Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.

КАЗАХСТАН



VIP-зона: живи играючи!

15.12.2004. Время (Казахстан)

С.Мекебаев

Благодаря мудрой политике нашего государства, направленной на всемерное повышение благосостояния трудящихся, миллионы казахстанцев могут улучшить свои жилищные условия. А отдельные представители трудового народа скупают недвижимость на территории алматинского гольф-курорта “Жайлау”.

Как нам стало известно, в этих самых обычных квартирах, скромных пентхаусах и на заурядных виллах, где стоимость одного квадратного метра не превышает и 3 тысяч долларов, собираются поселиться и некоторые наши высокопоставленные чиновники.

Наш народ всегда чувствовал свою высокую моральную ответственность за то, в каких условиях живут его слуги. Поэтому мы задали несколько вопросов одному из менеджеров гольф-курорта “Жайлау”.

- Не слишком ли в стесненных условиях будут ютиться эти люди, бескорыстно служащие Отечеству?

- Минимальная площадь коттеджа - 685 квадратных метров. Планировка стандартная - ничего особенного. Цокольный этаж включает сауну с душевой, бассейн 3 на 10 метров, технические помещения, кладовые, прачечную, а также бильярдную или кинотеатр - по усмотрению хозяев. На первом уровне - встроенный гараж на 2 автомашины, гардероб, гостевой санузел, холл, кухня, столовая и гостиная, терраса, камин. Второй уровень: четыре спальни с ванными и гардеробами, холл, лоджия.

- Да, не разгуляешься. А будет ли у слуг народа прислуга?

- Предусмотрены горничные, которые будут убирать территорию и внутри помещений, но, конечно, жильцы могут привезти и своих слуг, к которым они привыкли за много лет.

- На территории так называемого элитного городка негде поиграть в футбол или заняться конным спортом, которым сейчас так увлечены наши достойные граждане. Да что там говорить, даже вертолетной площадки нет. Будущие жильцы не считают, что 2 миллиона долларов за виллу в черновой отделке - это дороговато для них, живущих на скромную зарплату?

- Ну, во-первых, при стопроцентной оплате предусмотрена скидка в 3 процента. А во-вторых, в эту цену включены участок (12-15 соток), пожизненное членство в нашем гольф-клубе и скидки на обслуживание в SPA и фитнес-зале. Кроме того, на нашей территории 18 гольф-полей по 18 лунок. Для любителей этой игры миллионов будет открыт свой клаб-хаус.

- А если народ попытается несанкционированно выразить им свою благодарность?

- Полная безопасность гарантирована: фейс-контроль на въезде, видеонаблюдение, домофоны, круглосуточный патруль по периметру территории. Для гостей предусмотрена временная регистрация.

Старожилы независимого Казахстана помнят те дикие времена, когда недемократическая власть была наглухо закрыта от собственного народа, а государственные чиновники то ли стыдились, то ли боялись признаться в том, как на официальное жалованье можно влачить безбедное существование.

К счастью, сейчас все по-другому. Демократическая власть полностью разоблачилась перед собственным народом, а государственные чиновники наконец избавились от ложной скромности и мнимых страхов.

Найдутся желающие возразить, что среди будущих новоселов не только чиновники, но и бизнесмены, которые тоже имеют право потратить заработанные деньги. Конечно, если иметь в виду, что власть и бизнес у нас являются неразделимыми понятиями. Иначе откуда бы за тринадцать лет независимости взяться такой могучей кучке состоятельных, но честных людей?

Тут один знающий человек предположил, что приватизация нынешней территории этого гольф-курорта c последующей застройкой и продажей элитного жилья принесла его владельцам никак не меньше 1 миллиарда долларов.

Хочется надеяться, не этих достойных людей имел в виду глава финансовой полиции Сарыбай Калмурзаев, ошибочно считающий, что одного вида некоторых особняков достаточно для того, чтобы предъявить обвинение их жильцам.




Конец «управляемой» демократии

24.12.2004. Республика (Казахстан)

Акежан Кажегельдин: «Наша элита слишком робко ведет себя по отношению к «Казахгейту»

В канун Нового года принято подводить итоги года уходящего и делать прогнозы на год будущий. В каком-то смысле это интервью с бывшим казахстанским премьер-министром Акежаном КАЖЕГЕЛЬДИНЫМ можно назвать итоговым: наш собеседник резюмирует и оценивает то, что было с ним и с Казахстаном почти десятилетие назад. В то же время он пытается сделать прогноз на будущее, призывая «братьев по оружию» не пускать на самотек развитие активно идущего сегодня в стране политического процесса. Понятно, что, будучи вдали от страны, оценивать происходящее внутри можно только на основе т.н. «вторичной» информации. Но не случайно же говорят, что со стороны виднее…

Итак, каким видится то, что происходит в Казахстане, из того далека, где живет сегодня оппозиционер номер один?

Акежан Магжанович, представители казахстанской власти любят повторять, что все видные оппозиционеры оказались в оппонентах Назарбаева только потому, что их выгнали из власти или им там ничего не светило... Вы ушли первый. Скажите честно, почему?

- Для начала пару замечаний по формулировке вопроса. Когда просят: “скажи честно”, то неявно подразумевается, что иначе собеседник говорит “нечестно”. С какой стати? А когда говорят, “все оппозиционеры оказались в оппонентах потому, что их выгнали” и так далее, хочется спросить: кем считается? Редакцией вашей газеты, ее издателями и читателями?.. Надеюсь, что нет. Может быть, честными и патриотически-настроенными гражданами Казахстана? Твердо знаю, что они думают совсем по-другому.

Подозревать в корысти государственных деятелей, перешедших из самых высоких кабинетов в оппозицию, оказавшихся в заключении и в эмиграции, могут только подлецы, которые сами мечтают дорваться до власти, чтобы никогда ее потом не отдать. Все, кто был руководителями правительства, парламента, губернаторами и министрами, знают цену власти. Мы знаем, что нужно сделать для страны, как преобразить к лучшему жизнь народа. И понимаем, почему это никак не удается при нынешней политической системе.

Передо мной в 1997 году стоял выбор: молча наблюдать, как под руководством Джеймса Гиффена складывается система расхищения доходов от добычи нефти, или выступить против. Я выбрал второе, поставил вопрос перед Назарбаевым: или я - или Гиффен. Он выбрал Гиффена. Потом Назарбаев сам жаловался мне, что сделал тогда ошибку.

Но неужели Вы не могли тихо заняться бизнесом, как Терещенко? Или просто “пересидеть”, как это сделал Тасмагамбетов? Глядишь, через пару лет были бы снова “на коне”?

- Быть “на коне” - это понятие относительное. “Тихо заниматься бизнесом” мне неинтересно. Тем более “пересиживать”. После отставки я выступал с критическими статьями, написал две книжки: “Право выбора” и “Оппозиция средневековью”, разработал проект изменения Конституции и Закона о выборах, боролся за право участвовать в президентских и парламентских выборах 1999 года, создал партию РНПК и Форум демократических сил, представлял демократическое движение Казахстана в самых уважаемых международных организациях... Пусть каждый читатель решает, стоит мне завидовать судьбе Терещенко или Тасмагамбетова.

Что же касается возможностей вновь стать премьер-министром, то они были. Однажды этот пост мне в письменном виде даже предлагал Джеймс Гиффен. Представляете, до чего дошло государство, если иностранный аферист распоряжается от имени президента должностью главы правительства Казахстана! Оригинал письма Гиффена с этим “непристойным предложением” будет фигурировать на процессе по делу “Казахгейт”.

Супер-крыша для инвесторов

Ваше имя наряду с Назарбаевым связывают с приватизацией. Скажите, почему так получилось, что все лучшее оказалось в руках родственников президента или его приближенных инвесторов?

- По вашей логике, если мое имя связывают с приватизацией так же, как имя президента, то многое из “самого лучшего” должно было оказаться в руках моих родственников или приближенных ко мне инвесторов. Ни одного моего родственника нет среди тех, кто хоть что-то приватизировал в Казахстане. Вряд ли удастся назвать и близких мне инвесторов. У меня нет в Казахстане даже квартиры, не то, чтобы компании или дома.

Если же говорить не обо мне, а о положении в экономике Казахстана, то получилось то, что получилось, по двум причинам. Во-первых, из-за отказа от открытой системы тендеров и инвестиционных конкурсов под контролем авторитетных международных юридических компаний. Именно против таких конкурсов настраивал Назарбаева его советник Джеймс Гиффен, в то время как наш кабинет министров добивался их проведения.

Вторая причина - отказ от развития фондового рынка и привлечения на этот рынок пенсионных фондов. Наше правительство видело в этом средство вырастить сильного национального инвестора, который сможет управлять медной, цинковой, алюминиевой промышленностью. Но фондовому рынку не прикажешь отчислять 10-20% на личные счета президента, а многочисленных акционеров не заставишь собирать деньги в его тайный предвыборный фонд.

Зато сомнительных полуиностранных инвесторов заставить легко. Они сами готовы “отстегивать” любой власти, понимая всю хлипкость и противозаконность своей собственности. Им нужно множество покровителей в лице областных акимов, министров и премьеров, самого президента и людей из его окружения.

Машкевич появился в Казахстане до того, как Вы стали премьер-министром, но Вы наверняка знаете его? Можете дать оценку роли, которую он играет при Назарбаеве?

- Безусловно, я знаю Александра Машкевича и его партнеров по “Евразийской группе”. В годы моей работы в правительстве они были менеджерами, за которыми стояли настоящие хозяева денег. В архивах Госкомприватизации должна храниться справка КНБ, в которой подробно описаны источники капитала. Потом внутри их компании произошел конфликт, казахстанский Верховный суд, в конце концов, занял сторону Машкевича, Шодиева и Ибрагимова.

Я внимательно слежу за публикациями в “Республике” по поводу “Евразийской группы”. Похоже, что Вы прекрасно представляете себе роль Александра Антоновича при Нурсултане Абишевиче. У немцев есть такое выражение “медхен фюр аллес”. Оно означает “девушка на все случаи”, прислуга по всему дому. Иметь такую прислугу удобно, особенно если она еще и оплачивает прихоти хозяина. То партию создаст, то поездку на отдых организует...

В 1997 году наше правительство добилось публикации балансов всех компаний с государственным участием. В одной из них, входящей в “Евразийскую группу”, было обнаружено расхождение в $200 млн. Возник кризис, владельцы обратились к президенту, он активно вмешался... Так стало понятно, кто является “тихим совладельцем” этого концерна.

Все последующие годы “Евразийской группе” без конкурсов, тайно продолжают передавать госсобственность под ее обещания новых инвестиций... Этот узел придется развязывать новому руководству страны, причем важно будет не только соблюсти законы страны, но и отстоять национальные интересы казахстанского бизнеса.

Недавно “евразийцы” обещали президенту через свои этнические контакты в США замять расследование “Казахгейта”. Попытались, но безуспешно. В отличие от Казахстана, на Западе правосудие независимо, и никто из серьезных людей не рискнет сам попасть под статью Уголовного кодекса за препятствование правосудию.

В то же время не следует преувеличивать влияние Машкевича или еще кого-то из олигархов на Назарбаева. Президент - вовсе не марионетка. Он сам использует “ручных” инвесторов по своему усмотрению, участвуя в их бизнесе, с одной стороны, как тайный партнер, а с другой, как супер-крыша. Власть Назарбаева над такими “инвесторами” основывается на сомнительности их собственности в Казахстане: конкурсы не проводились, контракты не опубликованы, балансы темные... Идеальные условия для рэкета и коррупции.

Судя по публикациям в прессе, интерес к лидерам “Евразийской группы” растет. Расследования идут в Бельгии, Швейцарии, Великобритании. Если читатели заинтересованы, “Республике” следует послать туда журналистов, чтобы встретиться с коллегами и обменяться информацией.

В обществе бытует мнение, что последние парламентские выборы выиграли не “Отан” с блоком “АИСТ”, а Тасмагамбетов с Машкевичем. Вы согласны с этим?

- Во всем мире преступлением считается не только кража, но и скупка краденого, пользование чужим имуществом. Голоса миллионов избирателей были украдены, ими теперь незаконно пользуются депутаты от “Отана”, АИСТа и “Асара”. Если Машкевич, Тасмагамбетов, Балиева и Назарбаев считают это победой, то по отношению к ним пословица “победителей не судят” не действует. Судят, да еще как. Посмотрите на их коллег в Сербии, Украине и Грузии.

Жармахан Туякбай не захотел пользоваться крадеными голосами и отказался от мандата. Он как юрист лучше других представляет судьбу этого парламента.

Однако значение прошедших выборов в Мажилис огромно. Говорю это без всякой иронии. Они подвели жирную черту под эпохой “управляемой демократии”. Дальше по этой дороге идти некуда. Разве что построить президентских гвардейцев, приказать им рассчитаться по порядку номеров и первых 77 назначить депутатами.

Привело же это к тому, что общество легитимность нынешнего парламента не признало. В случае кризиса, который разразится в ходе президентских выборов, решения парламента будут отменены прямым народным волеизъявлением. В первую очередь в том, что будет касаться изменений Конституции и попыток избирать президента парламентом. У любого правления КСК больше права принимать решения, чем у этого Мажилиса.

Не просто подручный...

Вы наверняка хорошо знаете Джеймса Гиффена, так как принимали участие в распродаже нефтяных месторождений. Вы верите, что он действительно агент ЦРУ? Или все-таки он просто посредник, а все, что вскрылось в ходе Казахгейта, делал сам Назарбаев?

- Формулировка вопроса представляется сомнительной. Вообразите, если бы Вас спросили: “Вы наверняка хорошо знаете обстоятельства поджога редакции “Республики”, так как сами ее и подожгли”... Но суть вопроса заслуживает серьезного разговора.

В 1995-97 гг. лицензии на добычу нефти выдавались исключительно через процедуру инвестиционных конкурсов, которые проходили под наблюдением международных юридических компаний. Контракты, которые фигурируют в деле “Казахгейт”, в первую очередь по Тенгизу, Кашагану, Карачаганаку, а также по Каспийскому трубопроводному консорциуму, заключались президентом либо до, либо после моей работы во главе кабинета министров. Во всех случаях Нурлан Балгимбаев знает о них столько же, сколько Назарбаев.

Гиффен был тогда уже знаком с Назарбаевым?

- Джеймс Гиффен подружился с Назарбаевым еще в советские времена. Отношения их, судя по тому, как президент защищает подсудимого, далеко не закончились. Хотя Назарбаев признавался мне недавно, что эта “дружба” и “бизнес” были грандиозной ошибкой.

Наше правительство сталкивалось с “деятельностью” Джеймса Гиффена в прямом смысле слова. Столкновения происходили одно за другим. В 1996-97 гг. при подготовке приватизационных решений по “Мангыстаумунайгаз”, “Южнефтегаз”, “Актобемунайгаз” и другим месторождениям мы отвергали предложения “Меркейтора”, опираясь на оценки международных экспертов. Сохранились протоколы заседания правительства, рекомендации Межведомственной комиссии по приватизации.

Опасность такого явления, как Гиффен, заключается не в его алчности. Это как раз типично для бизнесменов, которые отправляются искать счастья в страны “третьего мира”. Они сами ничего не производят и не инвестируют, специализируются на “услугах” для начинающих правителей. Думаю, что Гиффен растлил Назарбаева, обещая ему полную конфиденциальность, безнаказанность.

В какой-то момент Джеймс Гиффен почувствовал себя не просто подручным, но самой властью. Он коррумпировал многих чиновников в окружении Назарбаева, привлекал силовые ведомства для борьбы с международными советниками правительства. В 1997-98 гг. Налоговая полиция при личном участии Рахата Алиева и Следственный комитет проводили обыски и аресты в офисах западных юридических фирм в Алматы. В результате все они свернули свою деятельность. Гиффен остался один с огромными полномочиями. Он подозрительно легко находил поддержку в Администрации президента, Генпрокуратуре, ГСК.

Джеймс Гиффен был автором идеи создания “Казахойла” вместо Министерства нефти и газа и ликвидации Мингеологии. Он хотел вывести отрасль из подчинения правительства, и Назарбаев пошел “на поводу” у своего друга и советника.

Ну а Ваша личная позиция?

- “Председательствовать” при разбазаривании национальных ресурсов я не хотел, о чем и сказал Назарбаеву, подавая заявление об отставке. Самим актом отставки я надеялся образумить президента, дать ему импульс, чтобы одумался. Зная Гиффена лично, могу сказать, что он не сделал для страны ничего полезного, а вред нанес огромный. Все разговоры о том, что он привел инвесторов - ерунда. Во всем мире добывают нефть без Гиффена, и не хуже нашего. Желающих вкладывать деньги в Казахстане было немало.

В наших приемных сидели представители ведущих нефтедобывающих концернов. Своей алчностью Гиффен распугал многих. А тех, кто стал играть по его правилам, подвел под суд и тюрьму. Его партнер Брайан Уильямс, вице-президент корпорации “Мобил”, сел почти на пять лет в тюрьму. До других менеджеров, участвовавших в даче взяток, очередь дойдет после завершения суда в Нью-Йорке.

И все-таки - был Гиффен агентом ЦРУ?

- Это выяснится очень скоро. Тот факт, что он доставлял секретную информацию со стола Назарбаева американским властям, не отрицает и Министерство юстиции США. Получал ли Гиффен конкретные задания добиться определенной политической линии от Назарбаева, это очень интересно.

Кому “давал” Гиффен?

Говорят, что секретные счета правительства, на которые зачислялись суммы от продаж акций и активов казахстанских предприятий, существовали еще до того, как Казахстан продал 25% акций ТШО “Мобилу”. Говорят также, что на секретных постановлениях правительства стоят Ваши подписи. Это так?

- Мои сведения в этом расходятся с вашими. Пока я был премьер-министром, правительство секретных счетов для аккумуляции средств от продажи акций и активов казахстанских предприятий не открывало. Средства от сделки с “Мобилом” за долю государства в Тенгизском месторождении поступили на официальный счет Казначейства Республики Казахстан. Другое дело, что сумма, туда поступившая, оказалась существенно меньше той, что значилась в контракте. Но это выяснилось лишь в ходе следствия по “Казахгейту”.

Никаких “секретных постановлений” при мне правительство не выносило. Заметьте, что даже Имангали Тасмагамбетов не смог приплести кабинет Кажегельдина в своем рассказе о том, как героически Назарбаев прятал деньги на личных счетах в Банке “Креди Агриколь-Индосуэз”. Счета правительства открывались для сбора средств от коммерческой деятельности государственных структур. Расходование этих средств допускалось исключительно на государственные нужды, что тщательно фиксировалось в документах правительства. Это легко проверить, даже если архивы правительства были уничтожены при переезде в Астану. Правило бюрократии гласит, что копии не горят.

И счета эти никогда не находились в Банке “Креди Агриколь-Индосуэз”. Они были ликвидированы в соответствии с законом. Средства с них поступили в доходную часть бюджета.

Вы посвящены во многие тайны власти. Говорят, что $0,75, которые получает Гиффен с каждой тонны тенгизской нефти, на самом деле идут на тайные зарубежные счета. Так это или нет?

- Достоверных сведений у меня на этот счет нет. Сам контракт Казахстана с “Шевроном” я увидел только в 2003 году. Мне его показали журналисты в США. Наше правительство этот документ не видело. Могу дать копию контракта казахским журналистам и политикам, готовым разбираться. Похоже, что большую часть комиссионных по Тенгизу Гиффен кому-то отдавал. Иначе бы его активы были существенно больше. Пока в тех швейцарских банках, где арестованы основные счета участников “Казахгейта”, следов этих переводов не обнаружено. После приговора конфискация будет распространена на все имущество Гиффена. Тогда и посмотрим.

Будете ли Вы сами принимать участие в процессе по “Казахгейту” и в качестве кого - свидетеля, наблюдателя?

- Участвовать в процессе - мой гражданский долг, как оппозиционного политика и как высшего государственного чиновника. Не знаю, потребуются ли американскому суду мои показания. Но в любом случае буду добиваться того, чтобы средства, арестованные на счетах Гиффена, Назарбаева, Балгимбаева и членов их семей, были возвращены Казахстану.

В какой форме это произойдет - пока большой вопрос. Предлагаю лидерам оппозиционных партий разработать процедуру, по которой американское и швейцарское правосудие могут передать гигантские суммы на нужды народа, чтобы они не попали в руки той же самой власти. Об этом надо консультироваться с конгрессменами США, членами швейцарского парламента, юристами, международными организациями по борьбе с правительственной коррупцией.

Вообще наша элита слишком робко ведет себя по отношению к “Казахгейту”. Скандал тянется столько лет, а ничего не сделано для того, чтобы вернуть деньги в страну. Мне кажется, что срочно нужна Национальная общественная комиссия по этому вопросу. Ее председателем я предлагаю Заманбека Нуркадилова. Своим мужеством и прямотой он завоевал доверие народа, его никто не заподозрит в желании подыграть Назарбаеву, увести его от ответственности.

Преемника не будет

Постоянно ходят слухи, что Назарбаев отправляет к Вам посредников с предложением договориться. Среди этих людей называют Рахата Алиева, Даригу Назарбаеву, Булата Утемуратова, Нуртая Абыкаева и др. Были ли такие встречи?

- Слухи ходят. Один из них, в частности, распространяет “Республика”: о том, что я в Вене встречался с Рахатом Алиевым. Может, Вам об этом рассказал сам Алиев? Не верьте. Он приезжал ко мне в Лондон в качестве представителя президента, кажется, в 2001 году. Теперь же он никого не представляет. Поэтому говорить было бы просто не о чем. Ему с супругой пора подумать о своем будущем. Дарига Назарбаева, кстати, также приезжала в Лондон на встречу. Посредником тогда выступала группа британских парламентариев. Были и другие контакты, на гораздо более серьезном уровне.

И что Вам предлагали?

- Мне кажется, интересно не то, что мне предлагали “парламентеры”, а то, что им предлагал я. Условием любого соглашения с властями я неизменно ставлю отмену всех политически мотивированных приговоров, освобождение и реабилитацию осужденных политиков и журналистов, проведение реальных демократических преобразований. Встречаясь недавно с руководителями оппозиционных партий, я отвечал на их вопросы, касавшиеся всех моих переговоров.

Ваш прогноз развития событий на ближайшие годы? Когда и как уйдет Назарбаев? Кто будет его преемником?

- Преемника у Назарбаева не будет. Любой новый руководитель страны построит свою политику на критике предшественника, уголовном преследовании его самых ярых приспешников. Назарбаев прекрасно знает это и потому добровольно не уйдет. Случай Азербайджана особенный, там произошла передача власти практически с того света. Гейдару Алиевичу опасаться было уже нечего. На примере Януковича мы видим, как может повести себя потенциальный преемник по отношению к своему благодетелю. Любой, кто будет клясться в преданности Назарбаеву, столкнется с возмущением народа и постарается “перевести стрелки” на Назарбаева. Смена политической системы в Казахстане неизбежна. “Управляемая демократия” достигла нижней точки падения.

Произойдет ли революция на площади Республики или в астанинской резиденции Назарбаева, пока не ясно. В возможность нынешнего режима обеспечить плавность преобразований я не верю. К сожалению, будут массовые фальсификации и произвол, попытка остаться у власти еще на 10 лет, зажим прессы и нападения на оппозиционеров. В ответ оппозиция выведет на улицы 100 тысяч человек.

Режим не устоит, это понятно всем. Армия не поднимет штыки против народа. Спецслужбы в таких ситуациях себя ведут очень осторожно. Так уже было в Киеве и Тбилиси. Опыт массового протеста у казахов богатый. Бывшей власти останется только надеяться на мудрость народа и его великодушие.

А оппозиционным партиям надо быть готовыми к такому повороту событий. Мы должны немедленно объединить ресурсы, выдвинуть единого кандидата в президенты, разработать общую программу немедленных реформ. Для нас, лидеров демократических сил, речь идет уже не о прогнозе, а о плане развития событий. И не на годы, а на месяцы и даже недели.




Горючий материал

18.12.2004. Кремль.орг

Беседовала Ульянова Инесса

Петр Своик

"Что-то подобное грузинско-украинскому сценарию придет и в Казахстан"

Петр Своик, член политсовета демократической народной оппозиционной партии «Демократический выбор Казахстана», экс-депутат Верховного Совета Казахской ССР и республики Казахстан, бывший член правительства и председатель государственного антимонопольного комитета и комитета по ценовой политике республики Казахстан

- Петр Владимирович, события на Украине заставляют задуматься о возможностях повторения их в разных странах. Можете ли Вы предположить развитие подобного сценария у вас, в Казахстане?

- Когда случились грузинские события, здесь, в Казахстане, все политологи, как провластные, так и оппозиционные, дружно сошлись во мнении, что Грузия – это не Казахстан и что-то подобное здесь маловероятно. Украина заставила пересмотреть эту точку зрения. Налицо схожесть украинского и грузинского сценариев, кроме того, Украина и Казахстан имеют гораздо больше общего. То есть вполне можно уверенно предсказывать, что что-то подобное грузинско-украинскому сценарию придет и в Казахстан.

И хотя события на Украине еще в самом разгаре и нет однозначности в итоговых прогнозах, я попытаюсь выделить несколько очевидных, уже свершившихся фактов для Украины, и спроецировать их на Казахстан. Вполне очевидно, что выиграл Ющенко, а не Янукович, поскольку сама власть позволила оппозиции конкурировать с ней на равных, что было уже её поражением. Те несколько процентов, которых Ющенко не хватило для победы, он теперь, в любом случае, что называется, «додавит». Единственное осложнение для победы Ющенко - без всяких фальсификаций массовое голосование «востока» за Януковича. Тогда власть получит еще более массовый переход киевской верхушки на сторону Януковича: дополнительное количество депутатов, членов Верховного суда, правоохранительной системы, что еще больше ослабит власть. То есть в любом случае победа Ющенко состоялась, это только вопрос времени.

Что будет дальше? Поскольку центральная власть уже по определению ослабла, а самостийность, как в львовском, так и в донецком варианте, укрепилась, то возможны два варианта дальнейшего развития событий. Первый – федерализация Украины. Украина себя сохранит как целостное государство, но через существенную федерализацию, когда киевская власть будет слабее, а области возьмут себе побольше полномочий. Процесс очень сложный, и нет уверенности, что все-таки страна не распадется. Второй вариант – Украина распадется, что исторически даже будет более логично, поскольку Украина всегда была местом, где соприкасались несколько не только мощных государственных образований типа Российской империи, Австро-венгерской, но и разных идеологий, разных ориентаций, разных мировоззрений. На протяжении жизни еще этого поколения украинский народ воевал между собой жесточайшим образом и истреблял друг друга – одни в Советской Армии, другие на стороне бандеровских и прочих формирований. Это все еще свежо в памяти. Возможно, что Украина действительно распадется, линия распада будет весьма и весьма кровоточить, и в прямом, и в переносном смысле.

- Прошу прощения, Вы подразумеваете официальное разделение?

- Может быть, это будет нечто такое, что будет напоминать молдавско-приднестровское сосуществование или грузино-абхазское, просто две части не будут уже друг другу подчиняться, скажем так. Мне кажется, что этот вариант более реален, поскольку федерализация Украины – это чрезвычайно сложный, тонкий и ответственный процесс, и разрывающих сил будет все-таки больше, чем сил, борющихся за федерализацию. То, что Украина унитарной уже не сможет быть после таких выборов, это точно.

Теперь посмотрим на Казахстан. Парадоксальная стабильность Казахстана объясняется тем, что государственность здесь еще не сформирована. Есть «верхушечная» государственность, и в этом исполнении больше атрибутики, больше декора, чем каких-то содержательных моментов. На самом деле устойчивость власти Назарбаева определяется двумя факторами. Первый: он построил внешнюю экономику, экономику, полностью построенную на оттоке национальной природной ренты, на вывозе ее из страны, и сам он является одним из участников этой экономики. Американцы, далее оффшорные компании и, наконец, семейные компании – вот тот триумвират, на котором держатся экономика Казахстана, и она внешнеориентирована. Второй фактор устойчивости – это то, что население в Казахстане еще не имеет гражданского сознания, извиняюсь за грубо выражение – «не доросло». Это сознание в основном бытового уровня, в лучшем случае родоплеменного. Регионального, государственного сознания здесь очень мало, а имеющиеся зачатки государственного сознания очень сильно разноориентированны. В Казахстане пока очень дружно проживают носители совершенно разных мировоззрений лишь потому, что эти мировоззрения еще не схлестнулись между собой, не вступили в идеологический спор. А споры идеологий, как правило, всегда заканчиваются какими-то физическими очень неприятными катаклизмами. Идеологии следующие. В Казахстане достаточно большое число населения, я бы даже высказал гипотезу, что это большая часть населения, людей сохраняющих российскую ориентацию. Она не выказывается, потому что сама Россия не проводит никакой политики в Средней Азии, России просто здесь нет. И, тем не менее, большая часть населения Казахстана считает, что без России - никуда. Это немодная точка зрения, ее предпочитают вслух не высказывать, но я говорю о том, что «сидит внутри людей». Определенная часть населения, их тоже много, но явно не большинство, считает, что высшая ценность – это национальная государственность. Казахстан и сам проживет, особенно если противники этой национальной государственности не будут сильно мешать. Имеют место пантюркистские, происламские настроения. И, наконец, прозападная ориентация, хотя она распространена не среди простого народа, а в основном в «верхушке». Все эти слои сейчас лежат очень спокойно в Казахстане и не конфликтует между собой, потому что вся политика по-прежнему пока что остается «верхушечной».

Оппозиция в Казахстане постепенно набирает силу, буквально в последние несколько дней произошло уже организационное объединение, появился председатель Координационного совета. Пока это «верхушечная» оппозиция, практически все её лидеры – это люди, которые очень долго работали с Назарбаевым, и вышли из одной и той же власти. Пока что только власть раскололась между собой. Поскольку это люди одного класса, и, в общем-то, одного мировоззрения, то идеологические разногласия не выносятся на публику и не становятся предметом общественных страстей. В результате многое из того, что Казахстан может буквально разорвать на части, пока просто не задействовано в политическом арсенале. Но политическая борьба, хотя и в элитном варианте, обостряется, и по логике этой борьбы противоборствующие стороны вынуждены будут расширять политическую площадку, будут поднимать такие вопросы, которые будут втягивать простых людей в эти политические споры.

Если сильно поляризованная Украина имеет лишь два полюса, то в Казахстане этих полюсов пять-шесть: как внутриказахских, так и между коренным и русскоязычным населением. Поскольку выборы глав авторитарных режимов буквально судьбоносны, они как раз и могут до предела обострить такую поляризацию. И что еще очень важно: в Казахстане, хочешь не хочешь, к этой борьбе будут подключаться внешние силы. Сейчас пока из внешних полюсов в Казахстане присутствуют только США. России в Казахстане нет, Россия слегка имеется в виду, слегка упоминается, Назарбаев иногда туда ездит, но Россия не формирует казахстанскую политику, сегодня ее формируют только американцы.

- Значит ли это, что и в будущем роль России в Казахстане будет сведена к нулю?

- Это, что называется, до поры до времени. Как только дело подойдет к реальной конкуренции с президентом, как только борьба между Назарбаевым и его оппонентом от оппозиции встанет всерьез, безусловно, внешняя поляризация тоже появится, России придется принимать участие в этой борьбе, она станет вторым полюсом. Дай бог, чтобы она не вела себя не столь «дуболомно», извините за такое слово, как на Украине. Как бы не вела себя Россия, грубо или тонко, научившись на украинской ситуации, внешняя поляризация появится все равно. Хочу предупредить, казахстанская государственная ткань слишком тонкая и хрупкая и ее очень легко порвать, особенно при наличии внешних сил.

- Не получится ли так, что Россия опять опоздает вступить в игру?

- Она уже опоздала по факту. Она, конечно, еще может включиться, может и начать проводить умную политику. Но если судить по сегодняшней ситуации, то политика России в Казахстане просто никакая. Скажем, то же посольство России в Казахстане – это наименее известная, наиболее недееспособная дипломатическая миссия среди всех, которые тут можно придумать. Испанского посла в Казахстане знают гораздо лучше, чем российского. Посол Палестины в Казахстане известен лучше, чем российский. Чем занимается Россия, для чего нужно посольство, кроме как визы выдавать или гражданство оформлять? Никто не знает. При таком представительстве России в Казахстане как можно говорить о политике Путина, или о политике Кремля?

- В украинском сценарии приписывают большое влияние и значение внешнему дирижеру, Западу. А в случае с Казахстаном кому будет принадлежать инициатива, внешним силам или внутренним?

- Две силы буду определять все. Первая – это внутриэлитная оппозиция, не народ, не массовые политические организации, а именно оппозиция Назарбаеву внутри, среди его же бывших знаковых людей. Это сила уже сейчас формирует ситуацию. Вторая – это сила внешняя, это Америка. Она олицетворяет сразу оба полюса: поддерживает как Назарбаева, так и оппозицию. Оппозицию она поддерживает декларативно, Назарбаева фактически. Но Америка против Назарбаева имеет тот же самый «Казахгейт», некий аналог Гонгадзе у Кучмы. В решающий момент, пока неизвестный, Америка решит на кого делать ставку. И наверняка она будет делать ставку на замену, а не на продолжение пребывания Назарбаева во власти, потому что Назарбаев себя уже во многом исчерпал. Но в отличие от Украины в Казахстане Назарбаев с вероятностью 99% вообще не будет устраивать выборы. Для него выборы непосильны, он психологически не выдержит реальной конкуренции, даже с учетом того, что все рычаги фальсификаций в избирательных комиссиях будут у него. Не взирая на заверения его людей, что все будет сделано как надо, он все равно не пойдет на выборы, и будет искать какой-то другой вариант, скорее всего, предпочтет переизбираться через парламент. Поэтому ситуация в Казахстане будет стагнировать дальше, потому что такого мощного катализатора-раздражителя, как прямые всенародные выборы президента, здесь, скорее всего, не будет. И хотя в Казахстане народ возбудить, настроить гораздо сложнее, но «горючего материала» здесь нисколько не меньше, и при определенных усилиях эти «сырые дрова» можно поджечь так, что они начнут полыхать лучше, чем «хорошо просушенные».




Рабочий приезд за закрытыми дверьми

24.12.2004. Республика (Казахстан)

Александр Гордиевский

Астана и Москва утрясают отношения перед Новым годом

В канун Нового года Москву посетила правительственная делегация из Казахстана во главе с премьер-министром Даниалом АХМЕТОВЫМ.

Официальная цель визита - обсуждение вопросов двустороннего сотрудничества. Но, как отмечают наблюдатели, переговоры глав правительств Казахстана и России даже в расширенном составе проходили за закрытыми дверяьми. А еще раньше состоялся диалог Даниала АХМЕТОВА с главой российского правительства Михаилом ФРАДКОВЫМ в формате “один на один”.

Со слов главы казахстанской делегации, “в ходе конструктивного диалога” он и Михаил Фрадков обсудили “принципиальные вопросы, имеющие огромное стратегическое, политическое и экономическое значение для развития наших государств”. Как конкретизировал г-н Ахметов, речь в числе прочего шла о делимитации казахстанско-российской государственной границы, где наметился “очевидный серьезный прогресс”.

Что же касается дальнейших переговоров делегациями уже в расширенном составе, то прежде всего он предложил начать обсуждение с вопросов в нефтегазовой сфере, связанных с освоением шельфа каспийского моря, “где у нас есть серьезные договоренности”. Как отметил премьер-министр РК, речь идет о “месторождениях, наиболее крупных по своему масштабу”.

Итог переговоров следующий. “В ходе встречи были обсуждены перспективные совместные проекты в нефтегазовой отрасли, к примеру, дальнейшего развития Карачаганакского нефтегазоконденсатного месторождения, использования системы газопроводов ОАО “Газпром” для поставок казахстанского газа на европейский рынок”, - сообщается в распространенном пресс-релизе посольства Казахстана в России.

Согласно пресс-релизу, “стороны пришли к общей заинтересованности относительно повышения эффективности нефтепровода Каспийского трубопроводного консорциума, совместной реализации проектов на шельфе Каспийского моря, в частности, по проекту Курмангазы”. А как заявил уже позднее казахстанский премьер, Соглашение о разделе продукции (СРП) в рамках освоения нефтеносной структуры Курмангазы (в казахстанском секторе Каспия) будет подписано в ближайшее время.

Вдогонку этой новости следует дать пояснения. Ранее чиновниками республики сообщалось, что казахстанская сторона ведет переговоры о возможной уступке части своей доли (по некоторым данным - до 50%) с французской Total в проекте “Курмангазы”. При этом Total должна будет профинансировать 50% всех расходов на геологоразведку этого месторождения, оставшуюся часть будет финансировать компания “Роснефть”. Однако в последнее время никакой новой информации по данному вопросу не было.

Судя по переговорам, теперь Астана готова дать Москве преференции и не только в этом вопросе. Как заявил г-н Ахметов, российские компании смогут принять участие в строительстве нефтепровода из Казахстана в Западный Китай, который предполагается построить “в течение короткого времени - примерно года”. На что глава российского правительства заметил, что вообще “сотрудничеству в топливно-энергетической сфере и вопросах транзита энергоносителей непреодолимых препятствий между Россией и Казахстаном нет”.

Из других важных документов, подписанных обеими сторонами в ходе этого визита, стоит отметить соглашение между правительствами Казахстана и России о создании на космодроме Байконур ракетно-космического комплекса (РКК) “Байтерек” (Тополь). Реализацией проекта займется казахстанско-российское СП. Разработку ракеты ведет российская сторона, финансирование проекта осуществляет Казахстан.

Согласно уточненным данным, по итогам переговоров, начиная с 2005 года, СП предстоит организовать работу по созданию технического и стартового комплекса: определить оборудование, необходимое для реализации проекта, разместить заказы на изготовление оборудования и комплектующих. Предполагается, что на первом этапе строительства РКК “Байтерек” на космодроме Байконур будет создано около 2 тысяч рабочих мест, а для эксплуатации нового РКК потребуется около тысячи специалистов. Как известно, Казахстан рассчитывает выйти с РКК “Байтерек” на международный рынок космических коммерческих услуг.

В ходе переговоров стороны также подтвердили интерес своих стран к идее создания нового межгосударственного банка в рамках СНГ. Отвечая на соответствующий вопрос агентства “Интерфакс-Казахстан” на пресс-брифинге после переговоров правительственных делегаций, Даниал Ахметов сказал: “Обсуждался вопрос создания банка нового уровня. Этот банк будет создан не только Казахстаном, но и рядом других стран. Мы сегодня очень внимательно обсуждали вопросы соотношения и объемов уставного капитала. Могу сказать, что идут хорошие рабочие встречи, которые приведут к позитивному результату в ближайшее время”.

Из второстепенных документов, подписанных в ходе визита, можно отметить межправительственное соглашение о совместных действиях по строительству пограничного мостового перехода через реку Кигач на автомобильной дороге Астрахань - Красный Яр - граница Республики Казахстан - Атырау, а также соглашение о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Весьма любопытной многим экспертам показалась информация казахстанского посольства о двустороннем товарообороте между странами за январь-октябрь 2004 года. Согласно пресс-релизу, он составил $6,13 млрд., при этом объем казахстанского экспорта в Россию составил $2,3 млрд. против $1,96 млрд. за аналогичный период прошлого года.

...Комментируя итоги переговоров, ряд обозревателей отметил такую реплику премьер-министра Казахстана на итоговом брифинге. “Ситуация на Украине, связанная с выборами президента страны, не повлияет, - по словам казахстанского премьера, - на интеграционные процессы в рамках стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Единого экономического пространства (ЕЭП)”. Возможно, ситуация на Украине и стала главной причиной того, что “рабочие” переговоры проходили за закрытыми дверями...


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ