Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Планы Национального банка и Совета министров Белоруссии

28.03.2005. Белорусская газета

Ярослав Романчук

Нацбанк и Совмин приняли совместное постановление «О программе повышения реального спроса экономики РБ на деньги в 2005г.». Этим двум госструктурам все тяжелее работается в одной упряжке: правительство с трудом обходится без дешевых кредитов Нацбанка, настойчиво требуя удешевления кредитных ресурсов для реального сектора. Иначе выполнить 16 прогнозных показателей и довести зарплату до $250 в месяц невозможно. Нацбанк же выражает обеспокоенность по поводу падающей конкурентоспособности белорусских предприятий, разбухающих госпрограмм и низкого качества делового климата.

Нацбанк декларирует ужесточение денежно-кредитной политики, что выражается в сокращении предложения денег. За 2004г. рублевая денежная масса увеличилась «всего» на 58,1%. Для любого европейского банка такие темпы были бы интерпретированы как высоко инфляционные. Но по сравнению с 2003г., когда этот показатель увеличился на 71,1%, прогресс налицо.

За минувший год требования банков к экономике в рублях увеличились на 71,5%, или на 2,3 трлн. рублей. Для поддержания такой динамики правительство и Нацбанк не могут допустить замедления роста депозитов населения. Но и этого недостаточно без привлечения иностранных инвестиций (покупка акций или кредиты). Поэтому достижение задачи программы - сбалансирование роста спроса денежного предложения и реального спроса экономики на деньги - требует немалых усилий. В этой ситуации достижение макроэкономической и финансовой стабилизации может войти в противоречие с другой задачей - увеличением кредитной поддержки растущих аппетитов госсектора.

Похвально стремление Нацбанка снизить рост ИПЦ до 8-10% в год, допустить девальвацию национальной валюты по отношению к российскому рублю не более чем на 2,4%, по отношению к доллару - не более чем на 3,4%. Для этого рублевую денежную массу планируется увеличить на 17-21%. Это резкое снижение Нацбанком денежного предложения, если учесть амбициозные инвестиционные и производственные цели Совмина. Чтобы новые деньги не стали катализатором роста цен, Нацбанк и Совмин предполагают разработку региональных мероприятий «по достижению сбалансированности наличных денежных средств населения с объемом предлагаемых к реализации товаров и платных услуг на 2005г.». Для выхода на запланированные показатели «необходимо повышение реального спроса экономики на деньги в 1,3-1,35 раза».

Не меняя характер проводимой политики, сделать это крайне сложно, особенно если выполнение этой задачи «не должно приводить к росту цен и снижению обменного курса белорусского рубля». Этому будет способствовать «принятие мер в области регулируемого ценообразования с учетом выполнения установленных на 2005г. прогнозных показателей по уровню инфляции». В переводе на нормальный язык: власти (на уровне министерств и исполкомов) не будут чураться ограничения роста цен административными методами, если те будут портить картинку с инфляцией. Реальные цены этим не обманешь, а на бумаге все будет выглядеть прилично.

Власти должны открыть населению и предприятиям новые возможности вложения новых денег. Во-первых, планируется поддерживать положительные ставки рублевых депозитов, чтобы доля «срочных вкладов в ресурсной базе» увеличилась. Добиться этого одновременно со снижением стоимости кредитов для госпредприятий непросто. Очевидно, Совмин и Нацбанк будут практиковать выдачу точечных кредитов под ј или Ѕ ставки рефинансирования. Чтобы наличных денег в экономике было меньше, власти ставят задачу увеличить на 20% количество банковских пластиковых карточек для расчетов не только в магазинах, но и за ЖКУ, телефонные разговоры, газ и свет. Заодно Нацбанк собирается расширять практику продажи населению золотых монет и слитков.

Во-вторых, власти надеются, что население будет еще больше вкладывать деньги в строительство жилья. На этом сегменте рынка цены явно зашкаливают: еще 5 лет назад кв. м жилья можно было построить за $250-300. Сегодня надо ориентироваться на $700-750. Так кирпичи, стройматериалы и цемент эффективно канализируют денежную массу. И главное для властей, что этот процесс никак не влияет на официальный уровень инфляции.

В-третьих, людям должны быть предложены новые услуги и товары, причем белорусского производства. Не исключено, что будет расширен перечень платных образовательных, здравоохранительных и жилищно-коммунальных услуг. Увеличив зарплату и пенсию, власти постараются тут же забрать эти деньги обратно. Лучше всего такая операция получается у госмонополистов, которые получат гарантированный рост спроса на свои товары и услуги. Каждый раз, когда Совмин принимает документ о «мерах по поставке на внутренний рынок необходимых населению товаров», об «обеспечении приоритетного насыщения рынка регионов республики товарами народного потребления отечественного производства», активизируется борьба с импортом, дешевеют ресурсы для отечественных производителей, страдает платежная дисциплина. Так что реализация программы, вероятно, приведет к росту цен на импорт и сокращению товарного ассортимента. Власти хотят, чтобы «лишние» деньги населения уходили на счета госпредприятий.

Предложенные правительством меры по росту спроса на деньги со стороны реального сектора не могут не беспокоить Нацбанк. «Стимулирование производителей сельскохозяйственной продукции и сырья путем предоставления им товарных кредитов для реализации такой продукции и сырья» - это неизбежность выделения льготных кредитов для производителей тех самых товаров, которые будут служить сельхозорганизациям кредитом. Для этих нужд будут использованы либо деньги населения, либо эмиссионные ресурсы Нацбанка, либо бюджетные дотации, либо золотовалютные резервы. Сегодня инвестор в здравом уме едва ли начнет добровольно поддерживать белорусский АПК.

   Запланировали власти и расширение перечня товаров отечественного производства, которые будут продаваться в кредит по упрощенной процедуре. Белорусов начинают приучать жить в долг, забывая предупредить о чрезмерно высоких ставках по кредитам. Опять же расширение такой практики предполагает получение белорусскими предприятиями дополнительной выручки или кредитов на пополнение оборотных средств. Продавать в Россию станет гораздо сложнее, а источником оборотных средств опять-таки станут госбанки. За их ликвидностью вынужден будет следить Нацбанк, регулярно подбрасывая эмиссионные ресурсы в уставный капитал.

В нынешнем году Совмин и Нацбанк запланировали «развитие новых «нетрадиционных» рынков». «Нетрадиционными» они являются только для отставшей как минимум на 10 лет от других стран региона в области рыночных реформ Беларуси. Речь идет о фондовом рынке, «подготовке условий для создания системы институциональных инвесторов (банки, фонды) и инвестиционных консультантов». Отрадно, что власти вспомнили наконец о рынке ценных бумаг, но самих ценных бумаг пока на горизонте не видно. Предлагаемые Минэкономики акции для покупки за чеки даже до статуса мусорных не дотягивают. Без реальной приватизации и либерализации экономики фондовый рынок построить тяжелее, чем заманить Рональдиньо играть за минское «Динамо». Продажу физическим лицам облигаций «Беларусбанка» только студент 1-го курса мединститута может назвать развитием фондового рынка.

Поскольку закон о бюджете у нас имеет большую силу, чем настоящая программа, то мы склонны считать благим, но пустым намерением начать продажу «акций и объектов госсобственности на конкурсах и аукционах». Поступления в бюджет от этого не запланированы, да и инвесторы не особо рвутся вкладывать деньги в белорусскую экономику, в которой действует «золотая акция» и над которой висит дамоклов меч конфиската. Продажа недостроенных объектов и других неликвидов также не принесет желаемого результата, потому что здесь не предусмотрена упрощенная процедура, да и цены на эти объекты часто выставляются непомерно высокие.

Таким образом, правительству и Нацбанку трудно будет обеспечить спрос реального сектора на деньги на рыночных условиях. Кредиты под 17-20% годовых и стоящем курсе (вполне вероятно даже удешевление доллара по отношению к рублю) требуют проведения очень прибыльных коммерческих операций. Проводить их в зарегулированной, забюрократизированной, обложенной тяжелым налоговым бременем экономике очень сложно. А ведь населению никто щедрые проценты по депозитам не отменял.

Так что 2005г. пройдет при ожесточенной борьбе Нацбанка и Совмина за выполнение показателей. Каждый будет драться за свои. Результат зависит не столько от неких экономических закономерностей, сколько от близости и кредита доверия руководителей этих структур к главным лицам в администрации президента.

* * *

Как правительству, так и Нацбанку нужно добиться двух не совсем совместимых целей: с одной стороны - продемонстрировать снижение инфляции до 10% в год, не допустить падения курса рубля по отношению к доллару, сохранить положительные ставки по рублевым депозитам и увеличить ресурсную базу банков. С другой - обеспечить банки и предприятия достаточным количеством денежных ресурсов для выплаты высоких зарплат и пенсий, добиться 10-процентного роста ВВП, увеличить инвестиции на 17% и убедить население не только не забирать деньги с депозитов, но и увеличить их количество там как минимум на 70%.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ