Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Представительство без власти

22.12.2004. Новая политика

Аждар Куртов

В минувшее воскресенье состоялись выборы в парламент Туркменистана. Статья 1 Конституции Туркменистана характеризует государственное правление как президентскую республику, а статья 4 провозглашает принцип разделения властей. Несмотря на это парламент в Туркменистане никак нельзя считать полноценной представительной ветвью власти.

Дело не только в том, что все значимые вопросы, так или иначе, решаются в республике волей одного человека – президента страны Сапармурата Ниязова, носящего весьма примечательный титул "Туркменбаши" – т.е. предводителя, вождя туркменского народа. Сама система органов представительной власти в Туркменистане сконструирована таким образом, что аналогов ей трудно найти в практике современного мирового конституционализма.

Собственно туркменский парламент – Меджлис представляет собой весьма компактный орган – он состоит всего лишь из 50 депутатов. Выборы последних проходят исключительно по правилам мажоритарной избирательной системы сроком на пять лет. Применение пропорциональной или смешанной избирательной системы невозможно уже в силу того факта, что в Туркменистане установлена однопартийная система. Единственная политическая партия – Демократическая партия Туркменистана на самом деле также как и парламент не играет существенной роли в политической жизни страны; в отличие от КПСС ее структуры не разрабатывают ни на общегосударственном, ни на местном уровне никаких планов развития, не осуществляют они и контроль за деятельностью государственных органов.

Поскольку, провозгласив принцип разделения властей, туркменское руководство не считает себя обязанным следовать этому фундаментальному механизму демократии, в Туркменистане запросто можно встретить такие полномочия парламента, которые никак не вписываются в то, что понимается под парламентаризмом. Например, только Меджлис, а не Центризбирком или судебные структуры уполномочен устанавливать правильность избрания депутатов. Поскольку в Туркменистане совершенно отсутствует Конституционный суд как властный институт, Меджлис самостоятельно осуществлял не только принятие, изменение, но и толкование конституции и законов. Отдельной прерогативой Меджлиса туркменская конституция прописывает право данного органа награждать государственными наградами президента, а также присваивать ему почетные и воинские звания и иные отличия. Так же как и в ряде других государств Центральной Азии в Туркменистане парламент не является единственным законодателем, поскольку он может передавать право издания законодательных актов президенту страны.

Главной же отличительной особенностью Туркменистана выступает наличие здесь своеобразного "надпарламента" – особого органа власти, аналога которому нет нигде в мире. Но в Туркменистане, как известно, давно нашли ниспосланную свыше истину – слово Великого Туркменбаши. Если все народы мира понимают, что такое "январь", то в Туркменистане считают, что они ошибаются, и на самом деле речь идет о месяце "туркменбаши". Если все народы мира понимают, что высшим представительным органом власти, который одновременно имеет право принимать законы, является парламент, то в Туркменистане считают, что это ошибка, поскольку таковым является –Халк Маслахаты (Народный Совет).

Халк Маслахаты – уникальный феномен государственного строительства. Его правовой статус свидетельствует о том, что данный орган никак не вписывается в систему разделения властей, он стоит вне ее. Поскольку в его состав входят и избираемые и назначаемые персоны, в том числе и представители иных ветвей власти, то этот орган никак не может быть балансом между ветвями власти. Всего в соответствии с конституционным законом, принятом в августе 2003 г., в Халк Маслахаты входят 2507 членов. Подобная численность уже делает нормальную работу по обсуждению законов непродуктивной, если она только не является ритуальной, подобной тому, как это было в советские времена.

Итак, в состав Халк Маслахаты входят по должности: президент Туркменистана, все 50 депутатов Меджлиса, председатель Верховного суда республики, генеральный прокурор, все члены кабинета министров, главы администраций велаятов (областей) страны, хяким (мэр) Ашхабада, хякимы городов, являющихся административными центрами областей и районов, главы районных администраций. В большинстве своем эти люди назначаются на свои должности одним человеком – президентом. Общественность в Халк Маслахаты представлена руководством Демократической партии, молодежной организации, профсоюзов, союза женщин, руководителями иных общественных организаций и представителями старейшин Туркменистана. Единственными действительно избираемыми в данный орган представителями выступают "халк векиллери" – депутаты, избираемые населением по одному от каждого района страны.

На свои заседания Халк Маслахаты собирается, как правило, один – два раза в год, их продолжительность составляет всего несколько дней. Разумеется, подобный орган принимать законы и одновременно управлять государственными делами полноценно просто не в состоянии. Между тем полномочий у Халк Маслахаты даже больше, чем у Меджлиса. Например, в Туркменистане отрешение президента от должности (импичмент) может теоретически реализовать отнюдь не парламент – Меджлис, а именно Халк Маслахаты двумя третями голосов своих многочисленных членов. Халк Маслахаты вправе досрочно прекратить полномочия и Меджлиса и всех иных местных представительных органов власти. Заседания Халк Маслахаты считаются правомерными, если на них присутствует не менее двух третей от установленного числа его членов. Сами же решения принимаются открытым голосованием.

Примером работы данного органа явилось состоявшееся в октябре 2004 г. пятнадцатое по счету заседание Халк Маслахаты, на котором все его участники единодушно и полностью одобрили и поддержали проводимую Сапармуратом Ниязовым внутреннюю и внешнюю политику, а также кодексы "О земле", "О воде" и налоговый кодекс.

Руководство деятельностью данного органа осуществляет председатель Халк Маслахаты. Им может быть гражданин Туркменистана, "родившийся в Туркменистане, не моложе 55 лет, владеющий государственным языком, в течение предшествующих десяти лет постоянно проживающий в Туркменистане и работающий в высших органах государственной власти и управления, завоевавший высокий авторитет, являющийся членом Халк Маслахаты, избранный открытым голосованием двумя третями голосов от установленного числа членов Халк Маслахаты". Председатель Халк Маслахаты избирается сроком на пять лет. Нетрудно догадаться, что данным лицом был избран все тот же Сапармурат Ниязов.

До принятия летом 2003 года изменений в Конституции и принятия конституционного закона о Халк Маслахаты, значимость Меджлиса формально определялась одним примечательным обстоятельством: если глава государства не мог исполнять свои обязанности, временно до избрания нового президента его полномочия переходили к председателю Меджлиса. Сегодня и это обстоятельство кануло в Лету. Халк Маслахаты стал постоянно действующим надпарламентом, деятельность которого никто, кроме самого этого органа, не вправе приостановить. Ниязов же, даже в случае оставления им поста президента, останется председателем Халк Маслахаты, а, значит, сохранит в своих руках все важные рычаги управления.

Поэтому прошедшие выборы в Меджлис на самом деле не являются сколько-нибудь значимым событием для Туркменистана. Второй раз эти выборы проходят на альтернативной основе – на 50 мест баллотировались 131 кандидат, это конечно шаг вперед по сравнению с ситуацией, когда все 90-ые годы выборы в республике повторяли советский вариант с одним кандидатов в бюллетене для голосования. Однако реальную альтернативность создает не число соискателей, а их принадлежность к различным политическим партиям, чего как раз в Туркменистане нет. Поэтому почти три миллиона избирателей республики вынуждены голосовать за одну единственную позицию – безальтернативной поддержки идей президента государства. Стоит обратить внимание еще на один примечательный факт: все зарегистрированные кандидаты в депутаты – туркмены по национальности. Это значит, что в туркменском парламенте ни одно из этнических меньшинств республики представлено не будет.

Неудивительно, что уже к 10 часам утра проголосовали 30,12 % избирателей, к 12 часам эта цифра составила уже 61,38 %. К 18.00, то есть к закрытию избирательных участков, по данным Центризбиркома, проголосовало 76,88 процента избирателей. По сути дела только эта цифра о явке избирателей действительно отличает прошедшие выборы от всех предыдущих. Ведь на выборах в декабре 1999 года, по официальным данным, проголосовало 99,6 процента избирателей.

Меджлис прошлого созыва оставил о своей деятельности память, прежде всего, в виде следующих значимых решений: парламентарии утвердили Ниязова пожизненным президентом, присвоили ему очередное звания Героя Туркменистана, такое же звание было присвоено покойным родителям Ниязова, за написание книги "Рухнама" президент был также награжден орденом "Рухыбелент" ("Высокий Дух") и международной премией им. Махтумкули.

По-видимому, Меджлис нового созыва продолжит исполнение столь значимых функций парламентаризма.


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ