Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
02.04.2005. «Главред»
Олеся Яхно
После «оранжевой революции» появилась мода на публичных политиков. Без лидера, который умеет говорить и выражать настроения электората, победить на парламентских выборах невозможно.
Виктор Янукович на президентских выборах получил 44 %. Однако, его возможность сплотить вокруг себя на парламентских выборах этот электорат даже у самих «донецких» вызывает сомнения. Одно время Валерия Коновалюка рассматривали как возможного кандидата на пост лидера Партии Регионов. Но, судя по тому, что он вышел из политсовета партии, это маловероятно. Зато Коновалюк не исключает, что он уведет из партии своих единомышленников и возглавит новую оппозиционную партию.
«Я ожидал более кардинальных шагов от правительства»
Валерий Ильич, Партия Регионов против социальных программ, если она не голосовала за изменения в бюджет-2005? Кажется, именно такую оценку Юлия Владимировна дала тем фракциям, которые не поддержали бюджет
Мы не против социального бюджета. Но это не должен быть исключительно бюджет проедания. А правительство пошло монетарным путем, предлагает накачивать бюджет, вследствие чего мы получим катастрофическую инфляцию. Честно говоря, я ожидал более кардинальных шагов от правительства, с точки зрения пересмотра бюджетной политики в целом и выработки четких критериев реализации своей программы. После предлагаемых изменений мы имеем фактически новый бюджет. Но инструменты, механизмы наполнения бюджета - за счет роста цен и тарифов, изъятия части оборотных средств предприятий, повторяют ситуацию того же 2000 года. В свою очередь, перераспределения в бюджете, завышение прогнозных показателей по многим доходным источникам дают вероятность возникновения скрытого дефицита. Мы же считаем, что все бюджетные изменения должны быть нацелены на обеспечение дальнейшего развития экономики. Как минимум, должны быть определены критерии сокращения налоговых льгот. Поскольку есть отрасли, которые после этого просто утратят потенциал и результат, наработанный за последние годы.
Этот бюджет – более социальный, по сравнению с предыдущим?
Сложно сказать. Потому что многие социальные категории не охвачены. На заседании правительства я говорил о том, что нам надо отказаться от такого, на мой взгляд, унизительного подхода, когда правительство устанавливает уровень обеспечения прожиточного минимума. Когда по закону о социальных гарантиях малообеспеченным семьям, инвалидам и лицам, которые не имеют права на пенсии, уровень прожиточного минимума составляет 120 гривен. Это означает, что человек на 30 % может сам обеспечивать свои жизненны потребности, коммунальные услуги и так далее. Еще после принятия изменений в бюджет значительно сократиться количество тех людей, которые имеют права на жилищно-комунальную субсидию. Вроде бы, возрастают доходы, но это только номинальный рост. Потому что с повышением тарифов и цен в жилищно-комунальной сфере человек будет вынужден платить из своих доходов, не получая государственной поддержки.
Правительство Януковича при повышении пенсий, зарплат, стипендий руководствовалось предстоящими президентскими выборами. Какая цель стоит перед нынешним правительством?
Такая же – предстоящие выборы, только парламентские. Принять такой бюджет - это значит добиться серьезной поддержки общества, получить определенные перспективы на выборах 2006 года. А негативные последствия в экономике, которые обязательно возникнут при реализации принятого бюджета, попытаются переадресовать на действия предыдущей власти.
А вы считаете, что во всех обвинениях новой власти предыдущего правительства есть только политика? Ведь, повышая выплаты, Янукович руководствовался не столько экономикой, сколько предвыборной ситуацией
Активный рост цен начался с декабря предыдущего года. Особенно на продовольственные товары. Он превышает в несколько раз даже те плановые повышения, которые были утверждены. За весь 2004 год индекс цен составил 11 %. Уже в январе-феврале этого года на продовольственную группу товаров он увеличился до 23 %. Сегодня мы имеем дефицит в перерасчетах местных бюджетов, только в фонде оплаты труда он составляет 1 млрд. 400 млн. грн. А это означает, что местные бюджеты, фактически, становятся кассой для выплаты заработной платы. То есть, говорить о каком-то развитии, решении проблем местного плана не приходится. Уровень инфляции за последние два месяца составляет почти 5 %. Умножьте на 6 и вы получите прогнозируемую инфляцию в районе 26-28 % по итогам года. Сегодняшние революционные действия правительства могут свести на нет все усилия, которые были предприняты в плане развития экономики за последние годы.
Бюджет Кабмина Януковича тоже ведь был социальный
Да, рост расходов этого года был увеличен предыдущим правительством на 30 %. Я согласен, что в предыдущем бюджете было много недостатком. Поверьте, я очень активно в этом плане спорил с прежним министром финансов Николаем Азаровым по многим принципиальным вопросам. Но я хочу сказать, что бюджет текущего года, разработанный предыдущим правительством, наиболее эффективен, с точки зрения последних лет. Он не только выполняется, но и перевыполняется по доходам. Он сбалансирован. Поэтому когда нынешнее правительство одним махом хочет отменить нормы, порядка 65 законов Украины, которые формировались годами, с учетом динамики и роста экономики, можно просто все обвалить. Когда нынешняя власть была еще в оппозиции, она критиковала правительство за ручное управление бюджетом, а сегодня это приобретает системный характер.Да, сегодня модно говорить о том, что новая власть такая же, как и старая
И это справедливо, потому что все повторяется! Увеличивается финансирование правоохранительных структур. Украина постепенно превращается в полицейское государство. Более того, если каждый год правительство планировало на резервный фонд 250 миллионов, это правительство – уже 600! Программы, которые касаются жизнеобеспечения страны, развития экономики сокращаются без детальной проработки и анализа. При этом - отсутствие социально-экономической программы, основных приоритетов планирования на краткосрочные перспективы, отмена свободных экономических зон и так далее.
Может, причина в том, что сохранение СЭЗ просто выгодно некоторым представителям бизнеса?
Согласен, что есть определенные проблемы со свободными экономическими зонами. Но нельзя всех ставить под одну гребенку. Прежде всего, нужно провести анализ, понять какой эффект от этой экономической политики. Ведь у нас есть примеры предприятий, которые в два раза больше заплатили в бюджет, чем получили совокупных льгот. А есть предприятия, которые действительно имеют нарушения. Но запретить или ликвидировать – это всегда легче. А вот выполнить государству функцию контроля – гораздо сложнее.
«Президент публично демонстрирует отсутствие воли и позиции»
Тем не менее, за бюджет проголосовало достаточно большое количество депутатов – 376, в том числе эсдеки и коммунисты
Позиция тех или иных фракций в парламенте формируется сегодня не только с учетом критерия профессионализма. Здесь есть определенная меркантильность, конъюнктура, желание определенных политических сил угодить новой власти. Собственно, на фоне рассмотрения бюджета в парламенте сформировалось новое президентско- правительственное большинство.
Пропрезидентское или пропремьерское, в первую очередь?
Пропремьерское, проправительственное, пропрезидентское, которое должно взять на себя ответственность за выполнение бюджета, им придется отчитываться перед народом накануне парламентских выборов. И я к этому отношусь с пониманием, поскольку так и должно было произойти. Другое дело, что провластные партии сегодня прячутся за плечи оппозиции и фактически уходят от того, о чем говорили раньше.
А у нас есть оппозиция?
Есть, только она еще находится в состоянии самоопределения. Если мы даже проведем опрос среди населения, то увидим, что людям сложно разобраться в позиции тех или иных политических сил.
Как бюджетный комитет контактирует с правительством? Через главу комитета, заместителей?
У нас в этом плане вообще удивительная ситуация. Вопрос не только в организации работы комитета. Как вы знаете, глава комитета занимает сегодня еще и пост секретаря СНБОУ, и важно, чтобы эти понятия не совмещались, и здесь не было никакого антагонизма между правительством и главой комитета. На заседаниях комитета я не почувствовал, что правительство поддерживают даже все те, кто представляет его в парламенте. Внутренняя борьба видна. Хотя, я уверен, что бюджет необходим не политикам, а, прежде всего, людям.
Скажите, Петр Порошенко приходит на заседания комитета?
Для меня это непринципиальный вопрос. Потому что глава комитета должен, в первую очередь, обеспечить нормальную работу комитета и вести заседания. Другое дело, что комитет – это не инструмент какого-то политического влияния, как это у нас часто бывает. После принятия бюджета, наверняка, будет подниматься вопрос главы комитета. Вы бы хотели его возглавить?Парламент должен в ближайшее время достаточно жестко поставить вопрос совместителей. Я вообще удивляюсь тому, что Президент публично демонстрирует отсутствие воли и позиции. Он ведь четко сказал, что в течение двух суток все, кто получил должности, должны написать заявления о прекращении депутатских полномочий. Прошло три недели, и мы сталкиваемся с той же проблемой, что и раньше. Это дает еще один повод думать, что новая власть ничем не отличается от старой, такое же отношение к конституции и законам.
Насколько далеко, по-вашему, могут зайти противоречия во властной команде?
На мой взгляд, раскол неизбежен. Поскольку власть неоднородна, у нее есть серьезные внутренние противоречия. Если Леонид Кучма после своего избрания выстраивал под себя систему, то Ющенко, наоборот, ломает, ничего взамен не создавая. Процессы, которые сегодня идут, будут иметь серьезные последствия. Идет деквалификация. Уровень государственного управления сегодня настолько ослаб, что эффективные действия власти, даже если они будут в центре, не будут достаточно оперативно сопровождаться на местах. То есть, власть будет инертной. А существующие противоречия, несколько центров влияния вокруг президента приведут к конфликту.
Попытки снять Литвина с поста спикера – это тоже конкуренция внутри провластной команды?
Вопрос исключительно политической конкуренции и попыткой оградить Литвина от самостоятельной политической деятельности.
Чтобы он не пошел самостоятельно на выборы?
Да.
«Предложение от Юлии Тимошенко я связывал с рассмотрением изменений в бюджет»
С одной стороны, вы вышли из политсовета Партии Регионов. С другой – так и не дали ответа на предложение премьер-министра стать ее советником. Вы в оппозиции или готовы сотрудничать с властью?
Действительно, предложение стать советником премьер-министра – вопрос, который открыт для меня и сегодня. На этот счет у нас с Юлией Владимировной были дополнительные беседы. Принятие этого предложения я связывал с рассмотрением изменений в бюджет. Я ведь внес очень много поправок, которые не были рассмотрены бюджетным комитетом. Детально не рассмотрены. При постатейном рассмотрении мы смогли бы подкорректировать те или иные позиции, которые для нас принципиальны. Так как этого не произошло, сегодня мне сложно согласиться на предложение премьера. Учитывая то, что у меня есть своя принципиальная позиция и не все в плане видения премьер-министра, министра финансов, в целом правительства, можно реализовать. То есть, мне было бы не совсем удобно себя чувствовать в тех вопросах, где у нас есть серьезные расхождения в позициях.
Тем не менее, вы не отказались окончательно от этого предложения
После принятия бюджета правительство вместе с парламентом приступит к более фундаментальным вопросам – развитию бюджетной системы, подготовке бюджета на следующий год. Тогда, думаю, будет более уместно нам в какой-то степени совместно вырабатывать какие-то общие критерии и позиции.
А что касается вашего пребывания в Партии Регионов?
Партия Регионов – это особая тема, которая в принципе не может дать каких-то быстрых и решительных ответов и действий. Проще всего хлопнуть дверью и уйти. Но сегодня в партии много людей, которые поддерживают мои действия, и мой уход сейчас означал бы их предать, поставить крест на той деятельности, которая была на протяжении многих лет.
Я бы не хотел без широкой дискуссии, обсуждения в партии, когда еще есть надежда на серьезное преобразование, обновление, окончательно для себя принять решение. Поэтому, думаю, что где-то в середине апреля я однозначно выработаю четкую позицию. Которая будет означать лишь одно – останусь ли я в Партии Регионов или мы со своими единомышленниками, объединяя усилия, будем искать другие возможности, чтобы сформировать новое лицо оппозиции.
Почему именно в апреле?
Именно в апреле планируется провести второй этап съезда Партии Регионов и определиться с дальнейшим планом действий.Свой выход из политсовета вы аргументировали непринятием позиций Владимира Рыбака и Николая Азарова. Насколько мне известно, их позиции в партии сейчас как раз ослабли. Наверное, вы знаете больше, чем рядовые члены Партии Регионов. И в политсовете, и в политисполкоме руководство осталось прежним.
Наверное, перспективы партии зависят, в первую очередь, от лидера, который ее возглавляет?
Не только. Есть определенные люди, как в любой политической силе, которые сдерживают процесс развития и ставят только одну цель – попасть в следующий парламент. Это было особенно заметно после президентских выборов, когда не было сделано даже от самого элементарного анализа ситуации, чтобы все-таки понять, в чем были допущены ошибки и что нужно сделать для того, чтобы Партия Регионов доминировала, внушала людям уверенность в своей позиции и защищала их интересы. Поэтому, здесь вопрос не столько в лидере. Сколько в том, сможет ли Партия Регионов как политическая сила в дальнейшем претендовать на активную политику.
У Виктора Януковича как главы партии есть перспективы на 2006 год?
Многое зависит от него самого. У него есть результат в контексте президентских выборов. Я бы пожелал ему его сохранить. Но чтобы сохранить, нужно многое осознать и выстроить активную принципиальную позицию. Не только по отношению к новой власти, но и тем внутренним проблемам, решение которых позволило бы Партии Регионов обеспечивать нормальную деятельность.
Ваш выход их политсовета партии как-то обсуждался с Виктором Федоровичем?
Я неоднократно заявлял, чем отличатся моя позиция от позиции Рыбака – у меня она всегда публичная и открытая. Он живет совершенно абсолютно другими ценностями – интригами, подковерной возней, желанием кому-то насолить чужими руками. На политсовете сказал, если руководство партии не хочет рассматривать новую стратегию, программу, выработать четкую позицию, которую должна реализовывать фракция ПР, то я не вижу смысла находится в таком политсовете. Поскольку я хотел, чтобы накануне съезда его делегаты, которые в своих выступлениях, по сути, подтвердили мою позицию, уже сегодня могли инициативно обсуждать эти вопросы, и до съезда выработать какую-то конкретную позицию.
У Партии Регионов есть три союзника, которые, по крайней мере декларируют это на словах, - СДПУ(о), ПСПУ, «Братство». По-вашему, такое партнерство в плюс?
Сегодня все еще ведутся переговоры с различными партиями о совместных действиях. Кто именно войдет в коалицию оппозиционных сил и будет ли в принципе такая коалиция, станет понятным чуть позже.
«Если сегодня реально оценить численность членов ПР, работу областных организаций, картина будет не впечатляющей»
Во время выборов «донецкие» показали свою монолитность. После проигрыша на выборах Януковича вполне естественно, что часть команды, в частности, представители бизнеса переориентируются на другого лидера.
Каких-то живых процессов пока я не наблюдаю. Есть общая ситуация непонимания. Думаю, если сегодня реально оценить численность членов партии, работу областных организаций, то картина будет не впечатляющей. Есть, конечно, определенная тенденция, когда активисты и сторонники Партии Регионов преследуются, есть давление на многих лидеров партии на местах. Но в момент кризиса надо было проявить все свои организаторские способности, всю свою силу, чтобы они поняли, что сегодня есть, по крайней мере, партия, которая в состоянии оградить от незаконных действий. Поэтому, думаю, здесь есть выбор, который стоит перед всеми.
В каком случае вы готовы работать с властью?
Наверное, впервые во время выборов у нас сформировались власть и оппозиция, не имеющие идеологических разногласий и противоречий. Программы кандидатов в президенты были практически одинаковы. Поэтому действия оппозиции должны строиться на предложениях, которые могли бы существенно улучшить действия власти. Действия власти, которые идут во благо государства, должны позитивно встречаться и поддерживаться оппозицией. А там, где есть явные нарушения и злоупотребления, -должна публично об этом заявлять.
Как вы видите для себя 2006 год?
Думаю, выборы будут достаточно сложными. Но они будут определяющими. В том смысле, какой будет Украина.
Реванш возможен?
Вряд ли. Потому что есть достаточно существенный фактор – само общество изменилось. Но реваншизм и оппозиционность – это разные вещи. Добиваться реванша - это жить вчерашним днем. Сегодня люди, наоборот, живут завтрашним днем. Многие еще надеются на то, что новая власть выполнит свои обещания.
Вы готовы пойти на выборы с БЮТ, если она уйдет в оппозицию?
Я готов пойти с людьми, которые близки мне в убеждениях, последовательны в действиях и решительны в своей позиции.
А возглавить новую партию?
Если ситуация в плане перспектив Партии Регионов будет такой же, если не удастся переломить конъюнктуру и застой, то не исключаю. Поскольку сегодня есть много единомышленников, которые действительно хотят перемен, активных действий, влиять на политическую ситуацию. И если для этого понадобится какая-то юридическая основа, партийная структура, то это будет тот инструмент, который позволит влиять на ситуацию в целом.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |