Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Рудольф Матвеев
Итак, то, о чем долгое время говорили эксперты по молдавским делам, совершилось.
4 апреля 2005 г. парламент Республики Молдова избрал президента В.Воронина главой государства на новый срок. Конституционный суд РМ утвердил это решение законодательного собрания 6 апреля, а на следующий день В.Воронин официально вступил в должность. Компартия будет управлять страной еще четыре года. Впрочем, коммунистическая ли? Председатель партии, он же президент страны В.Воронин заявил недавно, что если стандартизировать Партию коммунистов Молдовы по классическому методу, то она по своим делам больше подходит к партии социал-демократического толка, и вообще в течение ближайших двух лет она поменяет свое название.
Если само переизбрание В.Воронина на пост верховного руководителя Молдовы сомнений практически не вызывало и не стало какой-то неожиданностью, то результаты голосования в парламенте все-таки привнесли известный элемент такой неожиданности.
Несмотря на прямо-таки ритуальные заклинания христианских «народных» демократов и их «вождя» Ю.Рошки, что они, мол, не намерены принимать участие в выборах президента и будут только наблюдать, как будут голосовать другие, ХДНП взяла да и проголосовала за своего идейного противника В.Воронина.
Надо сказать, что и без ХДНП у В.Воронина было бы достаточно голосов, чтобы вновь занять пост главы молдавского государства. Исход выборов президента стал ясен еще 24 марта, когда на должность председателя парламента был избран кандидат от ПКРМ Мариан Лупу, за которого вместе с коммунистами в тот день голосовали депутаты от Демократической партии, входившие в блок «Демократическая Молдова» и к этому времени образовавшие собственную парламентскую фракцию. М.Лупу получил поддержку 65 депутатов, из которых 8 были представители ДП, а 56 – представители Компартии. Так как глава государства по Конституции РМ избирается тремя пятыми голосов от нынешнего состава парламента (101 чел.), то для избрания своего президента коммунистам нужно было бы иметь 61 голос, т.е. им не хватало 5 недостающих голосов. Теперь они были у коммунистов в кармане.
На выборах президента выяснилось, что БДМ предали еще 3 депутата из Социал-либеральной партии О.Серебряна, которые, как и их «братья по духу» из ХДНП, дружно проголосовали за коммуниста В.Воронина.
Так, что в 2005 г. В.Воронин получил даже больше голосов, чем на аналогичных выборах в 2001 г. Тогда за него голосовали только депутаты от ПКРМ – 71 человек, теперь в его поддержку выступило 75 депутатов из 78, принявших участие в голосовании. К 56 депутатам-коммунистам присоединились 3 человека из СЛП, а остальные из Демпартии и ХДНП (один голос был отдан другому кандидату на пост главы государства от Компартии – президенту Академии наук РМ Г.Дуке).
Фракция блока «Демократическая Молдова» С.Урекяна, который теперь называется альянс «Наша Молдова», насчитывающий 23 депутата после выхода из блока демократов и социал-либералов, не участвовала в голосовании и не получала избирательных бюллетеней. А ведь Ю.Рошка сразу же после парламентских выборов кивал именно на блок С.Урекяна, когда говорил, что коммунист В.Воронин пройдет в президенты только благодаря голосам из БДМ.
Такую метаморфозу, произошедшую с ХДНП, ее лидер Ю.Рошка объясняет тем, что он и его партия не захотели быть орудием внешних сил с целью организации революции в Молдове после парламентских выборов. Он заявил 5 апреля в передаче телеканала PRO-TV-Кишинев, что якобы некие ответственные лица России предлагали ему за это деньги и конкретно интересовались, «сколько денег потребуется ХДНП для того, чтобы разбить палатки в центре Кишинева, а также для других акций протеста».
«В этой ситуации я задумался, - продолжает Ю.Рошка, - …стоит ли нам и впредь выступать за проведение досрочных парламентских выборов. Мы не захотели, чтобы кто-то извне использовал нас, чтобы столкнуть лоб в лоб с Владимиром Ворониным, и чтобы кто-то выгадал от этой конфронтации. Этим и объясняется предпринятый нами шаг - голосовать за президента Воронина», - сказал первый фронтист и сторонник воссоединения с Румынией.
К своей небылице он добавляет также, что ему в случае голосования за Воронина якобы угрожали физической расправой три бывших офицера МВД из окружения С.Урекяна, а после заседания парламента, на котором Воронин был избран президентом, его пытались запугать несколько комбатантов (так здесь называют тех, кто пытался «установить» порядок в Приднестровье с помощью оружия в 1992 г. – прим. автора).
Следует заметить, что беспардонная ложь всегда была отличительной чертой этого то ли молдавского, то ли румынского политика, к тому же ведь что-то нужно было сказать своим избирателям, которые никак не предполагали, что их пламенный борец с коммунистами Ю.Рошка отдаст голоса фракции ХДНП главному коммунисту В.Воронину, которому он так рьяно старался противостоять все эти четыре года правления ПКРМ.
Вскоре последовала ответная благодарность В.Воронина – Ю.Рошка, не успев выразить пожелание стать вице-спикером, как тут же получил этот пост. А фракция альянса С.Урекяна, имеющая в два раза больше депутатов в парламенте, чем ХДНП, осталась, как говорится, «на бобах». Надо полагать, что социал-либералы также получат свои «премиальные». Недаром накануне голосования в парламенте 4 апреля президент В.Воронин долго беседовал со своими теперь сторонниками Ю.Рошкой и предводителем СЛП О.Северяном.
Вообще, правильнее было бы говорить о метаморфозе молдавского президента и проводимой им внутренней и внешней политике, которая ныне полностью совпадает с политическими программами всех ведущих партий Молдовы. О сотрудничестве с целью претворения в жизнь новой политики В.Воронина эти партии договорились, приняв 24 марта с.г. в парламенте Декларацию о политическом партнерстве во имя достижения европейской интеграции. И если раньше еще наблюдались некоторые различия в подходе коммунистов и националистов к проблеме разрешения существующих в стране этнических противоречий, то теперь разногласий между ними практически не осталось. Об этом свидетельствует предоставление Компартией поста руководителя парламентской комиссии по вопросам прав человека и национальных меньшинств одному из ярых молдавских румынофилов, вице-председателю ХДНП Ш.Секеряну (еще один реверанс В.Воронина в сторону ХДНП). Знаменательно, что этот национал-экстремист был одним из организаторов антироссийских сборищ у посольства РФ в Кишиневе, когда сожгли государственный флаг России и портрет президента В.Путина. Знаменательно также то, что Секеряну заменил на упомянутой должности председателя Координационного совета русских общин М.Сидорова. Как будет «защищать» права нацменьшинств, особенно русского, этот представитель националистов, можно даже не гадать.
Что же касается вопросов евроатлантической интеграции, приднестровского урегулирования, вывода российских военных из региона, развития тесных отношений с западными странами, прежде всего, то здесь между ПКРМ и ХДНП уже давно присутствует полное взаимопонимание. Подчеркнем, что сходство, если не идентичность, позиций по перечисленным вопросам наблюдается также у правящей партии и блока «Демократическая Молдова», который вроде бы продолжает позиционировать себя как ее политический оппонент. Вот, например, что заявил лидер альянса С.Урекян на пресс-конференции в Кишиневе 1 апреля – БДМ (ныне носит название альянс «Наша Молдова» - прим. автора) считает, что Молдове необходимо переориентироваться на Европу, он настаивает на выходе Молдавии из СНГ и объявлении вне закона дислоцированных в Приднестровье российских войск.
В интервью агентству «Ольвия-пресс» С.Урекян, правда, попытался оправдаться, мол, на самом деле его позицию по многим вопросам исказили средства массовой информации, в частности, по приднестровской проблеме. По словам С.Урекяна, кто-то стремится «выставить БДМ антироссийской силой», тогда как его формирование выступает «за европейскую интеграцию, но при сохранении добрососедских отношений с Россией».
Есть еще одно объяснение решению христианских демократов и социал-либералов голосовать за В.Воронина. Они не могли ослушаться призыва из Вашингтона, озвученного сотрудником тамошнего института стратегических и политических исследований, их идеологическим единомышленником и наставником В.Сокором, который во всех своих статьях в молдавской печати накануне выборов президента Молдовы усиленно склонял оппозицию голосовать в пользу В.Воронина, чтобы, не дай бог, Россия не воспользовалась дестабилизацией обстановки в стране в своих интересах в ущерб взятому им курсу на евро-атлантическую интеграцию.
Так, западникам удалось на заключительном этапе президентских выборов объединить практически всю оппозицию вокруг лидера коммунистов В.Воронина, хотя совсем недавно их целью было помочь оппозиционным партиям сплотиться в борьбе именно против него. Еще памятны слова главы миссии ОБСЕ У.Хилла о том, что если оппозиция объединится, она может победить на парламентских выборах в Молдове в 2005 г. Как известно, после такого неприкрытого призыва к оппозиционерам президентская администрация устроила г-ну Хиллу обструкцию и даже пригрозила, что может инициировать его досрочный отзыв с поста представителя ОБСЕ в Кишиневе. Удовлетворенный своей победой В.Воронин сегодня об этом предпочитает не вспоминать, тем более он прекрасно понимает, кого он должен за нее благодарить.
В своей инаугурационной речи 7 апреля с.г. президент В.Воронин заявил, что «свежие порывы судьбоносных европейских революций в Грузии и Украине наполнили воздухом и паруса молдавской демократии». Кто организовал и финансировал эти т.н. революции, и во имя какой цели общеизвестно.
Отметил В.Воронин и достигнутый в Молдове компромисс самых, как он выразился, непримиримых оппонентов. По его мнению, противостояние удалось преодолеть благодаря обретению общей цели и смысла государственного развития – присоединение к единой Европе.
Молдавский руководитель заявил, что в ближайшие четыре года страна должна превратиться в единое, территориально целостное европейское государство, с развитой экономикой, высокими доходами населения, эффективным уровнем социальной защиты, с современной инфраструктурой и модернизированным сельским хозяйством. Далее он выдвинул три основные задачи, выполнение которых, как он считает, будет определять успешность развития Молдовы и отношение к ней со стороны международного сообщества.
Первая задача заключается в том, чтобы построить государство реальной, развитой демократии.
Вторая задача – это совершение экономического прорыва, стремительного постиндустриального скачка на базе современных знаний и высоких технологий.
Третья задача – это создание современной системы социальных гарантий не только в области здравоохранения, материальной поддержки материнства и высокого пенсионного обеспечения, но и в сфере образования и полноценного культурного развития.
Задачи, обрисованные В.Ворониным в его выступлении, действительно, как он сам сказал, «амбициозные», даже слишком. И весьма трудно разделить его оптимизм в том, что они могут быть выполнены, тем более в отведенный для этого четырехлетний период.
Молдова остается пока самой бедной страной в Европе. Внутренний валовой продукт в 2004 г. составил примерно 2,5 млрд. долл. США. Внешний долг Молдовы несколько уменьшился, тем не менее, он значительно превышает сумму в 1 млрд. долл. Дефицит торгового баланса в 2004 г. равнялся 680 млн. долл. Средняя заработная плата хотя и увеличилась, все же не достигла 90 долл., а бюджетном секторе же она составила лишь 64 долл. США. Средняя пенсия после повышения ее с 1-го апреля стала равняться 29 долл., а у работников в сельском хозяйстве – 19,5 долл. О каком достатке здесь можно говорить, о каких социальных гарантиях, о каком социальном равенстве и о какой демократии? Около миллиона граждан Молдовы трудятся за рубежом, т.к. власти не в состоянии обеспечить им работу на родине. Кстати, трудовые мигранты перечисляют и привозят в страну более 1 млрд. долл. США, т.е. почти половину годового ВВП Молдовы.
Страна по-прежнему практически полностью зависит от зарубежных поставок энергоносителей, 70% которых импортируется из России. Почти 80% продукции сельского хозяйства и винодельческой промышленности Молдовы приходится на российский рынок.
В научно-технической области в Молдове пока также не наблюдается каких-либо особых достижений.
Можно сказать, что, несмотря на известные положительные тенденции в развитии молдавской экономики в последние годы, общее ее нынешнее состояние делает весьма призрачными мечты В.Воронина о реализации поставленных им задач в обозримом будущем.
На что же надеется тогда молдавский президент? В своей речи на церемонии вступления в должность он сказал, что европейский выбор умножил число друзей Молдовы, которые верят в ее силы и болеют за нее. А дальше В.Воронин выдает себя. Президент говорит, что поддержка друзей становится все ощутимей, и она, по его мнению, «позволит в самое ближайшее время объединить страну, избавить людей Приднестровья от примитивного и унизительного режима». Правда, в ПМР пока его об этом никто не просил, а теперь после смычки с националистами особое желание у приднестровцев воссоединяться с Молдовой вряд ли появится вообще.
Конечно, слова об избавлении людей от режима предназначены для обывателей. Истинная цель, мы бы назвали ее четвертой задачей В.Воронина, - это завладеть экономикой Приднестровья, что и поможет, как полагают в Кишиневе, частично приблизиться к решению задачи экономического прорыва Молдовы. В регионе площадью в 12% территории РМ сосредоточено более 30% промышленности всей Молдавии, работающей в основном на экспорт. В 2004 г. ПМР экспортировала товаров почти на 540 млн. долл. США. Как известно, приднестровцы после распада Советского Союза и разрыва с Молдовой сумели сохранить промышленный и научно-технический потенциал и квалифицированные кадры. Более того, они на собственные средства, не получив ни цента из полученных Кишиневом кредитов, модернизировали целый ряд предприятий, большая часть которых была приобретена иностранными инвесторами из России, Бельгии, Украины, Венгрии, Италии и др. стран. И теперь В.Воронин очень желает заполучить это «забесплатно».
Но есть у В.Воронина еще одна надежда. Надежда на то, что Россия не будет применять против Молдовы никаких экономических санкций, чтобы вернуть торгово-экономическое сотрудничество в русло нормальных рыночных, выгодных обеим сторонам отношений, несмотря на проводимый им антироссийский внешнеполитический курс.
Надо сказать, что у молдавского лидера имеются основания думать именно так. За примерами далеко ходить не надо.
Несмотря на всем очевидное хамское поведение грузинского фюрера в отношении к России, Москва продолжает поставлять в Грузию газ и электроэнергию по самым низким в СНГ ценам.
Несмотря на чисто потребительское отношение новых украинских властей к сотрудничеству с Россией, делающих все, чтобы ущемить ее интересы, где только можно, Москва по-прежнему относится к Киеву как к лояльному партнеру. Правда, неизвестно, почему.
Теперь о Молдове. Премьер-министр РФ М.Фрадков дает задание министерствам и ведомствам проработать вопрос о санкциях против Молдовы в ответ на нагнетание властями антироссийского психоза в стране, министр Г.Греф тут же говорит о том, что это, мол, преждевременно. Ну, с Грефом понятно. Как говорится, что ему Россия, что он России. Все, что он делает, считают многие авторитетные российские экономисты и политики, направлено на развал конкурентоспособных отраслей российской экономики, на окончательное превращение России в сырьевой придаток Запада.
Президент В.Путин в своей поздравительной телеграмме в адрес В.Воронина по случаю переизбрания последнего президентом страны, в частности, пишет: «Надеюсь, что российско-молдавские отношения будут развиваться в русле подлинного конструктивного и заинтересованного сотрудничества, что позволит придать им характер реального взаимовыгодного партнерства». Представляется, что достаточно ясно сказано, чего ожидает Россия от Молдовы.
А вот оценка событий в Молдове и деятельности инициатора антироссийских акций В.Воронина российским гражданином и исполнительным секретарем СНГ господином В.Рушайло. Его послание тому же Воронину и по тому же случаю – это целый панегирик. В нем говорится: «Ваша победа на президентских выборах - яркая демонстрация поддержки молдавского народа того политического курса, который Вы проводили в последние годы». Под Вашим компетентным руководством осуществляются взвешенные экономические и социально-политические реформы, направленные на улучшение жизни народа». Не больше, не меньше. Может, конечно, здесь сказалась милицейская солидарность, а может, и отголоски дружбы В.Рушайло с Б.Березовским. А может, ему очень понравилось быть международным чиновником в президентском клубе СНГ по интересам, и при этом ни за что не отвечать.
Сегодня у России нет других рычагов, кроме экономических, чтобы заставить В.Воронина задуматься о бесперспективности его антироссийской политики, тем более что он рассчитывает в ближайшие 4 года превратить Молдову в процветающий край. Без России этого сделать невозможно.
Молдова вправе двигаться в Европу, как это делают и делали страны бывшего социалистического лагеря, но не все они интегрировались с ней под антироссийскими знаменами.
Но и с экономическими рычагами воздействия на Молдову у нас не все обстоит благополучно. Они находятся в руках российских государственных монополий – «Газпрома» и РАО ЕЭС России, главным образом. Ни для кого уже не секрет, что эти компании действуют, исходя, прежде всего, из своих корпоративных интересов, не считаясь с интересами государства. Что уж тут говорить о частном капитале, который покупал в Молдове в основном виноградники, винно-коньячные комбинаты и сахарные заводы.
Вопрос сегодня заключается в том, удастся ли В.Путину и М.Фрадкову отстоять свое видение и свою линию развития отношений России с Молдовой, которая предполагает обоюдное соблюдение интересов друг друга.
К сожалению, у многих в России появляются серьезные опасения на этот счет.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |