Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
22.04.2005. Ольвия-пресс
И.Шорников
Масштабный саммит глав государств блока ГУУАМ, в котором должны были принять участие представители большинства стран Балто-Черноморской дуги и который должен был вдохнуть новую жизнь в этот антироссийский блок, закончился далеко не самыми положительными результатами для его организаторов. По итогам саммита был подписан всего один документ – Кишиневская декларация «Во имя демократии, стабильности и развития». Декларация говорит о необходимости «активизации мер по демократизации общества в странах ГУУАМ, урегулировании «замороженных» конфликтов, объединении усилий по европейской интеграции стран-членов организации». Подлинной сенсацией стали предложения по приднестровскому урегулированию, неожиданно озвученные на саммите президентом Украины Виктором Ющенко.
Еще за несколько недель до саммита официальный Киев заявил, что Украина намерена представить на нем свой план приднестровского урегулирования. Украинский проект не раскрывался, но некоторые его детали стали известны в Кишиневе. Прозвучало слово «федерализация». В молдавских СМИ началась травля еще не представленного проекта, а президент Молдовы Владимир Воронин однозначно заявил: «Если в этом проекте будет присутствовать слово «федерализация», мы даже читать его не будем». После этого, казалось, в Киеве взяли тайм-аут. Накануне саммита украинские представители заявили, что план будет представлен позже. Тем не менее, заявление Виктора Ющенко о «семи шагах, которые должны заложить основу для будущего урегулирования», внесло настоящую сумятицу среди участников саммита. Содержание этих «семи шагов» действительно можно назвать шокирующими для молдавской стороны. Виктор Ющенко заявил буквально следующее:
«1. Украина предлагает администрации Приднестровья создать условия для развития демократии, гражданского общества и многопартийной системы как регионального, так и общегосударственного уровня. Украина выражает готовность оказать всякое содействие в этих процессах;
2. Украина предлагает в ближайшее время на правовых условиях статуса Приднестровья провести свободные и демократические выборы в Верховный Совет Приднестровья как представительный орган приднестровского региона Республики Молдова;
3. Украина призывает Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы, Россию, США, другие демократические страны вместе с Украиной принять участие в обеспечении контроля за проведением выборов в Верховный Совет Приднестровья;
4. Украина поддерживает намерения ЕС и США содействовать в приднестровском урегулировании;
5. Украина выступает за трансформацию нынешнего формата миротворческой деятельности в регионе в международный механизм военных и гражданских наблюдателей под эгидой ОБСЕ и выражает готовность расширить количественный состав украинских военных наблюдателей в Приднестровье;
6. Украина призывает администрацию Приднестровья допустить международную мониторинговую миссию на предприятия приднестровского военно-промышленного комплекса;
7. Украина выражает готовность дать согласие на осуществление на своей территории краткосрочных мониторинговых миссий ОБСЕ с целью проверки перемещения грузов и людей через молдо-украинский участок государственной границы. Мы призываем Приднестровье принять аналогичные меры».
Наблюдатели в Тирасполе отметили важную особенность – по большинству вопросов Киев обращается непосредственно к приднестровским властям. Киев призывает к сотрудничеству США, ЕС и ОБСЕ, не забывает и Россию, а Кишинев остается как бы ни причем. Тем более «семь шагов» не отводят какой-либо роли в урегулировании Румынии, которая в последнее время пытается активизировать свою политику на приднестровском направлении. Первые четыре шага могут предполагать дальнейшее распространение «оранжевой» волны за пределы Украины при поддержке международных структур. Пятый шаг, кроме пока малоопределенной трансформации миротворческой деятельности, предполагает расширение количественного состава украинских миротворцев в Приднестровье. Надо отметить, что Тирасполь сам неоднократно предлагал Киеву усилить миротворческое присутствие Украины в зоне молдо-приднестровского конфликта. Тирасполь также неоднократно призывал «промониторить» приднестровские предприятия на предмет производства оружия, чтобы снять с себя обвинения в его незаконном обороте. Пока, из-за противодействия Кишинева, это было безуспешно. Что же касается последнего пункта, то здесь Киев решил расставить точки над «i» в вопросах «контрабанды из приднестровского региона». «Мониторить» собираются всю молдо-украинскую границу, а не только ее приднестровский участок.
Показательна первая реакция посла России в Молдове Николая Рябова на украинскую инициативу. «Это может быть хорошим началом для того, чтобы сесть за стол переговоров и работать над документом», - заявил посол. Россию, в отличие от Литвы или Румынии, в Кишинев не пригласили, а заявления участников изобиловали антироссийскими заявлениями. Николай Рябов присутствовал на саммите лишь в качестве гостя. Однако именно мнение представителя страны-гаранта России представляется весомым. «Все стороны, вовлеченные в эту проблему, должны внимательно рассмотреть выдвинутую инициативу», - считает Рябов. «Инициатива Украины закономерна, Украина является посредником и ближайшим соседом Молдовы и поэтому заинтересована в разрешении этой проблемы». Семь шагов, предложенные Ющенко для приднестровского урегулирования, предусматривают демократизацию как одно из основных условий урегулирования. По словам посла России, «если допустить международные организации к мониторингу выборов в Верховный Совет Приднестровья, это не будет означать признание легитимности Приднестровья как государства, но в то же время повысит степень легитимности самих выборов». «Сейчас, - сказал Рябов, - так как власть Приднестровья нелегитимна, лидеры региона не могут заявить с международных трибун о своей позиции».
Как ни странно, мнение Владимира Сокора – американского аналитика румынского происхождения, исповедующего крайне антироссийские взгляды, - подтверждает выводы Николая Рябова. «Это предложение фактически признает руководство в Тирасполе, которое не было избрано демократическим путем», - заявил Сокор корреспонденту «Ольвии-пресс». «Такое признание неприемлемо», - считает Сокор. По его убеждению, выборы в Приднестровье нельзя признавать демократичными, поскольку «жители Приднестровья живут в условиях пропаганды шовинистического великорусского типа, как это было в СССР… Поэтому нужен период адаптации, как это произошло на Балканах, там выборы произошли только через несколько лет подготовок… Надо создавать необходимые структуры. Должен быть свободный доступ международных организаций, финансирование местных масс-медиа через Совет Европы, ЕС, ОБСЕ, то есть через авторитетные международные организации». «Свободные масс-медиа создаются с определенными ресурсами, это не значит иностранное вмешательство», - считает Сокор.
Американский аналитик затруднился ответить, какие цели может преследовать Киев, выдвигая подобные инициативы. «Я думаю, что это инициатива одного лица – господина Порошенко, которая мало что имеет общего с интересами Украины. Интересы безопасности Украины требуют вывода российских войск из Приднестровья, поэтому первая задача – это вывод российских войск, а в предложениях г-на Ющенко не было ни слова о российских войсках». Аналитик и здесь усмотрел «руку Москвы». «Я знаю, что вчера господин Порошенко был в Москве, поэтому я предполагаю, что он консультировался с российской стороной».
Примечательно, что под «выводом российских войск» Сокор подразумевает и одностороннее разоружение ПМР. «Есть две российские военные силы (в Приднестровье) – военные силы Российской Федерации и Приднестровья, которые являются российской военной силой в приднестровской форме и под приднестровским флагом», - заявил Владимир Сокор.
Справка «Ольвии-пресс». Владимир Сокор – американский аналитик румынского происхождения. Работает в Германии на радио «Свободная Европа», является политическим обозревателем американской «TheWashingtonPost». В 2003 году выступил с жесткой критикой проекта федерализации Воронина, является одним из авторов проекта «3Д» («демократизация, демилитаризация и декриминализация») для Приднестровья. После скандального срыва подписания «Меморандума Козака» и изменения курса официального Кишинева на антироссийский, поменял свое отношение к руководству Молдовы, сегодня он один из самых активных сторонников Воронина. Один из политтехнологов, обеспечивавший предвыборную кампанию ПКРМ. Как утверждают в окружении Воронина, после выборов является неофициальным советником президента Молдовы по политическим вопросам. Правительственная «Независимая Молдова» периодически публикует комментарии Сокора, которые до недавнего времени часто можно было видеть в органе ХДНП «Flux».
Украинский план приднестровского урегулирования будет представлен только через три недели. Несмотря на это, заявление Виктора Ющенко, бесспорно, стало главным событием кишиневского саммита ГУУАМ. Украина – страна, которая всеми участниками ГУУАМ признается лидером блока – не желает жертвовать своими национальными интересами во имя политических амбиций лидеров государств довольно аморфного образования. Придаст ли саммит новую динамику ГУУАМ? Отсутствие заметных результатов кишиневского форума говорит о том, что это маловероятно. Пока очевидны лишь глубокие противоречия между участниками этой организации.
В Тирасполе с определенным интересом и тревогой ожидали результатов саммита ГУУАМ. Кишинев бравировал усилением своих унитарных позиций и ожидал жестких оценок в адрес «сепаратистов». Для пущей убедительности молдавские власти провоцировали нарастание напряженности в районе села Дороцкое и даже приостановили свое участие в работе Объединенной контрольной комиссии (ОКК). Но в итоге не оправдались ни тревожные ожидания Тирасполя, ни надежды Кишинева.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |