Внимание! Вы находитесь на старой версии сайта "Материк". Перейти на новый сайт >>> www.materik.ru

 

 

Все темы Страны Новости Мнения Аналитика Телецикл Соотечественники
О проекте Поиск Голосования Вакансии Контакты
Rambler's Top100 Материк/Аналитика
Поиск по бюллетеням
Бюллетень №64(01.12.2002)
<< Список номеров
НА ПЕРВОЙ ПОЛОСЕ
В ЗЕРКАЛЕ СМИ
БЕЛОРУССИЯ
УКРАИНА
МОЛДАВИЯ И ПРИДНЕСТРОВЬЕ
ЗАКАВКАЗЬЕ
СРЕДНЯЯ АЗИЯ И КАЗАХСТАН
ПРОБЛЕМЫ ДИАСПОРЫ
ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Страны СНГ. Русские и русскоязычные в новом зарубежье.


Русский мiр – проблемы и перспективы

А.Докучаева

Конференция с таким названием 28-29 ноября с.г. прошла в Санкт-Петербурге. Организаторы Конференции: Международная ассоциация «Русская культура», Санкт-Петербургский государственный университет, Российский институт културологии (Санкт-Петербургское отделение) Министерства культуры РФ, Российская Академия наук при поддержке Государственной Думы и Федерального собрания Российской Федерации и Законодательного собрания Санкт Петербурга собрали ученых и исследователей, представителей общественности Санкт-Петербурга и Москвы, соотечественников из дальнего и ближнего зарубежья, чтобы сделать еще один шаг на пути решения вопросов: «быть или не быть» русским в современном мире, «зачем быть» и «как быть»?

Цели и задачи конференции ее организаторы определили как нахождение и определение контуров Русского мiра. «Двадцатое столетие привело к тому, что русская нация утратила географическое, экономическое и информационное единство. В настоящее время разбросанные по всему миру русские диаспоры объединяют почти столько же людей, сколько их проживает в метрополии, во всяком случае эти цифры сопоставимы.

Как воспринимать этот факт? Как величайшую трагедию или как исторический шанс, реализация которого зависит от наших совместных усилий?

Анализ цивилизационных процессов протекающих в мире показывает, что наряду с традиционными государственными образованиями на ведущие позиции выступают региональные и межрегиональные альянсы. В этих условиях компактно проживающие народы развиваются иначе, чем народы, поощряющие этническую экспансию. Русский народ, в силу известных исторических событий, против своей воли лучше подготовлен к этой новой форме существования суперэтносов в глобализованном мире. Построение взаимовыгодных отношений метрополии и диаспор на совершенно новой основе может дать шанс возрождения великой России.

Речь идет о построении единого жизненного пространства разделенной нации, о формировании качественно повой национальной структуры, которую было бы правильно назвать Русским Мiром.

Наступающий век предъявляет разделенной русской нации выбор: сможет ли она быть единой в своем разделении? Концепция Русского Мiра имеет смысл лишь если речь идет обо всех "народах, говорящих на русском языке", о развитии общей культуры, общих жизнесодержащих стандартов, общего языка.

Помимо внутренних трудностей, реализации концепции Русского мiра препятствует неадекватная позиция сегодняшних теоретиков глобализации.

Глобализация, в ее истинном, не искаженном политическим экстремизмом смысле, является неизбежным следствием развития современных средств коммуникации, неравномерным распределением природных ресурсов, общечеловеческими задачами сохранения ноосферы. В то же время, сохранение разнообразия культур не менее важно, чем сохранение биологического разнообразия. Общие законы, управляющие мирозданием, не раз убедительно демонстрировали, что сложные системы, а к таковым, безусловно, относится человечество, не могут нормально развиваться в условиях унификации и искусственного и/или естественного сокращения разнообразия системообразующчх компонентов.

У каждой цивилизации, а к таковым мы с полным правом, опираясь на глубинную семантику русской культуры, можем отнести Русский мiръ, есть своя философия, своя онтологическая картина мира. Часто эти базовые понятия в различных цивилизациях не совпадают. И каждая из них несет свою своеобразную нагрузку в формировании и поддержании равновесия ноосферы.

Русская цивилизация несет на своих плечах двойную ношу: поддер­жание духовной составляющей общемировой культуры и задачу трансляции системообразующих смыслов других цивилизаций.

В условиях глобального перераспределения функций, пришедшегося на момент геополитической дестабилизации постсоветского пространства, роль России как межрегионального и межконфессионального транслятора многократно возрастает.

Гуманитарная, гуманистическая направленность русской культуры имеет не менее важное значение для реализации концепции Русского мiра. Поиск "философского камня", вечные споры о справедливом мироустройстве, так мешающие нам жить "по-людски", и есть, по большому счету, наша цивилизационная функция. В глобализованном мире не дискриминационное разделение труда является скорее достоинством, чем недостатком.

К сожалению, на пути построения Русскою Мiра стоит еще одна национальная особенность. В каждом из нас заложены ростки раскола - извечной русской болезни. Раскола не между прагматизмом и верой (как на Запале), а между верой и верой! Ни в метрополии, ни в диаспорах нет щедрой поддержки соотечественников, как не было ее и среди первых волн эмиграции. Разлад с ближним своим вошел в плоть и кровь русского народа: вспомним княжеские усобицы, славянофилов и западников, белое и красное движения и т. д и т. п. Только перед лицом смертельного врага находили мы силы объединяться. И ничто не могло тогда противостоять нашей мощи!

Сейчас мы, в большинстве своем не осознавая этого, стоим перед лицом подобного испытания. В силу исторических причин русский народ оказался не только самым большим разделенным народом мира, но и народом, поставленным на грань демографической катастрофы.

Именно поэтому все россияне, самоидентифицирующие себя в рамках русской культуры, где бы они ни находились, к каким бы полити­ческим или географическим берегам их не прибило, должны объединиться вокруг идеи возрождения Русского мира, мира как общности людей одной культуры, одного языка, одного нравственного и духовного императива, мира, в котором русский мог бы с гордостью называть себя русским.

Международная конференция «Русский мiръ - проблемы и перспективы» ставит своей задачей первичное обозначение контуров будущего Русского Мiра: мировоззрение этой колоссальной этнической общности, структурные предпосылки ее создания, перспективы возникновения и развития внутри нее новых социальных и экономических отношений».

Конференцию открыл Даниил Александрович Гранин, выступивший как сопредседатель Международной ассоциации «Русская культура». Он не скрывал своего пессимизма и печали по поводу будущего русского мира, который в последние десять лет пережил колоссальные потери.  Главные потери – это внутреннее опустошение людей, которые потеряли перспективу. Он призвал не закрывать глаза на самые тяжкие проблемы, а именно их вскрывать и думать, об их преодолении. Сам он не знает решения. Впрочем, заключил Д.Гранин: «писатель не врач, а боль» – и этой болью он поделился с участниками конференции.

Пленароное заседание конференции началось с доклада директора Института стран СНГ К.Затулина «Русский мир и вызовы ХХI века», читайте ниже.

В рамках конференции также была организована работа «круглых столов» по темам: Россия и диаспоры; Будущее Русского мiра; Русский мiр и православие. Об итогах конференции и другие материалы читайте в разделе «Проблемы диаспоры».


Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
Copyright ©1996-2018 Институт стран СНГ