Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №114(01.01.2005)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
ФОРУМ
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


"За" и "против"

21.12.2004. Немецкая волна

В.Волков

Более чем за два месяца до парламентских выборов в Киргизии политическое противостояние между властью и оппозицией резко обострилось. В свете «бархатных» и «оранжевых» революций обе стороны заговорили о готовящемся силовом решении вопроса о смене или, соответственно, удержании власти.

Премьер-министр Николай Танаев на днях заявил : "Мы не должны допустить того, чтобы различные религиозные экстремистские силы, западные организации вмешивались в наши внутренние дела во время предвыборной кампании и процессе хода выборов с целью дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.. Мы ни в коем случае не должны допустить грузинский вариант развития событий в Кыргызстане". А несколько ранее президент республики Аскар Акаев, в ходе заседания Совета обороны высказал мнение, что в 2005 году уровень обострения общественно-политической обстановки в стране резко возрастет, что радикализм может перейти к силовым методам борьбы, в связи с чем госструктуры должны приложить все усилия для обеспечения общественной безопасности. СМИ сообщают, что Акаев поставил перед Советом обороны задачу по принятию необходимых мер с целью защиты суверенитета и территориальной целостности, безопасности общества.

В понедельник на заявления властей резкий ответ дала и оппозиция. Как сообщает наш корреспондент в Бишкеке Виталий Катаргин, члены блока Народное Движение Киргизстана выступили с заявлением, что под лозунгом борьбы с экстремизмом власти просто готовят массовые репрессии.

Один из лидеров оппозиционного блока депутат Исмаил Исаков сказал, что президент вообще не имел права проводить заседание Совета Обороны. Исаков при этом сослался на 6 ст. Закона "О военном положении". В ней говорится, что Совет обороны президент созывает с введением в стране военного положения, но никак не в мирное время.

Другой депутат, член Народного Движения Киргизстана Азимбек Бекназаров в интервью «НВ» отметил, что прогнозы Акаева беспочвенны и есть ни что иное как масштабная провокация и подготовка мировой общественности к массовым репрессиям, которые пройдут под лозунгом борьбы с терроризмом.

Азимбек Бекназаров также сказал, что последние заявления Президента Акаева, скорее всего, вызваны ситуацией на Украине. В эти дни многие киргизские аналитики и оппозиционные деятели вслух заговорили о возможной революции и в Киргизии.

Член политсовета Народного движения Киргизстана Азимбек Бекназаров в интервью «НВ» подчеркивает, что намерено украинский вариант организовывать никто не собирается, но исключать этого тоже нельзя. Если же Президента пугают народные волнения, Бекназаров предлагает пойти по «российскому пути», и, как Борис Ельцин, поздравить народ с новым годом и назвать имя преемника. По утверждению оппозиционного депутата, в случае отказа Акаева от участия в выборах никаких фальсификаций при их проведении не будет.

Об опасениях действующей власти в отношении возможных массовых акций населения говорит правительственный законопроект об ограничениях на проведение пикетов и митингов.

Документ уже направлен в парламент. Он, в частности, предусматривает запрет на проведение пикетов близ резиденций президента, премьер-министра, зданий парламента и судов. Кроме того, заявление на разрешение нужно будет подавать за 9 дней до проведения мероприятия.

Ряд общественных организаций Киргизии уже выступили с заявлением, что этот правительственный законопроект противоречит Конституции и ставит своей целью полное уничтожение свободы мирных собраний в республике.

Анализ действий Аскара Акаева и его окружения в программе «Фокус» дает российский эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов:

АД: Складывается ощущение, что чуть больше чем за два месяца до выборов президент Аскар Акаев заметно нервничает. Он чуть ли не каждый день выступает на различных форумах, используя эти возможности, чтобы предупредить народ: в Киргизии зреет революция. Оранжевая, каштановая, розовая – какая угодно. Можно представить себе, что его беспокоит. Я напомню: в конце ноября в Бишкек нанес визит представитель действующего председателя ОСЕ по Центральной Азии бывший президент Финляндии Махти Ахтисаари. Он сообщил А.Акаеву, что февральские выборы в Киргизии станут тестом на демократичность нынешней власти. С учетом того, что это было сказано после того, как состоялись революции в Грузии и на Украине, Акаеву этот месседж, видимо, не доставил большой радости. Ведь если обеспечить справедливые выборы, то, есть вероятность победы оппозиционных партий. С другой стороны, включение административного ресурса для обеспечения нужного результата может оказаться «пирровой победой» и приведет к тому, что люди могут выйти на улицы.

Акаев этого опасается?

АД: Этого боится Акаев. Теперь он понимает, что люди, хорошо подготовленные, могут не испугаться высказать протест. И теперь ему надо представить возможность такого протеста, как обеспеченного западными спецслужбами, финансовыми вливаниями, подрывными действиями западных организаций. Поэтому для него сегодня самое главное – дискредитировать организующуюся новую оппозицию в Киргизии, которая представлена людьми весьма серьезными, представляющими определенные круги элиты и даже бывшей номенклатуры. Я говорю о трех оппозиционных блоках: один из них возглавляет бывший премьер-министр Бакиев, второй – бывший министр иностранных дел, посол в США и Англии, представитель генсека ООН по грузино-абхазскому конфликту Роза Атынбаева, еще один бывший министр иностранных дел, Иманалиев, входит в третий блок, и представить этих людей в качестве персон, которые осуществляют свою деятельность за счет западных вливаний, и агентами спецслужб, ведущих подрывные действия, сегодня господину Акаеву было бы весьма затруднительно. Поэтому проводится очень интенсивная «пиар-акция», которая должна подготовить общественное мнение, а, главное, Запад, к тому, что эти оппозиционные структуры не являются самостоятельными оппозиционными движениями, не выражают настроения людей, а инспирируются стороной, враждебной демократической Киргизии.

- Аркадий, если вернуться к «оранжевой революции», после объявления о победе Януковича поздравления последнему сразу прислали президенты Казахстана, Киргизии и Узбекистана. А вот, скажем, Туркменбаши в этом списке нет. Почему?

АД: Любое поздравление, да любой «чих» президента Туркмении находит место на страницах газет и по телевидению. И тогда люди спросят: а что же за выборы были на Украине? Ведь туркменская пресса ничего об этом не пишет!

На вопрос о том, какое влияние на Центральную Азию оказывают события на Украине и, к примеру, в Грузии, отвечает глава Немецкого фонда содействия демократии в Центральной Азии Михаэль Лаубш.

МЛ: Конечно, события «оранжевой» революции в Украине чрезвычайно важны и для Центральной Азии. В первую очередь, можно было увидеть, что общество, сформировавшееся во времена СССР и в начале 90-х годов разделившееся на суверенные государства, оказалось в состоянии в течение быстрого времени воспринять демократические идеи и принципы. Так что теоретически пример Украины весьма важен для стран Центральной Азии. Если же посмотреть практически, то геополитическое положение Украины радикально отличается от Центральной Азии. Украина напрямую граничит с Евросоюзом, котакты с Западом существенно интенсивнее, чем в Центральной Азии. Соответственно, и интерес как Евросоюза, так и США и Канады к Украине выше. Кроме того, жители западной Украины имеют гораздо больший доступ к западным СМИ, чем люди в Азии. Это качественные отличия в целом. В свою очередь, в самом регионе ситуация различается от страны к стране. К примеру, Казахстан – его контакты с Западом достаточно интенсивны, уже в силу экономических и финансовых причин, уровень образования сравнительно высок – во многом благодаря большому проценту русского населения, проживающего в республике. Тут можно проводить сравнение с Украиной, особенно если обратить внимание, что оппозиция смогла объединиться. Я думаю, в преддверии президентских выборов 2006 года, и в свете событий в Украине, можно ожидать нечто подобное и в Казахстане. С другой стороны, если мы посмотрим на Туркменистан, там совершенно иная картина. Диктаторский режим, который даже в самой минимальной степени не готов допустить проникновения западных принципов построения общества, а само общество находится в самом угнетенном состоянии, население не имеет никакого доступа к свободной информации – тут сейчас очень сложно представить себе революцию по «оранжевому» сценарию. Хотя, если допустить, что подобное произойдет в Казахстане в 2006 году, это может очень сильно повлиять на соседние страны.

- Однако, господин Лаубш, и в России и в Азии распространено мнение, что термин «оранжевая» или «бархатная» революция – это обозначение некоей определенной политтехнологи, которой пользуется Запад для установления в той или иной стране СНГ благоприятного режима. Есть ли у Вас сведения, что, скажем, американские политтехнологи реально рассматривают Центральную Азию как объект применения опробованной ранее методики?

МЛ: Я думаю, мощная поддержка Западом оппозиции на Украине – это факт. В определенной степени это наблюдается и в ряде стран Центральной Азии. В первую очередь речь идет о финансовой поддержке НПО, которые без этой помощи не имели бы никакой возможности проявлять активность в сфере политики. То же можно сказать и об оппозиционных партиях. Но в целом здесь многое зависит от того, какую стратегию Запад выберет на ближайшие два года. И тут нужно брать в расчет ситуацию в России, которая после событий последних лет, скажем в Грузии и в Украине, уступила, с собственной точки зрения, часть зоны своего влияния Западу. И теперь может рассматривать Центральную Азию как последний политический плацдарм. Не говоря уже о важных для России энергетических ресурсах региона. Поэтому Западу надо брать в расчет, что слишком активная поддержка оппозиции в регионе может привести к конфронтации российской власти с правительствами западных стран. Так что вопрос в балансе, который выберет Запад между активной поддержкой демократии в Центральной Азии и между попыткой сохранить диалог с Россией и не вынуждать ее к принятию более агрессивной доктрины. Но надо принимать во внимание, что в регионе со стороны властей уже заметна тенденция представить оппозицию и НПО как «длинную руку Запада». На Украине эта тактика не прошла, поскольку доступ к информации был значительно шире, а вот в Центральной Азии она может увенчаться успехом. Поэтому западным политикам приходится действовать осторожнее.

И в заключение сегодняшнего выпуска – несколько слов о Киргизии. Как сообщил на условиях анонимности нашему корреспонденту Оразу Сарыеву член Совета безопасности Киргизии, по указанию Аскара Акаева предпринимаются действия по усилению силовых структур. В частности, в их ведение передается ряд отделов, относящихся на сегодняшний день к иным министерствам. Правительство подготовило предложение о дополнительном финансировании силовых органов. Президент страны на основании докладов, подготовленных СНБ и МВД, дал конкретные указания о проведении в отношении ряда руководителей оппозиционных партий оперативных разработок по изобличению их связи с теми или иными преступными группировками. (Источник сообщает, что силовые структуры действительно располагают сведениями о связи некоторых политиков с организованной преступностью).


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ