Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Южный Кавказ: Проблемы региональной безопасности: выступление министра обороны Армении Сержа Саркисяна

ИА REGNUM, 20 декабря 2004 г.

Говоря о региональной безопасности, необходимо учитывать основные факторы, формирующие эту безопасность, все те сложные, нелинейные процессы, которые непосредственно воздействуют на формирование среды региональной безопасности и на разработку безопасностной политики государствами региона. Безошибочность анализа всего этого сложного комплекса явлений исключительно важна в деле построения эффективной системы безопасности государства при условии обеспечения гибкости в разрабатываемой внешней политике, а также адекватного представления интересов страны в международных инстанциях.

В последнее время в качестве факторов, определяющих международные отношения, фигурируют явления, которые наряду со своей несущей всеобъемлющую угрозу сутью эффективно адаптируются к жизнедеятельности институтов международной безопасности, в том числе к стратегическим целям, преследуемым разными военно-политическими субъектами. Так, терроризм, считающийся главной угрозой международной безопасности, одновременно воздействует на трансформирование, в том числе реформирование, развитие международных систем безопасности, влияя, в первую очередь, на темпы интеграции усилий и ресурсов противодействия этому злу.

Южный Кавказ, в целом, и Армения, в частности, из года в год все более вовлекаются в международные интеграционные процессы. Стремление стать полноправным членом международного сообщества, как закрепленная на государственном уровне цель, предполагает более глубокое отражение международных процессов в жизнедеятельности государства, в том числе - усиление их влияния на сферу национальной безопасности.

В странах Южного Кавказа сфера безопасности и соответствующие процессы ее обеспечения, имея проритетное значение, весьма политизированы. Причиной этому: наличие в регионе многочисленных неурегулированных конфликтов, ориентация государств региона на участие в разных международных системах безопасности, соседство с Ближне-средневосточным регионом, насыщенным очагами терроризма и др. Для действующих международных систем безопасности указанные факторы создают дополнительные стимулы усиления рычагов воздействия на оборонные и безопасностные системы государств региона.

В последнее время влияние вышерассмотренных международных военно-политических процессов на Южном Кавказе существенно возросло, что обусловлено многочисленными факторами: антитеррористической борьбой, военными действиями в Ираке, расширением ЕС и НАТО, включая объявление Южного Кавказа и Центральной Азии приоритетной зоной НАТО, развитием интеграционных процессов в рамках СНГ/ОДКБ, вследствие чего интенсифицировалась деятельность преследующих в регионе свои интересы сверхдержав, других заинтересованных сторон и соответствующих систем безопасности.

Если активизация Армении в Евроатлантическом направлении обусловлена расширением НАТО и Евросоюза, включением стран Южного Кавказа в программу ЕС "Расширенная Европа: Новые соседи" и соответственно - декларированием приоритетности интеграции в европейские структуры во внешнеполитическом курсе, то синтез стратегического партнерства с Россией с развитием сотрудничества в рамках ОДКБ обусловлены реформами в данной организации, процессами создания реальных механизмов обеспечения коллективной безопасности.

Возможности сопряжения относительно синхронного пропорционального развития политики безопасности в этих двух направлениях обусловлены общими задачами, стоящими перед данными двумя системами безопасности, общими подходами к нейтрализации угроз безопасности, наличием общих интересов. Сегодня становится очевидным, что и ОДКБ, и НАТО для решения проблем безопасности в своих зонах влияния взяли на вооружение принципиально схожие подходы, а глобальный масштаб и актуальность международных угроз отодвинули на второй план имеющиеся противоречия, вынуждая стороны все более и более расширять рамки сотрудничества.

Исходя из вышеупомянутых соображений, следуя курсу комплементаризма, мы пытаемся, в рамках наших возможностей, обеспечить поле для конструктивного взаимодействия заинтересованных государств и безопасностных систем, руководствуясь общими интересами, способствуя смягчению существующих противоречий. Итак, Армения, активно участвуя в военно-политических интеграционных процессах в рамках ОДКБ, осуществляет стратегическое партнерство с Россией, и параллельно развивает сбалансированное конструктивное сотрудничество в рамках СЕАП и программы НАТО "Партнерство во имя мира".

Взаимоотношения Армения-НАТО

Сегодня, как наша общественность, так и политические круги не единодушны в вопросе отношений Армения-НАТО. Между тем наличествует одна простая истина: отношения Армения-НАТО формируются исходя из естественного развития региональных процессов и безопасностных потребностей - необходимости нейтрализации вызовов и угроз, вставших перед нашим государством. Сегодня вопрос членства в НАТО не значится во внешнеполитической повестке Армении, между тем наше государство, прагматично оценивая ситуацию безопасности в регионе, не выступает с несвоевременными заявлениями, а шаг за шагом развивает взаимоотношения с Североатлантическим Альянсом. В этом ключе, отношения Армения-НАТО играют свою важную роль в системе безопасности Армении. В конечном счете, наше государство следует курсу Европейского развития, а НАТО - лидирующий институт обеспечения Европейской безопасности.

Сотрудничество с НАТО постепенно принимает реальные очертания:

1. 13 февраля 2004 года миротворческий взвод МО Армении в составе греческого подразделения был командирован в Косово; 8-го сентября была произведена ротация личного состава взвода.

2. В рамках Процесса пересмотра и анализа (PARP - ППиА) Документ оценки и Цели партнерства Армении были разработаны и утверждены в Брюсселе в формате 19+1 в ходе совещаний по безопасности Армения-НАТО. В итоге, согласованы 23 цели партнерства.

3. В текущем году Армения выразила готовность к присоединению к Индивидуальному плану действий по партнерству (IPAP - ИПДП) В настоящее время "Документ представления" IPAP находится в стадии разработки.

Что касается реализации программы "Партнерство ради мира" (PfP - ПрМ), то следует отметить, что только в 2004 году представители Министерства обороны Армении приняли участие примерно в 40 мероприятиях ПрМ, в том числе 5 учениях, а в 2005 году предусмотрено принять участие в 50 мероприятиях (8 учениях).

Следуя принципам политики комплементаризма (взаимодополняемости), необходимо отметить, что отношения с НАТО будут развиваться до тех пор, пока между нашими международными обязательствами в рамках ОДКБ и НАТО не возникнут достойные внимания противоречия. В данном контексте считаю долгом указать на тот факт, что Устав ОДКБ не ограничивает возможности сотрудничества с другими государствами и международными организациями. В то же время, учитывая принципиальное сближение позиций ОДКБ-НАТО по целому ряду вопросов, наличие общих угроз и проблем, считаю, что возможности развития сотрудничества Армении с НАТО весьма обширны. То есть, можно сказать, что сотрудничество в рамках ОДКБ с НАТО взаимодополняют друг друга, что создает дополнительные гарантии безопасности как для Армении, так и для региона в целом.

Взаимоотношения Армения-Россия

Взаимоотношения Армении с Российской Федерацией носят стратегический характер и имеют краеугольное значение для безопасности Республики Армения.

Эти взаимоотношения продиктованы как вековой дружбой между двумя народами, так и их закрепленностью многочисленными международными договорами и соглашениями, которые регулируют наши двусторонние отношения и обеспечивают их стабильное развитие. Использование армяно-российского сотрудничества в интересах обеспечения безопасности как Армении, так и России вытекает из долгосрочных стратегических интересов обоих государств. При создавшихся военно-политических реалиях Армения руководствуется принципом создания надежных гарантий своей безопасности, и в этом смысле роль армяно-российского стратегического партнерства трудно переоценить.

Армяно-российские отношения вбирают в себя важнейшие сферы сотрудничества между двумя государствами и народами - политическую, военную, экономическую, энергетическую, научную, культурную и другие, в особенности, с учетом притока в последнее время российского капитала.

Армяно-российское военное и военно-техническое сотрудничество созвучно интересам Армении и является надежной гарантией региональной безопасности, воплощением чего является дислоцированная на территории Армении российская военная база.

Армяно-российское военное сотрудничество решает ряд задач безопасности:

- обеспечивает вооружение, военно-техническое оснащение и подготовку офицерских кадров ВС Армении,

- содействует обеспечению военной безопасности Армении и баланса сил в регионе,

Армяно-российское военное сотрудничество развивается в трех основных направлениях:

- Коалиционные группировки,

- Объединенная система ПВО,

- Сотрудничество в рамках ОДКБ.

Двусторонние взаимоотношения с Россией основываются на развитой договорно-правовой базе, только двусторонне военное сотрудничество между нашими странами регулируется около 60 правовыми документами. Ежегодно осуществляются 50-60 мероприятий, направленных на взаимодействие ВС двух стран, укрепление армяно-российской Объединенной группировки, лучшим экзаменом чему являются ежегодные успешные совместные учения.

Армяно-российские отношения не менее важны также в многостороннем формате. Например, Объединенная система ПВО СНГ в Армении посредством совместного армяно-российского дежурства решает одну из важнейших задач региональной безопасности. Армяно-российский военный союз в системе безопасности ОДКБ служит обеспечению военно-политического баланса в регионе Южного Кавказа.

Вместе с тем, стратегические отношения Армения-Россия, как мы отметили выше, не могут стать препятствием для развития процессов евроинтеграции Армении. Более того, в контексте сближения отношений Россия-Евросоюз для Армении создаются благоприятные условия по сопряжению этих двух приоритетных для государства направлениий, обеспечивая по возможности конструктивные перспективы как в совершенствовании системы нашей национальной безопасности, так и предпосылки для формирования архитектуры региональной безопасности на Южном Кавказе.

Взаимоотношения Армения-Евросоюз

Для Армении, стремящейся в Европу, отношения Армения-Евросоюз имеют ключевое значение. Полноценное вовлечение Армении в процессы евроинтеграции не является самоцелью, это обусловлено традиционными ценностными ориентациями армянского народа, имеющего глубокие генетические индо-европейские корни и исторически ориентированное на Европу мировоззрение. С данной точки зрения, политика Евроинтеграции в случае с Арменией характеризуется инициативой "Европейское соседство", в которую в этом году решением ЕС был вовлечен также весь Южный Кавказ.

Политика "Европейского соседства" для Армении важна не только с точки зрения интересов экономической и военной безопасности, но и в концептуальном плане, поскольку предполагает использование интеграционных процессов для достижения стабильного регионального развития и утверждения на Южном Кавказе атмосферы взаимного доверия.

Не стоит забывать, что орбита разрешения основных препятствий на пути обеспечения безопасности Армении находится в европейском измерении: урегулирование нагорно-карабахского конфликта - в рамках ОБСЕ, урегулирование армяно-турецких отношений, международный императив разблокирования границ, проблема признания Геноцида - как предусловие для стремящейся к членству в ЕС Турции и т.д.

Наряду со своим региональным характером, "Европейское соседство" имеет для Армении также большое экономическое значение. Не случайно Евросоюз является одним из крупнейших торговых партнеров Армении, на долю которого приходится примерно 40% структуры товарного экспорта. В то же время ЕС предпринимает серьезные шаги по укреплению своих позиций в регионе посредством целого ряда программ, которые призваны служить развитию регионального сотрудничества и продвижению программ по осуществлению реформ в соответсвии с европейскими стандартами.

Предпринимаются серьезные шаги также в направлении достижения должного уровня военного и военно-политического сотрудничества с европейскими странами. Посредством обмена визитами на высоком уровне установлены дружественные связи с Великобританией, Италией, Румынией, Болгарией, Германией, Литвой, Латвией и другими странами, и это сотрудничество в большей мере строится на плановой основе. В период 2004-2005 г.г. количество мероприятий в области военного сотрудничества Армении со странами Европы достигло порядка 50.

Особо выделяется военное сотрудничество с Грецией, которое имеет уже десятилетнюю историю. Приоритетом здесь является сотрудничество в области военного образования и миротворчества; залогом же развития успеха предстает блестящее взаимодействие армянских и греческих миротворцев в Косово. В целом, ежегодное количество мероприятий по военному сотрудничеству с Грецией достигает 25-30.

О том, что курс Армении на европейскую интеграцию не носит декларативный характер, свидетельствуют реформы, осуществляемые в последние годы в экономической, социальной и законодательной сферах, процесс либерализации экономики, а также показатели стабильного экономического роста.

Система региональной безопасности

По моему глубокому убеждению, реальные гарантии регионального стабильного развития могут быть созданы только при наличии общей системы безопасности, атмосферы стабильности и взаимного доверия. Это не легкая задача, если учитывать ситуацию на Южном Кавказе: неурегулированность конфликтов, многоэтничность, перешедшая в наследство нетолерантность в отношении друг к другу, экономические, социальные, религиозные, этнонациональные, психологические противоречия и т. д. Все это обусловливает наличие в странах региона взаимоисключающих взглядов на понимание сути безопасности. Кроме того, геополитические реалии на Южном Кавказе формируются в условиях сохранения военно-политического напряжения и столкновения геостратегических интересов ряда государств.

Для обеспечения безопасности в нашем регионе важны конструктивная политика и заинтересованность в обеспечении стабильности со стороны внешних сил: России, США Франции, ЕС, Ирана, Турции, однако решающим фактором остаются занимаемые позиции и политическое поведение самих государств Южного Кавказа.

Международное сообщество ищет пути создания реальных гарантий безопасности и обеспечения экономического прогресса: это сближение стран, выбравшим единые подходы развития, в том числе и в региональном формате. Опыт показывает, что ощутимые результаты в отдельном регионе могут быть достигнуты лишь разработкой единых региональных подходов. При этом, неприятие этих программ развития одной их стран региона приводит к серьезным препятствиям на пути их реализации.

Армения выступает за создание региональной системы безопасности. Подобный подход демонстрируют и международные структуры, которые воспринимают Южный Кавказ как единое экономическое, инфраструктурное и военно-политическое целое. Международное сообщество придерживается позиции, согласно которой формирование архитектуры региональной безопасности возможно только лишь путем регионального сотрудничества, поскольку сотрудничество является самым эффективным способом создания атмосферы взаимного доверия, что, в свою очередь, имеет первоочередное значение для разрешения региональных проблем.

В заключение, хочу подчеркнуть важное значение в деле формирования благоприятной атмосферы сотрудничества в регионе международных гарантий для создания равных условий экономического развития для всех трех стран региона - Азербайджана, Грузии и Армении, что будет способствовать укреплению региональной стабильности и безопасности. Возможность осуществления взаимовыгодного сотрудничества существует во многих сферах, конечно, при условии наличия политической воли национальных лидеров региона и храбрости в процессе ведения прямого диалога со своими народами. Поскольку пока еще все вышеуказанные условия не обеспечены, мы будем продолжать осуществление многовекторной политики развития системы безопасности нашей страны, возлагая при этом надежды на силу духа и гибкость ума нашего народа.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ