Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №111(15.11.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Требования об изменении избирательного законодательства

Молдова Азии, 2 ноября 2004 г.

Игор Боцан  

По мере приближения парламентских выборов, потенциальные участники выборов и релевантные публичные структуры все чаще озвучивают предложения об изменении положений Кодекса о выборах. Большая часть требований касаются отражения избирательной кампании в масс-медиа. В этой связи следует упомянуть инициативу главы государства от 5 июля с.г. "Гарантии демократических процессов и свобода СМИ". Тогда глава государства рекомендовал вещательным компаниям "принять за основу в области функционирования электронных СМИ совместный проект Миссии ОБСЕ в Республике Молдова и специального представителя Генерального секретаря Совета Европы", призванный расширить информационные возможности последней в период выборов. Однако соответствующие инициативы не возымели положительного воздействия на информационную политику общественной телерадиокомпании и государственных печатных изданий РМ. Политические формирования все еще ждут подписания "конвенции об этических стандартах предвыборных дебатов", тем более что глава государства подчеркивал: "Имидж Молдовы и ее приверженность к европейским стандартам и ценностям значат больше, чем факт, кто победит на парламентских выборах". Несмотря на рекомендации международных организаций и упомянутые обещания главы государства, несколько недель назад, аккредитованные в Республике Молдова послы западных стран были вынуждены подписать совместное заявление, в котором выразили обеспокоенность в связи с развитием событий внутри так называемой общественной телерадиокомпании. Более того, 23 октября с.г. посол США в РМ выступила перед молдавскими выпускниками учебных заведений представляемой ею страны с речью, в которой отметила, что "международному сообществу будет трудно квалифицировать будущие парламентские выборы свободными и корректными, если положение на "Телерадио-Молдова" не изменится".

В этих условиях, парламентская фракция ХДНП выступила недавно с законодательной инициативой, которая предполагает дополнить Кодекс о выборах положением, запрещающим на период выборов иностранным СМИ, доступных на территории Республики Молдова, распространять любые передачи, затрагивающие участников избирательной кампании. ХДНП сослалось на "злоупотребления со стороны иностранных СМ, имеющих значительный вес на информационном рынке Республики Молдова, и которые в рамках предыдущей избирательной кампании продвигали определенных конкурентов в ущерб другим, или нанесли урон имиджу некоторых из них".

Независимо от того, поддержит или нет парламент инициативу ХДНП, обозначенное в ней явление действительно имеет место. Во время выборов 2001 г. ПК пользовалось массивной поддержкой российских СМИ. Теперь мы наблюдаем как те же СМИ России вмешиваются в президентские выборы в Украине в пользу одного из основных кандидатов. Не исключено, что и в ходе парламентских выборов 2005 г. в РМ некоторые конкуренты будут пользоваться поддержкой иностранных СМИ.

Проблема заключается в механизме, которых обеспечил бы равные условия для всех участников предвыборного марафона без ущемления прав граждан на доступ к информации. Вообще-то проблема состоит из двух частей, которые следует учитывать одновременно. С одной стороны, Компания "Телерадио-Молдова" предоставляет эфирное время иностранным компаниям, не соблюдающим законодательство РМ. В этом смысле красноречивым является доклад Миссии ОБСЕ о мониторинге местных выборов в мае 2003 г. В докладе говорилось о "представлении искаженной информации государственными СМИ, которые были крайне предвзятыми" в ходе избирательной кампании, и особенно упоминались злоупотребления, допущенные в рамках так называемой аналитической программы "Резонанс". Тогда, вместо того, чтобы настоять на соблюдении положений закона об аудиовизуальных СМИ и законодательства о выборах, обязывающего общественную телерадиокомпанию "отражать избирательную кампанию на принципах объективности, беспристрастности и обеспечения равных шансов избирательным конкурентам", Координационный Совет по телевидению и радиовещанию (КСТР) уклонился от выполнения своих обязанностей, ссылаясь на то, что "Резонанс" является авторской передачей, производимой представительством Компании "МИР" в РМ, и распространяемой TVM 1 на контрактной основе". Если это так, то любая иностранная компания, имеющая контракт на вещание на территории РМ, может вмешиваться в избирательную кампанию в РМ в пользу тех или иных конкурентов. С другой стороны, возникает другая проблема - о происхождении финансовых средств на поддержку определенных кандидатов, а также о способах контроля.

Поэтому вполне понятно предложение фракции ХДНП ограничить возможность манипулирования общественным мнением в РМ со стороны иностранных компаний. Эту задачу должен выполнять КСТР, который, наряду с ЦИК, призван обеспечить равные условия для всех участников предвыборной борьбы. Но возможностей осуществить это - мало, и все они в равной степени труднореализуемы. Во-первых, можно было бы пересмотреть все контракты о вещании на территории РМ с точки зрения сюжетов электорального характера в период выборов, с тем, чтобы о них объявляли заранее, и они шли под рубрикой "Выборы", что дало бы возможность учета эфирного времени, отводимого в пользу или против того или иного кандидата. Естественно, иностранные компании, вещающие и на территории РМ, могут сослаться на то, что они информируют аудиторию собственных стран об электоральных событиях в РМ, оставляя за молдавскими властями право принимать решения насчет распространения таких передач. Во-вторых, на случаи несоблюдения вышеупомянутых условий должны существовать критерии, утвержденные совместно КСТР, ЦИК и избирательными конкурентами, в соответствии с которыми передачи, распространяемые иностранными компаниями, могли быть пост-фактум объявлены передачами избирательного характера, с тем, чтобы впоследствии восстановить баланс интересов всех конкурентов на выборах. Но и в этом случае возникает ряд крайне сложных проблем. Но какими бы сложными они ни были, решения необходимо искать уже сейчас.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ