Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
А.Докучаева
Комитет по делам СНГ и связям с соотечественниками 21 апреля с.г. провел Круглый стол «Законы Российской Федерации «О политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве Российской Федерации»: реальности правоприменительной практики и пути совершенствования». Год назад в Госдуме проходил Круглый стол с аналогичной тематикой: «О вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в отношении российских соотечественников за рубежом и вынужденных переселенцев». Тогда состоялось обсуждение с участием соотечественников, проживающих за рубежом, переселенцев, представителей государственных структур. Говорили о том, что категория лиц «соотечественник за рубежом» была забыта в новых законах, определяющих вопросы гражданства, положение иностранных граждан в России, въезд в РФ и выезд из страны. Практически все согласились с тем, что и сам Федеральный закон «О политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (далее - закон о соотечественниках) нужно корректировать. Прошел год. Но никакой работы не проводилась. Рабочая группа, созданная Правительственной комиссией по делам соотечественников за рубежом еще весной прошлого года для внесения исправлений в закон только 1 апреля с.г. обозначила свое существование. Тем временем проблемы российских соотечественников за рубежом обостряются в связи с последними «цветными революциями», знаменующими антироссийский поворот в политике партнеров по СНГ.
Прошедший Круглый стол вызвал заинтересованное участие депутатов Госдумы. Редко, когда на таких заседаниях участвовал бы почти весь Комитет во главе с Председателем (А.Кокошин, С.Антуфьев, К.Затулин, В.Никитин, А.Савельев, В.Чуров), да еще руководитель фракции (Д.Рогозин - «Родина»). На Круглом столе выступили официальные лица, компетентные в поднимаемых вопросах: заместитель директора Консульского департамента МИДа России - Ф.Хорохордин, отвестственный секретарь Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом - С.Николаев, председатель Президиума по внешней и оборонной политике - С.Караганов, заместитель начальника управления по вопросам гражданства ФМС России В.Буров, заместитель начальника Управления по работе с соотечественниками и странами СНГ и Балтии Росзарубежцентра при МИД России – Т.Полоскова. В дискуссии приняли участие представители науки, переселенцев, те, кто уже многие годы, отстаивая права соотечественников, бьется об острые углы нашего законодательства и о черствые сердца наших бюрократов.
Т.Полоскова, под руководством которой в 2004 году был проведен первый мониторинг положения соотечественников в ближнем зарубежье, подтвердила, что новый закон о гражданстве воспринят соотечественниками как репрессивный, отрезающий их от России.
С.Караганов убедительно показал, что проводимая миграционная политика не только не решает государственных задач, но прямо вредит стратегическим интересам России, воздвигая непреодолимые барьеры на пути иммиграции, в то время, как бескрайние пространства за Уралом остаются безлюдными. Необходимо приглашать соотечественников из бывших союзных республик, а тем из них, кто будет переезжать в кризисные, малонаселенные регионы, оказывать материальную поддержку. Он считает, что Россия уже упустила многие возможности для использования потенциала постсоветской миграции, и должна думать о привлечении иммигрантов со всего света, конкурируя за них с Европой.
В.Буров рассказал, что сотни тысяч соотечественников, прибывших в Россию получили российские паспорта в прошлом году уже по новому закону, и ФМС считает, что нельзя смягчать его, чтобы не привлекать в Россию людей, не имеющих жилья и достаточного материального обеспечения.
К.Затулин справедливо раскритиковал эту позицию, обратив внимание на то, что привязывать вопросы гражданства с наличием постоянной прописки (а это значит, в большинстве случаев - собственного жилья) – это архаизм, свидетельствующий о полном непонимании реальностей современной жизни. Те, кто приезжает из за рубежа редко имеют возможность сразу заселиться в собственные дома. Живут в общежитиях, арендуют временное жилье. К.Затулин обратил внимание на то, что 122 закон, принятый в августе прошлого года отнял у субъектов федерации право на работу с соотечественниками за рубежом. В конце прошлого года субъектам дали право помогать соотечественникам из собственных средств. И сейчас необходимо внести в закон о соотечественниках те изъятия, на которых настояло Правительство в 122 законе. Одним из слабых мест закона о соотечественниках является чрезмерная широта понятия «соотечественник за рубежом», которая охватывает всех без исключения граждан бывшего СССР. Уточнение понятия «соотечественник за рубежом» остается в повестке дня. По мнению К.Затулина следует ограничить круг лиц, признаваемых российскими соотечественниками за рубежом при их на то доброй воле, теми, кто принадлежит к коренных народам России, не имеющим нигде за ее пределами своих национально-государственных образований. Полный текст выступления К.Затулина публикуется ниже.
Ф.Храхордин, представивший информацию консульских служб России, обратил внимание на нерациональность некоторых положений закона о гражданстве, которые воздвигают неоправданные препятствия перед соотечественниками. Так, например, по условиям части 1 статьи 14 закона в гражданство РФ могут приниматься лица как за рубежом так и в России. При этом принять гражданство РФ за границей формально проще, чем находясь в России. Т.о., те из соотечественников, кто получил среднее или высшее профессиональное образование в России и желает остаться, для оформления гражданства РФ вынуждены возвращаться в страну прежнего проживания. Возникает и другой вопрос. Гражданство РФ можно получить за рубежом, если есть родитель-гражданин России, проживающий в России. Но почему нельзя получить гражданство по этому родителю, если он находится за границей?
С.Николаев, обратил внимание на то, что вопрос о понятии «российский соотечественник за рубежом» достаточно сложен. Сейчас в паспортах отсутствует указание на этническую принадлежность. Как при этом определить, кто относится к коренным народам России, а кто не относится? В законе, определяющем политику РФ в отношении соотечественников, остается неработающей нормой положение о выдаче специального удостоверения, подтверждающего статус российского соотечественника за рубежом. Но в законе нет норм, которые бы определяли права владельцев таких удостоверений. Необходимо внести в закон соответствующие дополнения.
В развернувшихся прениях депутаты от «Родины» доказывали, что отношение к соотечественникам не изменится, пока не поменяется политический курс руководства страны от обслуживания горстки олигархов, вытягивающих из России природные богатства и финансы, на обеспечение национальных интересов. Представители переселенческих организаций рассказали о мытарствах, которые испытывают вернувшиеся на родину соотечественники, в связи с препонами в приобретении гражданства России. Л.Графова, председатель Форума переселенческих организаций, поставила вопрос о проведении т.н. миграционной амнистии - предоставлении документов для легального существования мигрантам, находящимся на территории России в настоящее время. На Круглом столе был представлен проект закона о репатриации, разработанный юристами Форума переселенческих организаций и сотрудниками Института стран СНГ, о концепции которого рассказал В.П.Михайлов, выступление которого размещено ниже.
Итоги состоявшегося Круглого стола должны дать живой материал для работы над законом, который определяет политику страны в отношении соотечественников за рубежом, а также для внесения исправлений в другие законодательные акты, которые непосредственно затрагивают интересы и права соотечественников.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |