Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Красная нить белорусской политики

Александр Фадеев

В апреле возросло внешнее давление на режим Александра Лукашенко со стороны Евросоюза и США. Демонстративные шаги Брюсселя и Вашингтона в этом направлении привели к активизации политической активности в Белоруссии. Энергичнее стала действовать не только белорусская оппозиция, но и президентская администрация.

Представители некоторых оппозиционных партий республики совершили ряд рабочих визитов в США, Польшу и Литву. Лидеров белорусской оппозиции – Анатолия Лебедько, Валентина Вечерко, Сергея Калякина и Станислава Шушкевича – тепло принимали отдельные парламентарии и высокопоставленные чиновники этих государств, подчеркивая, что  видят в них «представителей свободного белорусского народа». Это внимание к посланцам карликовых политических партий Белоруссии (в ОГП, например, менее 3 тысяч активистов), не имеющих широкой поддержки населения, весьма символично. По сути, такие действия со стороны Запада должны выступать в роли сигнала политикам и всему белорусскому обществу о том, что от дежурного партнерства с группами оппозиционного спектра Западный Альянс переходит к инициированию более решительных шагов по смене диктаторского режима Александра Лукашенко.

Трансформация политического строя в Белоруссии под руководством западного международного сообщества, при этом, должна планироваться и проводиться открыто. Об этом, в частности, свидетельствует призыв к ЕС спикера сейма Республики Польша Влодимежа Чимошевича – «действовать открыто, как и в случае с Украиной», который он декларировал, принимая белорусских оппозиционеров в Варшаве. В этом же контексте следует рассматривать заявление в Вильнюсе госсекретаря США Кондолизы Райс о том, что для Белоруссии, где правит «последняя диктатура в центре Европы», настало время для  перемен. Райс был указан и метод трансформации – единение оппозиции с гражданским обществом, и конкретный временной отрезок для подобных изменений режима в республике, который должен завершиться честными и прозрачными выборами президента Белоруссии в 2006 году. Госсекретарь США, кроме всего прочего, заронила надежду в сердцах белорусских оппозиционеров и правозащитников, с некоторыми из которых беседовала в Вильнюсе, на возможную встречу президента США Дж. Буша с представителями общественности Белоруссии в столице Латвии в первой декаде мая.

Оживление после демарша Кондолизы Райс испытали не только белорусские оппозиционеры, но и лидеры Украины и Грузии, которые поспешили в Кишиневе на встрече стран-членов ГУУАМ, выразить свою готовность содействовать развитию «демократических» процессов в Белоруссии. Особенно при этом усердствовал экзотический лидер розовой революции Михаил Саакашвили, который резко критиковал Александра Лукашенко, фактически обвинил его во лжи собственному народу и даже сравнил отсутствие демократии в Белоруссии с расцветом ее в Грузии. Заместитель министра иностранных дел РБ Виктор Гайсенок вынужден был оперативно реагировать на его высказывания, назвав их «примером вмешательства во внутренние дела суверенного государства и, одновременно, неадекватной оценки ситуации в своей собственной стране».

После скоординированных резких заявлений представителей и институтов Евросоюза и госсекретаря США в адрес белорусского правительства второе дыхание обрели не только белорусские оппозиционеры первой и второй волны, но и «обновленцы», партии и группы, создающиеся сейчас в Белоруссии из крыльев и фракций старых партийных структур. Резко увеличилось число умеренных и внепартийных политиков, которые уже не ограничиваются мягкой критикой и старательным дистанцированием от президента и его администрации, но решительно и публично позиционируют себя в качестве противников курса правящей элиты. Так, бывший председатель Совета Республики Национального Собрания, экс-президент Национальной академии наук Белоруссии академик Александр Войтович, несмотря на свой преклонный возраст, публично объявил о своем намерении баллотироваться на пост президента РБ в 2006 г. Смелее повели себя некоторые бывшим парламентарии, бывшие высокопоставленные чиновники и отдельные представители генералитета белорусской армии. Сегодня к оппозиции присоединились новые политики, среди которых самое заметное место занимает бывший ректор Белорусского госуниверситета Александр Козулин, лидер общественно-политического движения «Воля народа».

С другой стороны, в Белоруссии устойчивых политических традиций нет, а опыт политической жизни накапливается медленно, замедленными темпами идет и развитие политического плюрализма. Авторитарная бюрократическая система сдерживает эти процессы, верхушка чиновничества проявляет нетерпимость к любым формам проявления оппозиционности, несогласия с политикой государственно-политического руководства республики.

Обстановка в Белоруссии вполне спокойная и стабильная, а что касается политических групп оппозиции, то они, при отсутствии действительно массовых протестных движений, не в состоянии «раскачать» белорусское общество. Процесс интеграции разнородных оппозиционных структур на платформе свержения Лукашенко и его сторонников, вроде бы начался, но его нельзя квалифицировать как широкий, всеобъемлющий и бесконфликтный. Активисты оппозиционных партий явно не спешат встать первыми в шеренгу борцов против нынешнего президента, и большая их часть прибегла к  выжидательной тактике. Особенно это проявилось при выдвижении «единого» кандидата в президенты от оппозиции, которое пока больше смахивает на политическую возню. На политическом небосклоне оппозиции нет ни авторитетной партии, которая могла бы взять на себя бремя лидерства, ни харизматического политика, который бы признавался всеми функционерами в качестве единого альтернативного кандидата на кресло президента. Поэтому, невзирая на настойчивые призывы члена «десятки», первого секретаря ЦК ПКБ Сергея Калякина  остановить выбор кандидата в президенты на одном из «старых» лидеров оппозиции, не исключено, что альтернативного кандидата выберут из т.н. третьей колонны, и это выбор будет подсказан зарубежными специалистами по южным и цветным революциям.

Трудно будет оппозиционным силам Белоруссии выполнить основную инструкцию госдепа США, которая требует на первом, подготовительном  к смене режима Лукашенко этапе создания коалиции оппозиции с гражданским обществом. Но дело в том, что оппозиционные структуры широкой поддержки населения никогда не имели, в том числе и потому, что их программы предусматривают либеральные социально-экономические реформы. Активная же часть населения республики реформ явно опасается, особенно связанной с ними угрозы безработицы и роста цен. Пожилые люди также не одобряют потенциальные либерально-демократические и хозяйственные новации, курс на введение свободных рынков и частной собственности, поскольку все это, по их мнению, неизбежно приведет к свертыванию государственной социальной помощи и ликвидации имеющихся льгот, а также к активизации преступности и расслоению общества на бедных и богатых.

Оппозиция резко критикует президента и правительство республики за провалы в экономике, возлагает на них ответственность за нарушение гражданских прав и свобод, за удушение СМИ. Эта политика позволяет оппозиционным партиям надеяться на привлечение части белорусского электората на свою сторону. Однако большинство белорусского общества довольно консервативно настроено, одобряет программы социальной помощи и поддержки населению, которые осуществляет руководство Белоруссии, выступает за твердый порядок и государственный контроль. Белорусы (не без воздействия официозных средств пропаганды) в своей массе спокойно реагируют на жесткие меры правительства и силового блока в отношении той же оппозиции, поскольку считают, что эти действия помогают сохранить общественное спокойствие и стабильность государства, направлены на обеспечение национальной безопасности. Цифры, статистические данные, рапорты правительства о достижениях экономики, успехах в укреплении национальной валюты, преподносимые республиканскими СМИ, убеждают население Белоруссии в том, что руководство страны достаточно компетентно, заботится об его нуждах и выбрало верный путь развития экономики, повышения благосостояния граждан.

Александр Лукашенко ограничивает возможности граждан проявлять свою политическую активность, но в общественном сознании белорусов осознанного, твердого убеждения в необходимости добиваться права выражения собственной политической воли пока не присутствует. Реальные социальные льготы, а они существенны в республике, для многих гораздо более привлекательны, чем абстрактные призывы оппозиции строить демократическое государство по западным образцам. Кроме того, нельзя упускать из виду той атмосферы страха и подозрительности, которая присутствует в сегодняшней белорусской действительности, диктуя соответствующий (пассивно-выжидательный) вариант поведения большинства.

Перманентные контакты ряда оппозиционных функционеров с польскими политическими элитами так и не научили их политической мудрости. То, что поняли лидеры более двух сотен польских политических партий на заре реформ в Польше, когда объявили о подведении «жирной черты» под политическим прошлым граждан своей страны, закрыв, таким образом, тему фуркации, разделения общества на «чистых» и «запятнавших» себя при старом режиме, так и не поняли оппозиционеры Белоруссии. Они не поняли, что целому ряду категорий белорусского населения (работникам государственного аппарата, офицерам спецслужб и силовых ведомств, журналистам официальных СМИ и др.) необходимо дать гарантии того, что после прихода к власти в Белоруссии нового правящего класса они не станут преследоваться и их права не будут ограничиваться по причине сотрудничества с администрацией Лукашенко.

Призывы оппозиции расследовать преступления нынешнего режима, дать правовую оценку деятельности правительства, чиновников воспринимаются вышеуказанными категориями как угроза и в их адрес. Действующий президент, напротив, в своем прошлогоднем послании (14.04.2004) подчеркнул, что «этих людей (сторонников Лукашенко) не одна тысяча, и я их должен защитить». Кроме того, в специфических условиях Белоруссии государственные служащие опасаются, что на смену одной правящей группировке, при которой удавалось делать карьеру, повышать свой статус, придет другая – либерально-бюрократическая, явно стремящаяся к замене старых чиновников идейными сторонниками оппозиции. Поэтому оппозиционным партиям трудно рассчитывать на симпатии огромной и очень важной по значимости группы избирателей, получить признание и поддержку с их стороны.  Главный объект критических нападок оппозиционеров – президент Александр Лукашенко. Особенное раздражение в среде оппозиционных политиков вызвало ежегодное послание Лукашенко белорусскому народу, с которым тот выступил 19 апреля с.г. Послание посчитали популистским, бездоказательным и лишенным конструктивности.

Действительно, последнее обращение главы белорусского государства к народу (см. «Беларусь сегодня», 20.04.2005) по содержанию и идейному наполнению самое, пожалуй, слабое его выступление в подобном жанре. И это вызывает недоумение, учитывая, что послание и должно было стать аргументированным ответом на попытки внешних сил дестабилизировать политическую ситуацию в республике и подорвать авторитет Лукашенко.

Так, например, президент РБ призвал народ твердо выступить вместе с государством против действий политических сил, раскачивающих лодку белорусской жизни. Однако содержащееся в этом призыве требование к населению «в равной степени» разделить с властью ответственность за положение в республике, поддерживать госаппарат (читай – чиновников) вряд ли способно вдохновить белорусских граждан. Лукашенко, как представляется, поставил перед собой задачу показать, что он, как и прежде, полностью контролирует ситуацию, обладает исчерпывающей информацией о положении дел в стране и не боится политических оппонентов. Но именно этот аспект его выступления выглядел довольно неубедительным: президент то срывался на угрозы, то на почти заискивание перед республиканской общественностью, то начинал уверять в верности белорусских граждан своему президенту…  Выступление президента не только не успокоило общественность, но скорее породило у многих белорусов определенные сомнения в прежней силе и прочности президентского положения.

Время покажет, насколько удалось главе государства убедить белорусов в том, что сам Лукашенко и группа окружающих его высших чиновников являются народным правительством, имеющим историческую перспективу. Консерватизм, этатизм самого Лукашенко, проводимый им курс на «успокоение», сдерживание глубоких реформ во всех сферах жизни государства породили то сегодняшнее состояние белорусского общества, которое можно охарактеризовать как государственное безделие. Многолетние усилия президентской администрации, потраченные на превращение государства в некий обезличенный трудовой «муравейник», функционирующий под пристальным контролем президента, увенчались успехом лишь частично. Застой в экономике, политике и социально-культурной сфере объективно привел к появлению элементов упадничества в обществе, снижению культурного и профессионального уровня населения.

Государственно-политическое руководство Белоруссии словно не понимает, что попытка изолировать республику от тех глобальных процессов, которые охватили все остальные страны Европы, обречена на провал. Консервируя отсталые механизмы регулирования экономики, уповая на государственную собственность, управление и контроль, отвергая либеральные реформы и рынок, правительство республики загоняет в тупик хозяйственный комплекс. Как результат этого - низкое благосостояние граждан, что определяет социально-экономический разлом, когда Белоруссия оказывается в окружении более успешных и богатых государств. Это, в свою очередь, усиливает общественный дискомфорт, который ощущается как более болезненный в сравнении с подавлением самоценных проявлений личности в сфере общественно-политической жизни. А ведь смуту вызывает не отсутствие реальных прав на участие в политике государства, а бедность, мрачная действительность и отсутствие уверенности в светлом завтра.

Нельзя совершенно, подобно тому, как это сделал президент РБ в своем послании, игнорировать польскую «пятую» колонну в лице 400 тысяч поляков, проживающих в Белоруссии. Вряд ли при этом следует говорить о существовании на территории республики теневого «правительства черных» (из ксендзов). Но то, что костелы и католические организации при определенных условиях станут объективно способствовать стремлению поляков «на Восточных окраинах» раствориться в «польской луже», не вызывает никакого сомнения. Как и то, что костелы никогда не будут помогать полякам Белоруссии  растворяться в «русском море».

Правящий класс республики стремится перед президентскими выборами дезорганизовать ряды оппозиции, скомпрометировать ее лидеров, подавить окончательно неправительственные СМИ. Однако революции, включая цветные, социальные взрывы и потрясения происходят не от действий интеллигенции, объединенной в оппозиционные организации, а исключительно от постоянных злоупотреблений аппарата власти, некомпетентности правительства. В Грузии и Украине оппозиционным группам удалось утвердиться во власти не в силу притягательности и гениальности их политических программ, которые, по сути, представляли собой провинциальное повторение западных идейно-политических конструкций (да еще преломленных как в кривом зеркале), а благодаря коррумпированности, разложению и слабости прежних режимов.

В Белоруссии до тотального разложения системы государственного управления и загнивания всего государственного организма пока не дошло. Лукашенко успешно осуществляет ряд социальных программ, которые в значительной степени способствуют укреплению внутренней безопасности государства. Учитывая это, прогнозировать в ближайшей перспективе победу сторонников «западноевропейской цивилизации» в результате бело-красно-белой революции, поддержанной извне, нельзя, для этого нет достаточных оснований. Однако, исключая вариант победы оппозиции, следует сказать и о другом возможном сценарии развития событий, который состоит в том, что противостояние двух противоборствующих сил в Белоруссии приведет к их взаимному параличу. Такое «подвешенное» состояние может, исходя из специфики политической жизни республики, длиться относительно долго и привести в итоге к складыванию «третьей силы», которая в итоге и окажется у руля власти.  

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ