Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



Русские интересы

NewsInfo, 6 декабря 2004 г.

Д. Соловьев

Первая публикация в рамках проекта NewsInfo "Интересы России" посвящена Казахстану. Представление о том, что эта страна является стабильным и полностью предсказуемым соседом России можно отнести к главным достижениям нынешнего руководства. На самом деле ситуация в стране не так уж и безоблачна, несмотря на признанные успехи в рыночной экономике…

Суть в том, что модернизация экономики существенно опережает модернизацию политическую. В остальном - Казахстан не избежал ни одной из характерных болезней азиатской части постсоветского пространства, главной из которых является полное сохранение нео-клановой структуры не только политических, экономических, но и многих более-менее значимых процессов в стране.

Принципу "чужие здесь не ходят" Н. Назарбаев остается верен до сих пор. В последние два-три года президент осуществил основательную перестройку местных ФПГи, наконец, обозначил основные контуры нефтяного передела.

К 2000-му году основными игроками политико-экономического поля страны были финансово-политические группы двух зятьев Назарбаева – господ Алиева и Кулибаева – "курировавшие", соответственно, "силовые ведомства" и нефтяные ресурсы; "Металлургическая группа" А. Машкевича (до 1997 г. стратегическое руководство осуществлялось братьями Черными и британской компанией TWG, которые были вытеснены после отставки ныне проживающего в США экс-премьера Казахстана Кажегельдина) и так называемая "группа Ли", или "Павлодарская", занимающаяся нефтепереработкой и высокими технологиями. А также строительная и отчасти "перерабатывающая" группа Нуркадилова.

Так или иначе, все эти ФПГ были связаны либо с семьей, либо с администрацией президента, транслируя свое влияние в кабинет министров и в общественное сознание через подконтрольные СМИ.

Также следует отметить, что лидером в области масс-медиа была и остается дочь Н. Назарбаева Дарига – доктор политологии и обладатель приятного оперного голоса, который не раз по достоинству оценивала московская публика.

Со временем, в силу естественной, но необычайно бурной конкуренции и серьезного международного скандала вокруг зарубежных счетов семьи президента старая "схема" была разрушена. И во многом потому, что «игроки» настолько окрепли, что стали вести самостоятельную игру, обходя Н. Назарбаева «с флангов». В этой ситуации он повел себя как мудрый политик, удалив со сцены самого сильного – мужа Дариги Р. Алиева, встав на путь политической модернизации и направив силы на ускоренное партийное строительство.

Последнее позволило ему ввести "неформальные" разборки между ФПГ, пугающие масштабно присутствующий в казахстанском нефтяном комплексе Запад, в русло межпартийных отношений. И это отчасти ему удалось в силу того, что практически все политические партии страны являются более-менее адекватными проекциями местных ФПГ и других "центров силы" - администрации и правительства.

Но навязав "отвязавшимся" ФПГ новые, политические правила игры, руководитель страны оказался перед лицом новых проблем.

Во-первых, изменения в политическом процессе немедленно выдвинули против него "фронду" - «младоказахов» из "Демвыбора Казахстана»; во-вторых, значительно усложнили реализацию ключевой установки всех постсоветских режимов – идею преемственности; в-третьих, втянутый в 90-е годы в инвестиционные процессы Запад превратился в Казахстане в самостоятельный политический фактор. Назарбаеву просто начали «диктовать условия", выполни он хоть половину которых – в Казахстане будет другая власть.

Давление Америки подкрепилось и "казахгейтом", в рамках которого в США был привлечен к суду американский экс-советник Н. Назарбаева Д. Гиффен. А самого президента Казахстана некоторые западные круги считают никем иным, а азиатским диктатором.

Но между тем, издержки "демократизации" в виде арестов экс-премьера РК Аблязова (выпущен) и акима Павлодарской области Жакиянова (еще в заключении) имели скорее кланово-экономическую подоплеку, чем политические разногласия.

Казахстанские элиты, в том числе, оппозиционные, вполне овладели игровыми политическими технологиями и часто маскируют процесс передела собственности политическими разногласиями.

Правозащитные проблемы в Казахстане есть, как и везде, но приоритетным является их стремление подступиться все к тому же "нефтяному пирогу".

Проблемой для России является то, что новое поколение казахстанских политиков все меньше склонно ориентироваться на Москву. И то, что неполадки в отношения с Западом Астане вольно или невольно приходится компенсировать все более тесным военно-техническим сотрудничеством с НАТО и США.

Что греха таить, во многом, эти проблемы создала сама Россия. Ведь Н. Назарбаев до последнего противился разрушению Союза и не поехал в Беловежскую пущу. Все постсоветское время он в той ли иной форме продвигал идею евразийского единства, так что если вожделенное Россией Единое экономическое пространство будет создано – так это будет в огромной степени его заслугой. Запутанные финансовые выяснения с Россией по поводу Байконура и Семипалатинского полигона, стремление решить какие-то проблемы за счет и с помощью Запада – тоже понятны. При этом переоценить значение Казахстана для России просто невозможно. Треть населения республики – русские, которых пока не видно в политике. Ситуация с русским языком, при всех обстоятельствах, похожа на "шагреневую кожу": в Астане лидируют сторонники моноязычия, при всех официальных декларациях в поддержку русского языка. Но, опять же, между странами нет неразрешимых проблем. Нужна добрая воля, грамотная стратегия взаимодействия и совместные усилия.

Фактор Назарбаева для России самоценен. Мы собираемся решать проблемы Сибири, Дальнего Востока с помощью китайских и японских геополитических проектов. Не отрицаю их важности, но пора подумать о прямом и непосредственном участии растущего Казахстана.

Поэтому нам нужен стабильный сосед, при достойном уровне жизни и безукоризненно соблюдаемых правах русскоязычного населения.

Но России нельзя исключать появления в скором времени в Казахстане кандидата на высший пост, имеющего "нероссийские" ориентации в политике (см. Украину).

Употребляя сослагательное наклонение, можно предположить, что Н. Назарбаев был бы не прочь вырастить преемника в "семье". Но зять Р. Алиев дистанцирован (представитель РК в ОБСЕ) и "пугает" основные элитные группировки страны стилем своей работы. Второй зять, считается "западником", что может нарушить геополитическое равновесие республики.

В последние годы в политику Казахстана буквально ворвался фактор Дариги Назарбаевой, демонстрирующей, практически, все необходимые черты зрелого политика. Однако не следует забывать, что женщине в Азии стать первым лицом чрезвычайно трудно, еще труднее – удержаться (вспомним И. Ганди и Б. Бхутто). Но госпожа Назарбаева, тем не менее, отчетливо педалирует "женский фактор" в политике.

Основав партию "Асар", она подтвердила намерение пройти обязательные стадии "школы" легитимного восхождения на казахстанский политический Олимп.

Правда, реальное положение дел намного сложнее: возглавляемая ею партия "Асар" вместо "заявленных" 50 процентов голосов "Мажилиса" получила в результате последних парламентских выборов лишь 5 процентов, пропустив вперед "официальную" "партию власти" "Отан" и блок "АИСТ", поддерживающие президента напрямую. Вероятно, электорат Казахстана еще не созрел, чтобы "почувствовать разницу" между отцом и дочерью.

При этом Н. Назарбаев собирается в 2006 г. вновь баллотироваться на пост президента, что формально разрешено ему республиканской Конституцией. То есть, время Дариги Назарбаевой может настать только 2012-13 гг. Но даже без смены Нурсултана стабильность Казахстана и понятные для России координаты его политического позиционирования вполне могут быть деформированы.

Ни для кого не секрет, что США, считающие Центральную Азию "субрегионом Ближнего Востока" и "зоной своих национальных интересов" взяли курс на "трансформацию" главных центрально-азиатских режимов. Сербский, грузинский, и разворачивающийся ныне украинский варианты смены лидеров позволяют предположить, что и Астане, и союзной ей Москве следовало бы заранее озаботиться подготовкой к тому, что в 2005-2006 гг. в Казахстане будут как на дрожжах (западных, естественно) расти силы, альтернативные господину Назарбаеву и от этого его не спасет никакое военно-техническое, никакое экономическое сотрудничество с Америкой. Далеко не случайно то, что сейчас, в разгар киевской "оранжевой революции", в столице Украины побывала делегация казахстанской оппозиции. Ее члены не скрывали, что перенимали "передовой опыт" сторонников В. Ющенко.




Посольства США и Израиля находятся рядом с местом взрыва в Алматы

Радио Азаттык (Свобода), 5 декабря 2004 г.

Асель Тулегенова

Тишина и спокойствие на политической арене Казахстана были взорваны. В буквальном смысле. Украинская оппозиция перестала быть главным ньюсмейкером казахстанской политической жизни, уступив место правящей партии «Отан». Два взрыва, прогремевшие у стен штаба партии, спровоцировали бурные обсуждения, в ходе которых упоминались и террористы, и оппозиция, и мятежная Украина.

Что же на самом деле случилось воскресным вечером 28 ноября? Лидеры партии «Отан» поспешили созвать пресс-конференцию, на которой, недоумевая, убеждали журналистов, что не подозревают оппозиционеров в вопиющем поступке. Тем более, что те едва ли не первыми направили «Отану» слова солидарности и неприятия подобных методов борьбы. С другой стороны, отановские функционеры отказались признать случившееся рядовым хулиганством, сказав лишь, что налицо «продуманная акция провокационного характера, направленная на дестабилизацию мира и согласия в стране". Итак, кто же руководил этой акцией, и какие цели этот «кто-то» преследовал? Каждое новое высказывание дает повод для новых вопросов, ни на один из которых ответа пока не последовало. Заинтересована ли казахстанская оппозиция в ажиотаже, который повлекли за собой воскресные взрывы? Нет, утверждает сопредседатель оппозиционного «Ак Жола» Булат Абилов. На брифинге он упомянул, что не исключает причастность спецслужб:

- В Казахстан пришел терроризм. Это сказал Дутбаев. Он глава спецслужбы, ему лучше знать. Если бы хотели сделать что-нибудь серьезное, сделали бы. А так получился хороший пиар «Отану». У них был не очень хороший имидж, а так их, по крайней мере, будут жалеть.

Представитель другого крыла оппозиции – Петр Своик вообще не видит политической подоплеки в происшедшем, и, не отвлекаясь на рассуждения о взрывателях, упрекает отановцев в том, что они пытаются использовать ЧП как политическую пиар-акцию. Вот что говорит по этому поводу Петр Своик в интервью программе "Паровоз":

- Собственно взрывы к политике отношения не имели, и к партии «Отан» в частности тоже. На партию «Отан» вряд ли кто-нибудь стал бы покушаться, и отановцы сами об этом знают: это не партия, а декорация политической власти. Именно поэтому они сразу стали так активно высказывать версии. Они стали явно натягивать одеяло на себя. Они сами знают, как прошли на выборах, и оппозиция им мерещится, как черт суеверному человеку.

Руководство партии уже не в первый раз слышит в свой адрес подобные упреки, а потому на первой же пресс-конференции заместитель председателя «Отана» Амангельды Ермегияев убеждал журналистов, что к подобному методу – «самовзрыванию» в партии никогда бы не прибегли.

Политологи и знатоки политических процессов в Казахстане выдвигают отличные от официальных версии и не исключают, что несмотря на заверения, без оппозиции эти взрывы не обошлись. Сергей Злотников, президент фонда общественно-правовых исследований «Интерлигал», считает:

- Партия «Отан» ни сама никому не угрожает, ни ей никто не угрожает. Место и метод содеянного наводят на мысль, что это сделала оппозиция. Есть здесь связь с украинскими событиями и возможно попытка контролировать ситуацию. Кем? Неумными чиновниками, или кто за это дело взялся…

Действительно ли взрывы, в результате которых пострадал человек, а также, как выражаются отановцы, «мир и согласие в стране», стали отголосками бурных украинских событий? Свое отношение к происходящему высказала и лидер партии «Асар» Дарига Назарбаева:

- Нынешняя политическая ситуация всех волнует. Украина - суверенная страна, независимая. В ней происходят свои демократические политические процессы. Народ Украины разделился на два лагеря. Ничего хорошего я там не вижу. Поэтому, наблюдая сегодня украинские события, мы должны себе сказать: "Не дай Бог!"

Независимо от того, был ли взрыв направленной против «Отана» акцией, или, как и гласила основная версия следственных органов, хулиганством, случай вышел за рамки обыденного, и против воли многих функционеров приобрел политический характер. Кто же будет объявлен крайним: оппозиция, неизвестные вероломные силы или задержанный в ночь с четверга на пятницу алматинец, вина которого пока лишь в том, что мужчина появлялся в штабе накануне происшествия? Вопрос остается открытым. В Алматы давно не случалось ничего, что имело бы такой «взрывной» или «огнеопасный» характер. Предыдущие «хулиганские» в кавычках выходки с политическим подтекстом происходили несколько лет назад, когда неизвестными был прострелен фидер телекомпании «Тан» и был сожжен офис оппозиционной газеты «Республика». В отличие от тех событий президент Казахстана Нурсултан Назарбаев взял расследование дела под свой личный контроль. Но есть и еще одна деталь, на которую мало кто обратил внимание - посольства США и Израиля находятся рядом с местом воскресного взрыва у офиса партии "Отан". Ташкентские летние взрывы, как известно, прогремели также у посольств США, Израиля, и в офисе генеральной прокуратуры. А в Алматы злоумышленник одним махом посеял напряжение в офисах как минимум трех государств.




Кадровая девальвация

Республика (Казахстан), 3 декабря 2004 г.

Мухаметжан Адилов

Президент сделал ставку на поколение тридцатилетних?

Отдохнув в приличной компании на фешенебельном китайском курорте, глава государства вышел в этот понедельник на работу, не “догуляв” целых три дня - то ли срочные дела накопились, то ли его встревожили воскресные взрывы около алматинского офиса РПП “Отан”. По крайней мере, отреагировал он на них достаточно болезненно, взяв расследование преступления под свой личный контроль.

Хотя контроль главы государства вовсе не означает, что виновные будут найдены. Помнится, пару лет назад Нурсултан Абишевич также поручал правоохранительным органам найти виновных в расстреле фидера телекомпании “ТАН” и поджоге офиса нашей редакции. Преступников, обстрелявших из автоматического нарезного оружия телевизионную вышку в самом центре южной столицы, ищут до сих пор. А “поджигателями” органы внутренних дел “назначили” двух молодых ребят, в чьей невиновности никто из присутствовавших на судебном процессе в Медеуском районном суде не сомневается.

Ставка на молодежь

Одним из первых, как сообщают информагентства, на прием к президенту попал премьер-министр Даниял Ахметов. Глава правительства доложил Гаранту Конституции о текущей экономической ситуации в стране, в том числе о ходе исполнения его поручений по развитию рынка ценных бумаг. Кроме того, на встрече были затронуты вопросы совершенствования накопительной пенсионной системы, жилищной программы, развития парков инновационной системы, малого и среднего бизнеса, а также организации в Алматы регионального финансового центра.

Не исключено, что и у Нурсултана Абишевича были новости для Данияла Кенжетаевича. Например, о том, что пора в отставку. По имеющейся у нас информации, “жить” нынешнему кабинету министров осталось не больше месяца. Так что не исключено - если, конечно, нас не дезинформировали, и глава государства не передумает, - что Новый 2005 год мы будем встречать с новым правительством и новым премьером.

Судя по разговорам в Астане, на премьерское кресло в президентской администрации “примеряют” молодого и перспективного чиновника, кстати, в свое время поучаствовавшего в создании общественного движения “Демократический выбор Казахстана”... Все возможно. Тем более что есть основания подозревать, что подобного рода решения - не случайность и не разовая акция.

Дело в том, что за последние три года Нурсултан Назарбаев подрастерял многих своих соратников и помощников. Причем не все из них ушли в демократическую оппозицию - часть занялась бизнесом, как, например, тот же Григорий МАРЧЕНКО, другие, как Нурлан БАЛГИМБАЕВ, “залегли” в ожидании, как повернутся события, третьи, как Сергей ТЕРЕЩЕНКО вроде бы и рядом, но в тоже время уже не бойцы.

В результате большинство топ-менеджеров, которых президент заботливо “выращивал” все годы независимости, на которых надеялся опереться, сегодня оказались вне государственного аппарата. А на тех, кто еще работает там, нельзя за небольшим исключением положиться. Видимо, поэтому Назарбаев, понимая, что один в поле не воин, решил сделать ставку на тридцатилетних, то есть тех, кто в первые годы независимости были студентами, аспирантами или молодыми специалистами, а во время событий 2001-2002 года находились на вторых и третьих ролях, занимая должности начальников департаментов или их заместителей.

Причем, по имеющейся у нас информации, глава государства решил опереться на поколение тридцатилетних не только в вопросе комплектации государственного аппарата, но и в политике. Говорят, что кое-кому из молодежи сделано предложение, от которого им трудно будет отказаться. Речь идет о создании новой политической партии, которая бы стала конкурентом ДПК “Ак жол” и увела бы у нее часть электората.

Расстрел как способ обновления кадров

В Советском Союзе проблема смены поколений в государственном аппарате всегда была одной из самых болезненных. В этом отношении проще всего было Иосифу Виссарионовичу СТАЛИНУ, который сажал или расстреливал тех, кто его не устраивал или был ему уже не нужен. Сегодня не вызывает сомнения, что подавляющее большинство партийных, государственных, советских, профсоюзных и комсомольских работников, которые были репрессированы в 30-50-х годах прошлого века никогда не были ни шпионами, ни диверсантами, ни заговорщиками.

В ходе многочисленных кампаний по борьбе с “врагами народа” тогдашняя коммунистическая верхушка не только расправлялась со своими политическими оппонентами и конкурентами в борьбе за власть, но и автоматически решала две проблемы - обновления кадров управления и куда девать “старых” менеджеров. Мудрость подобного подхода заключалась в том, что если человека не успели расстрелять, в случае крайней необходимости его можно было освободить и назначить министром, командующим соединением, директором завода, генеральным конструктором и так далее.

Никита Сергеевич ХРУЩЕВ был куда менее кровожадным, чем его предшественник. Но и он не позабыл после прихода к власти серьезно “прошерстить” партийно-комсомольско-государственный аппарат, изгнав оттуда всех, кто представлял угрозу ему и его политическому курсу. Именно он первый ввел в политическую практику отправку бывших высокопоставленных деятелей, которым он не доверял, послами.

Поскольку Нурсултан Назарбаев, как человек и политик, сформировался при социализме, а карьеру сделал в аппарате КПСС, он овладел всеми доступными в современных условиях методами “удаления” опасных оппонентов и конкурентов подальше от власти.

Сколько людей, на которых так надеялись казахстанцы, провели долгие годы в казахстанских посольствах в дальнем или ближнем зарубежье! А сколько приняли предложение возглавить невлиятельные государственные организации, особенно культурного профиля.

Однако, пытаясь найти новую опору в тридцатилетних чиновниках, Нурсултан Назарбаев вступает на очень опасный для себя путь. Сегодня значительная часть отечественной элиты, если и не поддерживает сильно первого президента, все же сохраняет лояльность к нему. Тем более что в нашей стране невозможно успешно заниматься бизнесом, не имея “крыши”, а ее дает только причастность к власти. Если глава государства искусственно приблизит к себе новое поколение, оно наверняка попытается конвертировать его доверие в нечто “существенное” - в деньги, в капитал, в недвижимость, в акции, в контроль над финансовым потоками и т.п.

В результате пострадают не только бывшие чиновники, ушедшие в оппозицию или отодвинутые от власти, но и все те, кто окажется слабым или беззащитным в новых условиях. И тогда может оказаться, что процесс потери поддержки со стороны “старой” элиты пойдет быстрее, чем сформируется “новая” и сможет поддержать главу государства.

И волки сыты, и бараны целы

Но в любом случае, если Назарбаев уволит Данияла Ахметова, он сделает сильный и грамотный ход. Напряжение элиты против дуумвирата Имангали Тасмагамбетов - Александр Машкевич в последнее время так возросло, что лава государства должен каким-то образом разрядить обстановку. Ну а поскольку пожертвовать ни “продуктом”, ни “кошельком” он сегодня не может, остается отдать на заклание премьер-министра, который в общественном мнении рассматривается как марионетка Евразийской группы. В результате отставки Данияла Кенжетаевича и “волки будут сыты, и бараны останутся целы”.

Между тем по нашей информации, ожидаемая отставка Ахметова отнюдь не означает ослабление позиций Александра Машкевича, Алиджана Ибрагимова и Патоха Шодиева. В противном случае Назарбаев не пригласил бы последнего из них отдыхать с собой. И хотя по информации из администрации президента, тот во время пребывания в Китае решал свои частные дела, связанные с бизнесом родственника, сам факт совместного отдыха может сказать о многом.

Более того, говорят, что поскольку Александр Антонович пообещал Нурсултану Абишевичу с помощью еврейского лобби в администрации США “решить” проблему “Казахгейта”, его влияние на него еще больше возросло. Хотя информированные источники намекают, что на самом деле алюминиевый олигарх совсем не заинтересован, чтобы вывести своего доверителя из-под удара.




Президент начинает и опережает своих оппонентов?..

Навигатор Кз, 8 декабря 2004 г.

Айгуль Омаров

Сегодня в Астане открывается первое заседание вновь созданной Национальной комиссии по вопросам демократизации. Очевидно, в его работе примет участие и президент страны Нурсултан Назарбаев.

На открытии железнодорожной ветки, связавшей север с югом страны, мы увидели Нурсултана Назарбаева бодрым и оживленным. Видимо, краткосрочный отпуск оказал благотворное влияние. И первые же шаги главы государства после отдыха заставляют думать: отпуск был из серии тех, что называют “дипломатическим насморком”. Очевидно, храня молчание долгое время, глава государства готовился к вескому опровержению доводов своих политических оппонентов. Что ж, можно пока считать, что президент начинает и опережает своих оппонентов.

Во всяком случае, именно так можно расценить ряд шагов, предпринятых им по возвращению из отпуска. Во-первых, это указ о проведении выборов аульных, сельских акимов. В порядке эксперимента в августе 2005 года будут проведены выборы акимов районов, областей, городов Астаны и Алматы. Во-вторых, на встрече с представителями парламентской фракции партии “Отан” Нурсултан Назарбаев предложил увеличить число депутатов в обеих палатах высшего законодательного уровня. Кроме того, на этой же встрече глава государства заговорил о необходимости наделения парламентариев дополнительными контрольными функциями. И все это было бы великолепно, и можно было бы говорить о политической дальновидности казахстанского лидера, если бы не одно “но”. Ведь обо всем этом оппозиция твердит на протяжении ряда лет.

В ноябре 2001 года, с целью подтолкнуть главу государства на политические реформы, и было создано движение Демократический выбор Казахстана, которое можно назвать сколом общества. Однако никаких мер тогда не приняли. Более того, отдельных фигурантов ДВК, взявших на себя ответственные функции рупора новой оппозиции, арестовали и осудили. И этот факт заставляет предполагать, что толчком для нынешних шагов президента Назарбаева стала ситуация не в стране и не действия оппозиции, а происходящее вне Казахстана.

Практически один в один события на Украине повторяют случившееся в ноябре 2003 года в Грузии, приведшее к “революции роз”. И как бы не разрешилась ситуация на Украине, понятно одно: смена элиты из числа советской партхозноменклатуры на новую поросль, которую можно отнести к технократам, – факт непреложный. И это в корне меняет положение дел и в Казахстане. Уже сегодня аналитики говорят о том, что “бархатные революции” дойдут и до нас. В данном случае Нурсултану Назарбаеву ничего не остается, как пытаться опередить события самому. Тем более, что тенденция к смене бывших лидеров с каждым годом все сильнее вырисовывается на постсоветском пространстве. А в ситуации, когда Владимир Путин потерпел поражение в битве за своего кандидата на Украине, казахстанскому лидеру не остается ничего другого, как действовать с оглядкой не только на внешние обстоятельства, но и на собственную оппозицию.

На IV внеочередном съезде партии “Отан”, лидером которой он является, Нурсултан Назарбаев заговорил о необходимости политических реформ и подтвердил свое намерение баллотироваться на очередной срок. Несмотря на то, что нынешняя Конституция страны позволяет действующему президенту вновь претендовать на пост главы государства, есть немало сомнений в том, что 64-летний Нурсултан Назарбаев будет избран на легитимных основаниях. И дело не в возрасте, поскольку президент находится, по всей видимости, в хорошей физической форме, к тому же история знает немало примеров, когда люди в еще более зрелом возрасте становились руководителями государств, например, Франсуа Миттерана избрали президентом Франции во второй раз в 72 года.

Дело в другом. В августе 2005 года исполняется ровно 10 лет со дня принятия ныне действующей Конституции. Согласно ей, следующие выборы главы государства должны состояться в декабре 2005 года, потому что в январе 2006 года истекает срок полномочий действующего президента страны. Однако те, кто разрабатывал Конституцию, а затем готовил конституционный закон “О выборах в РК”, перемудрили, а может, и недосмотрели. Теперь неизвестно, когда же будут выборы президента. Дата выборов может быть определена следующим образом: либо декабрь следующего года, либо декабрь 2006 года. Если выборы состоятся в 2006 году, то нарушается Конституция, а еще весной говорилось о том, что покушаться на изменение Конституции могут только люди, непатриотично настроенные. Это одна сторона медали. Другая сторона является более пугающей для нынешней администрации страны. Известные события в Грузии и на Украине закончились победой оппозиции. А это заставляет Нурсултана Назарбаева варьировать и предпринимать шаги, которые еще недавно казались немыслимыми.

После массовых фальсификаций во время парламентских выборов в сентябре этого года неизбежен рост социальной напряженности, и власти это отчетливо понимают. Однако до фактической революции на Украине каких-либо решительных мер в сторону либерализации у нас не предпринималось. А сегодня президент отмечает, что необходимо работать с оппозицией и попеняет своим однопартийцам, что негоже быть твердолобыми, а надо уметь находить рациональное зерно в предложениях оппозиции. Похоже, сам Нурсултан Назарбаев определился и внял доводам лидеров демократических сил. Во всяком случае, все, что им было озвучено, ранее предлагалось руководителями ДВК, партии “Ак жол” и Компартии. Но до сих пор их предложения не принимались во внимание. И вот новый поворот, который невольно наталкивает на мысль, что власти всерьез обескуражены событиями на постсоветском пространстве и боятся, что экспорт “бархатных революций” дойдет и до Казахстана.

Отраден факт появления каких-либо инициатив со стороны официальной Астаны в сторону дальнейшей демократизации, но нельзя не видеть и того, что все, что предлагается, носит паллиативный характер. Вместо выборов акимов всех уровней – эксперимент по выборам аульных и отдельных районных акимов. Конечно, то обстоятельство, что вместе с аульными акимами будут избираться руководители обеих столиц, не может не радовать. Но еще свежи в памяти события парламентских выборов, а потому можно заранее сказать, что угадать, кто победит, при наличии пресловутого административного ресурса, будет нетрудно. То же можно сказать и о контрольных функциях парламента. Бюджет и контроль за его исполнением и так являются единственной прерогативой парламента. Поэтому здесь Нурсултан Абишевич лукавит, когда говорит о расширении контрольных функций парламента.

Впрочем, то же можно заметить и по поводу других предложений главы государства. Ведь он не указал, каким будет механизм формирования правительства, ЦИК и Конституционного Совета. Да и роль Конституционного Совета вряд ли изменится, поскольку он и так является органом, где осуществляется толкование законов. Словом, не стоит уповать на то, что половинчатые меры реформирования политического устройства страны принесут эффект. Недаром в конце встречи с соратниками по партии Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что политические реформы должны быть поступательными и осторожными. Единственное, что по-настоящему повлияет на расширение прав и свобод граждан, это новые полномочия омбудсмена – уполномоченного по правам человека. Возможность проверки судебных решений, несомненно, может сказаться на отправлении правосудия. Хотя население страны вряд ли и подозревает о существовании подобного института защиты своих прав.

Предлагаемые президентом меры не вобрали в себя основы политической реформы, которую требуют осуществить демократические силы. И речь идет не только о выборах акимов всех уровней, расширении полномочий парламента и Конституционного Совета. Пожалуй, одним из основных вопросов остается избрание мажилисменов. Оппозиционные партии настаивают на увеличении депутатских мандатов от политических партий и предлагают избирать нижнюю палату парламента по пропорциональной системе, когда 50% народных избранников составят одномандатники, а вторую половину – представители политических партий. Об этом на встрече с парламентской фракцией партии “Отан” Нурсултан Назарбаев ничего не сказал.

Любопытно отметить, что встреча с однопартийцами происходила в канун первого заседания НКВД. Символична аббревиатура, означающая название комиссии, ставшей преемницей ПДС. Еще интересней тот факт, что возглавляет Национальную комиссию секретарь Совета безопасности Булат Утемуратов, что само по себе наталкивает на аналогии с тридцатыми годами, когда НКВД считалась главным органом власти. Силовик, возглавляющий комиссию по демократизации, - явление, возможное только у нас. Стране, проходящий транзитный период от тоталитаризма к демократии (по утверждению штатных политологов власти), наверное, можно простить подобный факт. Тем более, что Булат Утемуратов, скорее всего, станет той самой ключевой фигурой, которая организует диалог власти и оппозиции. Ведь не секрет, что секретарь Совета безопасности последние годы вел переговоры с лидерами различных политических партий. К тому же его недавнее интервью газете “Время” указывает на то, что на политической авансцене появляется новый человек, который сможет внятно изъясняться с различными группами и объяснять действия власти. До недавнего времени только советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев способен был позиционировать все то, что осуществляет Астана. А это говорит о том, что президент и его окружение на самом деле пытаются отыскать средства, способные организовать диалог между оппозицией и властью. Вместе с тем, очевидно, что демократические силы, объединившиеся в Координационный совет, не пойдут на диалог с кем-либо из властной верхушки, кроме самого президента. Об этом заявил недавно председатель совета Жармахан Туякбай. Отказ от участия в работе НКВД наглядно демонстрирует эту позицию демсил. При этом лидеры оппозиционных партий подчеркивают, что намерены бороться за свои предложения без обострения социальной напряженности. Можно предположить, что тем самым они еще раз предоставляют главе государства возможность обеспечить политическую реформу от его имени. Что ж, пока президент, действительно, опережает своих политических оппонентов. Но не приходится сомневаться, что такой расклад вряд ли устроит оппозицию и ситуация повернется по-другому, если Нурсултан Назарбаев не согласится на действенный диалог.




Оппозиция Казахстана объединяется

р/с «Немецкая волна», 8 декабря 2004 г.

Зарина Козыбаева

Жармахан Туякбай - будущий соперник Назарбаева на президентских выборах?

Объединённая оппозиция Казахстана перешла к активным действия. В колонии-поселении Шидерты, где в настоящее время находится лидер "Демократического выбора Казахстана" Галымжан Жакиянов, прошла встреча политических оппонентов Нурсултана Назарбаева. На ней был избран председатель Координационного совета демократических сил - им стал экс-спикер мажилиса парламента Жармахан Туякбай, бывший заместитель Назарбаева в руководстве партии "Отан". О планах оппозиции сам Туякбай рассказал в интервью нашему корреспонденту Зарине Козыбаевой.

Как рассказал Жармахан Туякбай, главная его миссия на посту председателя будет заключаться в координации действий всех оппозиционных сил республики. По словам Туякбая, Совет намерен провести прямые переговоры демократической оппозиции с президентом Назарбаевым. Главная задача - отстаивание необходимости проведения демократических реформ, изменения конституции и признания нелегитимными прошедших в мажилис парламента выборов. Также Жармахан Туякбай сообщил о том, что стратегической задачей координационного совета будет поиск единого кандидата от оппозиционных сил для участия в президентских выборах в 2006 году. На вопрос "Немецкой волны" о возможности его участия в избирательной кампании, Жармахан Туякбай ответил, что пока еще не определился и что в республике есть немало достойных людей.

Между тем, казахстанские политологи отмечают, что кандидатура Жармахана Туякбая изначально рассматривалась как наиболее компромиссная, причём как для оппозиции, так и для правящей элиты. С точки зрения политолога Эдуарда Полетаева, в настоящее время Туякбай не ассоциируется у электората с поражением оппозиции на прошедших парламентских выборах, поскольку экс-спикер мажилиса шёл первым номером в избирательном списке «Отана». Эта президентская партия, как известно, получила большинство мест в новом парламенте.

- И хорошо, что человек такой нашелся. Потому что очень долго многие эксперты, оценивая членов "Ак Жола" и КПК, сомневались, кто же из них может возглавить координационный совет. Пожалуй, Туякбай - единственная подходящая фигура. Он уже сглаживает все противоречия. Ведь если бы кандидат был от партии "Ак Жол", тогда будет возмущаться ДВК с КПК, и соответственно - наоборот. Туякбай сейчас беспартийный, в этом отношении он уже компромиссная фигура для той и другой партии.

В то же время, Эдуард Полетаев предположил, что, являясь председателем координационного совета, Жармахан Туякбай, может и отказаться участвовать в президентских выборах 2006 года в качестве единого кандидата от оппозиции.

Стоит отметить, что власти республики достаточно равнодушно отнеслись к новой роли своего бывшего соратника. Так, например, советник президента Назарбаева по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев в интервью "Немецкой волне" заметил, что все вопросы о едином кандидате от оппозиции преждевременны.

- Нам всё равно, что там будет. Это же не объединённая оппозиция. Они не объединились в единую партию, не выбрали его общепризнанным лидером, не провозгласили его кандидатом в президенты.

Между тем, Жармахан Туякбай считает, что избрание его председателем и задачи поставленные перед Координационным советом, прежде всего говорят об объединении демократических сил Казахстана.




Назарбаев перетасовал чиновничью колоду

Независимая газета, 10 декабря 2004 г.

Сакен Салимов

Президент Нурсултан Назарбаев произвел ряд новых, долго ожидаемых назначений. Так, пост руководителя администрации получил Адильбек Джаксыбеков, до вчерашнего дня возглавлявший Министерство индустрии и торговли. При этом бывший глава администрации президента Имангали Тасмагамбетов стал градоначальником самого большого города Казахстана. Аким (мэр) южной столицы Алма-Аты Виктор Храпунов назначен главой Восточно-Казахстанской области.

Стоит отметить, что об отставке мэра Алма-Аты и руководителя администрации говорили давно. В течение 3–4 месяцев в кулуарах власти ходили слухи именно о такой перестановке.

Рокировку в кулуарах объясняют таким образом: Виктор Храпунов хороший хозяйственник и управленец, однако он плохо справляется с деликатными политическими поручениями. Это привело к тому, что Алма-Ата стала, по сути, городом оппозиции. К тому же на прошедших парламентских выборах там едва не победила оппозиционная партия «Ак жол» («Светлый путь»). Возглавив Восточно-Казахстанскую область, Храпунов будет на своем месте. Во-первых, он выходец именно из этого региона. Во-вторых, после предыдущей смены акима Восточно-Казахстанской области население региона все чаще выражает недовольство руководителем региона именно из-за нерешенных хозяйственных проблем. Храпунов сможет взять ситуацию в свои руки, наладить экономическое развитие и успокоить население, поскольку пользуется большим уважением.

Назначение Тасмагамбетова на пост акима Алма-Аты имеет явно политический подтекст. Во-первых, его отставки с поста главы администрации требовала оппозиция. Вчерашним назначением президент в некоторой степени продемонстрировал свою готовность пойти навстречу этим требованиям. С другой стороны, Тасмагамбетов, называвший себя «продуктом президента», имеет стойкую репутацию хорошего исполнителя как раз деликатных поручений. Поэтому навести порядок в оппозиционном мегаполисе Назарбаев не мог доверить никому, кроме него.

Назначение Адильбека Джаксыбекова стало полной неожиданностью для всех. Его кандидатура ни разу не упоминалась в этом качестве даже предположительно. Говорили, что Джаксыбеков, занимавший ранее пост акима Астаны, а затем министра индустрии и торговли, может быть назначен в один из институтов развития или национальную компанию как человек, знающий бизнес-структуру.

Все источники «НГ» в администрации президента затрудняются сказать, с чем связано назначение Джаксыбекова. Политологи обсуждают сразу несколько возможных сценариев. Руководитель казахстанского представительства Института по освещению войны и мира (IWPR, Великобритания) Эдуард Полетаев, комментируя «НГ» новые назначения, сказал: «На политической арене Джаксыбеков появился относительно недавно – в середине 90-х годов. Пробыв немного депутатом сената, он был назначен управлять новой столицей. А для молодого политика с точки зрения политической карьеры должность акима Астаны очень выгодна – градоначальник столицы всегда на глазах у президента. Президент живет в этом городе, по сути, строит этот город, постоянно посещает стройплощадки. У акима есть все шансы выдвинуться, выделиться перед президентом.

Что касается его назначения на должность руководителя администрации, это самая  неожиданная кандидатура. Возможно, президент возлагает на него и связывает с ним определенные надежды. Нельзя исключать, что Джаксыбеков потом будет назначен на другую должность, как только определят более подходящую кандидатуру на пост руководителя администрации. Если это произойдет, то ближе к президентским выборам».

Вопреки ожиданиям и слухам не произошло еще одной отставки – премьер-министр Казахстана Даниал Ахметов пока остается в свой должности.




Что останется от казахов?

Эпоха, 3 декабря 2004 г.

Елена Брусиловская

В Алматы прошел семинар по проблемам науки и научного сообщества в Казахстане с участием ведущих ученых страны. Выступление на нем известного врача, академика НАН Мухтара Алиева можно было бы выделить особо. Один из ведущих клиницистов страны остановился на проблемах практического здравоохранения. И картина, которая была им представлена, я думаю, должна заставить задуматься каждого жителя страны.

“В министерстве образования и науки нет ни одного медика, курирующего медицинскую науку и здравоохранение! – сказал он. – Что же касается министерства здравоохранения, то там этой проблемой занимаются в мизерном количестве, и никакой программы нам не дается. Собрались люди, которые не могут управлять практическим здравоохранением, потому что там нет ни одного клинициста! У нас практическим здравоохранением занимаются финансисты. За последние пять-шесть месяцев не было проведено ни одного собрания, ни одной коллегии. Все занялись программой, которая не подходит к нашей системе, как впрочем, и образовательная программа.

Применительно к нашему профилю получается так – студент поступает в медицинский институт, учится три года, после этого, если он проваливает экзамены, его переводят либо в колледж, либо в медицинское училище. Затем дают диплом – и выходит медсестра без достаточной подготовки, потому что за эти три года клинические дисциплины, такие как хирургия, терапия и т.д., практически не изучались”.

Как считает Мухтар Алиев, беда даже не в том, что наши вузы плодят недоучек, а в том, что в управление здравоохранением приходят неспециалисты и начинают экспериментировать, проводя очередные реформы. А эксперименты на здоровье населения опасны, так как они чреваты самыми тяжелыми последствиями. Результаты такого менеджмента от медицины мы уже начинаем пожинать.

“Сейчас в Казахстане сложилась очень серьезная обстановка по туберкулезу.

Он буквально пожирает людей, особенно казахов. Отчасти это объясняется и национальным менталитетом. Скажем, больной пролежал два месяца в стационаре, его пролечили по методике ДОТC-терапии, заболевание в какой-то степени залечили, но сама-то туберкулема, (очаг) осталась. Чтобы его полностью ликвидировать, надо лечиться минимум 5-7 лет. А у нас по представлению ВОЗ четыре года назад ввели эту методику лечения, когда сразу массированно назначается до пяти антибиотиков, не зная, какой из антибиотиков чувствителен к туберкулезным палочкам, а какой нет. Не учитывается и то, что многие антибиотики вызывают аллергические реакции. Потом эти больные уезжают домой, в село и считают себя здоровыми. Они работают и забывают, когда в последний раз принимали таблетки.

А ведь все недолеченные являются носителями болезни, и на них антибиотики уже не действуют, так как туберкулез переходит в хроническую форму.

Надо учесть и то, что лекарства до сельской местности не доходят, хотя, казалось бы, большое количество субвенций отправлено на село. Деньги, которые государство отпускает на сельскую медицину, используются абсолютно нерац­ио­нально, тем более что в сельской местности практически уничтожена сеть медицинских учреждений. А бывшие туберкулезные диспансеры переведены в областные больницы, где есть лишь одно специализированное отделение всего на 30 коек. А один больной заражает десятерых!

Надо принять во внимание еще и такой факт. В прошлом году прошла амнистия заключенных, на свободу вышло большое количество людей, больных туберкулезом. На работу их нигде не принимают, и эти больные люди, по сути инвалиды, даже не входят в медицинскую статистику!

Ежегодно в республике порядка 100 человек умирают от туберкулеза, через 10 лет эти потери будут огромные, потому что идет обширное заражение населения. Более того, я считал бы, что в Казахстане эпидемия туберкулеза!”

Самое поразительное, по мнению г-на Алиева, в том, что никто не бьет тревогу по этому поводу. Скажем, если во времена Союза 10 человек заболевали дизентерией, то сразу из Минздрава приезжала специальная комиссия. Проверяли причины возникновения заболевания, виновные строго наказывались. А сейчас, когда на грань жизни и смерти поставлена будущность целой нации, это, судя по всему, никого особо и не колышет. Во всяком случае, со стороны Минздрава особой тревоги не наблюдается. Более того, академиком Алиевым была высказана крамольная мысль, что, может быть, это кому-то из чиновников даже и выгодно – определенные фирмы наживаются на поставках в страну антибиотиков. Вспомним еще и недавний скандал с некачественной вакциной, когда было заражено большое количество детей!

“Если мы хотим жить дальше и сохранить нацию, надо в первую очередь заняться фтизиатрией, туберкулезными больными. К этому взывает даже статистика: раньше было 60 заболевших на 10 тыс. населения, сейчас в среднем таких больных 360! Посчитайте, что останется от казахов через 20 лет!” – с горечью говорит академик.

УЗБЕКИСТАН


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ