Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

БЕЛОРУССИЯ



Хроника

14 декабря. Мэр российской столицы Юрий Лужков на заседании Совета делового сотрудничества РБ и Москвы заявил, что государственная политика, проводимая президентами Белоруссии и России по развитию межгосударственных связей, является одним из важнейших факторов для укрепления белорусско-московского торгово-экономического сотрудничества. Лужков отметил, что по итогам 2004 года взаимный товарооборот между Москвой и Белоруссией должен составить не менее 6 млрд. долларов США. Этот рекордный показатель достигнут не за счет поставок сырьевых ресурсов, а за счет торговли готовой продукцией. Юрий Лужков подчеркнул, что Москва заинтересована в дальнейшем развитии торгово-экономического сотрудничества с Белоруссией.

Для увеличения уровня товарооборота между Москвой и РБ мэр российской столицы предложил использовать имеющийся потенциал сотрудничества в области фармацевтической промышленности, машиностроения, химического производства. «Ситуация для бизнеса в Москве и в Белоруссии абсолютно стабильная, прочная и предсказуемая», - подчеркнул Юрий Лужков. Правительство Москвы предоставило Белоруссии льготный кредит в объеме 200 млн. долларов США.

14 декабря. В Женеве состоялась встреча постоянного представителя Белоруссии при Отделении ООН и других международных организациях Сергея Алейника с генеральным директором Международной организации по миграции (МОМ) Брунсоном Маккинли. В ходе встречи стороны обсудили вопросы, касающиеся перспектив вступления РБ в МОМ и активизации технического сотрудничества с этой Организацией. Генеральный директор МОМ Маккинли проинформировал Алейника о том, что правительство Швеции приняло решение о выделении Белоруссии 1,2 млн. долл. на техническое обустройство (под контролем МОМ) границ с Литвой и Латвией.

14-17 декабря.  В г. Гомеле прошла международная олимпиада «Россия и Белоруссия: историческая и духовная общность», в которой приняли участие группы учащихся из различных белорусских и российских регионов.

15 декабря. В Минске председатель исполкома СНГ Владимир Рушайло в интервью Белорусскому телевидению по случаю 13-ой годовщины со дня образования Содружества Независимых Государств заявил, что сегодня во главу угла ставится экономическая интеграция стран СНГ. Однако ситуация в мире на первый план выдвигает и новые задачу - консолидацию усилий по сохранению безопасности и борьбе с терроризмом.

15 декабря. В Москве открылась выставка «Белорусское качество-2004».

15-16 декабря. В Минске прошло очередное заседание Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) Белоруссии, Казахстана, России и Украины. Участники заседания обсудили состояние готовности ряда документов, среди которых международно-правовые документы об упрощении пересечения физическими лицами границ между странами «четверки». Представители четырех стран рассмотрели также вопросы, касающиеся готовности сторон к внедрению с 1 января 2005 г. единых принципов взыскания налога на добавленную стоимость во взаимной торговле государств-участников ЕЭП.  Итогом встречи стало завершение подготовки ГВУ 29 первоочередных документов, необходимых для начала экономической интеграции в рамках ЕЭП.

15-17 декабря. Делегация Военной академии РБ посетила офицерскую школу сухопутных сил бундесвера. Цель визита - ознакомление с немецкой системой подготовки офицерских кадров, а также организацией учебно-воспитательного процесса в военно-учебных заведениях бундесвера.  В задачи делегации из Белоруссии входили также обмен опытом методической, военно-научной работы и обсуждение возможных направлений белорусско-германского военного сотрудничества.

16 декабря. Национальное телевидение Белоруссии сообщило о работах по созданию совместного Интернет-сайта Белоруссии и НАТО. Подчеркивалось, что Интернет-сайт будет способствовать большей информированности белорусского общества о практических результатах сотрудничества республики с Североатлантическим альянсом.

16 декабря. Россия предоставила Белоруссии кредит в сумме 175 миллионов долларов США. Минск обратился с просьбой о кредите в связи с удорожанием стоимости энергоносителей.

16 декабря. Президент Беларуси Александр Лукашенко поздравил короля Бахрейна шейха Хамада бен Иса аль-Халифу и премьер-министра шейха Халифу бен Сальман аль-Халифу с Национальным днем. Лукашенко подтвердил стремление Белоруссии к расширению отношений с Королевством Бахрейн во всех сферах и повторно пригласил короля Бахрейна нанести визит в республику с целью выработки дальнейших подходов по активизации двустороннего взаимодействия.

16 декабря. В Москве начались предновогодние выставки-ярмарки белорусских предприятий и торговых организаций.

17 декабря. Государственная Дума России ратифицировала Соглашение между Россией и Белоруссией о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.

20 декабря. Начальник отдела по делам религий Александр Калинов информировал общественность о том, что 84 религиозные общины, действовавшие на территории Белоруссии, приняли решение о самоликвидации во время проведения государственной перерегистрации религиозных общин и организаций. Государственные органы, по словам Калинова, не подталкивали эти общины к принятию такого решения.

20 декабря. Уголовное дело в отношении председателя Государственного комитета по авиации РБ Федора Иванова возбудила Белорусская транспортная прокуратура. Иванов взят под стражу.

21 декабря. Президент РБ Александр Лукашенко своим указом уточнил отдельные показатели бюджета Белоруссии на 2004 г. Согласно документу предусматривается увеличение в 2004 г. на 408,27 млрд. белорусских руб. доходов республиканского бюджета относительно запланированных поступлений, а расходы вырастут на 389,04 млрд. белорусских руб.

21 декабря. Источник в российском правительстве сообщил, что премьер-министр России Михаил Фрадков обсудит с президентом Александром Лукашенко и премьер-министром Белоруссии Сергеем Сидорским проблему конфискации российских товаров на белорусской таможне.  Объем конфискации российских товаров на белорусской таможне в 2004 г. достиг 80 миллионов долларов США.

21 декабря. В Минске прошло заседание Совета министров Союзного государства, в котором приняли участие главы правительств России и Белоруссии – Михаил Фрадков и Сергей Сидорский. В повестку дня были включены вопросы импорта-экспорта энергоресурсов, перехода на единую валюту, сотрудничества в обустройстве внешних границ, в таможенной сфере, в решении чернобыльских проблем, а также ход финансирования союзных программ. На предшествующей заседанию встрече с президентом РБ Александром Лукашенко премьер-министр России Михаил Фрадков заявил, что комплексное отношение к проблемам, «которые мы пытаемся и желаем решить в интересах народов двух стран, является залогом того, что мы обеспечим достижение поставленных целей».

В рамках визита правительственной делегации России состоялась процедура обмена грамотами, ратифицирующими Соглашение о совместном тыловом обеспечении региональной группировки войск Вооруженных сил России и Белоруссии. С российской стороны в процедуре принял участие заместитель министра иностранных дел России Сергей Разов. Соглашение после этого официально вступило в силу.

РАО «ЕЭС России» подписало с госконцерном «Белэнерго» контракт на поставку в Белоруссию в 2005 г. 5,5 млрд. кВт ч электроэнергии.

Контракт по поставкам российского природного газа в Белоруссию сторонам подписать не удалось. В ходе переговоров не был решен вопрос о поставках российской нефти в республику, стороны не смогли определить окончательные цены на импортируемые из России энергоносители. Никакого сближения позиций участникам межправительственных переговоров не удалось добиться в контексте Плана совместных действий правительств и центральных банков России и Белоруссии по введению единой валюты. Тем не менее, глава правительства России Михаил Фрадков назвал итоги визита «результативными».

21-22 декабря. В Минске прошло заседание белорусско-ливийской совместной комиссии по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. В ходе работы комиссии были рассмотрены межправительственное соглашение о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах, документы о создании совместной белорусско-ливийской энергетической компании. В итоге Республика Белоруссия и Великая Социалистическая Народная Ливийская Арабская Джамахирия  подписали учредительные документы по созданию совместной электроэнергетической компании. Кроме того, стороны попытались согласовать объемы крупного кредита, который президент РБ Александр Лукашенко ранее попросил у Триполи.

22 декабря. Белоруссия подписалась на Специальный стандарт распространения данных МВФ.

22 декабря. Представитель государственной компании «Белтехэкспорт» Вячеслав Шейда сообщил, что по результатам 2003 и 2004 гг. Белоруссия входит в двадцатку государств - экспортеров вооружения и военной техники на мировом рыке оружия. 

23 декабря. Делегация Парламентского Собрания Союза Белоруссии и России прибыла в Украину для участия в качестве международных   наблюдателей за проведением повторного голосования второго тура президентских выборов.

23 декабря. В Минске начался суд над бывшим министром внешнеэкономических связей, послом РБ, депутатом Верховного Совета Белоруссии, а ныне оппозиционным политиком Михаилом Мариничем. Маринич обвиняется по двум статьям Уголовного кодекса РБ: ст. 295 - незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также ст. 210 - хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере.

23 декабря. Президент России Владимир Путин заявил, что создание Единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Белоруссии и Казахстана будет способствовать гармонизации экономических отношений на европейском пространстве. Процесс создания ЕЭП, по словам Путина, ничего общего не имеет со стремлением России кого-то поглотить.

24 декабря. В Минске состоялось подписание Соглашения между правительствами Белоруссии и Молдавии о взаимных безвизовых поездках граждан. Соглашение предусматривает, что граждане обоих государств имеют право въезжать, выезжать и передвигаться по территории Белоруссии и Молдавии без виз при наличии документов, удостоверяющих их личность и гражданство.

24 декабря. По инициативе белорусской стороны в связи с Рождеством и новогодними праздниками начался временный пропуск приграничного населения через белорусско-литовскую границу.

24 декабря. Стали известны фрагменты доклада экспертов МВФ по проблеме потенциального валютного союза России и Белоруссии. Создание валютного союза между Россией и Беларусью, как считают авторы доклада, возможно лишь при условии централизации денежно-кредитной политики России и Белоруссии и при наличии сильного центрального банка, который бы эту политику проводил. Чтобы валютный союз заработал, необходимо одно из двух: либо Белоруссия полностью перейдет на использование российского рубля на условиях Центрального банка России, либо обе страны договорятся о более широкой экономической и политической интеграции - наряду с валютной унификацией. Любые промежуточные варианты, если исходить из выводов аналитиков МВФ, обречены на провал.

24 декабря. Пресс-секретарь министерства иностранных дел Белоруссии Андрей Савиных квалифицировал заявление госдепартамента США в отношении уголовного дела Михаила Маринича как попытку оказать давление на судебные органы республики.

25 декабря. Состоялся концерт «Россия-Беларусь: шаги навстречу» с участием белорусских и российских мастеров эстрады, который прошел в Москве в театре «Новая опера». В качестве организатора этой акции выступило посольство Республики Белоруссия в России.

27 декабря. В отчете Совета министров Союзного государства по результатам проверки исполнения бюджета СГ за 2003 год подчеркивается, что около 1,6 млн. российских руб. из союзного бюджета было потрачено не по назначению. В нем, в частности, отмечается, что в общей сумме расходов 40%, или 35 млн. руб. пришлось на оплату транспортных услуг, с нарушением законодательства РФ заключались и договоры на приобретение товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд. В представленных материалах говорится, что государственный секретарь Союзного государства и управляющий делами постоянного Комитета, отвечающего за исполнение бюджета, заключали договоры с превышением должностных полномочий без проведения конкурсных торгов и запросов котировочных цен на осуществление поставок.

27 декабря.  В Минске представители государственной авиации Белоруссии и России с участием военных авиационных специалистов министерств обороны двух стран обсудили меры по обеспечению безопасности полетов.

27 декабря. В Гродненском государственном университете завершились подготовительные работы по открытию военного факультета, которому предстоит выпускать специалистов по тыловому обеспечению войск и физическому развитию военнослужащих.

27 декабря. Совет республики Национального собрания РБ приступил к работе в новом составе. На первой сессии сенаторы ратифицировали договор между правительствами Белоруссии и Польши о сотрудничестве в борьбе с преступностью, а также меморандум о взаимопонимании между Белоруссией и НАТО в области материально-технического обеспечения.

1 января. По распоряжению министерства информации РБ все белорусские FM-станции с этой даты 75% своего эфира обязаны вместо российских и западных заполнять исключительно белорусскими мелодиями.

1 января. Белоруссия усилила меры по защите внутренних производителей. В частности, введены значительные ограничения на импорт сигарет. Квота на их ввоз на территорию республики уменьшилась более чем вдвое.




Проблемы трансформации политической системы Белоруссии в 2005 г.

Александр Фадеев

В 2005 году политические силы Белоруссии, как следует ожидать, будут всецело поглощены активной подготовкой к президентским выборам, которые рассматриваются и оппозиционными партиями, и властными структурами как важнейшее событие внутриполитической жизни республики. Всеобщие и прямые выборы главы белорусского государства должны состояться летом 2006 г., но президентская администрация и оппозиция уже с конца 2004 г. стали разрабатывать стратегию своей деятельности в рамках предстоящей президентской гонки. Для оппозиционного спектра политических сил Белоруссии остроту ситуации добавляли появившиеся в последнее время упорные слухи о стремлении окружения белорусского лидера Александра Лукашенко перенести сроки выборов президента республики на более ранний срок.

В отличие от предшествующей президентской кампании 2001 года оппозиционные партии решили заранее определиться с альтернативным действующему президенту  единым кандидатом. В 2001 г., напомним, оппозиция выставила такого кандидата в самый последний момент, и он изначально, в том числе и по своим личным качествам, был обречен на неудачу. Поэтому уже 19 декабря 2004 г. в Минске (в условиях жесткого противодействия властей) прошла предварительная сессия «виртуального оппозиционного парламента», на которой 150 бывших кандидатов в депутаты нижней палаты Национального собрания РБ, проигравших последние парламентские выборы, постарались начать выстраивание единой стратегии действий оппозиционных партий и общественных объединений. Эта стратегия, как можно понять, исходит из необходимости в ближайшее время не только показать нелегитимность референдума 17.10.2004, но и определить параметры, характеристику кандидата от лагеря оппозиции, которому предстоит стать соперником «безальтернативному» Лукашенко. Ставится также задача открыто назвать этого единого кандидата на президентский пост с тем, чтобы подготовить, «приучить» белорусский электорат к позитивному восприятию такой фигуры.

Естественно не дремлет и Александр Лукашенко со своей президентской администрацией, которой с целью добиться полного успеха на выборах-2006 дал нового руководителя – бывшего генпрокурора республики Виктора Шеймана. Правящему классу Белоруссии Лукашенко, учтя опыт балканских, «розовых», «каштановых» и иных революций, очертил вызовы режиму, которые исходят от «западных государств», и поставил несколько главных задач. Белорусский лидер, в частности, обратил внимание высших управленцев на изменение тактики Западного альянса, который, по его мнению, по отношению к Белоруссии уже не будет делать основную ставку на окончательно растерявшие авторитет, слабые оппозиционные партии республики, а начнет операцию по вербовке тайных противников президента из представителей властных структур. Озабочен Лукашенко и намерением определенных внешних сил оторвать, изолировать его от всего остального корпуса чиновников. Кроме того, Запад, по мнению Лукашенко, готов предпринять меры по подготовке радикальных оппозиционеров из молодежной среды, а также, начать массированную дискредитацию действующей власти республики.

В условиях, когда западные государства в контексте президентских выборов попытаются расшатать, ослабить и сделать безвольным государственный аппарат республики, главное, по мысли Александра Лукашенко, - нанести мощный упреждающий удар по деструктивным силам, заранее купировать современные западные политические технологии. Все это предполагает сохранение и усиление личной власти президента, дальнейшую централизацию управленческого аппарата и расширение масштабов  идеологической работы. Последняя объективно затруднена, поскольку формирование патриотического сознания, например, предполагает обращение к культурно-историческим корням, взгляд в прошлое народа, а оно - единое с Россией, общее с русским народом, неотделимое от российской истории, российской культуры. Значит надо предварительно перекраивать историю, а это довольно трудно делать при жизни поколений (двух, по крайней мере), становление которых прошло в общерусском культурно-историческом пространстве. 

Другой путь – активация националистических настроений. Внешне он выглядит как более предпочтительный, поскольку предполагает в рамках консолидации социума идеологическую приманку в виде построения в будущем процветающего отдельно от всего остального мира белорусского государства. Однако режим Лукашенко находится у власти уже более десятка лет, а расцвета экономики и достижения высокого материального уровня благосостояния граждан так и не достигнуто. Кроме того, здесь власть подстерегает и другая опасность, - националистическая нива давно и прочно оккупированная оппозиционными политиками, а белорусский язык, который должен выступать как краеугольный камень националистической политики, главный признак национальной идентичности, так и не стал фактором консолидации народа и внутреннего социально-культурного развития республики.

В Белоруссии пока нет явных и больших социальных групп, самосознание и самоопределение которых базировалось бы на национализме. У белорусских граждан есть, конечно, ощущение принадлежности к белорусской общности, но этого еще слишком мало для развития новой национальной государственности, так как значимые символы и операционная система общественного мышления остаются все еще во многом общероссийскими. Об этом, в частности, свидетельствует практическое отсутствие в республике «живого» и агрессивного языкового национализма, а также то, что новая генерация, социологизация которой произошла в уже независимой Белоруссии, говорит, а главное думает, на русском языке. Все же попытки создания на белорусской земле моноязычного государства, как известно, провалились. А вот программа интеграции белорусского государства-социума с российским в силу сохранения языковой и культурно-исторической общности свою актуальность окончательно не потеряла. Оппозиция (с помощью социологических опросов и препарирования их результатов) уверяет в обратном, и если президентская команда ей поверит, то впервые не будет апеллировать к пророссийским настроениям электората в рамках борьбы за продление президентства Александра Лукашенко.

Политика дальнейшего укрепления вертикали власти, усиление авторитаризма требуют какого-то объяснения. Причем, поскольку международных или доморощенных террористов и терроризма в республике нет, то американо-российский опыт ослабления демократических институтов под прикрытием антитеррористической войны в данном случае не подходит. Поэтому властные структуры Белоруссии стараются  акцентировать внимание общества на политических и финансово-экономических угрозах, проистекающих из-за рубежа, генерируемых, в том числе и российскими «олигархами». Делаются и попытки  в идейном плане доказать эффективность и полезность для социума сильной власти президента. Однако, поскольку с позиций объективной логики доказать правильность сползания республики к режиму личного диктата Лукашенко нельзя, то аппаратные идеологи вынуждены идти иррациональным путем, который в значительной степени отражает туманные представления белорусских высших чиновников о своей собственной миссии. В этих представлениях учение Кун-Фу-цзы (в поздней редакции династии Хань) причудливо переплелось с мистической страстью республиканских управленцев к политическому подавлению всех ради возвышения одного.

С другой стороны, желание возвеличить и сакрализовать власть нынешнего президента в идеологическом контексте неизбежно ведет к появлению мифологизированных выводов о ее народной декретности, исключительности, что объективно будет способствовать наращиванию в республике информационно-пропагандистской волны, инициирующей массовую политическую истерию. Не исключено, что на каком-то критическом этапе вершинной концентрации власти в одних руках, общественная истерия перейдет и в индивидуальную плоскость. Первые тревожные симптомы этого явления уже наблюдаются.

В силу того, что любая концентрация власти всегда тождественна и концентрации ответственности, то этот актор будет заметно влиять на общественное умонастроение в сторону его примитивизации, порождаемой отстраненностью от принятия важных, ответственных решений в системе государство-социум и полным доверием к гаранту стабильности в лице президента.

Поскольку единственным известным человечеству способом противостояния любой форме государственно-политической диктатуре является разделение властей и развитие на этой основе правовых институтов в интересах общества, то следует предположить, что нынешний белорусский режим постарается заморозить процесс выделения самостоятельных ветвей власти. Это достаточно легко сделать, поскольку процесс разделения властей, как известно, так и не смог за все годы независимости Белоруссии выйти из начальной стадии.

Кроме того, примат президентской власти, ее политическое доминирование возможны только за счет дальнейшего подавления индивидуальных свобод белорусских граждан. Главным методом такого подавления выступает нивелирование общественных настроений с помощью сосредоточения всех информационных потоков в руках правящего класса с одновременной ликвидацией возможности выражать инакомыслие, альтернативные идеи через партийные структуры. Поэтому перспективное развитие существующей в Белоруссии матрицы политических партий, тем более учреждение новых партий оппозиционного спектра, будет всячески и под любыми предлогами сдерживаться президентской администрацией, опасающейся сегодня не столько конкуренции в борьбе за власть с их стороны, сколько фактора наличия политической свободы в социальной сфере.

Вообще в президентском окружении никогда не ставилась цель утверждения на белорусской земле, ни в будущем, ни, тем более, сегодня, гомогенного общества-государства. Оно, наоборот, всегда стремилось сохранить и усилить перевес собственной власти, закрепить его в конституционном поле. Власть преследовала и продолжит в дальнейшем преследовать все оппозиционные партии и оппозиционных политиков, прикрываясь при этом рассуждениями о необходимости блюсти конституционные устои, сохранять государственный строй, социальный порядок и стабильность. Вместе с тем, белорусские политические реалии таковы, что много раз редактировавшаяся самой верхушкой госаппарата в собственных интересах конституция республики направлена не на то, чтобы граждане Белоруссии жили и трудились под сенью демократических законов, а на то, чтобы они это делали под властью и бдительным контролем президента. В этих условиях национальный суверенитет выступает как суверенитет президента и его ближайшего окружения, не терпящих вмешательства никаких иных сил и групп в процесс принятия ими решений, обязательных для исполнения всем белорусским обществом и каждым отдельным его членом.

Такое построение пирамиды республиканской власти приводит чиновничество к беспринципности, отсутствию внутри этой властной корпорации стремления к демократическому законотворчеству, порождает боязнь развития парламентаризма. Практикой властной элиты Белоруссии стала разработка законов в своем узком кругу и «под себя», что свидетельствует по большому счету не о силе государственной власти, а, скорее, о ее слабости и бесперспективности.

Авторитаризм не в состоянии реализовывать и воспроизводить себя без экономического диктата, основывающегося на государственной собственности. Огромная часть бюджетных доходов Белоруссии продолжает тратиться на поддержание многочисленной национальной бюрократии, само существование которой отягощает слабую республиканскую экономику. Попытки осуществления тотального контроля хозяйственной деятельности и сверхцентрализованного управления экономикой остаются малоэффективными и не в состоянии обеспечивать рост благосостояния населения. Тем не менее, правящий класс страны демонстрирует упорное нежелание расстаться с отжившими методами экономического управления из-за боязни потерять не только доступ к распределению доходов и благ, но и саму государственно-политическую власть.

До подведения итогов референдума сохранялась опасность отмены прямых и всеобщих президентских выборов и параллельного запуска механизма пролонгации полномочий Лукашенко через парламент или трудовые коллективы (профсоюзы), а, возможно, и решением всебелорусского собрания. Сегодня у президентской администрации нет сомнений в победе Александра Лукашенко в результате всеобщих выборов. Но для нее, с точки зрения высшей власти, необходимо подготовить почву: уничтожить в зародыше радикальную внепарламентскую оппозицию (заменив ее управляемой и умеренной), а также провести смену окружения президента, вычистив из него всех потенциальных соперников и ненадежных соратников действующего президента, способных предать белорусского лидера в случае определенного изменения политических обстоятельств. Поэтому «чистке» подлежат и президентская администрация, и специальные службы, и правительственные круги, и ряды региональных руководителей.

Кроме того, для контроля за корпусом республиканского чиновничества и отслеживанием деятельности структур государственной власти на всех управленческих уровнях Лукашенко решил создать специальную оперативно-следственную инспекцию с самыми широкими, чрезвычайными полномочиями. Для укрепления авторитета президента в белорусском обществе планируется широко использовать хорошо зарекомендовавшую себя ранее тактику борьбы с коррупцией, а также широкое освещение в СМИ шагов государственного аппарата по своевременному реагированию на жалобы и обращения «простого» населения.  С целью прикрытия истинных намерений главы государства, помимо борьбы с коррупционерами,  в республике в духе китайского опыта («Огонь по штабам!») инициирована кампания «дебюрократизации» и борьбы с «кабинетным» стилем государственного управления.

Президентская администрация все явственнее стремится распространить свое влияние на совокупную политическую жизнь Белоруссии. Этому благоприятствует то, что в республике наблюдается определенная деформация общественного сознания, вызванная, с одной стороны, отсутствием демократических традиций и общественных групп-носителей таких традиций, а с другой – целенаправленным идеологически воздействием верхушки государственного аппарата, поставившим перед собой задачу укоренения в социальной среде убежденности в необходимости сохранения сильной, личностной власти президента.

Верхушка республиканского руководства объявила своим политическим приоритетом сохранение стабильности государства, а президента – гарантом  национальной стабильности. Однако сохранение в центре современной Европы такого авторитарного режима, тяготеющего к диктатуре, способно нагнетать напряжение по периметру границ белорусского государства, а в перспективе провоцировать социальную нестабильность и даже, при определенных обстоятельствах, внутренний хаос.

Государственно-политической элите Белоруссии предстоит держать исторический экзамен. Нет сомнений, что она его выдержит, если привлечет для решения острых проблем, стоящих перед республикой, соседнюю Россию. Однако надо признать, что в нынешнем своем виде и качестве государственный аппарат Белоруссии не желает принять эту идею и согласиться с необходимостью реальной интеграции с великой державой на Востоке. Между тем, Россия единственная страна в мире, которая объективно заинтересована в сохранении белорусской идентичности, в развитии ее национальной культуры и государственности. Интеграция с Белоруссией для России (так же как и с Украиной) навсегда останется исторически обоснованной. Следует специально подчеркнуть, что и здесь роль, миссия России уникальна: она является единственным государством, которое имеет естественноисторическое право воссоединения с Белоруссией и Украиной, воссоединения русского народа с белорусской и украинской ветвями великорусской нации. Ни одна другая страна (включая Польшу) такого законного основания не имеет…




Ждут ли Белоруссию «оранжевые» потрясения?

Владислав Лосев (Минск)

«Оранжевая» революция на Украине не просто привлекла пристальное внимание со стороны белорусского общества к событиям в братской восточнославянской республике, но и невольно породила у власти, оппозиции и просто граждан вопросы относительно возможности подобной ситуации в Белоруссии. Естественно, что президент республики и лидеры оппозиции дали революционной перспективе взаимоисключающие вероятности. Александр Лукашенко заявил, что любые «оранжевые мятежи» исключены в Белоруссии в принципе, ну а его политические оппоненты высказали мнение, что «ненасильственный» переворот это всего лишь дело времени.

Справедливости ради стоит отметить, что Александр Лукашенко самым серьезным образом отнесся к событиям на Украине, прекрасно понимая, что следующей целью в «ненасильственном» вторжении Запада на земли исторической Руси станет Белоруссия.

Однако это не является каким-либо секретом, так как о подобной возможности  неоднократно заявляли ведущие западные политики, а под ее осуществление подведена соответствующая законодательная база в виде принятого осенью в США пресловутого «Акта о демократии в Белоруссии». Документ предполагает выделение десятков миллионов долларов на дальнейшее развитие и укрепление информационно-политической инфраструктуры государственного переворота.

Собственно говоря, разведка боем  уже была проведена, когда после прошедших в октябре выборов и референдума оппозиционный актив в течение нескольких дней проводил в центре Минска акции неповиновения. Тогда власти без особых трудностей справились с ситуацией. Но надо понимать, что это был всего лишь учебный мятеж местного масштаба с ограниченным числом участников (до тысячи человек), которые в тоже время  продемонстрировали свою дееспособность и хорошую организованность. Конечно, сама оппозиция как таковая опрокинуть нынешнего президента не в состоянии, но к тому, чтобы стать зародышем «оранжевого» массового революционного психоза она уже вполне готова.

В настоящее время в Литве и в Польше ведется работа по развертыванию двух телевизионных и двух радиостанций с ежедневным 4-х часовым вещанием на всю территорию Белоруссии, которые призваны будут порождать сомнения у белорусских граждан относительно законности и  дееспособности нынешней президентской власти.

Власть, конечно, реагирует на возникшие угрозы, но тех шагов, которые она предпринимает для  упрочения собственного положения в условиях экспорта «оранжевых революций» явно не достаточно. Александр Лукашенко, как и прежде, занимается укреплением вертикали власти и силовых структур, стараясь сделать их более надежными с точки зрения преданности президенту.

Перед новым главой своей администрации Виктором Шейманом  президент поставил задачу насытить вертикаль власти дееспособными людьми, которые смогут должным образом действовать в условиях внешней политической агрессии. Однако только административный и силовой ресурс не может в эпоху «ненасильственных» революций обеспечить власти устойчивое долголетие.

События на Украине в полной мере показали, что активная  поддержка со стороны организованных сторонников может сыграть решающую роль в исходе политического противоборства. Причем мобилизационные возможности сторонников важны в любых социально-экономических условиях (на Украине накануне политического кризиса имел место значительный экономический подъем), в кризисной же ситуации, т. е. на фоне массового общественного недовольства, все это приобретает особо значимый характер.

И здесь у Александра Лукашенко серьезные проблемы. Официально его поддерживает Республиканский координационный совет (РКС), объединяющий более сорока политических партий и общественных организаций. Согласно заявлениям лидеров РКС их партии и объединения выражают интересы более трех миллионов граждан Белоруссии. Однако к подобным высказываниям вряд ли можно относиться серьезно, так как за все время своего существования (а это несколько лет) РКС не провел ни одной заметной политической акции. Вся его деятельность сводится исключительно к написанию воззваний в поддержку президента. Обладает ли РКС хоть какой-то мобилизационной способностью сказать трудно.

Наиболее крупными организациями из входящих в РКС являются Белорусский союз женщин (100 тыс. членов) и Федерация профсоюзов Белоруссии (более 4-х млн. членов). Однако эти организации занимаются в основном благотворительной и гуманитарной деятельностью и вряд ли  пригодны сами по себе для какой-либо серьезной политической борьбы.

Всего чуть более трех лет назад в 2001 году во время президентских выборов тогдашний лидер ФПБ Владимир Гончарик грозил потрясти устои государственной власти своим тогда трех миллионным профсоюзным объединением. В итоге, как известно,  получился «пшик».  И вот теперь некоторые высокопоставленные представители власти вслед за бывшим профлидером-неудачником уповают на поддержку миллионных профсоюзных масс. С учетом провального опыта Владимира Гончарика подобные расчеты выглядят, по крайней мере, странно.

В среде оппозиции также происходят определенные изменения и перегруппировки направленные, в первую очередь, на образование таких политизированных структур, которые в глазах Запада могли бы выглядеть более или менее легитимно. В этом смысле заслуживает внимания попытка формирования некоего «теневого парламента», в который, по мнению его организаторов, должны войти бывшие оппозиционные кандидаты в депутаты Палаты представителей Национального собрания РБ, собравшие наибольшее количество голосов избирателей.

Первое заседание данного оппозиционного органа состоялось на ступеньках Минского международного образовательного центра (по требованию Мнгорисполкома  теневых «парламентариев» в здание не допустили), последующие, по словам лидера Объединенной гражданской партии Анатолия Лебедько, будут проходить попеременно в Литве и Польше.

Оппозиционные лидеры уже назначили дату «революции» – 25 марта, в годовщину провозглашения в 1918 году в оккупированном немецкими войсками Минске марионеточной так называемой Белорусской народной республики.

Избрание даты для «ненасильственного» путча определенно свидетельствует не только об антилукашенковской, но и об антироссийской направленности готовящихся выступлений. Уже сейчас из числа оппозиционеров прошедших специальное обучение и практику в ходе «оранжевой революции» на Украине комплектуется командный состав (сотники, десятники и т.д.) «революционных» формирований, которые за счет западных и некоторых российских спонсоров оснащаются сотовыми телефонами, оргтехникой и специальным снаряжением. Стоит обратить внимание, что практически вся «революционная», в том числе и антироссийского характера, литература печатается большими тиражами в Смоленске, Петербурге и даже Омске.

Конечно, всерьез думать о том, что оппозицию весной ждет успех, не приходится, хотя бы из-за изначально присущей ее нынешним лидерам острой неприязни ко всему русскому и славянскому. Понимают это и некоторые, наиболее здравомыслящие оппозиционные деятели из  «второго эшелона», которые выступают, по крайней мере, за смягчение антироссийской риторики. Более того, некоторое время назад ряд оппозиционных аналитиков выступили с инициативой создания «либеральной партии», которая  стояла бы на принципах белорусско-русского двуязычия и союзнических отношений с Россией.

Естественно, подобные предложения вызвали резкое неприятие со стороны теперешних первых лиц оппозиции, вся политическая карьера которых  построена на борьбе с «российским империализмом». Но среди оппозиционной элиты имеется немало и таких, кто начинает осознавать всю бессмысленность дальнейшей борьбы с русским языком  и с присутствием в Белоруссии, по крайней мере, российского капитала.

Помимо этого, в среде оппозиционных политиков обострилась конкуренция за возможность участия в распределении финансовых потоков идущих из США и Европейского союза.

Этими причинами, по всей видимости, и вызван раскол, произошедший в Белорусской социал-демократической партии «Народная громада», вызванный противоречиями между председателем партии и ортодоксальным оппозиционером Николаем Статкевичем и его заместителем, придерживающимся более рациональных взглядов, Владимиром Нистюком.

Собственно говоря, и белорусская власть и оппозиция находятся в глухом идеологическом тупике. Александр Лукашенко вопреки реалиям современного мира пытается внедрить в отдельно взятой стране советскую государственную модель середины XX столетия. Оппозиция же в своих воззрениях недалеко ушла от взглядов коллаборационистов и германских марионеток времен кайзеровской и гитлеровской оккупации.

Поэтому вполне очевидно, что в будущем успех получит та из соперничающих политических сил, которая раньше откажется от присущих ей идеологических шор. Конечно, Александру Лукашенко (хотя бы теоретически) в этом смысле значительно проще. Главе белорусского государства  необходимо всего лишь начать выполнять перед  Россией свои интеграционные обязательства. Его же оппонентам придется создавать новую политическую силу, предварительно размежевавшись со старой антироссийской оппозицией. 




Не договорились

Белорусская деловая газета, 24 декабря 2004

Николай Ломовой

21 декабря в Минске прошло последнее в этом году заседание Совета министров Союзного государства. Государственными СМИ это мероприятие анонсировалось как расставляющее точки над «i» — на повестке дня среди прочих стояли и такие ключевые вопросы интеграции, как введение единой валюты, утверждение топливно-энергетического баланса, планов работы Высшего государственного совета, и другие. По окончании заседания стало ясно: все проблемные вопросы строительства братского союза так и остались проблемными.

К нынешнему заседанию союзного Совмина лучше всего подходит определение «бессмысленный и беспощадный». Последнее относится к белорусским и российским журналистам, которые почти семь часов ютились в холодном холле правительственной резиденции в Войсковом переулке, 6 без возможности выпить хотя бы кружку горячего чая, но с надеждой на обилие новостей. Надежды оказались напрасными.

Начало заседания, назначенное на 11 часов, было оттянуто встречей премьер-министра России Михаила Фрадкова с президентом Беларуси Александром Лукашенко, после чего глава российского правительства посетил белорусский Совет Министров и побеседовал с премьер-министром Сергеем Сидорским.

Только к двум часам дня правительственная резиденция несколько оживилась. Первым перед журналистами появился вездесущий государственный секретарь Союза Беларуси и России Павел Бородин. С ходу, не дожидаясь просьб и вопросов, он рассказал новый, по его мнению, анекдот о выборах в Украине, после чего стремительно удалился в зал заседаний.

Протокольно открывая встречу, М.Фрадков отметил, что союзное правительство призвано обеспечить выход белорусско-российской интеграции «на качественно новый уровень» и создать необходимую правовую базу, которая «должна принести результат». Из 17 вопросов повестки дня М.Фрадков особо выделил обсуждение хода реализации плана совместных действий правительств с Центробанком России и Нацбанком Беларуси по введению единой валюты Союзного государства на период с 2001 по 2005 годы, его корректировки в соответствии с современными реалиями, а также обсуждение проекта союзного бюджета на будущий год. «И в России, и в Беларуси верят в весомый потенциал Союзного государства. Нам нужно выработать согласованные подходы к ключевым проблемам и придать новый импульс интеграции», — подчеркнул М.Фрадков.

С.Сидорский в свою очередь порадовал собравшихся сообщением о том, что перед началом заседания премьеры успели обсудить топливно-энергетический баланс Союзного государства на 2005 год и «в целом» согласовать объемы поставок нефти и газа в Беларусь. Однако конкретизировать объемы поставок и цены белорусский премьер не стал. Надежду на уточнение цифр вселяли мелькнувшие в толпе чиновников председатель ОАО «Газпром» Алексей Миллер и его заместитель Александр Рязанов. Само заседание, несмотря на объемную повестку, продлилось около полутора часов. Видимо, решения по главным вопросам были приняты еще до его начала.

Затем снова появившиеся перед журналистами М.Фрадков и С.Сидорский стали выдавать еще более общие и дежурные фразы, чем в начале предвещавшего большие сдвиги события. Сидорский сказал, что все намеченные на 2004 год планы выполнены, а «что касается 2005 года, то мы приняли сегодня ряд дополнительных программ, в частности, по развитию молочно-товарного производства». Учитывая, что, по последним данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия, на реализации масла в России Беларусь теряет до 100 млрд рублей из-за его высокой себестоимости, становится понятно, почему именно эту программу из всего блока назвал белорусский премьер. Он также сообщил, что Беларусь и Россия «практически согласовали проект бюджета Союзного государства на 2005 год», по традиции, не уточнив цифры.

В это время представители ОАО «Газпром» попытались покинуть резиденцию, но часть журналистов преградила им путь в надежде все же узнать, что стоит за туманным согласованием топливно-энергетического баланса. А.Миллер лишь устало улыбнулся, и общение с прессой взял на себя его заместитель. По словам А.Рязанова, стороны договорились о поставке в Беларусь в 2005 году 19,1 млрд кубических метров природного газа, а также 1,4 млрд кубометров дополнительно «в случае технической возможности». Подписание же самого контракта ожидается 24 или 27 декабря, сказал он. Напомним, что правительство Беларуси просило поставить в 2005 году 21,5 млрд кубометров газа.

С желанием узнать, откуда же Беларусь возьмет недостающий миллиард и почем, журналисты, было, бросились к министру энергетики Беларуси Александру Агееву, однако тот нервно шарахнулся от приближающихся представителей СМИ и поспешил побыстрее раствориться в массе участников заседания, направляющихся к машинам. Кстати, за несколько дней до того один высокопоставленный белорусский чиновник на вопрос журналиста, что будет, если россияне не пойдут на условия Беларуси по цене и объему газа, пошутил: «Если вас насилуют, то остается получать удовольствие». В каждой шутке, как говорится…

Михаил Фрадков показал образец того, как можно отвечать на конкретные вопросы долго, убедительно и совершенно бессодержательно. Но из его ответов все же удалось понять, что Россия настаивает на сохранении цены за тысячу кубометров на уровне 2004 года — 46,68 доллара США. Беларусь же рассчитывала вычесть из цены 18 процентов НДС. Фрадков дал понять, что российская позиция окончательна и в новый год Беларусь войдет с контрактом, подписанным именно на этих условиях.

Российский премьер также пообещал, что к середине февраля 2005 года Россия и Беларусь согласуют свои позиции по срокам введения единой валюты на пространстве Союзного государства. «Вопрос находится на постоянном контроле. С учетом внесения уточнений и для более предметного изучения вопроса создана рабочая группа», — сказал М.Фрадков. По его словам, ранее обозначенные сроки введения единой валюты (1 января 2006 года. — Н.Л.) корректироваться не будут.

Комментируя для «БДГ» озвученные решения, известный экономист Валерий Дашкевич отметил, что с общеэкономической точки зрения никаких особых последствий для Беларуси при цене 46,68 доллара США за тысячу кубометров не будет. «Понятно, что мы хотели получить лишние средства в бюджет. Но эта идея изначально ошибочна. Дело в том, что газ, нефть и некоторые виды металлов имеют биржевую мировую цену, поэтому рассчитывать на то, что Россия пойдет на какие-то особые цены для Беларуси, наивно», — считает В.Дашкевич. Он отметил, что в этом году для Смоленской области будет установлена цена 48,8 доллара США за тысячу кубов, «так что контракт по 48,68 доллара можно считать удачей».

«Идея общего рубля появилась в 1996 году, с тех пор проделана огромная и бесполезная работа, потому что речь идет о введении чужой валюты на территории другого государства, что не имеет ничего общего с Евросоюзом, например. Вводить российский рубль у нас — это значит потерять суверенитет во всех областях. В состав Российской Федерации мы, кажется, пока не собираемся, следовательно, все разговоры о единой валюте — это не более чем политические заявления», — сказал В.Дашкевич.

В общем, долгожданное заседание союзного Совмина, на которое многие возлагали надежды по интенсификации союзного строительства, не принесло никакой ясности ни в экономике, ни в политике. Ясно было только одно: отношения Беларуси и России после «газовой войны» остаются напряженными. Никто так и не смог сказать, когда же состоится Высший государственный совет Союзного государства, где бы встретились Путин и Лукашенко. Об этом по окончании встречи уже даже никто и не вспомнил.




Белоруссия хочет компенсации за введение единой валюты

Российская газета, 22 декабря 2004

Елена Лашкина

 Вряд ли встречу президента Белоруссии Александра Лукашенко и премьер-министра Михаила Фрадкова, прилетевшего вчера лишь на один день в Минск, можно назвать простой и протокольной. У союзников за прошедший период накопилось немало вопросов друг к другу. Первый и, пожалуй, самый главный из них - растянувшееся в сроках введение единого рубля. Несмотря на все старания финансовых ведомств и правительств обеих стран, выдержать сроки, указанные в совместном плане действий и ввести единую денежную единицу с 1 января 2005 года так и не удалось. Теперь России и Белоруссии предстоит подкорректировать план и наметить новый рубеж - 2006 год. Но взять его будет тоже непросто. Если до марта 2005 года соглашение не будет подписано, то введение единого рубля придется снова отложить. Причем не исключено, что навсегда, поскольку невыполнение плана в новый срок даст очевидный ответ на вопрос о том, насколько белорусы хотят интеграции. Чиновники сейчас предпочитают не называть реальные причины срыва намеченных планов. Правда, в последнее время официальный Минск вновь заговорил о том, что неплохо было бы предусмотреть финансирование за счет России разницы в бюджетных доходах Белоруссии. То есть, как считает источник в российском правительстве, "Белоруссия хотела бы привлечь из России кредит на компенсацию убытков в размере чуть более 2 миллиардов долларов". Очевидно, что подписание таких документов для Москвы неприемлемо.

Но и это не единственная проблема. Россия и Белоруссия никак не могут утвердить бюджет Союзного государства. Его утверждение затягивается из-за того, что Минск внес свои предложения по вопросу погашения своей задолженности перед союзным бюджетом за 2000-2003 гг. в последний момент. Эта задолженность составляет 259 миллионов рублей. Поскольку же белорусской стороной не были представлены предложения по направлениям использования этих средств, бюджет Союзного государства на 2005 г. утвердить просто невозможно, считают эксперты. Поэтому во время визита Фрадкова будут утверждены лишь основные параметры главного финансового документа Союзного государства. Предполагается, что взнос России в бюджет Союзного государства на 2005 год составит 1,6 миллиарда рублей, взнос Белоруссии - 862 миллиона рублей.

Впрочем, несмотря на ряд существующих нерешенных проблем, президент Белоруссии Александр Лукашенко, как всегда, доволен тем, "как складывается этот год, особенно по линии правительств". Он считает возможным решение проблем, стоящих перед союзным государством Белоруссии и России. "Те проблемы, которые необходимо решить союзному правительству, безусловно, будут решены", - уверенно заявил глава белорусского государства.

С не меньшим оптимизмом Лукашенко, судя по всему, смотрит и на трудности, возникшие в газовом вопросе. У двух стран до сих пор нет контракта на поставки и транзит газа. Москва готова предложить Белоруссии подписать контракт на поставку 20,5 млрд. куб. метров газа по цене 46,68 доллара за тысячу куб. метров. "В составе российской делегации будет глава "Газпрома" Алексей Миллер, который везет в Минск готовый к подписанию контракт", - сказал правительственный источник. В соответствии с документом объем поставок российского газа в Белоруссию составит 18,5 млрд. куб. метров от "Газпрома", 0,6 млрд. куб. метров - от независимых поставщиков с возможностью дополнительных поставок в объеме до 1,4 млрд. куб. метров. Но белорусов такая постановка вопроса тоже не устраивает. Минск предлагает России увеличить объемы поставок с 20,5 млрд. кубов до 21,5 млрд. куб. метров, но по цене 39,56 доллара за тысячу кубометров.

- Ситуация может зайти в тупик, если до конца года мы не заключим договор по газу, тогда можем столкнуться, как ранее в случае с Украиной, с проблемой несанкционированного отбора газа, - считают в российском правительстве.

При этом если с Украиной в итоге удалось заключить договор, ликвидирующий проблему воровства газа, то с Белоруссией такого договора никто не заключал.

На заседании Совета министров Союзного государства России и Белоруссии в Минске также обсуждался вопрос поставок нефти. Российская сторона предлагает поставить в 2005 году 18 млн. тонн, Минск же желает увеличить эти объемы.




Интегрироваться с Россией белорусам расхотелось?

НИСЭПИ,16 декабря 2004

В ноябре 2004 г. НИСЭПИ провел очередной национальный опрос общественного мнения (методом face-to-face interview опрошено 1.521 человек в возрасте 18 лет и старше, предельная ошибка репрезентативности не превышала 0.03). Предлагаем вам некоторые наиболее интересные результаты. НИСЭПИ не несет ответственности за интерпретацию своих материалов. При использовании данных ссылка на НИСЭПИ обязательна.
Как показывают данные табл. 1, сторонников объединения Беларуси с Россией в единое государство в нашей стране остается все меньше и меньше. Сегодня их только 11.6%, тогда как два года назад было почти вдвое больше. Заметно стало меньше и приверженцев идеи более тесных отношений наших стран в рамках особого союза, за что продолжают активно агитировать официальные СМИ. Их стало менее половины опрошенных (47.8%). Зато быстрыми темпами (почти в 1.6 раза!) увеличилось число тех, кто предпочел бы вариант обычных (таких как в СНГ) отношений наших стран.

Таблица 1. Динамика распределения ответов на вопрос "Какой вариант интеграции Беларуси и России Вы бы лично предпочли?", %

Вариант ответа

12'02

03'03

06'04

11'04

Беларусь и Россия должны образовать союз независимых государств, связанных тесными политическими и экономическими отношениями

51.7

48.0

49.7

47.8

Отношения Беларуси и России должны быть такими же, как и с другими странами СНГ

19.7

19.3

25.5

32.1

Беларусь и Россия должны стать одним государством, с единым президентом, правительством, армией, флагом, валютой и т.п.

21.2

25.6

15.5

11.6

Эта динамика наводит на мысль о том, что идея интеграции наших стран, поддерживаемая большинством населения, стала реализовываться в таких формах и такими способами, что постепенно в обществе стало преобладать совершенно иное отношение к ней. Как оказалось, для А. Лукашенко белорусско-российская интеграция была скорее пропагандистским трюком, способом получить политические дивиденды и ощутимую финансовую помощь от нашего восточного соседа. Затем, когда за видимостью заботы о "простом человеке" и "исторических судьбах славянских народов" стал отчетливо проступать личный интерес обосноваться в Кремле, поддержка идеи в обществе стала заметно слабеть. И, наконец, когда стало понятно, что Кремль для А. Лукашенко в обозримом будущем не достижим, вслед за инициатором к интеграционной идее стал охладевать и его электорат.

Особенно отчетливо интеграционные настроения стали улетучиваться после известного высказывания В. Путина о необходимости отделения "мух от котлет". Одновременно избиратели обнаружили, что и в самой России не все так хорошо, чтобы ради этого отказаться от своей пока еще слабой и непонятной независимости. Например, всего полтора года назад трое из пяти белорусов считали, что в России больше демократии, чем в Беларуси (табл. 2). Сегодня так думает только каждый третий (30.8%), хотя и свою демократию уважают совсем немногие (только 21.6%).

Таблица 2. Динамика ответов на вопрос "На Ваш взгляд, Беларусь или Россия добились большего прогресса в строительстве демократического государства и гражданского общества?", %

Вариант ответа

03'03

09'03

03'04

11'04

Россия

56.3

50.6

45.2

30.8

Беларусь

17.8

17.2

21.3

21.6

Обе страны в равной степени

25.9

20.0

21.8

32.4

За тот же период резко ослабла поддержка населением проекта введения в нашей стране в качестве платежного средства российского рубля. Если полтора года назад за это выступали 44.2% избирателей, то сегодня – только 31.6% (табл. 3). Пришло понимание, что российский рубль – это все же денежная единица другой страны, а вовсе не коллективная валюта типа евро, и вслед за его введением необходимо будет отдать соседям право распоряжаться финансами Беларуси, т. е. часть своего суверенитета.

Собственно, а зачем вводить в стране чужую валюту, если, по мнению большинства (56.6%), объединения наших стран в единое государство в ближайшей перспективе не просматривается (табл. 4). Если еще полгода назад на это надеялся каждый третий (33.9%), то сегодня – лишь каждый пятый (21%). Тем более, что, по мнению экспертов, российский рубль – крепок только пока хороша нефтегазовая конъюнктура. И вряд ли кто забыл о российском "дефолте" в 1998 г., лишившем немало белорусов рублевых вкладов в российских банках.

Таблица 3. Динамика распределения ответов на вопрос "По Вашему мнению, следует ли вводить в Беларуси российские рубли?", %

Вариант ответа

09'03

03'04

06'04

11'04

Да

44.2

33.3

35.6

31.6

Нет

34.4

48.2

48.0

52.4

Таблица 4. Динамика ответов на вопрос "В ближайшие годы Беларусь и Россия объединятся в единое государство или не объединятся?", %

Вариант ответа

06'04

11'04

Не объединятся

45.7

56.6

Объединятся

33.9

21.0

Весьма интересно, что ослабление интеграционных настроений привело к резкому уменьшению числа белорусов, которые хотели бы видеть В. Путина на посту президента гипотетического союзного государства Беларуси и России. Если раньше его поддержка заметно превышала рейтинг А. Лукашенко (иногда в 2-3 раза!), то сегодня белорусский президент впервые после 1999 г. обошел своего конкурента на 5.5% (29.8% против 24.3%).

Таблица 5. Динамика распределения ответов на вопрос "Если будет проводиться референдум о принятии Конституции союзного государства Беларуси и России, как Вы будете голосовать?", %

Вариант ответа

10'01

12'02

06'04

11'04

Буду голосовать "За"

43.8

46.1

42.9

40.9

Буду голосовать "Против"

20.2

20.4

25.0

30.5

Не буду участвовать в голосовании

17.8

13.7

16.5

9.5

На этом фоне уже не удивляет довольно прохладное отношение белорусов к так называемому "Союзному государству Беларуси и России". В частности, данные табл. 5 показывают, что на возможном референдуме за Конституцию этого непонятного образования готовы проголосовать только около 41% избирателей. Более 30% сообщили, что проголосовали бы против. Если к ним прибавить тех, кто не собирается участвовать в таком референдуме (9.5%) – а это вполне справедливо, учитывая, что бойкот есть форма протеста – то противников этого государства (или его Конституции, что то же самое) окажется почти столько же, сколько и сторонников. Поэтому ясно, что принять эту Конституцию сегодня можно, только применив белорусскую методику подсчета референдумных голосов.




В ВТО — поодиночке

 Белорусский рынок, 20 - 27 декабря 2004 

Татьяна Калиновская

На восемнадцатом заседании Группы высокого уровня по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) в Минске, которое состоялось 15 декабря, было заявлено: каждый при вступлении в ВТО — сам за себя, страны согласовывают только принципы таможенной политики, а при вступлении в ВТО постараются учитывать интересы друг друга.

Вместе с тем на саммите ЕЭП в сентябре этого года Александр Лукашенко обратился с призывом к лидерам трех стран — Путину, Назарбаеву и Кучме — двигаться в ВТО вместе. Но “монстры” не послушались белорусского лидера.

В повестке дня заседания значилось рассмотрение информации российской стороны по результатам подготовки аналитической справки “об анализе уровня гипотетических потерь государств — участников ЕЭП после их вступления в индивидуальном порядке во Всемирную торговую организацию” и о механизме проведения компенсационных переговоров.

В Минске должен был состояться саммит глав государств “четверки”, но из-за событий в Украине стороны ограничились встречей Группы высокого уровня. На заседании ГВУ белорусскую делегацию возглавлял заместитель премьер-министр Андрей Кобяков, казахскую — заместитель премьер-министра Сауат Мынбаев, российскую — министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и украинскую — и. о. премьер-министра Николай Азаров.

Николай Азаров на несколько часов сократил срок своего пребывания в Минске из-за крайней занятости. Он заявил, что ситуация в Украине “абсолютно нормальная”, страна готовится к следующему туру президентских выборов, а через два-три месяца стабилизируется и экономическая ситуация. Азаров высказал надежду, что новое руководство Украины поймет необходимость членства в ЕЭП и ее президент прибудет на очередной саммит лидеров стран “четверки” в Астану.

Как заявил вице-премьер правительства Казахстана Сауат Мынбаев, с 1 января 2005 года Беларусь, Казахстан, Россия и Украина вступят в переговорный процесс по всему пакету документов, необходимых для формирования Единого экономического пространства государств “четверки”. Он напомнил, что всего в пакете более 90 документов. По его словам, все из них, кроме трех, вчерне подготовлены для переговорного процесса. В том числе готовы и 29 первоочередных документов, по которым переговорный процесс должен быть окончен к 1 июля 2005 года. Пакет документов, касающихся упрощенного порядка пересечения границы физическими лицами, будет подписан на ближайшем саммите глав государств “четверки”.

Виктор Христенко заявил, что с 1 января 2005 года налог на добавленную стоимость во взаимной торговле между государствами — участниками ЕЭП будет уплачиваться по принципу страны назначения товара и призвал всех участников торгово-экономических отношений между четырьмя странами при составлении контрактов на будущий год не забывать учитывать новый порядок взимания НДС, чтобы сохранить высокий уровень товарооборота, достигнутый государствами во взаимной торговле. “Полноценное формирование Единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины даст этим государствам, как минимум, полуторапроцентную прибавку к росту валового внутреннего продукта”, — заявил Христенко.

При этом Виктор Христенко согласился с тем, что при создании ЕЭП государства, возможно, в чем-то понесут определенные потери. Но эти потери будут несоизмеримо меньшими по сравнению с огромными приобретениями, которые получит каждая из стран в результате интеграции. С ним согласен и вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков — возможно, придется по каким-то позициям и уступить, но зато по другим белорусское таможенное пространство получит дополнительную защиту.




Повод для массового увольнения чиновников и директоров

сайт ОГП, 27 декабря 2004

Ярослав Романчук

Такого в Беларуси еще не было. Такого нет ни в одной стране мира. В недрах администрации президента подготовлен и согласован со всеми соответствующими органами проект закона Республики Беларусь «О внесении дополнений и в Уголовный кодекс Республики Беларусь и изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь». После формального прохождения через Национальное собрание в жизнь вступит новая правовая норма. За необеспечение прогнозных показателей, за ухудшение финансового положения государственных организаций будет грозить не только штраф или увольнение, но также тюрьма. Впервые в истории переходных экономик зэком можно стать за то, что ВВП вырос не на ту величину, не так изменились рентабельность или энергоемкость. В предновогодней суете есть о чем серьезно задуматься чиновникам, руководителям госпредприятий и бизнесменам, работающих на бюджетных деньгах.

Известно, что в Беларуси самые большие деньги делаются на государственных ресурсах. Частного капитала мало, да и тот сконцентрирован за пределами страны. До сих пор ни Минфин, ни Минэкономики, ни даже КГК не проводили анализ эффективности государственных расходов в целом и инвестиций в частности. Многие госпредприятия годами получают дотации и бюджетные ссуды, пользуются льготами и преференциями. При этом обещания их руководителей обеспечить высокие темпы роста, большую прибыль и создать новые рабочие места часто сильно отличались от реальной жизни.

Чиновники местного уровня также с готовностью брали на себя повышенные обязательства гарантировать рост всех хороших показателей и улучшение плохих. Такой оптимизм по заказу и по приказу является частью должностных обязанностей. Сомнения нижестоящих отвергались жестким ответом вышестоящих: «Не можешь исполнить – увольняйся». Готовых к такому самопожертвованию в нашей стране единицы, поэтому белорусская бюрократия шатко-валко руководила подавляющим большинством ресурсов и активов страны, списывая неудачи на протекционистский Запад, шовинистическую Россию или внутреннюю оппозицию.

Издержки такого поведения, похоже, резко возрастают. Помощник А. Лукашенко по экономическим вопросам С. Ткачев стал одним из инициаторов нововведений в уголовный кодекс. Проверяя сотни различных предприятий, он увидел вопиющие факты бесхозяйственности и мошенничества. Поскольку выговоры и взбучки на селекторных совещаниях не помогают, было внесено предложение ужесточить наказание вплоть до тюремного заключения. Редакцию статьи 4282 следует привести полностью:

«Систематические действия и (или) бездействия руководителей республиканских органов государственного управления (их заместителей), руководителей государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь (из заместителей), руководителей местных исполнительных и распорядительных органов (их заместителей), руководителей государственных юридических лиц или юридических лиц, в отношении которых государство, обладая контрольным пакетом акций (долей, вкладов, паев) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими юридическими лицами (заместителей этих руководителей), ведущие к ухудшению финансового положения названных юридических лиц и повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере или существенных вред государственным или общественным интересам, при отсутствии признаков более тяжелого преступления – наказываются штрафом или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до одного года, или лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения».

Такое решение ставит под угрозу уголовного преследования около 15 тысяч человек, высшего эшелона белорусской номенклатуры. В Беларуси, по сути дела, вводится самая настоящая широкая люстрация. Кроме права занимать должности в органах госуправления или на госпредприятиях белорусские власти ходят лишить человека права работать в определенной сфере, в том числе и в частном рынке. После вступления данного закона в силу уголовником в Беларуси может стать любой руководитель местной вертикали, директор госпредприятия, концерна и даже премьер-министр. При этом в целом ряде случаев они с трудом смогут объяснить, за что «мотают срок».

Если причина «ухудшению финансового положения» более - менее понятна, то оценка «существенного вреда государственным или общественным интересам» гораздо сложнее. Под такую формулировку можно при желании записать большую половину действий руководителей, которые на момент их совершения были самым оптимальными из всех существующих вариантов. Продало белорусское госпредприятие товар в Россию, но фирма оказалась недобросовестной или просто вовремя не заплатила - руководитель, готовься на нары. Уменьшило предприятие поставки на внутренний рынок, увеличило складские запасы, не увеличило выручку до запланированного уровня, снизило рентабельность, не сократило энергоемкость – все это может стать основанием для возбуждения уголовного дела. Предоставил Минфин отсрочку по платежам в бюджет (на 1.12.2004 – 255,5 млрд., рост с начала года на 13,1%) и допустил рост долгов перед бюджетом (на 1.12.2004 они составили 276,3 млрд. рублей и увеличились с начала года на 10,5%) – впору посадить Н. Корбута или его заместителей на скамью подсудимых. За 10 месяцев 2881 организация были убыточными. Их руководителей стройными рядами можно препроводить в следственные изоляторы для выяснений размера вредя государственным и общественным интересам. Поскольку в Беларуси безработицы быть не может, то любое увольнение рабочих при реструктуризации предприятий можно рассматривать, как диверсию против общества и государства.

Угроза уголовного преследования появляется перед банкирами. Не возвращенный вовремя кредит, равно как и не допривлеченный объем средств по депозитам, завышенная или наоборот заниженная процентная ставка по кредиту – все это может стать основанием для тюремного срока банкира. Не может чувствовать себя защищенным и председатель Нацбанка П. Прокопович. Отказ банков выдавать кредиты на жилищное строительство или на сельское хозяйство, снижение ставок по депозитам или слишком дорогой/дешевый рубль – и готовься к встрече с прокурором. Не составляет труда привлечь к ответственности и премьер-министра страны. Не выполнение хотя бы одного из 16 прогнозных показателей, предоставление льгот не эффективно работающим предприятиям, потеря внутреннего или внешнего рынка определенного товара, отсутствие прогресса в переговорах с Россией или ЕС – список оснований и поводов для возбуждения уголовного дела против премьер-министра может быть очень длинным.

Если логику власти в отношении наказания чиновников и менеджеров госпредприятий еще как-то можно понять, то решение расширить сферу уголовного преследования на индивидуальных предпринимателей вызывает недоумение. Статья 2551 будет называться «необеспечение индивидуальным предпринимателем достижения показателей, которые прогнозировались при оказании ему государственной поддержки». Если индивидуальных предприниматель получил госпомощь под обязательство добиться определенных показателей, но не справился с этим, то его можно будет наказать не только штрафом, но и посадить за решетку на срок до двух лет. Более того, его можно лишить права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Люстрация в отношении частного бизнеса – это правовое ноу-хау белорусской власти. В цивилизованном мире за экономические ошибки и прочеты предприниматель рассчитывается своим имуществом или репутацией. Сделки могут страховаться, а фирмы, которые не выполнили свои договорные обязательства, могут обанкротиться. Но такие проверенные временем инструменты белорусской власти игнорируются. Здесь же речь идет о неких показателях (наверно, рост валового производства и торговли), которые лишь косвенно связаны с деятельностью компаний на микроуровне. Даже на уровне небольшого индивидуального предпринимателя спрогнозировать развитие на год крайне затруднительно, не в последнюю очередь и из-за правового нигилизма самой власти.

Работать в Беларуси на государственных ресурсах, становится крайне опасным. Власти, грозя тюрьмой бизнесу, отвергают партнерские отношения с ним. А. Лукашенко получает дополнительные, мощные рычаги влияния на высший эшелон белорусской номенклатуры. В 2004 году для нее были подготовлены целый ряд пряников (повышение окладов и премий, расширение полномочий, больше льгот и дотаций и т.д.). 2005 год начинается с жестокого кнута. Палку легко перегнуть, когда и бизнес, и номенклатура захотят лучшей доли для себя и для заработанных ранее за счет государства денег. Тогда следующие выборы пойдут по другому сценарию.



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ