Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
1 апреля с.г. в Комитете ГД по делам СНГ и связям с соотечественниками состоялось первое, заседание рабочей группы для работы по усовершенствованию Федерального закона «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» № 99-ФЗ от 24 мая 1999г. О создании такой группы вопрос был поставлен на Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом еще весной прошлого года. Но в связи с реформированием Правительства в работе Правительственной комиссия случился почти годичный перерыв, а рабочая группа так ни разу не собралась. Как мы сообщали, 14 февраля с.г. Правительственная комиссия возобновила свою деятельность в новом составе и приняла решение о начале работы над поправками к закону о соотечественниках.
Возглавляет рабочую группу по подготовке предложений по внесению изменений и дополнений в закон о соотечественниках Председатель Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками. А.А.Кокошин, в ее составе: депутат Госдумы К.Ф.Затулин, представители Правового Управления и аппарата Комитета Совета Федерации по делам СНГ, федеральных министерств (МИДа и Росзарубежцентра, Минобрнауки, Минкультуры, Минфина, Минюста), Федеральной таможенной службы, Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Департамента внешних связей Президента Татарстана, Института стратегических исследований, Института социологии РАН, Института стран СНГ. Всего в списке членов рабочей группы обозначено 24 человека, 16 из которых приняли участие в первом заседании.
Председатель рабочей группы не смог присутствовать, по его поручению вела заседание руководитель Аппарата Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками М.Н.Лазутова. Она сообщила, что 21 апреля Комитет по делам СНГ проводит Круглый стол на тему: «Законы РФ «О гражданстве РФ» и «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»: реальности правоприменительной практики и пути совершенствования».
Запланированный Круглый стол вписывается в план рабочей группы по совершенствованию закона о соотечественниках. Участникам рабочей группы предложено представить соображения по поправкам в закон о соотечественниках и вынести их на обсуждение предстоящего Круглого стола. Таким образом, эти предложения получат первую общественную «обкатку». Круглый стол пройдет через год после аналогичного мероприятия 15 апреля 2004 года на тему «О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев. Круглый стол 21 апреля с.г. призван обсудить те проблемы, которые выявились за прошедший год в правоприменительной практике и дать толчок законодательной деятельности для исправления законов с тем, чтобы защитить права соотечественников и адекватно отразить интересы Российской Федерации по отношению к соотечественникам за рубежом на современном этапе.
Участники первого заседания рабочей группы согласились с тем, что назрела необходимость совершенствования законодательства, регулирующего взаимоотношения России и ее диаспоры. Об этом свидетельствуют многочисленные обращения соотечественников, поступающие в Государственную Думу, в Правительственную комиссию, в Институт стран СНГ. Наиболее часто упоминаются следующие положения закона о соотечественниках:
- декларативный характер закона не позволяет органам власти в центре и на местах реагировать на предметные и весьма конкретные просьбы и обращения соотечественников;
- размытость определения соотечественников затрудняет работу органов власти Российской Федерации с этой категорией граждан, не позволяет выделить ее из других категорий постоянных жителей стран постсоветского пространства;
- не определены возможности практического использования документа, подтверждающего принадлежность российским соотечественникам, выдача которого предусмотрена законом.
Для законодательного обеспечения работы с соотечественниками российских регионов необходимо вернуть в текст закона изъятия, сделанные известным 122 законом, согласно которым регионы России оказались лишены возможности участия в реализации программ поддержки соотечественников за счет собственных бюджетных средств.
Острым для соотечественников остается проблемы приобретения российского гражданства, легализации их при прибытии на территорию Российской Федерации, поскольку в новых законах, принятых в 2002 году, вообще «забыли» о том, что у России существуют за рубежами соотечественники, ставшие иностранцами не по своей воле после развала СССР. И далеко не все из тех, кто хотел бы принять российское гражданство, смог это сделать за 10 лет, суверенного существования бывших братских союзных республик.
Уже на предварительном обсуждении стало ясно, что требуется комплексное, пакетное решение задачи. Нуждаются во внесении поправок не только закон, определяющий политику России в отношении соотечественников, но и другие законодательные акты, которые необходимо будет подправить в связи с новой редакцией базового закона. Это законы «О гражданстве РФ», «О правовом положении иностранных граждан в РФ» , «О въезде в РФ и выезде из РФ».
Также высказано предложение о необходимости разработки и принятия специального закона о репатриации в Российскую Федерацию, который должен защитить право российских соотечественников, возвращающихся в Россию, на упрощенную процедуру легализации в Российской Федерации и получения российского гражданства. Очевидно, что на Круглом столе вновь будет поставлен вопрос о необходимости принятия такого закона. Концепция данного законодательного акта разработана в Институте стран СНГ и обсуждена с юристами Форума переселенческих организаций. Совместными усилиями Института и Форума еще летом прошлого года подготовлен и проект закона о репатриации. Пока он лежит в запасниках без движения.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |