничникам...

Наркомафия выдавила пограничников?

Подписанное на днях Путиным и Рахмоновым Соглашение о сотрудничестве по пограничным вопросам гласит, что Россия будет помогать в охране госгранцы Таджикистана и содействовать в становлении и функционировании пограничных структур республики, в том числе в их обеспечении вооружением, боевой техникой, материально-техническими средствами.

Для этого создается оперативная пограничная группа ФСБ России. Непосредственно стоять на границе и отвечать за ее охрану бойцы группы уже не будут. Материально-техническое обеспечение группы ложится на плечи Российской Федерации - впрочем, все 11,5 тысяч российских пограничников в Таджикистане также содержала Россия, хотя первоначальная договоренность предполагала, что бремя расходов будет делиться двумя странами пополам. В Душанбе окончательно утвердили сроки передачи границы: вывод россиян начнется в 2005 году и окончательно завершится в 2006-м.

Напомним, что в апреле 2004-го как гром среди ясного неба прозвучало известие - российские пограничники уходят с таджикско-афганской границы. Оно стало тем более неожиданным, что еще прошлым летом все в российской погрангруппировке в Таджикистане были убеждены: "Мы должны быть в Центральной Азии, и мы тут будем". С теми же словами в ноябре 2003-го вернулся в Москву с границы глава ФПС Владимир Проничев. Однако этой весной впервые за много лет пять российских погранотрядов на границе с Афганистаном не пополнились молодыми таджиками-срочниками. Было объявлено, что россияне передадут охрану границы таджикским коллегам не позднее мая 2005 года.

Эта новость вызвала массовые протесты местного населения, для которого служба в российских погранвойсках - источник относительного благосостояния, и серьезную озабоченность экспертов, убежденных, что таджики просто не в состоянии самостоятельно обеспечить "закрытость" границы.

Американцы, в которых некоторые до сих пор усматривают полноценную замену россиянам в этом регионе, недавно официально - устами своего посла в Таджикистане Ричарда Хоугленда - объяснили, что не видят себя стоящими на таджикско-афганской границе "в зеленых фуражках". Лишняя дестабилизация в регионе им, в общем-то, ни к чему - пусть даже если в качестве бонуса Вашингтон получит серьезное ослабление здесь российского влияния.

Поэтому ряд аналитиков расценил предстоящий уход России с афганской границы как очередную победу наркомафии. Ведь сколько бы ни обвиняли российских пограничников в потворстве наркобаронам, они ежегодно перехватывают несколько тонн идущих из Афганистана тяжелых наркотиков. В Таджикистане наркоторговля давно стала "национальным бизнесом" - заработать на достойную жизнь иным путем в республике, где средняя зарплата не достигает и 50 долларов, а среднее число детей в семье - 4-5, просто негде.

Везут же наркотики главным образом в уже отравленную зельем Россию. И будут везти - только теперь в других масштабах. "Готовьтесь через несколько лет принимать сообщения о перехвате огромных партий героина на российско-казахской границе", - мрачно прокомментировал дальнейшее развитие событий источник "Росбалта" из пограничной службы. Напомним, что ее протяженность больше таджикско-афганской примерно в семь раз. При этом она практически не оборудована.

Задачей российской 201-й дивизии в Таджикистане было прикрытие погранзастав в случае прорыва больших масс боевиков со стороны Афганистана. После отсроченного на год ухода российских пограничников смысл нахождения в Таджикистане большой российской военной группировки во многом теряется. Борьбы с наркотрафиком без пограничников не получится. Что же касается декларируемой защиты интересов российского бизнеса, то общая нестабильность этого региона заставляет отнестись к объявленным масштабам инвестиций, как и к предполагаемой прибыли, с крайним скептицизмом. Остается "фактор мира и стабильности в Таджикистане" - то есть реализация интересов нынешней власти в Душанбе.




Подводные камни на пути российско-таджикского сближения

25.10.2004. ИА "Фергана.Ру"

Владимир Мухин

Состоявшийся несколько дней назад официальный визит российского президента Владимира Путина в Таджикистан оценивается большинством международных обозревателей и экспертов как неоспоримая победа России в соревновании за геополитическое влияние в регионе.

Этому трудно в чем-то возразить. Москва опередила США и, несмотря на явное неудовольствие Пентагона, негласно обещавшего Душанбе 1 млрд. долларов помощи в обмен на то, чтобы Российская военная машина ушла из страны, все-таки узаконила пребывание российской военной базы в Таджикистане почти на 50 лет.

Москва опередила и Иран, который намеревался инвестировать свои средства в развитие гидроэлектроэнергетики страны. Подписаны крупные экономические контракты на сумму почти в 2 млрд. долларов, и сам Владимир Путин не без гордости заявил: "не думаю, что за последние 12-13 лет кто-то вкладывал такие деньги либо даже заявлял о намерении вложить такие деньги в Таджикистан".

И это действительно, правда. В 2003 году ВВП Таджикистана составлял 1,55 млрд. долларов США. Это, как мы видим, гораздо меньше размера тех инвестиций, которые намерена вложить Россия в экономику страны. Несложный анализ показывает, что, когда российские инвестиции заработают, страна увеличит свой ВВП в 3-4 раза.

Вероятно, рассчитывают в Кремле, от такой экономической экспансии получит свои дивиденды и Россия. Но так ли все гладко в тех новых планах и замыслах, которые Москва предначертала для себя во взаимодействии с Таджикистаном? Кто мешал России проводить данную экспансию раньше? И вообще, насколько выполнимы подписанные между странами соглашения?

В новейшей российской истории мы не раз бывали свидетелями, когда хорошие договоренности замораживались и подписанные проекты оставались лишь на бумаге. Не хотелось бы, конечно, чтобы та же участь постигла и последние российско-таджикские контакты. Но ряд факторов побуждают сказать именно о так называемых "подводных камнях" на пути российско-таджикского сближения.

Почему именно сейчас?

Отвечая на вопросы журналистов в Душанбе после подписания судьбоносных для Таджикистана соглашений, президент РФ Владимир Путин попытался объяснить, почему данное сближение произошло именно сейчас.

"Что касается того, почему именно сейчас, а не раньше? Я говорил только что в своем выступлении о том, что мы шли к этим решениям в течение пяти лет. Это, как вы понимаете, даже по цифрам крупные проекты, и для того чтобы можно было решиться на этот шаг, он должен был быть хорошо подготовлен. Вот всё это время мы занимались этой подготовкой". Вряд ли можно оспорить такой ответ. Но, видимо, на принятие решения по подписанию документов сыграли и другие факторы.

Скажем, можно было бы предположить, что к активному сотрудничеству с Таджикистаном Россию подтолкнули новые геополитические планы НАТО. От внимания наблюдателей не ушел тот факт, что визит Путина в Душанбе состоялся на неделю раньше поездки по странам региона Генсека НАТО Яап де Хооп Схеффера и спецпредставителя альянса в Центральной Азии и на Кавказе Роберта Симонса. Во время встречи Схеффера и Рахмонова было подписано соглашение о транзите грузов антитеррористической коалиции через Таджикистан в Афганистан. Однако, остается за кадром, какие бы предложение от североатлантического альянса могли бы последовать, если бы буквально накануне Москва не придала 201-ой мотострелковой дивизии статус российской военной базы.

Тему российского присутствия в Таджикистане Генеральный секретарь НАТО все же затронул.Господин Схеффер прямо заявил о том, что альянс "не является конкурентом России в Таджикистане, и правительство этой республики имеет полное суверенное право разместить у себя военную базу любого государства". Таким образом, Яаап де Хооп Схеффер намекнул на то, что вполне допускает наличие в Таджикистане также и военных объектов других государств, как это, к примеру, имеет место в Киргизии.

Можно предположить также, что к подписанию военно-экономических соглашений с Душанбе Москву подтолкнули планы Ирана инвестировать в экономику Таджикистана свои средства. Но сейчас выясняется, что Москва рассматривает Иран не как соперника, а как компаньона, поскольку Иран также будет наравне с Россией достраивать Рогунскую ГЭС. Соперничество между Москвой и Тегераном есть, но не на технологическом уровне; и лидерство России, с которой Тегеран сам заключает контракты на строительство энергообъектов, здесь бесспорно.

Таким образом, факторов для подписания с Душанбе выгодных для России соглашений достаточно много. Но главный фактор, видимо, еще не назван.

Главный мотив активности России в Таджикистане - мировой энергетический и сырьевой кризис

На мой взгляд, толчком к активному и немедленному политическому сотрудничеству с Таджикистаном Кремль подтолкнула российская бизнес-элита. От взгляда большинства наблюдателей ушел от внимания тот факт, что в сентябре котировки алюминия на мировом рынке сырья были самые высокие за последние 9 лет. 1 октября цены на алюминий на торгах Лондонской биржи металлов достигли девятилетнего ценового максимума, и аналитики предполагают, что этот рост может продолжиться. Алюминиевые фьючерсы с поставкой через три месяца подорожали на Лондонской бирже металлов сразу на $42 за тонну - до $1848. В ходе торгов котировки сейчас достигают $1850 за тонну. Заметим, что в 2001-2002 гг., когда НАТО и США начали размещать свои базы в Ханабаде и Канте, и Кремль пытался узаконить пребывание 201-ой дивизии в Таджикистане, стоимость 1 тонны алюминия на биржах мира составляла в среднем всего 1300 долларов США. Тогда расширение производства алюминия не было выгодно российским бизнесменам и они просто не поддержали военно-экономические проекты Кремля - инвестиции в обмен на базы, чего, начиная с 1999 года, добивался официальный Душанбе от Москвы.

Сейчас же долгосрочная потребность мировых потребителей алюминия очевидна. К примеру, только в Китае рост потребления алюминия составляет 10-15% ежегодно. По данным Газеты.Ru Правительство КНР занято сейчас также реализацией проекта по электрификации всей страны. Учитывая масштабы страны - это грандиозные проекты.

Видимо, в связи с этим кампания "Русский алюминий", которая является третьей по величине мировой алюминиевой кампанией, решила расширить свой бизнес в Таджикистане. Компания получила право достраивать Рогунскую ГЭС. Кроме того, "Русал" обещает построить два новых алюминиевых завода в республике. Эти проекты обойдутся компании в $1,3 млрд.

По мнению аналитиков "Ведомостей", у "Русала" не возникнет проблем с привлечением инвестиций. Президент Таджикистана Эмомали Рахмонов сообщил журналистам, что металлургический холдинг инвестирует $560 млн. в достройку первой очереди Рогунской ГЭС, $600 млн. - в строительство нового алюминиевого завода на юге Таджикистана мощностью 200 000 т металла в год и $160 млн. - в сооружения двух корпусов электролиза рядом с Таджикским алюминиевым заводом (100 000 т) в Турсун-Заде. Зная стоимость алюминия на мировых ранках, нетрудно и подсчитать и будущие доходы "Русала".

То же самое - по водным проектам Таджикистана. Именно в сентябре ведущие мировые эксперты спрогнозировали на ближайшее время значительный спрос именно на алюминий и электроэнергию, производимую на ГЭС - самую дешевую и независимую от цены на нефть, рост которой в будущем ожидается в несколько раз. Запасы нефти в России ограничены на период 30-40 лет. Таким образом, вполне понятно стремление РАО ЕС России приватизировать и достроить в Таджикистане главные энергообъекты страны.

По запасам гидроэнергоресурсов Таджикистан занимает восьмое место в мире (по удельным показателям - второе). Проекты освоения этих ресурсов были разработаны еще во времена СССР. По Рогунской ГЭС 48 процентов объемов самой тяжелой работы уже выполнено. По предварительным расчетам экономистов, ежегодно электростанция в Рогуне сможет приносить более 800 млн. долл прибыли.

Но это еще не все. Видимо, Россия расширит свое участие в Таджикистане и по другим проектам. И этого ждут в Душанбе. Еще два года назад Эмомали Рахмонов говорил о том, что готов отдать российским инвесторам самое крупное месторождение серебра в мире - Большой Канимансур. Ждет инвестиций и хлопководство. В годы Советской власти Таджикистан собирал до 1 млн. тонн хлопка-сырца ежегодно (это составляет 25% того, что собирает Узбекистан). Но в Таджикистане производится очень ценный тонковолокнистый хлопок, и у России здесь тоже, видимо, будет интерес, поскольку сейчас производство хлопка находится в республике на уровне 0,4-0,5 млн. тонн.

Мировые цены на серебро и хлопок пока не достигают своего былого максимума. Вот, видимо, и ждут своего часа российские инвесторы, чтобы вложить дополнительные средства в экономику страны. Не опоздать бы....

Таким образом, вполне очевидно, что Россию к юридическому закреплению военно-экономического Союза с Таджикистаном побудила замаячившая экономическая выгода . Конечно, у нее в этом плане были конкуренты в лице Ирана, США и других стран Запада. Но не будем лукавить: при всех этих факторах в совокупности Москва просто была обречена здесь на успех. И до подписания "судьбоносных" договоров Россия и так имела возможность определять значительную зависимость Таджикистана от нее. И так все алюминиевое производство в республике работало на Россию. Глинозем и бокситы на алюминиевый комбинат в Турсун-Заде поставляла именно Россия. Она же и покупала сырье. Правда, раньше отношения осуществлялись по схеме товар-деньги-товар. Теперь "Русал" и РАО ЕС России аккумулируют и деньги и товар как бы в своих руках.

Но вот вопросы: окупятся ли затраты Москвы? Будет ли российский народ иметь какую-то выгоду от того, что российский бизнес заработает в Таджикистане? Не секрет, что Узбекистан до сих пор препятствует транзиту электроэнергии из Тадикистана в Казахстан и Россию. Окупится для инвесторов транзит электроэнергии в Афганистан, Китай? Ведь проекты дорогостоящие. Почти те же вопросы по алюминию. Где гарантия того, что цена на него лет через пять-шесть вновь не упадет? Это только экономические проблемные вопросы. Но есть еще вопросы и как бы внутренние, связанные с социально-политической ситуацией в республике.

А спасет ли российская военная база?

Выступая перед журналистами в Душанбе Владимир Путин заявил, что решение об инвестировании в республику было принято благодаря двум важнейшим факторам - "надежности политической власти в Таджикистане и доверию, которое сложилось между лидерами". Но как известно лидеры приходят и уходят, это во-первых. А во-вторых, вряд ли можно без каких-либо оговорок назвать политическую власть в республике "надежной".

Мы помним, как совсем недавно в республике разгорелся скандал после того как в начале 2004 года Рахмонов упразднил президентскую гвардию. Ее бывший начальник, один из приближенных главы государства, помогавший ему в 1993-1997 гг. бороться с противниками - объединенной таджикской оппозицией, генерал-лейтенант Гаффар Мирзоев, находится сейчас под следствием. Совершенно не ясно, как в связи с начавшимся переустройством политической власти в Таджикистане поведет себя оппозиция.

Отдельный разговор про ситуацию на границе с Афганистаном. Как известно, до 2006 года российские "зеленые фуражки" передадут таджикским коллегам охрану всех участков таджикско-афганской границы. Однако, из года в год здесь количество наркокурьеров только увеличивается. По данным Агентства по контролю за наркотиками при президенте РТ, МВД РТ и других министерствРеспублики Таджикистан в период с 2002 года по октябрь 2004 года российскими пограничниками и таджикскими правоохранительными органами, а также другими силовыми структурами двух стран были проведены 63 совместные операции, в ходе которых изъято 1966 килограммов наркотических средств, из которых доля героина составляет 1674 килограмма.

Помимо наркотиков через границу пытаются переправлять и вооружения - средства разведки и связи, которые могут эффективно использоваться террористами на территории государств СНГ. По сведениям пресс-центра Пограничной службы ФСБ России, в 2003 году было изъято 13 переносных зенитно-ракетных комплексов типа "Стрела" и три пусковые установки к ним, реактивные и танковые снаряды, мины, гранаты, выстрелы к гранатометам, а также свыше 100 кг взрывчатых веществ (это в 5,3 раза больше, чем в 2002 году).

В связи с этим у ряда российских экспертов, политиков, военных руководителей возникают вопросы: а справятся ли с ситуацией таджикские пограничники, когда контроль за границей с Афганистаном полностью перейдет в их ведение?

Летом этого года посол РФ в Таджикистане Максим Пешков заявил о том, что с уходом российских пограничников с афгано-таджикской границы у Душанбе возникнут большие проблемы (социальные, экономические, финансовые, организационные и т.п.) в надежной ее охране. Как считает известный этнополитолог академик Академии военных наук полковник Владимир Попов, есть вероятность того, что после 2006 года, когда границу полностью будет контролировать КОГГ РТ, потенциальные нарушители южных рубежей СНГ устремятся вглубь Содружества и в Россию. Это при том, что граница России с Казахстаном практически оголена.

Поступает очень противоречивая информация о том, кто же инициировал уход российских пограничников с границы с Афганистаном. Есть здесь версия и о том, что этот уход инициирован Москвой. Если вспомнить новейшую историю, то эту идею в свое время лоббировал экс-командующий погранвойсками и экс-парламентарий генерал Андрей Николаев, который ныне является помощником председателя Правительства.

Видимо, считается, что слишком дорога граница для бюджета РФ. С точки зрения экономического прагматизма здесь вроде бы выглядит гладко. Если раньше финансирование и тыловое снабжение группировки погранвойск ФСБ в Таджикистане шло 50 на 50 (при этом Россия полностью обеспечивала погранзаставы всеми военно-техническими ресурсами и оружием), то, начиная с 2006 года все снабжение погранвойск ляжет на плечи таджикских властей. А Россия на границе с Афганистаном будет представлена Оперативной пограничной группой ФСБ России, которая будет иметь функции, связанные с обменом информацией, оперативным взаимодействием, методической помощью, но никак с не с принятием решений и руководством группировкой. Вопрос "сумеют ли таджикские пограничники поставить надежный заслон наркокурьерам из Афганистана", остается пока без ответа.

Казалось бы ситуацию в республике может и должна поддерживать 201-я мотострелковая дивизия. Однако, Генштабом России принимается решение о переводе ее на комплектование только солдатами срочной службы. Хотя на протяжении 7-9 лет 201 МСД комплектовалась только профессионалами. Как показывает опыт, эффективность дивизии, укомплектованной солдатами, проходящими службу по призыву (то есть по принуждению) гораздо ниже, чем если бы в ней служили солдаты-добровольцы, то есть профессионалы-контрактники. Но профессиональная дивизия всегда дороже стоит.

Таким образом, мы наблюдаем ситуацию, когда, осуществляя крупные инвестиции в экономику Таджикистана, Москва стремится в тоже время удешевить расходы на присутствие там своих войск, то есть удешевить меры связанные с обеспечением безопасности на южных рубежах СНГ. Не выйдет ли это боком? Если вспомнить события 1991-1993 годов, когда в Таджикистане шла гражданская война, то именно разграбленное на складах 201-ой дивизии оружие стало тем средством, с помощью которого обе противоборствующие стороны вели боевые действия.

Таким образом, с одной стороны, перевод 201 МСД на комплектование солдатами-срочниками и передача границы в ведение Таджикистана значительно снижают российские затраты на ее охрану и оборону. С другой стороны, военные эксперты высказывают озабоченность вопросом эффективности службы таджикских пограничников. При этом не исключается, что ситуация в республике может быть дестабилизирована, а интенсивность наркопотоков в Россию и Европу из Афганистана через Таджикистан увеличится. Предварительный заслон этому уже как бы создан. Иностранных граждан с 2005 года будут пускать в РФ только по загранпропускам. Не исключено и введение визового режима со странами ЦА. Однако этих мер может оказаться мало...

Вместо заключения

Не вызывает сомнения тот факт, что, несмотря на все проблемы, Россия пытается укрепить свое военно-экономическое влияние в Таджикистане. Заметим, что это делается на фоне того, как к тому же стремятся ее геополитические соперники в этой стране - Иран и США. Визит Путина в Душанбе показал, что Москва умеет правильно и эффективно вести себя в отстаивании своих позиций в регионах, которые представляют для нее интерес. Между тем, по-прежнему остается много неясных вопросов, которые могут свести на нет все усилия Москвы по отстаиванию своих позиций в Таджикистане и других странах Центральной Азии.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ