Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №112(01.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КИРГИЗИЯ



В Кыргызстане заявила о себе новая политическая сила

IWPR 20.11.04

Султан Жумагулов, Лейла Саралиева

В Кыргызстане набирает силу новое политическое движение, способное изменить политическую карту страны, и во главе его стоят бывшие соратники президента Аскара Акаева.

За последние полгода оформились три отдельных политических блока; создание еще одного планируется в конце ноября. Среди участников коалиций – партии, представляющие все краски политического спектра, объединенные одной целью – обеспечить демократическую смену власти в стране посредством честных выборов.

"В нашу коалицию вошли люди, глубоко разочаровавшиеся в правящем режиме. Они отвернулись от Акаева, осознав, что в этот ответственный момент необходимо быть вместе с народом", - сказал Топчубек Тургуналиев, представитель "Народного движения Кыргызстана" (НДК) – блока девяти политических партий, сформированного в сентябре бывшим премьер-министром Курманбеком Бакиевым.

В мае 2004 года был создан Гражданский союз "За честные выборы", который возглавил бывший министр национальной безопасности, ближайший сподвижник и друг семьи Акаева Мисир Ашыркулов. В новое движение вошли бывший министр финансов Марат Султанов, оппозиционные депутаты Адахан Мадумаров и Омурбек Текебаев, а также находящийся в заключении оппозиционный политик Феликс Кулов.

Третье оппозиционное движение – "Жаны багыт" ("Новый курс") – появилось 4 ноября. Его возглавил бывший министр иностранных дел Муратбек Иманалиев, к которому присоединились бывший госсекретарь Ишенбай Абдуразаков и целый ряд известных депутатов и политических деятелей.

Как стало известно IWPR, в конце ноября будет официально объявлено о создании еще одного политического союза – "Атажурт" ("Отечество"). Как и другие блоки, "Атажурт" намерен добиваться мирной, конституционной смены власти.

Учитывая общность целей, не удивительно, что новые политические блоки уже ведут между собой переговоры о дальнейшем укрупнении и сотрудничестве. Активность оппозиции подхлестнуло известие о том, что на юге страны сторонники президента начали сбор подписей за продление срока его пребывания у власти, несмотря на то, что это идет вразрез с Конституцией, согласно которой Акаев не имеет права переизбираться вновь.

Парламентские и президентские выборы в Кыргызстане намечены, соответственно, на февраль и октябрь 2005г.

Во время учредительного съезда НДК, состоявшегося в Бишкеке 5 ноября, вновь избранный председатель Бакиев продекларировал основные политические цели движения – обеспечение конституционных выборов и мирной смены власти в Кыргызстане. "НДК объединило вокруг себя правых, левых и прочих с одной лишь целью: чтобы добиться конституционной смены власти в наступающем году", - сказал Бакиев в интервью.

Заместителями Бакиева в НДК являются Ишенгуль Болджурова, до недавнего времени – министр образования Кыргызстана, лидер националистической партии "Асаба" оппозиционный депутат Азимбек Бекназаров, а также лидер Коммунистической партии Кыргызстана депутат Николай Байло.

Впервые с момента своего ухода в отставку в 2002 г. Бакиев выступил с резкой критикой в адрес политики администрации Акаева, обвинив руководство страны в отходе от принципов демократии, неэффективном управлении экономикой, коррупции и кумовстве. "Предстоит трудная и жесткая борьба за народный мандат. Только совместными усилиями и в тесном партнерстве мы можем достичь желаемого результата", - сказал Бакиев.

Делегаты съезда договорились на предстоящих парламентских выборах выставить по одному кандидату в каждом округе. Лидер коммунистов Кыргызстана Николай Байло в беседе с IWPR сказал: "Сегодня нам необходимо выступить единым фронтом. Мы должны забыть о личных амбициях и противоречиях и выставить только по одному кандидату в депутаты в каждом округе. Только в этом случае наших кандидатов поддержит народ".

Депутат Дооронбек Садырбаев уверен, что смены власти можно добиться только сообща. "Мы должны закрыть глаза на какие-то разногласия, организационные неурядицы различных политических партий, потому что сама попытка объединения неоценима. Не пройдет и двух месяцев, как те, кто не могут расстаться со своими амбициями, поймут и примкнут к движению. Административному ресурсу власти мы противопоставим мощную коалицию", - сказал он.

Проправительственные издания уже заклеймили лидеров новых политических движений – бывших соратников Акаева – "отбросами, не выдержавшими испытания властью". Заместитель главы президентской администрации Болот Жанузаков заявил: "Это – люди, уволенные со своих постов за серьезные недостатки в работе. Разве можно доверить им судьбу страны?"

Жанузаков также добавил: "В том, что они организовали, нет ничего нового, кроме названия. Все те же лица, те же люди. Они уже организовывали много всяких движений, которые ничего не сделали. Лишь время покажет, поддержит ли их народ".




Интервью Президента Киргизии А.Акаев "Немецкой волне"

18.11.2004. Немецкая волна

Никита Жолквер (Берлин)

Аскар Акаев пообещал не выставлять свою кандидатуру на предстоящих выборах главы государства

Президент Киргизии Аскар Акаев, находящийся с визитом в Германии, сегодня выступит на проходящем в Берлине Европейском форуме. Тема его доклада - "Европейский Союз и СНГ: новые контуры экономического сотрудничества". Но в немецкой столице Аскар Акаев обсуждает не только экономические вопросы. Накануне киргизский лидер провел переговоры с канцлером Германии Герхардом Шредером и президентом ФРГ Хорстом Келером. И, несмотря на довольно плотный график визита, Аскар Акаев нашел время и для нас. Президент Киргизии дал эксклюзивное интервью парламентскому корреспонденту "Немецкой волны" Никите Жолкверу.

- Господин президент, о чем Вы беседовали с канцлером Шредером?

- Мы обсуждали состояние и дальнейшее развитие наших двухсторонних отношений. Мы просили дополнительной поддержки в укреплении потенциала наших пограничных сил. Уже несколько лет МВД Германии помогает нам в обучении наших полицейских, оснащении их спецтехникой, автомобилями специального назначения. Германия принимала участие в создании образцового милицейского участка. Ведется также обучение милиционеров работе с общественностью, гражданским сектором. Помните, как у нас было в советское время? Милиция действовала с позиции силы. А в новых демократических условиях необходимо вести диалог. Сегодня же возникла дополнительная необходимость укрепления именно пограничной службы. Потому что многие угрозы имеют трансграничный характер. Контрабанда оружия, наркотрафик. И мы получили поддержку федерального канцлера, министра внутренних дел. Мы рады, потому что сегодня резко снизилась внешняя угроза со стороны международного терроризма. А вот что касается наркопреступности, религиозного экстремизма, то вот эти угрозы остаются. И для нас это важно.

- Какое место занимает Киргизия в антитеррористической коалиции, которой руководят Соединенные Штаты?

- Мы без всяких колебаний вошли в антитеррористическую коалицию. Мы предоставили всю инфраструктуру нашей страны. Мы предоставили наш международный аэропорт. Афганская операция "Непоколебимая свобода", она была поддержана Советом Безопасности ООН, она была единодушно поддержана всем мировым сообществом. И США здесь выступили как подлинный лидер мирового сообщества. А вот что касается Ирака, то ситуация, конечно, была принципиально иной. Наша позиция соответствовала позиции таких стран, как, например, Германии, Франции... Мы считали, что нам необходимо поддерживать статус ООН и стараться, чтобы все вопросы войны и мира все-таки решались на основах тех традиций, того международного права, которое сложилось за послевоенные 60 лет, потому что нарушения могут иногда привести и к произволу. А что касается сегодняшней ситуации в Ираке, то мы так же, как и все международное сообщество, мы солидарны и с США, и со странами, которые сегодня участвуют в утверждении в Ираке мирной жизни.

- А Вы были бы готовы выделить военнослужащих Вашей страны в контингент по поддержанию мира в Ираке?

- Мы обсуждали этот вопрос с силами коалиции. Для нас очень важны были гарантии безопасности. Мы готовы были предоставить наш контингент, но пока гарантий безопасности нет, мы не решились направить наши войска в Ирак.

- Как получилось, что Киргизию называют островком демократии в Центральной Азии?

- Я думаю, это имеет традиционную основу. Киргизы, будучи кочевым народом, еще в древние века жили в условиях общинной демократии, потому что без этого выжить маленькому народу было невозможно. Ведь киргизские ханы - в отличие от правителей соседних стран - всегда избирались. А во-вторых, свобода слова была киргизам органически присуща. У нас даже была пословица: "Можно отрезать голову, но никогда нельзя отрезать язык". Неслучайно, например, на сегодня мы - единственная страна в регионе, где находится Американский центр по поддержке независимых средств массовой информация. Мощная типография, которой руководит "Фридом хаус". У нас в Киргизии около 700 независимых СМИ, свыше 500 газет. Для маленькой страны, мне кажется, это очень много...

- Вас, как кочевые племена сильного лидера, избирали на высший пост. Избирали уже три раза. Баллотироваться еще раз конституция Вам не позволяет. А выборы уже через год...

- Я и сам объявил, что я не буду баллотироваться. Все-таки я проработал достаточно долго. Надо дать дорогу новому поколению, надо дать дорогу молодым.

- А как складываются отношения Киргизии и России?

- С Россией мы связаны не только исторически, но и духовно. И для нас очень важны хорошие отношения с Россией. Я это воплотил в такой лозунг: "Россия дана нам богом и историей". Моя политика всегда заключалась в том, чтобы укреплять наше сотрудничество с Москвой. Я считаю, что наши хорошие отношения с Россией - это основной фактор для нашего стабильного и устойчивого развития.

- А в Москве не обижаются на то, что Вы предоставили военно-воздушную базу американцам?

- Нет, мы предоставили России - по соседству, в 35 километрах - военный аэродром. Там находится российская военно-воздушная база. Очень мощная и, пожалуй, первая на постсоветском пространстве российская военная база. И эта база будет компонентом Сил быстрого развертывания Организации договора о коллективной безопасности. Это в наших интересах. В интересах России. Это сегодня обеспечивает нам уверенность в том, что мы будем защищены от любых угроз со стороны международного терроризма. В 1999-2000 гг., когда нам приходилось воевать с международными террористами, мы видели, что без авиации, без высокоточного оружия очень трудно с ними справляться. Особенно в горах. Но сейчас все по-другому. Наши люди почувствовали себя в безопасности. И самое главное - инвесторы сейчас к нам пошли - и российские, и западные. Они знают, что здесь находятся две базы - американская и российская. Т.е. стране ничего не угрожает. Чувствуя безопасность, в последнее время мы ощущаем рост интереса со стороны инвесторов.

- Вы говорили о Вашем терпимом отношении к политическим оппонентам. Но один из них - Феликс Кулов - вот уже четвертый год сидит в тюрьме...

- Вы знаете, Феликс Кулов... - это обыкновенный коррупционер, которого отдельные международные организации превратили вот в такого политического деятеля. Мы с ним вместе работали на начальном этапе. Я его назначал министром внутренних дел, потом он был у меня вице-президентом. И в те годы был очень популярен бизнес с металлом. Металла было очень много в республике. И Кулов способствовал вывозу металлов. Речь шла о десятках тысяч тонн... И на этом разбогател. У него крупные счета заграницей. И в Америке, и в Европе. Я вот, например, ни разу себе не позволил отдохнуть за рубежом за все 13 лет. Я всегда отдыхаю дома. А он, будучи вице-президентом в те годы, дважды в год выезжал в Европу, в Америку отдыхать, на лыжах покататься. Обыкновенный коррупционер. Просто из нег создали такого-то политического деятеля. Вероятно это кому-то было нужно...




О политике власти и власти политики

19.11.2004. Слово Кыргызстана

Интервью подготовил Л. Павлович

Уинстону Черчиллю приписывают такое высказывание: "Политик думает о следующих выборах, государственный муж - о следующем поколении." Cледуя этому критерию, приходишь к выводу, что у нас в стране острая нехватка государственных мужей, зато политиков - явный перебор. Не потому ли именно в этой сфере чаще всего находят себе применение несостоявшиеся чиновники: поле для кипучей деятельности широкое, ответственности минимум, и при определенной сноровке можно получить неплохие дивиденды. В какой мере политика и госслужба дополняют друг друга и на каком этапе начинают конфликтовать? Тему для этого разговора предложил человек, прошедший все ступени госслужбы: от экономиста до губернатора,от министра до заместителя руководителя администрации Президента, а ныне глава "чрезвычайного" ведомства - Министерства экологии и чрезвычайных ситуаций - Темирбек АКМАТАЛИЕВ. Его мнения и суждения подчас расходятся с общепринятыми, и он никогда не стремится к репутации собеседника, приятного во всех отношениях. Он готов отстаивать свои принципы, даже если для этого приходится проявлять жесткость, принимать непопулярные меры, и всегда готов держать удар.

- Темирбек Асанбекович, вы, наверное, помните известную чеховскую шутку: "У меня жена - медицина и любовница - литература". Если применить это к политике и госслужбе, то как, по-вашему, будут распределены приоритеты?

- Нельзя оставаться вне политики, находясь на государственной службе, ведь именно госслужащие являются проводниками внутренней политики государства и действующей власти. Кстати, еще один из известных людей заметил: "Если мы не займемся политикой, политика займется нами".

Но большинство наших государственных мужей чрезвычайно пассивны в проведении политики власти.

Мало сегодня быть простым исполнителем-функционером от конкретного ведомства. Есть неписаная простая обязанность действующего госслужащего уметь объяснить людям суть проводимой политики.

- Да полноте, если чиновник взяток не берет и работает профессионально, уже честь ему и хвала. Политинформации и обязательные политзанятия - в школе, вузе, на производстве, в учреждении - все это мы уже давно прошли. А для разъяснения и популяризации реформ у нас есть СМИ и всяческие неправительственные организации.

- Наши СМИ, к сожалению, в последнее время теряют доверие читателей, тиражи их падают. Почему? Они желтеют, политизируются, обыденным делом стали заказные материалы. Об экономике в газетах пишут очень мало и обычно неэкономисты.

Неправительственные организации же очень разные бывают. Не секрет, что большинство существует на зарубежные гранты, их задача - отработать проект да отчитаться перед грантодателем. Его добрую и щедрую руку будут пропагандировать лидеры этих организаций, его политику проводить. А политика эта не всегда совпадает с интересами страны.

Думаю, что реформы в стране шли бы куда быстрее и мы достигли гораздо большего, если бы умели убедительно объяснять людям на каждом этапе: для чего это нужно, что даст каждому из них, чего мы уже достигли и чего ожидать в будущем.

Надо признать, что сегодняшнего уровня рыночного сознания большая часть населения достигла методом проб и ошибок, самообучения. А это, как изучение иностранного языка. Одно дело - заниматься по самоучителю, и совсем другое - с опытным педагогом. Тут и качество выше, и сроки короче. А ведь прочная рыночная психология - мощный ускоритель развития рыночной экономики.

Вот и получается, что чиновники своей политической вялостью тормозят реформы.

А вакуум в сознании людей, дефицит информации весьма напористо стремятся заполнить совсем другие "учителя", умело переводя энергию недовольства части людей своей сегодняшней жизнью не в созидательное русло, а в русло протеста.

- Мысль о том, что государственная политика должна подкрепляться соответствующей идеологией, не нова. И попытки выработать такую идеологию, закрепить ее в определенных программах, манифестах предпринимались не раз. Но результатов что-то не видно.

- В свое время Президентом были систематизированы семь заветов Манаса. Перечитайте их. Они охватывают весь спектр человеческих ценностей, лучшее из национальных традиций и ясно показывают, что нужно делать и к чему надо стремиться.

Просто системной реализацией, внедрением этих заветов, их популяризацией никто серьезно не занимался.

Государственная политика - это продукт, хотя и специфический. И этот продукт не меньше нуждается в рекламе, чем какие-нибудь памперсы или стиральные порошки. А если не занимаемся такой рекламой,то тем самым даем карт-бланш конкурентам, то бишь оппозиции. Скажете - у нее есть серьезные аргументы, чтобы перечеркнуть все, что делается в стране? Нет, и быть не может! Потому главные средства политической борьбы у них - эмоции, крикливые заявления. А что за этим? Пшик!

Из года в год вот уже почти десятилетие наша оппозиция (я не имею в виду ее конструктивную часть) эксплуатирует три темы: коррупция, кредиты, нищета.Но давайте посмотрим на вещи трезвыми глазами. Коррупция? А где ее нет? И в Европе, и в США, и в большом Китае, и в маленькой Андорре эта проблема существует столько, сколько существует власть. У нас сегодня уже многое сделано для формирования антикоррупционного законодательства, и донорские организации признают, что инициатива по разработке и реализации совместных антикоррупционных проектов всегда исходит от руководства нашей страны.

Другое дело, что механизмы антикоррупционной политики еще не заработали в полной мере - для этого нужно время, но то, что политическая воля для борьбы с коррупцией у власти есть, - этого может не видеть только тот, кто ослеплен жаждой власти или ненавистью к тем, кто стоит у руля страны.

Без кредитов у нас не было бы цифровой связи, дороги Бишкек - Ош, современных аэропортов и многого другого. Сопоставление внешнего долга с ВВП в нашем случае некорректно. ВВП нам надо хорошо посчитать. А называя сумму внешнего долга, говорить и о сроках выплат, перспективах реструктуризации исполнения. Нет в мире такой страны, где так разнятся уровень благополучия и показатель ВВП на душу населения.

Идем дальше. Нищета? Большинство населения едва сводит концы с концами? Откройте глаза! А откуда у нас в стране с населением в пять миллионов человек двести тысяч студентов-контрактников?

Аудио- и видеоаппаратура, бытовая техника, телевизоры - все это товары длительного пользования, и стоит это недешево. Но они пользуются постоянным спросом. А сколько появилось фирм по производству мебели, стройматериалов и других товаров? Значит, есть спрос.

Факты - вещь упрямая. Власть не утверждает, что у нас нет бедных. Более того, она трубит о проблеме бедности по всему миру, пытаясь привлечь больше помощи, чтобы быстрее решить ее. И результаты есть, это главное.

- Выборы в местные кенеши, которые состоялись в октябре, называют генеральной репетицией предстоящего большого избирательного марафона. Оценки, которые дают этой репетиции наблюдатели, весьма различны. Одни называют их апофеозом чистоты и прозрачности, другие делают упор на низкую активность избирателей, рассматривая это обстоятельство как следствие тотального недоверия к власти во всех ее проявлениях.

- Что ж, еще Мандельштам писал: "Власть отвратительна, как руки брадобрея".Но тем не менее количество желающих урвать хотя бы кусочек власти не уменьшается, а только растет. Ну а борьба за кресла в высшем органе законодательной власти, по сути, началась уже давно, и накал ее будет расти в геометрической прогрессии.

Но большинству людей сегодня это уже неинтересно. Они заняты своими делами, им не до политики. Спад активности избирателей - свидетельство не недоверия к власти, а уличшения благосостояния людей: сытому политика не очень нужна.

- Мы все с немалым напряжением следили за ходом президентских выборов на Украине. По российским телеканалам проходили сообщения, что в этот день могут быть спровоцированы беспорядки: в случае, если выборы пойдут не по тому сценарию, который устраивал бы заокеанские правящие круги, возможно повторение "грузинского варианта". Вы верите в возможность такого развития событий у нас?

- Не исключаю такой вероятности. Не надо делать вид, что ничего не происходит. Определенные внешние силы готовы пойти на это для достижения своих геополитических интересов. Есть и внутренние политические силы, готовые выступить в качестве пятой колонны своих зарубежных покровителей. Внутри страны идет процесс размежевания по группам, "клубам по интересам", растут как грибы после дождя какие-то коалиции, движения, объединения. Но какие бы цели ни декларировали эти группировки - борьбу за гуманное отношение к тараканам или за разведение крокодилов на Иссыккуле, движет всеми одна цель - борьба за власть, за деньги.

Что же касается геополитических интересов супердержав, давайте посмотрим,как развивались в последние десятилетия события новейшей истории. Их анализ, а также высказывания отдельных политиков и политологов позволяют выделить четыре цели, преследуемые в этот период определенными силами так называемого Запада. Вернее, четыре мишени.

Первой мишенью была Югославия, которая, имея социалистическую конституцию, сумела достичь более высокого уровня развития, чем страны Запада, что, естественно, вызывало раздражение. Второй мишенью стал СССР, развал которого произошел хотя и по объективным причинам, но не без внешней помощи. Третьей мишенью выбран исламский мир, и в первую очередь страны, имеющие богатые ресурсы и проводящие самостоятельную политику. Наконец, четвертой целью, судя по всему, будет Китай.

Не думаю, что наши оппозиционеры и их "карманные" СМИ настолько наивны, чтобы не видеть, не знать этого. И все же за горстку "зелени" они готовы участвовать в этой далеко не безобидной игре,одним из условий которой является также отторжение Кыргызстана от своего стратегического партнера - России, с которой нас связывает общая историческая судьба.

Нам уже предлагают роль послушного исполнителя воли заокеанского "старшего брата". Где это видано, чтобы посол зарубежного государства лоббировал через парламент независимой страны законопроект, унижающий чувство собственного достоинства ее граждан и к тому же посягающий на их личную неприкосновенность?

- Вы имеете в виду маркировку избирателей?

- Именно. Когда я работал в селе, мы занимались маркировкой скота. Но чтобы клеймить таким же манером людей, граждан страны с более чем двухтысячелетней историей государственности? Может, это и тешит надежды отдельных политиков-неудачников на то, что теперь-то их точно изберут во власть. Напрасные надежды. А вот то, что люди, не желая подвергаться унизительной процедуре, не пойдут на выборы - не исключено.Но, видимо, кого-то устраивает именно такой поворот событий.

- Что вы думаете о предстоящих выборах и смене Президента?

- Хочу сказать со всей определенностью, что я категорически против смены Президента. Даже его недруги признают, что на сегодня лидера подобного масштаба в стране нет. Разве можно в угоду формальному праву ставить под угрозу стабильность страны, ее развитие? В Турции и сейчас считают,что если бы Сулейман Демирель оставался у руля государства, страна избежала бы многих потерь. Мохаммад Махатхир возглавлял правительство Малайзии больше двух десятилетий, пока ее экономика не обрела устойчивость. Наконец, сама Маргарет Тэтчер, премьер-министр страны, считающейся колыбелью демократии, сохраняя при этом как национальную традицию статус конституционной монархии, сказала в свое время: "Я останусь до тех пор, пока не устану. А пока Британия во мне нуждается, я никогда не устану".

Я считаю и уверен, что у меня в единомышленниках большинство кыргызстанцев, что Кыргызстан сегодня как никогда нуждается в Акаеве - выдающемся политике с большим опытом, высочайшим международным авторитетом, политике-интеллектуале и настоящем патриоте своей страны. Я бы сказал так: кто сегодня против Акаева, тот против кыргызского народа, против благополучия и процветания нашей страны.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ