Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на 12-м заседании СМИД ОБСЕ в Софии

7 декабря 2004 г.

Уважаемый господин Председатель,

Уважаемые коллеги,

Дамы и господа,

Прежде всего, позвольте поблагодарить болгарских хозяев за хорошую организацию нашей встречи и успешное председательство в ОБСЕ в 2004 году.

Этот год был для всех нас непростым, нашим странам пришлось вынести немало тяжелых испытаний. Самые драматичные были связаны с новыми атаками международного терроризма в Испании, Турции, Узбекистане, России, а также в ряде стран за пределами ОБСЕ. Чудовищной катастрофой стала трагедия Беслана, где террор перешел крайнюю черту подлости и трусости, направив свои действия против невинных и беззащитных детей.

Сегодня мы принимаем Заявление министров, осуждающее эти акты насилия, и солидный пакет конкретных антитеррористических решений. Мы за дальнейшее наращивание антитеррористического потенциала ОБСЕ и расширение сотрудничества государств в противодействии современным угрозам.

Полезную работу проводил в истекшем году Форум по сотрудничеству в области безопасности, наработав к СМИД ряд прикладных решений. К сожалению, однако, не продвинулись мы в фундаментальных вопросах обеспечения подлинно общеевропейской безопасности, прежде всего в деле вступления в силу Соглашения об адаптации ДОВСЕ. Россия, как и Украина, Белоруссия и Казахстан, ратифицировала это Соглашение. Таким образом, мы выполнили все имеющие отношение к ДОВСЕ обязательства, принятые на Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году. Призываем других партнеров поступить так же. Вновь предлагаем подумать об адаптации к новым условиям Венского документа 1999 года о мерах доверия. Полагаем, что делу укрепления стабильности и безопасности на евроатлантическом пространстве, а также повышению доверия между государствами-участниками послужит реализация нашей инициативы о проведении весной следующего года семинара высокого уровня по военным доктринам и оборонной политике в регионе ОБСЕ.

Что касается региональных конфликтных ситуаций, то проявляющаяся порой нетерпеливость в подходе к их разрешению, соблазн “разрубить” их одним махом представляются не лучшим путем. Так можно получить противоположный результат, спровоцировать возвращение конфликтов в “горячую” фазу. Экспертиза ОБСЕ должна подкреплять, а не девальвировать и тем более не подрывать существующие переговорные форматы.

Нынешняя напряженность в отношениях между сторонами конфликтной ситуации в Молдавии во многом стала следствием упущенного в прошлом году не по нашей вине реального шанса добиться решительного прорыва в урегулировании. В течение года мы так и не услышали ни одного серьезного аргумента против подготовленного совместными усилиями по просьбе самих конфликтующих сторон "Меморандума Козака". Остается без ответа наш вопрос, который мы вновь подтвердили в ходе саммита Россия-ЕС в Гааге 25 ноября 2004 г., что конкретно не устраивает ряд наших партнеров в этом Меморандуме и почему было сорвано подписание уже парафированного сторонами документа. Если бы не было этого срыва, то конфликт давно был бы урегулирован, включая и решение вопроса о вывозе из Приднестровья остающихся там боеприпасов.

Если говорить о международных гарантиях урегулирования, то мы по-прежнему готовы хоть сегодня подписать "Пакт стабильности и безопасности для Республики Молдова" в том виде, как он был первоначально предложен Президентом В.Н.Ворониным, и при том понимании, что он вступит в силу сразу после достижения политического урегулирования приднестровской проблемы, как часть пакета. Однако последние вариации на тему декларации СМИД по данному вопросу, инициированные извне и в обстановке непонятной секретности, - это попытка выхолостить содержание базовых элементов урегулирования и исключить из процесса одну из сторон, что противоречит всем имеющимся решениям, да и здравому смыслу. Добавленная стоимость такой декларации была бы близка к нулю, - а может быть и со знаком “минус”. Россия будет строго руководствоваться Договором 2001 г. о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Молдова, юридически обязывающие положения которого идут значительно дальше формул проекта декларации. Выход из нынешнего тупика мы видим лишь один - отказаться от бесплодных политических маневров вокруг искусственного поиска новых форматов урегулирования и убедить стороны в необходимости совместной работы при содействии трех посредников: России, Украины и ОБСЕ, - над будущей схемой совместного проживания.

Только такой подход - искать урегулирование на основе договоренностей самих противостоящих сторон - полностью соответствует международной практике. Он целиком оправдан и применительно к конфликтным ситуациям в Грузии.

Но вряд ли удастся приблизить подобные договоренности, если с высоких трибун в Кишиневе и Тбилиси оппонентов в Тирасполе, Сухуми и Цхинвали будут и далее именовать врагами и марионетками. Это путь к дальнейшему размежеванию, а не к согласию.

Сегодня нужны не политические лозунги, а конкретные меры по оздоровлению ситуации вокруг Южной Осетии на основе Сочинских договоренностей З.Жвании и Э.Кокойты 5 ноября с.г. Ожидаем от обеих сторон последовательных шагов в деле выполнения договоренностей, направленных на укрепление доверия между Тбилиси и Сухуми, прежде всего в экономической сфере. Со своей стороны, Россия делает все от нее зависящее, чтобы ситуация в Абхазии (Грузия) вернулась в правовое поле. Очевидна бесперспективность попыток искусственно форсировать определение статуса Абхазии. Кстати, не будем забывать о рекомендациях Венецианской комиссии Совета Европы относительно необходимости обеспечить автономный статус Аджарии. Надеемся услышать, как грузинские коллеги собираются выполнить эту рекомендацию. Дело в том, что фактическая ликвидация аджарской автономии не добавляет доверия в грузино-абхазских и грузино-югоосетинских отношениях.

Деятельность ОБСЕ на экономическом треке, как и на других направлениях, призвана содействовать коллективному анализу актуальных для всех участников ОБСЕ проблем. Предлагаем провести в 2005 г. Конференцию по энергетической безопасности в регионе ОБСЕ, имея в виду обсудить на ней такие вопросы, как развитие международного сотрудничества в энергетическом секторе, укрепление общей безопасности энергетических поставок, продвижение энергетической эффективности и энергосбережения.

Сохраняют свою значимость усилия, предпринимаемые ОБСЕ в той области, которая именуется человеческим измерением. Хотел бы еще раз привлечь внимание к важности защиты прав национальных меньшинств, которые ущемляются в Латвии и Эстонии. Напомню о важной резолюции по этой теме, принятой в июле 2004 г. Парламентской Ассамблеей ОБСЕ, а также о рекомендациях Комиссара ОБСЕ Р.Экеуса.

Говоря о проблемах меньшинств, не будем забывать и об обязательствах, взятых Грузией 12 лет назад при вступлении в Совет Европы - принять закон о возвращении турок-месхетинцев на свою историческую родину.

В следующем году мы будем отмечать 60-ю годовщину окончания Второй мировой войны и 30-летие подписания хельсинкского Заключительного акта. Полагаем весьма важным для сохранения исторической памяти народов Европы и обеспечения единства в борьбе с новыми вызовами и угрозами принятие нашей министерской встречей Декларации в связи с 60-летием окончания Второй мировой войны.

Одновременно эти рубежные даты побуждают задуматься о роли самой ОБСЕ. Как организация справляется со своим изначальным предназначением форума равноправного диалога и коллективного принятия решений по всему комплексу вопросов европейской безопасности? Какую "добавленную стоимость" способна она приносить в сравнении с другими форматами нашего взаимодействия? От ответов на эти вопросы зависит роль и место ОБСЕ в формирующейся архитектуре многостороннего сотрудничества на евроатлантическом пространстве. Надо сделать все, чтобы наша организация не столкнулась со своего рода кризисом идентичности. А такая опасность существует.

С сожалением приходится констатировать, что сравнительные преимущества ОБСЕ подвергаются эрозии. Все мы знаем, о каких дисбалансах и “двойных стандартах” идет речь. Организация не только перестает быть форумом, объединяющим государства и народы, но и, наоборот, начинает работать на их разъединение. Все это не способствует повышению доверия к ОБСЕ и степени ее востребованности.

Отсюда тревога и целый ряд предложений по выправлению ситуации, прозвучавшие в Заявлении стран СНГ от 3 июля 2004 г. и в их Обращении к коллегам по ОБСЕ от 15 сентября 2004 г. В этом Обращении содержится конструктивная концепция развития ОБСЕ в интересах всех 55 государств-участников.

Как нам представляется, будущее - за такой ОБСЕ, которая реально помогала бы всем участникам решать общие для них проблемы и была готова оказывать каждому из них практическое содействие в реализации полезных для них проектов. Механизмы такой ОБСЕ служили бы странам-участницам, реальным потребностям их развития и взаимоотношений, работали бы на предотвращение возникновения новых разделительных линий на нашем континенте. При этом важно понять, что реальное единство общеевропейского процесса можно обеспечить только на основе признания уважения многообразия, учета культурных, исторических, национальных и иных отличий наших стран.

ОБСЕ нуждается во всеобъемлющей реформе. Уверен, что сегодня мало кто станет подвергать это сомнению. Данной важнейшей задаче должна быть подчинена деятельность Организации в следующем году. Необходимы реальные сдвиги в оптимизации работы Секретариата и институтов, переориентировании полевых присутствий на конкретную проектную деятельность по запросам принимающих государств.

Чтобы избежать все более пагубной практики “двойных стандартов” в оценке избирательных процессов, требуется разработать систему объективных критериев, которые распространялись бы на все пространство ОБСЕ. Мы об этом говорим уже четыре года. В отсутствие таких критериев мониторинг избирательных процессов не только утрачивает смысл, но и становится инструментом политических манипуляций и фактором дестабилизации.

Составной частью реформы должна стать перестройка системы финансирования ОБСЕ. В том, что касается шкал взносов, необходимо воплотить в жизнь принцип реальной платежеспособности государств в соответствии с методологией ООН, заняться совершенствованием порядка расходования внебюджетных средств. Мы убеждены, что дальше затягивать решение этого перезревшего вопроса нельзя. Без твердых обязательств на сей счет мы не сможем поддержать утверждение бюджета на 2005 г.

Наша организация сохраняет свой уникальный потенциал форума встречи государств, имеющих разное географическое положение на евроатлантическом и евразийском пространствах и принадлежащих к тем или иным организациям менее широкого состава. Только от нас самих зависит, сумеем ли мы превратить ОБСЕ в действительно эффективный коллективный механизм по обеспечению интересов всех ее участников на основе консенсуса как гарантии равноправия и взаимоуважения или ОБСЕ просто превратится в арифметическое слагаемое более узких по составу структур.

Разумеется, важный вклад в достижение этой цели призвано внести будущее словенское председательство. Желаем нашим коллегам в Любляне успехов на этом пути и рассчитываем, что все мы поддержим словенское Председательство в решении важных задач по реальному реформированию Организации.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ