Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Банковская система Беларуси: стабильное развитие или балансирование на грани кризиса?

13.04.2005. ОГП

Станислав Богданкевич

За годы суверенного развития в Беларуси сформировались денежно-кредитная и банковская системы, удовлетворяющие основные потребности экономики, развивающейся по особой мобилизационной «белорусской модели». Основная ее суть в сохранении административно-командной системы хозяйствования с ограниченным внедрением рыночных механизмов регулирования. Ввиду присутствия в стране такой системы управления экономикой, отсутствия сколько-нибудь значимых иностранных инвестиций и кредитных поступлений стремительно нарастают скрытые риски, угрожающие стабильности банковской сферы и денежного обращения.

При всей видимости благополучия, в истекшем 2004 г., особенно во втором полугодии, банковская система балансировала на грани потери платежеспособности. Бесперебойные платежи были обеспечены посредством неправомерного прироста денежной эмиссии (почти на 30%). При приросте ВВП на 11% прирост рублевой денежной массы составил 65,5%. Однако рублевая ликвидность денежного рынка сохраняется низкой, а коэффициент рублевой монетизации экономики составляет менее 9%.

Банковская система страны, несмотря на свою частную, акционерную форму, на 82% находится в государственной форме собственности. Удельный вес иностранного капитала в уставных фондах банков составляет лишь 12%, в том числе российского – 3,5%, что крайне мало. Доля частного отечественного капитала – менее 6%. Совокупный уставный фонд банков на начало 2005 г. составлял 2,2 трлн. BYR, собственный капитал – 2,9 трлн. BYR. Относительно ВВП совокупный собственный капитал белорусских банков составляет менее 6%. К этому следует добавить, что в значительной степени показатель банковского капитала является формальной величиной, не отражает реальности, так как по трем ведущим банкам страны (в меньшей мере – по ряду проблемных банков), наращивание уставных капиталов осуществлялось в значительных размерах путем преобразования их проблемной задолженности перед органами госуправления в акции. Только за 2004 г. таким образом на 216,3 млрд. BYR пополнены капиталы Беларусбанка, на 285,1 млрд. BYR - Белагропромбанка и на 15,3 млрд. BYR - Белпромстройбанка. Первичным источником этих инвестиций являются эмиссионные средства. В силу такого наращивания капитала потенциальные риски возникновения неликвидности у банков возрастают.

Главным фактором повышения эффективности экономики, в том числе и банковской, является конкурентная среда. Ее создает частный сектор, а так же равные либеральные условия деятельности субъектов. В нашей стране, наоборот, практикуется принудительное закрепление за уполномоченными банками определенной клиентуры. Государственным банкам предоставляется ряд преференций, льготных пруденциальных нормативов, разрешений на создание не в полном объеме резервов на потери по активам, подверженным риску, освобождение крупнейших держателей вкладов физлиц – Беларусбанка и Белагропромбанка - от отчислений в гарантийный фонд защиты интересов физлиц и так далее. Действующим законодательством под гарантии государства предусмотрена сохранность вкладов в полных суммах в вышеуказанных банках, а также вкладов в инвалюте в Белпромстройбанке, Белинвестбанке и Приорбанке. В реальности такие гарантии весьма условны, так как в госбюджете никаких ресурсов на них не предусматривается.

В стране более 85% совокупного уставного капитала и валовых активов принадлежит шести (19% от общей численности) так называемым уполномоченным, в основном государственным, банкам. Крупным монополистом, которому к тому же органами власти созданы льготные условия по ряду направлений депозитной и кредитной деятельности, является Беларусбанк.

Все это свидетельствует о необходимости реформирования банковской системы страны, разгосударствления, выхода Национального банка из состава акционеров коммерческих банков, проведения реальной приватизации с привлечением иностранного капитала, прекращения практики административного вмешательства в банковскую сферу, отказа от предписаний в области кредитования, процентной и депозитной политики. Целесообразно выделить службу банковского надзора в независимое как от эмиссионного банка, так и исполнительной власти, ведомство. Без этого трудно ожидать повышения уровня интенсивности межбанковской конкуренции, повышения эффективности банковского дела, уровня ликвидности и устойчивости системы и национальной валюты.

Данные банковской статистики свидетельствуют об укреплении ресурсной базы банков. Основным источником ее формирования остаются собственные средства экономики, населения и органов власти. Доля средств, привлеченных от резидентов, составляет 66%. От нерезидентов - менее 10%, что является весьма слабым показателем. Доля других источников формирования - 24-25%. В ресурсной базе банков доминируют вклады предприятий и граждан (более 50%). Среди структурных изменений обращает на себя внимание постоянный рост доли привлеченных средств физических лиц при одновременном снижении доли средств субъектов хозяйствования. Доля депозитов физлиц в настоящее время составляет более 67% от всех депозитов в банках. Эти сдвиги можно было бы приветствовать, если бы платежеспособность субъектов хозяйствования не была на таком плачевном уровне. Наличие в экономике кризиса неплатежей, сохранение большой доли низкорентабельных и убыточных предприятий, замещение банковскими кредитами утраченного субъектами хозяйствования собственного оборотного капитала, являются ярким свидетельством того факта, что необоснованно высокий рост доходов и сбережений физических лиц ставит под угрозу будущее национальной экономики.

На начало 2005 г. банки располагали ресурсами в совокупности 14,6 трлн. BYR или 6,7 млрд. USD. Несмотря на положительную динамику роста кредитных ресурсов, ресурсная база страны, составляющая в целом менее 30% от размера ВВП, недостаточна для динамичного и эффективного развития экономики страны. Как минимум, она должна быть сопоставимой с ВВП. У нас в стране практически отсутствуют такие институциональные инвесторы, как финансовые компании, инвестиционные и пенсионные фонды и т.д. В стране функционируют страховые компании и профессиональные участники ценных бумаг, но их пассивы в процентах к ВВП незначительны. Кроме того, огосударствленная, административно управляемая, низко рентабельная банковская система не обеспечивает должный приток в страну ресурсов извне. В составе ресурсов доля привлеченных средств от нерезидентов составляет лишь порядка 200-300 млн. USD. Очевидно, без кардинального реформирования банковской системы эту проблему решить сложно. Тем более что Беларусь до сих пор не располагает суверенным кредитным рейтингом.

Снижает также доверие к банковской системе страны высокая степень закрытости, непрозрачности белорусских банков, слабое использование рейтингового анализа для оценки эффективности их деятельности. Следовало бы и произвести оценку реальной величины проблемных кредитов. Официальные данные о существенном снижении размеров и долей сомнительных к погашению кредитов в условиях осуществления политики поддержки низкорентабельных, убыточных и неплатежеспособных предприятий, совхозов, колхозов не могут не вызывать сомнения в их реальной достоверности.

Суммарный объем требований банков к экономике (включая кредиты, лизинг, факторинг, исполненные гарантийные обязательства, операции с использованием векселей, ценные бумаги, прочие требования) составляет 10 трлн. BYR или 68% ко всем ресурсам. Такой показатель уже ставит под угрозу ликвидность банковской системы. Причем только за последний год требования увеличились на 56,5% (в реальном выражении – на 36,5%). Валовые выдачи банками кредитов ежегодно увеличиваются более чем на 20% при росте экономики на 5-10%. Темпы роста выдачи долгосрочных (инвестиционных) кредитов еще выше: в 2005 г. они составили 36,9% (2,5 трлн. BYR). Учитывая, что основным источником банковских ресурсов являются текущие депозиты граждан, предприятий и органов власти, белорусская банковской система балансирует на грани серьезного кризиса.

В условиях дефицита отечественных финансовых ресурсов проблему финансового укрепления банков можно было бы решать путем привлечения внешних инвестиций (в процессе реальной приватизации) и отказа от административного вмешательства в банковскую сферу. Долю иностранного капитала в уставных фондах банков следовало бы довести до 50%.

Правительство и Национальный банк как будто понимают острую необходимость решения проблемы финансового укрепления банковской системы. Однако видят ее решение с помощью дальнейшего вмешательства в банковскую сферу, а не на пути либерально-экономических преобразований и получения на длительные сроки льготных кредитов от международных финансовых организаций. Это подтверждает требование правительства к 19 белорусским банкам о необходимости привлечения в их уставные фонды в 2005 г. не менее 120 млн. USD иностранных инвестиций (в том числе Беларусбанку – 52 млн. USD, Белагропромбанку – 26 млн. USD). Параллельно с этим правительство потребовало привлечь в банки ресурсов на 1 млрд. USD в форме кредитов под рыночные процентные ставки, которые, кстати, будут минимум в два раза дороже, чем кредиты от МВФ. О чрезмерной масштабности и очевидной невыполнимости поставленной задачи свидетельствует тот факт, что за 2004 год иностранные инвестиции в белорусские банки составили всего 13 млн. USD, а размер привлеченных иностранных кредитов - немногим более 200 млн. USD. Видимо, наше правительство находится в плену своих административных подходов, широко используемых во внутренней экономике, которые неприменимы для внешней свободной рыночной среды.

О какой привлекательности для внешних инвесторов и кредиторов может идти речь, когда совокупная рентабельность банковского дела низкая, а ведущие банки периодически сталкиваются с проблемой ликвидности. Размер совокупной текущей прибыли на 1 января 2005 г. составил лишь 183 млрд. BYR или 62 млн. EUR, причем почти половина этой прибыли получена частным, с участием австрийского капитала и поэтому более независимым от вмешательства властей, Приорбанком. Беларусь не отнесена к странам с рыночной экономикой, у нее отсутствует страновой рейтинг. Индивидуальные рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами (Fitch и др.) отдельным белорусским банкам, низки и не способны сколько-нибудь серьезно повлиять на увеличение притока ресурсов в банковскую систему страны под приемлемые для экономики проценты, а также изменить в целом негативный образ нашей модели хозяйствования, установившийся на внешних рынках. Ни один белорусский банк не имеет инвестиционного рейтинга. Однако еще в начале 2004 г. белорусское правительство сняло просьбу о выделении Беларуси кредитов stand-by, ограничившись лишь техническим сотрудничеством с МВФ. Между тем, на этапе выхода на внешние рынки и для правительства и для Национального и коммерческих банков достижение соглашений с международными финансовыми организациями, представляется одной из первоочередных задач.

Проблема нехватки кредитных ресурсов и ликвидности в определенной мере может быть смягчена за счет внедрения банками новых инструментов аккумуляции денег населения, таких как выпуск корпоративных облигаций. Хотя они, разумеется, не могут стать альтернативой привлечения иностранных инвестиций и кредитов.

Банковская система страны, как и всей экономики, требует реформирования в направлении разгосударствления, приватизации, привлечения иностранного капитала, развития конкуренции, увеличения степени прозрачности деятельности, использования для оценки эффективности рейтингового анализа.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ