Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.03.2005. Единая Россия
Олег Жданов
19 марта в Киеве Владимир Путин и Виктор Ющенко провели переговоры о развитии двустороннего сотрудничества. Общение президентов носило деловой характер. Согласован план действий на этот год. Его окрестили «дорожной картой». Набор тем понятен: газотранспортный консорциум, Единое экономическое пространтство (ЕЭП), некоторые вопросы, связанные с Черноморским флотом. Главами обсуждались также вопросы делимитации и демаркации границ, Керченского пролива и Азовского моря, упрощенной процедуры получения гражданства.
«Оранжевая революция» - на Украине завершилась, но страну продолжает будоражить. Первые политические заявления команды Ющенко о европейских приоритетах развития, первые решения правительства в экономической сфере, в том числе по части деприватизации, затрагивающие интересы крупного российского бизнеса, только подлили масла в разжигающийся костер недопонимания между Россией и Украиной. Простые украинцы, уставшие от зимы, противостояния и неопределенности, с трепетом политиков о том, что вступление в ЕС – огромное благо. Простая бабушка с майдана разве сможет понять, что конкурировать с европейскими странами Украина просто не в силах? Что вступление в Евросоюз – это сотни тысяч безработных? Для нее сегодня счастье, что внук вкалывает на стройке в Москве и шлет семье деньги. И все ее надежды связаны с тем, чтобы не отменили те самые «90 дней без регистрации,» на которые гарный хлопец так молится. А посему до приезда в Киев президента России «есть дело ей».
Украинские же эксперты и политологи высказывали мнения о том, что особого прорыва в наших двусторонних отношениях ждать не приходится. Российские политики не были столь однозначны в оценках. Виктор Черномырдин, например, считает, что после визита президента России Владимира Путина в Киев отношения между странами станут теплее. «У наших государств огромные возможности для сотрудничества», - сказал посол, отметив, что приоритет в развитии экономических отношений, как и ранее, будет отдаваться серьезным проектам. К примеру, среди ближайших ориентиров – доведение годового товарообмена, как минимум, до 50-60 долларов.
Виктор Ющенко предварил визит Владимира Путина встречей с элитой Российского бизнеса. Даже попытался убедить, что на Украине русским деньгам ничто не угрожает. Но так и не произнес самого слова «гарантии». Зато всячески стремился показать, что российские деньги, конечно, ждут, но не больше чем любые другие. Характерны и оговорки вроде «мы хотим инвестиций, но чтобы они были честными». Типа мы не против. А с другой стороны – намек…
Накануне визита Владимира Путина в Киев корреспондент газеты «Единая Россия» взял эксклюзивное интервью у Константина ЗАТУЛИНА, депутата Госдумы, члена российско-украинской межпарламентской комиссии, руководителя российского Института стран СНГ.
- Как Вы считаете, не претерпели ли качественных изменений взаимоотношения между нашими странами?
- По моему глубокому убеждению, наши отношения с Украиной не сводятся только к межгосударственным. А сами межгосударственные отношения – к отношениям двух президентов. Этот вывод мы должны сделать из практики прежних российско-украинских отношений, оглядываясь на последние украинские события. То есть, сам по себе визит президента России в Украину нужен, важен и необходим. Но он не может подменить собой весь комплекс отношений между нашими странами и расставить все точки над «и». Прежде всего потому, что Россия и Украина – большие государства со сложной политико-экономической, культурной и гуманитарной структурой. Развитие наших отношений осуществляется по разным направлениям и на разных языках.
- Но существуют же общие основополагающие документы?
- Главным из них является Договор о дружбе, сотрудничестве и равном партнерстве, подписанный в 1997-м и ратифицированный в 1999 году. Это базовый, рамочный документ, в котором провозглашены принципы наших взаимоотношений. Я неоднократно его критиковал за некоторые расплывчатые формулировки, за то, что в нем не оговорены ни масштабы сотрудничества, ни гарантии партнерства, ни условия дружбы. Тем не менее, всегда нужно иметь в виду, что документ этот остается действующим. И мы заинтересованы в том. Чтобы дух договора не выхолащивался при новых украинских властях. Хотя это не единственный документ. Регламентирующий отношения России и Украины. За годы президентства Владимира Путина достигнут целый ряд важных договоренностей. Я напомню лишь некоторые из них. Это, во-первых, договоренность об участии Украины в создании единого экономического пространства.
Во-вторых, это договоренность о целом ряде проектов, имеющих стратегическое значение в экономике. Нельзя сбрасывать со счетов и вопросы трудовой миграции. Есть целый ряд и других договоренностей, включая военную службу.
Естественно, не нужно забывать, что Россия и Украина остаются участниками Содружества Независимых Государств. И имеют солидарную ответственность в таких трудных и тяжелых вопросах, как, например, приднестровское урегулирование.
- Какие проблемные вопросы в отношениях между Россией и Украиной, на Ваш взгляд, должны решаться в первоочередном порядке?
- Хочу заметить, что Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, которые мы вами уже упоминали, предполагает также сотрудничество в гуманитарной сфере. Некоторые наши политики и депутаты пренебрегают этой стороной вопроса. Связанные интересами своего бизнеса, они не усматривают проблем в наших гуманитарных контактах, проблем в части культурного развития украинского общества. А зря. Уже при новых украинских властях предприняты очередные шаги по свертыванию русскоязычного пространства. Так, в Ивано-Франковске совсем недавно объявлено о прекращении преподавания на русском языке. Развернуты преследования по политическим мотивам, которые сегодня обличены в форму борьбы с «участниками в фальсификации выборов». Проведены массовые «зачистки» администрации от общеукраинского до поселкового уровня. Это также налагает отпечаток на российско-украинские отношения. Естественно, эти вопросы не войдут в официальные коммюнике, которые будут оглашены после визита Владимира Путина на Украину. Но я уверен, что они будут неофициальным предметом разговоров лидеров двух стран.
- А как с экономикой? Складывается впечатление, что новые власти Украины больше озабочены политикой, чем внутренними экономическими проблемами.
- Я уже говорил, что украинская власть поспешила объявить о реприватизации предприятий, которая могла бы затронуть интересы российских инвесторов. Если идет речь об инвестиционных и российских приобретениях за все эти годы законным путем, то наша государственная власть должна быть уверена в том, российские деньги не подвергнутся риску, и они надежно защищены. Безусловно, накануне визита Владимира Путина в Киев Виктор Ющенко постарался снять часть таких озабоченностей, встретившись с российскими бизнесменами. Однако тревога, во всяком случае, основание для нее, остается. Мне кажутся странными те условия, которые неформально выдвинуты украинскими властями перед российскими инвесторами в части как-либо влиять на внутреннюю ситуацию на Украине. Об этом, естественно, не сообщают публично, но некоторые депутаты, совмещающие бизнес и политику, ведут сегодня именно так, как будто их попросили в процессе подготовки к парламентским выборам поддерживать правящую коалицию, а не оппозицию.
- Возможно, Ющенко был искренен?
- На самом деле разворот Украины в сторону от России происходит. Достаточно сказать, что желание Украины вступить в НАТО коренным образом расходятся с содержанием Договора о дружбе, сотрудничестве и партнерстве. И не может быть нами ни в коем случае поддержанно, так как это может привести к пересмотру всей оборонной доктрины Российской Федерации. В отличие от планов вступления Украины в ЕС, которым можно пожелать успеха, вступление нашего соседа в Североатлантический блок по политическим мотивам более реально и одновременно более конфликтно в российско-украинских отношениях. Нам не может быть безразлична судьба наших соотечественников на Украине. Безусловно, не в интересах российского общественного мнения разделять риторику новых украинских властей о том, что федерализм – это синоним сепаратизма. Мы, например, живем в федеративной стране. И многие государства, включая США, живут в условиях федерализма. «Федерализм» - это территориальная форма демократии», - говорил в свое время американский президент Джефферсон. И борьба с федерализмом на Украине, по моему мнению, означает не становление демократии, а борьбу с инакомыслием, с оппозицией, включающую использование властных рычагов. Только настоящая демократия, а не эксклюзивная, может позволить выйти на политическую арену широким слоям украинского населения, в том числе населению восточных и южный областей, которые традиционно выступают за наличие особых отношений между Россией и Украиной.
Кроме всего прочего, президентам нужно просто чаще встречаться. Это не означает, что между нашими странами все прекрасно и замечательно. Но я убежден, что в политических и экономических отношениях, как и в других, не должно быть односторонних выигрышей. Впрочем, как и односторонних проигрышей…
А.Грозин: "Cмена власти в Киргизии будет мягкой, несмотря на революционные декорации"
22.03.2005. Национальная информационная группа
Светлана Лыжина
Пока что народными волнениями охвачен только юг Кыргызстана, но некоторые аналитики уже напрямую заявляют, что в республике меняется власть. По слухам киргизский президент Аскар Акаев позавчера летал в Москву и спрашивал, что ему делать с разбушевавшейся оппозицией. В Кремле якобы ответили – "сиди на своём месте до октября", то есть до ближайших президентских выборов. Затем Акаеву придётся уйти и уступить кресло новому главе республики. В отличие от Акаева новый киргизский президент будет представителем не северных кланов, а южных. Однако не следует считать это революцией "жёлтых тюльпанов", которые расцветают в Киргизии в марте…
"Я не могу проводить здесь аналогии с Грузией и с Украиной, потому что в случае с Киргизией здесь нет никакого "американского влияния". Киргизия не уходит на Запад, это всего лишь перераспределение полномочий между киргизскими кланами", - говорит завотделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.
По мнению эксперта, смена власти в Киргизии будет мягкой, несмотря на революционные декорации. До осени Акаев в качестве компромиссной фигуры останется у власти. В октябре 2005 в Киргизии пройдут президентские выборы. Тогда Акаев отойдёт от дел и получит гарантии неприкосновенности для себя, своей "семьи" и семейного бизнеса, хотя сохранить весь бизнес экс-президенту вряд ли удастся. Киргизия очень бедная страна, поэтому новая власть не может позволить себе делать Аскару Акаеву такие дорогие подарки.
"Погромный поход" на Бишкек неизбежен
Об одном можно говорить с уверенностью – скорый уход нынешнего главы Кыргызстана неизбежен. Сегодняшнее обращение президента к нации уже ни на что не повлияет. "Акаев может сменить правительство, обвинить нынешнего премьера и часть кабинета в некомпетентности. Может расформировать Центризбирком Кыргызстана за то, что допустили серьёзные нарушения в ходе парламентских выборов – ведь именно недовольство результатами выборов стало поводом для восстания оппозиции. Однако антикризисные меры уже серьёзно запоздали. После того, как оппозиция взяла под контроль город Джалал-Абад, одними кадровыми перестановками не обойдёшься", - уверен Андрей Грозин.
Акаев даже может начать диалог с кем-то из оппозиции, например с Бакиевым, считает эксперт. Один из лидеров оппозиции, экс-премьер правительства Кыргызстана, а ныне руководитель Координационного совета народного единства Курманбек Бакиев считает, что "пока ещё возможно уладить кризис с помощью переговоров".
Однако представители власти и оппозиции, несмотря на многочисленные заявления с обеих сторон, ничего конкретного для начала диалога не предприняли. "Восставшие" хотят разговаривать только с президентом Аскаром Акаевым. А Государственный секретарь Кыргызстана Осмонакун Ибраимов сомневается: "Можно ли вести разговоры с людьми, которые совершают нечеловеческие поступки?" Под нечеловеческими поступками подразумевается захват зданий местной администрации, аэропортов, телестанций, а также поджёг местных отделений милиции в "южной столице" республики – городе Оше – и в Джалал-Абаде.
"От Акаева сейчас очень многие ждут, что он начнёт переговоры, - говорит Андрей Грозин. - Но структурированная официальная киргизская оппозиция уже в значительной степени утратила контроль над процессами, которые протекают на юге страны. Уже не оппозиция ведёт толпу, а толпа ведёт оппозицию. Даже не ведёт, а просто тащит за собой. Поэтому поход оппозиции на столицу, на Бишкек, просто неизбежен".
По неподтвержденным данным, автобусы с представителями оппозиции уже движутся из мятежного Оша в сторону Бишкека. Автоколонне предстоит проехать более 500 км.
По мнению большинства экспертов, происходит перестройка нынешней политической системы Киргизии – перераспределение властных полномочий и финансовых ресурсов между "севером" и "югом". Последние 8 лет все властные рычаги постепенно сосредотачивались в руках выходцев с севера страны, в руках выходцев из президентского племени Сары Багыш и непосредственно в руках семьи президента Акаева. Сейчас лидеры "юга" пытаются использовать момент, чтобы изменить расстановку сил.
Милиция не простила Акаеву предательства
В марте 2002 года они уже пытались это делать, но сейчас ситуация принципиально иная. Тогда акции протеста были менее масштабными. Если три года назад речь шла о сотнях и тысячах манифестантов, то сейчас речь идёт о десятках тысяч. Три года назад недовольные использовали совершенно иную тактику – они перекрывали дороги и проводили митинги. Сейчас они захватывают здания местной администрации и поджигают отделения милиции.
Именно массовость акций протеста заставляет Аскара Акаева воздержаться от применения силы в этот раз. Три года назад милиция расстреляла марш, который шёл из южных регионов Киргизии на столицу, на Бишкек. Это событие вошло в историю как "Аксыйское кровопролитие". А сейчас милиционеры в массовом порядке переходят на сторону оппозиции.
По мнению Андрея Грозина в этом виноват сам Акаев. "После аксыйской трагедии власть не придумала ничего лучше, как начать показательные суды над рядовыми милиционерами – "зачем вы выполняли такой жестокий приказ и стреляли?". Естественно, все остальные милиционеры сделали выводы. Аскар Акаев дал им повод думать, что центральная власть всегда может их "сдать" и "выставить крайними". Теперь, когда ситуация 2002 года повторяется, милиция либо бездействует, либо вливается в толпу недовольных".
Ещё одной роковой ошибкой Акаева аналитик Института стран СНГ считает его излишнюю расточительность: "Учитывая киргизский менталитет и опыт существования киргизской оппозиции за все годы суверенитета, я думаю, что сегодняшнюю проблему можно было бы решить очень просто – банальным подкупом. Но у Акаева просто нет свободных финансов. Он всё потратил на парламентские выборы, которые прошли недавно. Ведь в депутаты парламента избиралась чуть ли не вся семья президента".
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |