Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
11.04.05, «Новые известия».
Игорь Ванденко
Министр экономики Украины Сергей Терехин, кажется, знает, что у Содружества Независимых Государств нет перспектив. По крайней мере столь открыто и безапелляционно на сей счет на постсоветском пространстве из облеченных властью, пожалуй, еще никто не высказывался. «СНГ – система, которая закончила выполнять все свои функции, и нет никакой надежды, что она куда-нибудь дальше будет развиваться», – заявил министр в субботу на пресс-конференции в Киеве. Подтверждая свои особые знания, г-н Терехин заметил, что в ближайшее время руководство его страны рассмотрит вопрос о целесообразности дальнейшего перечисления средств на функционирование органов СНГ.
Нужно ли лукавить, фактически это заявление о начале процедуры развода. При всей разношерстности и местами политико-дипломатической малоопытности нынешней украинской власти подобными словами с кондачка не бросаются. И так же, как в свое время украинский «референдум о суверенитете» 1 декабря 1991 года фактически дал старт процессу непосредственного превращения СССР в СНГ, так и нынешняя линия Киева (если она на самом деле имеет стратегическую подоплеку) неизбежно похоронит Содружество. Ясно, что в случае демонстративного выхода Украины СНГ обречено.
Пока же начался зондаж. Но грабли уже разложены. И лишь от самой российской власти зависит, начнет ли она с упоением на них наступать или все же предпочтет двигаться зигзагами, но сохраняя лоб в целости.
Первая реакция из Москвы уже последовала. Член думского Комитета по делам СНГ, директор Института стран СНГ Константин Затулин заявил, что «сам, как и Терехин, невысокого мнения о состоянии СНГ, но это не значит, что его надо разваливать, ведь СНГ никому не мешает». Если эта позиция далеко не рядового представителя партии власти, что называется, отображает мнение, то это поистине глубоко. Разговор в подобном контексте приобретает даже некий философский аспект. Впору начать вспоминать, что еще кому не мешает.
Никому не мешает, к примеру, российско-белорусский союз. Особенно лидеру соседнего государства, который исправно и, нужно сказать, весьма умело пользуется этим «немешающим» образованием в личных электоральных целях. Что ему, в конечном счете, не мешает претендовать уже на третий президентский срок у себя на родине. Если говорить о наших внутренних делах, то здесь в последнее время вообще вдоволь «немешающего». Та же Государственная дума, яркий представитель которой, собственно, и навел на ход этих рассуждений, тоже, мягко говоря, особенно не в тягость во властной вертикали. Ряд можно продолжать до бесконечности.
Проблема сохранения СНГ лежит уже не столько в практической плоскости (хотя бы потому, что на самом деле совсем в незначительной мере зависит от политической воли России), сколь имеет для нас имиджевый аспект. Можно пытаться до последнего держать приличествующую мину, делая вид, что ничего не происходит (или того хуже стремиться сохранить статус-кво) по определению, не извлекая из этого никаких политических или экономических дивидендов. Либо, не откладывая, хотя бы называть вещи своими именами. Параллельно ведя поиск альтернатив. Или начиная подготовку к окончательному цивилизованному разводу.
Политическая надстройка обречена. Так есть ли альтернатива?
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |