Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
В Сочи 4 апреля с.г. прошла рабочая встреча президентов России и Белоруссии, которая продолжалась несколько часов. Белорусский и российский лидеры обменялись мнениями относительно перспектив СНГ и создания Единого экономического пространства, обсудили целый ряд вопросов международной политики, современное положение на постсоветском пространстве и другие проблемы взаимных отношений двух стран.
Ничего внятного и нового о процессе создания ЕЭП от глав обоих государств, являющихся членами «четверки», общественность так и не услышала. Президент РБ Александр Лукашенко, правда, заметил, что страны-участницы ЕЭП «близки к серьезному прорыву на данном направлении», но к подобного рода заявлениям Лукашенко никто уже давно серьезно не относится. Главными препятствиями на пути создания Единого экономического пространства являются разные условия вступления в ВТО Казахстана, России и Украины (при том, что Белоруссия остается за бортом этой организации), а также стремление Киева добиваться срочного принятия Украины в Евросоюз.
Большинство украинских политиков считает также, что ЕЭП создано внутри СНГ, организации, которая является уродливым детищем СССР. Уже в силу этого фактора отношение к ЕЭП не может быть со стороны Киева позитивным. Правительство Украины заявляет, что говорить о высшей форме интеграции в форме ЕЭП в настоящий момент нельзя, поскольку нет базы для создания такого объединения четырех стран. Действительно, ни одного соглашения из 92-х, предусмотренных по плану создания ЕЭП, до сих пор не подписано, а принятые ранее не выполняются. Предложение же Киева в рамках «четверки» ввести сначала зону свободной торговли, наталкивается на противодействие Белоруссии. Отсутствие реальных предложений от Путина и Лукашенко по выходу из сложившегося тупика в процессе создания ЕЭП свидетельствует, скорее всего, об окончательном крахе этой идеи.
Что касается будущего СНГ, то оно видится Александру Лукашенко и Владимиру Путину, как можно было понять в ходе их совместной итоговой пресс-конференции, в довольно оптимистичном ключе. Содружество, по крайней мере, охарактеризовали как организацию, «еще не исчерпавшей своего потенциала». Впрочем, судьбу СНГ способны определить только все государства-члены Содружества, а ряд из них сегодня настроен довольно скептически по поводу продолжения существования этой международной организации. Кремлю трудно сейчас предложить и программу модернизации СНГ, которая сразу устроила бы все страны-члены Содружества. Поэтому попытки Владимира Путина в ходе встреч с лидерами государств, входящих в СНГ, найти искомый компромисс в данном вопросе будут, вне всяких сомнений, продолжены.
Однако, учитывая сложившиеся политические реалии, вернуть лидирующую позицию в рамках сходящего с международной сцены Содружества, внутри которого почти не осталось важных точек соприкосновения интересов, России уже не удастся при любой степени активности (явно запоздалой) с ее стороны. Слабое СНГ, организация полная противоречий, конфликтов и без лидера (им может быть только Россия) ни в какой мере не устраивает Россию. Невозможно представить себе и то, что «платформа для переговоров» под вывеской СНГ превратится когда-нибудь в «большую дюжину», способную вырабатывать единую стратегию действий на постсоветском пространстве, по отношению к соседним странам и международным блокам.
Обратим внимание и на другой момент. Перед самым началом переговоров белорусский президент выглядел озадаченным и встревоженным, словно никак не мог понять, для чего его пригласили в сочинскую резиденцию Владимира Путина. Дело в том, что с лета прошлого года подобных встреч у лидеров двух государств не было, а вообще Путин и Лукашенко не виделись друг с другом с октября 2004 г. Это объясняется тем, что ранее российская сторона (фактически в ультимативной форме) обусловила возможность приема белорусского президента Владимиром Путиным готовностью Минска к конкретному решению хотя бы одного вопроса в межгосударственных отношениях. За последние полгода белорусская сторона так и не «дозрела» до подобного шага, поэтому Лукашенко, прибыв по неожиданному приглашению Путина в Сочи, опасался какого-нибудь подвоха со стороны скрытного российского лидера. Более того, глава Белоруссии явно растерялся: забыв о круге накопившихся проблем в двусторонних отношениях, о которых он так долго говорил министру иностранных дел России Сергею Лаврову накануне переговоров в Минске, Лукашенко в присутствии своего российского коллеги вдруг заявил: «больших проблем нет, и малых я бы не мог обозначить».
Зато после переговоров Александр Лукашенко был более умиротворен, поскольку получил от российской стороны гарантии того, что «Газпром» сохранит для Белоруссии прежние отпускные цены на газ (46,68 долларов за 1 тысячу куб. м на российско-белорусской границе), и они не будут меняться до 2006 г.(включительно). Минск, исходя из этой договоренности, обязуется в 2005-2006 гг. не повышать цену за транзит российского газа в Западную Европу и способствовать завершению строительства дополнительных газокомпрессорных станций на белорусском участке транзитного газопровода (из предусмотренных по плану в строй ранее была введена только одна подобная станция). Ликвидация угрозы новых газовых войн, фиксированная льготная цена на импортируемый из России газ открывают белорусскому хозяйственному комплексу хорошие перспективы, позволят ему стабильно работать, включая год выборов президента. А это крайне важно для основного кандидата на пост президента Белоруссии – Александра Лукашенко.
В качестве промежуточной меры такая договоренность устраивает и «Газпром», поскольку позволяет ему поддерживать в строю несколько альтернативных маршрутов экспорта газа в Западную Европу, проходящих по территории различных постсоветских стран. Кроме того, учитывается, что на строительство и ввод в эксплуатацию российского газопровода по дну Балтийского моря потребуется время, а перспектива создания российско-белорусского газотранспортного предприятия (в силу завышенной Минском цены за пакет акций (49%) «Белтрансгаза») практически отсутствует. Руководство «Газпрома» в лице Алексея Миллера к тому же не оставила надежду «пробить» через президента России отмену государственного регулирования цен на природный газ со следующего года. В случае либерализации такой ценовой политики, сочинские договоренности по ценам на импортируемый из России газ могут быть нарушены в 2006 году.
Белоруссия получила в Сочи от Владимира Путина и очень важный для нее сигнал о том, что Россия не будет участвовать в потенциальной экономической блокаде республики, затеваемой Западом, под флагом установления в Минске «демократического» режима. Кроме того, выявилась определенная основа для осуществления в будущем военно-технического сотрудничества в сфере противовоздушной обороны Белоруссии и западных рубежей России. В одиночку, например, Белоруссии не под силу развернуть и поддерживать в боеспособном состоянии современную, эффективную систему ПВО-ПРО, и по финансовым соображениям, и по военно-техническим аспектам этой проблемы. Начавшиеся сразу после встречи президентов России и Белоруссии комбинированные учения белорусских войск ПВО-ВВС совместно с российскими ВВС и частями ПВО подтвердили наличие единства у сторон в понимании важности укрепления противовоздушной обороны и поддержания боеготовности стратегической авиации России к нанесению ударов по любому потенциальному агрессору.
Несмотря на столь длительное время, которое смог уделить своему белорусскому коллеге Владимир Путин, абсолютно никакого продвижения в плане интеграции двух стран и создания Союзного государства, как и ожидалось, не произошло.
Особенно обескураживающее выглядела итоговая информация по «ключевому элементу для дальнейшего сотрудничества» - проблеме перехода на использование единой валюты на территории России и Белоруссии. В результате переговоров российский президент получил очередное подтверждение отказа Минска вводить российский рубль у себя в республике в обозримой перспективе. Поэтому в «Бочаровом ручье» российской стороне пришлось учесть «некоторые опасения» Александра Лукашенко и окончательно закрыть проект о введении российского рубля на территории РБ с 1 января 2006 года. Теперь российское правительство может спокойно верстать проект государственного бюджета РФ на следующий год, не закладывая в него потенциальные затраты на реализацию российско-белорусского валютного союза. Именно этот сюжет беспокоил российское правительство больше всего, а раскрыть подлинные намерения государственно-политического руководства РБ по вопросу перехода на единую валюту можно было только в ходе переговоров с главой белорусского государства.
После встречи Владимир Путин, правда, заявил о том, что «идея введения рубля в качестве единой валюты Союзного государства не умерла». Однако это утверждение уже следует рассматривать как частное мнение президента России, которому так и не суждено, скорее всего, воплотить столь важное «для интеграции и для судеб народов» решение в жизнь до истечения срока своего пребывания во власти.
Белорусский президент демонстрировал в Сочи приверженность внешнеполитической линии на обеспечение национальных интересов в том виде, в котором он их понимает. Политика Лукашенко на международной арене явно отличается в последние годы от стратегической ориентации некоторых постсоветских республик (стран Прибалтики, Грузии, Украины, например), которые продемонстрировали готовность принять внешнее управление Запада, превратившись, фактически, в марионеточные государства. Курс Минска – полная политическая, военная и социально-экономическая самостоятельность, сохранение суверенитета республики. Вместе с тем, Белоруссия остается заложником зависимости ее экономики от поставок импортных энергоресурсов, сырья, полуфабрикатов, а также от рынков сбыта белорусской продукции за рубежом. Республика остро нуждается в выходе к морю, в гарантиях национальной безопасности, которую не в силах обеспечивать своими силами. Существовать в изоляции белорусское государство не в состоянии. Поэтому Александру Лукашенко или его преемнику придется сделать исторический выбор: установить реальные союзные отношения с Россией или проводить политику на сближение с Западной Европой.
Пока дать импульс процессу строительства Союзного государства двум президентам в Сочи так и не удалось. Не сдвинулась с мертвой точки, например, разработка принципов создания российско-белорусского единого государства – не было принято никакого решения по проекту Конституционного акта СГ, в котором эти принципы и должны быть изложены.
В последние годы лидеры двух стран тщательно обходят и вопрос о принятии закона по процедуре выборов парламента Союзного государства, поскольку приоритетным якобы является принятие на референдумах в России и Белоруссии Конституционного акта СГ. Напомним, однако, что законопроект о выборах в союзный парламент был разработан и внесен в Государственную Думу ФС РФ и Национальное собрание РБ еще в 2000 году. Парламенты России и Белоруссии одобрили законопроект, но так и не приняли его. Если бы парламент Союзного государства был избран в свое время, то Конституционный акт давно был бы разработан и вынесен на национальные референдумы. Поэтому позволительно спросить, не является ли надуманной сама проблема приоритетности в рамках построения модели Союзного государства?
В любом случае сегодня вполне очевидно, что Минск твердо убежден в отсутствии необходимости политической и валютной интеграции Белоруссии с Россией. Кремль в ответ демонстрирует полное неприятие белорусских предложений по принципам, структуре и полномочиям будущего межгосударственного образования, черты которого заимствованы из Договора 1999 года. Встреча на черноморском курорте Александра Лукашенко с Владимиром Путиным ничего нового и существенного по этому поводу не добавила. Преодолеть противоречия двум государственным лидерам не только не удалось, но они, как представляется, по ряду потенциальных направлений интеграции даже обострились.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |