Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №113(15.12.2004)
<< Список номеров
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ВЕСТИ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Президент начинает и опережает своих оппонентов?..

Навигатор Кз, 8 декабря 2004 г.

Айгуль Омаров

Сегодня в Астане открывается первое заседание вновь созданной Национальной комиссии по вопросам демократизации. Очевидно, в его работе примет участие и президент страны Нурсултан Назарбаев.

На открытии железнодорожной ветки, связавшей север с югом страны, мы увидели Нурсултана Назарбаева бодрым и оживленным. Видимо, краткосрочный отпуск оказал благотворное влияние. И первые же шаги главы государства после отдыха заставляют думать: отпуск был из серии тех, что называют “дипломатическим насморком”. Очевидно, храня молчание долгое время, глава государства готовился к вескому опровержению доводов своих политических оппонентов. Что ж, можно пока считать, что президент начинает и опережает своих оппонентов.

Во всяком случае, именно так можно расценить ряд шагов, предпринятых им по возвращению из отпуска. Во-первых, это указ о проведении выборов аульных, сельских акимов. В порядке эксперимента в августе 2005 года будут проведены выборы акимов районов, областей, городов Астаны и Алматы. Во-вторых, на встрече с представителями парламентской фракции партии “Отан” Нурсултан Назарбаев предложил увеличить число депутатов в обеих палатах высшего законодательного уровня. Кроме того, на этой же встрече глава государства заговорил о необходимости наделения парламентариев дополнительными контрольными функциями. И все это было бы великолепно, и можно было бы говорить о политической дальновидности казахстанского лидера, если бы не одно “но”. Ведь обо всем этом оппозиция твердит на протяжении ряда лет.

В ноябре 2001 года, с целью подтолкнуть главу государства на политические реформы, и было создано движение Демократический выбор Казахстана, которое можно назвать сколом общества. Однако никаких мер тогда не приняли. Более того, отдельных фигурантов ДВК, взявших на себя ответственные функции рупора новой оппозиции, арестовали и осудили. И этот факт заставляет предполагать, что толчком для нынешних шагов президента Назарбаева стала ситуация не в стране и не действия оппозиции, а происходящее вне Казахстана.

Практически один в один события на Украине повторяют случившееся в ноябре 2003 года в Грузии, приведшее к “революции роз”. И как бы не разрешилась ситуация на Украине, понятно одно: смена элиты из числа советской партхозноменклатуры на новую поросль, которую можно отнести к технократам, – факт непреложный. И это в корне меняет положение дел и в Казахстане. Уже сегодня аналитики говорят о том, что “бархатные революции” дойдут и до нас. В данном случае Нурсултану Назарбаеву ничего не остается, как пытаться опередить события самому. Тем более, что тенденция к смене бывших лидеров с каждым годом все сильнее вырисовывается на постсоветском пространстве. А в ситуации, когда Владимир Путин потерпел поражение в битве за своего кандидата на Украине, казахстанскому лидеру не остается ничего другого, как действовать с оглядкой не только на внешние обстоятельства, но и на собственную оппозицию.

На IV внеочередном съезде партии “Отан”, лидером которой он является, Нурсултан Назарбаев заговорил о необходимости политических реформ и подтвердил свое намерение баллотироваться на очередной срок. Несмотря на то, что нынешняя Конституция страны позволяет действующему президенту вновь претендовать на пост главы государства, есть немало сомнений в том, что 64-летний Нурсултан Назарбаев будет избран на легитимных основаниях. И дело не в возрасте, поскольку президент находится, по всей видимости, в хорошей физической форме, к тому же история знает немало примеров, когда люди в еще более зрелом возрасте становились руководителями государств, например, Франсуа Миттерана избрали президентом Франции во второй раз в 72 года.

Дело в другом. В августе 2005 года исполняется ровно 10 лет со дня принятия ныне действующей Конституции. Согласно ей, следующие выборы главы государства должны состояться в декабре 2005 года, потому что в январе 2006 года истекает срок полномочий действующего президента страны. Однако те, кто разрабатывал Конституцию, а затем готовил конституционный закон “О выборах в РК”, перемудрили, а может, и недосмотрели. Теперь неизвестно, когда же будут выборы президента. Дата выборов может быть определена следующим образом: либо декабрь следующего года, либо декабрь 2006 года. Если выборы состоятся в 2006 году, то нарушается Конституция, а еще весной говорилось о том, что покушаться на изменение Конституции могут только люди, непатриотично настроенные. Это одна сторона медали. Другая сторона является более пугающей для нынешней администрации страны. Известные события в Грузии и на Украине закончились победой оппозиции. А это заставляет Нурсултана Назарбаева варьировать и предпринимать шаги, которые еще недавно казались немыслимыми.

После массовых фальсификаций во время парламентских выборов в сентябре этого года неизбежен рост социальной напряженности, и власти это отчетливо понимают. Однако до фактической революции на Украине каких-либо решительных мер в сторону либерализации у нас не предпринималось. А сегодня президент отмечает, что необходимо работать с оппозицией и попеняет своим однопартийцам, что негоже быть твердолобыми, а надо уметь находить рациональное зерно в предложениях оппозиции. Похоже, сам Нурсултан Назарбаев определился и внял доводам лидеров демократических сил. Во всяком случае, все, что им было озвучено, ранее предлагалось руководителями ДВК, партии “Ак жол” и Компартии. Но до сих пор их предложения не принимались во внимание. И вот новый поворот, который невольно наталкивает на мысль, что власти всерьез обескуражены событиями на постсоветском пространстве и боятся, что экспорт “бархатных революций” дойдет и до Казахстана.

Отраден факт появления каких-либо инициатив со стороны официальной Астаны в сторону дальнейшей демократизации, но нельзя не видеть и того, что все, что предлагается, носит паллиативный характер. Вместо выборов акимов всех уровней – эксперимент по выборам аульных и отдельных районных акимов. Конечно, то обстоятельство, что вместе с аульными акимами будут избираться руководители обеих столиц, не может не радовать. Но еще свежи в памяти события парламентских выборов, а потому можно заранее сказать, что угадать, кто победит, при наличии пресловутого административного ресурса, будет нетрудно. То же можно сказать и о контрольных функциях парламента. Бюджет и контроль за его исполнением и так являются единственной прерогативой парламента. Поэтому здесь Нурсултан Абишевич лукавит, когда говорит о расширении контрольных функций парламента.

Впрочем, то же можно заметить и по поводу других предложений главы государства. Ведь он не указал, каким будет механизм формирования правительства, ЦИК и Конституционного Совета. Да и роль Конституционного Совета вряд ли изменится, поскольку он и так является органом, где осуществляется толкование законов. Словом, не стоит уповать на то, что половинчатые меры реформирования политического устройства страны принесут эффект. Недаром в конце встречи с соратниками по партии Нурсултан Назарбаев подчеркнул, что политические реформы должны быть поступательными и осторожными. Единственное, что по-настоящему повлияет на расширение прав и свобод граждан, это новые полномочия омбудсмена – уполномоченного по правам человека. Возможность проверки судебных решений, несомненно, может сказаться на отправлении правосудия. Хотя население страны вряд ли и подозревает о существовании подобного института защиты своих прав.

Предлагаемые президентом меры не вобрали в себя основы политической реформы, которую требуют осуществить демократические силы. И речь идет не только о выборах акимов всех уровней, расширении полномочий парламента и Конституционного Совета. Пожалуй, одним из основных вопросов остается избрание мажилисменов. Оппозиционные партии настаивают на увеличении депутатских мандатов от политических партий и предлагают избирать нижнюю палату парламента по пропорциональной системе, когда 50% народных избранников составят одномандатники, а вторую половину – представители политических партий. Об этом на встрече с парламентской фракцией партии “Отан” Нурсултан Назарбаев ничего не сказал.

Любопытно отметить, что встреча с однопартийцами происходила в канун первого заседания НКВД. Символична аббревиатура, означающая название комиссии, ставшей преемницей ПДС. Еще интересней тот факт, что возглавляет Национальную комиссию секретарь Совета безопасности Булат Утемуратов, что само по себе наталкивает на аналогии с тридцатыми годами, когда НКВД считалась главным органом власти. Силовик, возглавляющий комиссию по демократизации, - явление, возможное только у нас. Стране, проходящий транзитный период от тоталитаризма к демократии (по утверждению штатных политологов власти), наверное, можно простить подобный факт. Тем более, что Булат Утемуратов, скорее всего, станет той самой ключевой фигурой, которая организует диалог власти и оппозиции. Ведь не секрет, что секретарь Совета безопасности последние годы вел переговоры с лидерами различных политических партий. К тому же его недавнее интервью газете “Время” указывает на то, что на политической авансцене появляется новый человек, который сможет внятно изъясняться с различными группами и объяснять действия власти. До недавнего времени только советник президента по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев способен был позиционировать все то, что осуществляет Астана. А это говорит о том, что президент и его окружение на самом деле пытаются отыскать средства, способные организовать диалог между оппозицией и властью. Вместе с тем, очевидно, что демократические силы, объединившиеся в Координационный совет, не пойдут на диалог с кем-либо из властной верхушки, кроме самого президента. Об этом заявил недавно председатель совета Жармахан Туякбай. Отказ от участия в работе НКВД наглядно демонстрирует эту позицию демсил. При этом лидеры оппозиционных партий подчеркивают, что намерены бороться за свои предложения без обострения социальной напряженности. Можно предположить, что тем самым они еще раз предоставляют главе государства возможность обеспечить политическую реформу от его имени. Что ж, пока президент, действительно, опережает своих политических оппонентов. Но не приходится сомневаться, что такой расклад вряд ли устроит оппозицию и ситуация повернется по-другому, если Нурсултан Назарбаев не согласится на действенный диалог.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ