Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Репатриация – с лёгкостью необыкновенной

 Октябрь 2004 ., «Вестник форума, №9-10

Евгений Бобров

Сенсационная новость: в секретари­ат Государственной Думы поступил проект закона «О репатриации». Сколь­ко лет мечтали наши соотечественники, переселяющиеся в Россию, о том, чтоб быть на родине не беженцами, не вы­нужденными переселенцами, а — ре­патриантами. Но проект, представлен­ный депутатами фракции «Родина», может только скомпрометировать до­рогую для переселенцев идею.

О необходимости закона

«О репатриации» было публично заявлено еще в апреле 1996-го на пер­вом учредительном Форуме пересе­ленческих организаций. И уже тогда юрист «ХОКО» Иоланта Агабабовян представила концепцию такого закона. К сожалению, тогда вопрос было реше­но отложить. Прежде всего потому, что юристы не могли придти к единому мнению о том, кого же считать «репат­риантом». В отличие от тех стран, кото­рые имеют закон о репатриации и счи­тают «репатриантами» граждан титуль­ной нации, наша Россия — многона­циональная страна.

Актуальность принятия закона «О репатриации» сильно возросла после принятия нового закона «О гражданстве РФ», который превратил, как известно, всех наших соотечественников в чужа­ков-иностранцев.

И вот в марте 2003 года по инициати­ве «Форума переселенческих организа­ций» в Государственной Думе была со­здана Рабочая группа по разработке за­конодательства о репатриации. Эту группу взял под свою опеку В.П.Лукин, который был в то время вице-спикером Госдумы. Он, Владимир Петрович, ра­зослал письма в десять министерств и ведомств, причастных к решению про­блемы миграции, с приглашением при­слать в эту Рабочую группу своих пред­ставителей. И десять министерств, вклю­чая МИД и Минфин, действительно, прислали своих экспертов.

29 апреля 2003 года состоялось пер­вое заседание Рабочей группы, где были рассмотрены два варианта концепции Федерального закона, устанавливающе­го упрощенный порядок легализации в нашей стране представителей коренных народов России. Подготовлены были эти предложения юристами «Форума пере­селенческих организаций».

В мае-июле 2003 года дорабатывал­ся законопроект. Было исследовано аналогичное законодательство Франции, Польши, Венгрии, Израиля, Лат­вии, Казахстана и других стран. К раз­работке проекта подключился Виктор Михайлов, бывший депутат парламен­та Казахстана, работающий сегодня в Институте стран СНГ под руковод­ством К.Ф.Затулина.

В августе 2003 года «Форумом пе­реселенческих организаций» совмест­но с Институтом стран СНГ был разра­ботан проект Федерального закона «О репатриации в Российскую Федерацию представителей коренных народов Рос­сии (на 15 листах).

В конце августа 2003 года названный проект через ФМС МВД России был на­правлен на предварительное рассмотре­ние в Администрацию Президента РФ.

6 сентября 2003 года Главное государ­ственно-правовое управление Админис­трации Президента РФ высказало в целом негативное отношение к законопроекту, сославшись на то, что якобы в нашем про­екте статус репатрианта связывается с на­циональностью, и что закон финансово затратный, а к нему не приложено эконо­мическое обоснование.

В действительности же статус репат­рианта связывался в нашем проекте не с национальностью, а с происхождени­ем, м то не для всех соискателей. Эко­номическое обоснование не готовилось по причине разработки на данном эта­пе только правовых механизмов репат­риации, без детальных расчетов.

В настоящее время мы дорабатыва­ем законопроект. И были весьма удив­лены тем, что депутаты «Родины», взяв­шись за столь трудную проблему, на­чинаю ее как бы с нуля и решают ее с легкостью необыкновенной.

Правовое заключение

«Форума переселенческих органи­заций» на проект Федерального за­кона № 90759-4 «О репатриации в Россию русских и представителей других коренных народов России», разработанный депутатами Госу­дарственной Думы А.Н. Савельевым и А.В. Чуевым.

Жестко увязывая право на репатри­ацию исключительно с национально­стью, законопроект нарушает статью 19 Конституции РФ, гарантирующую ра­венство прав всех людей каждому неза­висимо от национальности.

Согласно статье 1 проекта, правом на репатриацию обладают представители ряда народов, не имеющих за предела­ми России своей государственности. Поскольку Федеральное законодатель­ство не содержит понятия «государ­ственность», неясно, на кого распрост­раняется законопроект? Также непо­нятно, будет ли он распространяться, например, на евреев, которые в переч­не коренных народов отсутствуют (ст.4), но составляют довольно значительную часть населения России?

Декларируя в качестве одной из ос­новных целей репатриации приобре­тение гражданства РФ (ст. 2), проект не согласуется с Федеральным зако­ном «О гражданстве РФ», не предус­матривающим приобретение граждан­ства по национальному признаку и не содержащим заявительного порядка его приобретения.

Уроженцы России практически все­гда приобретают гражданство РФ по рождению (согласно ст. 12 Федерально­го закона «О гражданстве РФ»), и до­полнительного законодательного регу­лирования здесь не требуется.

Регулируя (а точнее — не регулируя) правоотношения по репатриации, ав­торы законопроекта предлагают внести изменения в Федеральный закон «О гражданстве РФ» касающиеся только детей, их права на репатриацию (ст. 6). Это, конечно же, не охватывает весь предмет регулирования репатриации.

Провозглашая благородные цели вос­соединения народов, проект не содержит предоставляемых репатриантам преиму­ществ, их прав и обязанностей, а также других важнейших элементов репатриа­ции, в связи с чем является демагогичес­ким и популистским. Более того, будучи отсылочным к предполагаемым Феде­ральным законам, регулирующим раз­меры материальной поддержки репатри­ирующимся лицам и порядок ее получе­ния, законопроект является по существу бессмысленным. В целом законопроект нуждается в кардинальной переработке и внимания не заслуживает.

P.S

Это правовое заключение было на­правлено Уполномоченному по пра­вам человека в РФ В.П.Лукину.

А когда верстался этот номер «Вестника», в наш офис пришло при­глашение из Госдумы принять участие 23 ноября с. г. в круглом столе, на кото­ром будет обсуждаться проект закона «О репатриации в Россию русских и представителей других коренных на­родов России», разработанный депута­тами Государственной Думы А.Н. Са­вельевым и А.В.Чуевым.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ