Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Постсоветское пространство получит нового «Большого брата»

21.04.2005. ИА «Росбалт»

Яна Амелина

22 апреля в Кишиневе пройдет саммит ГУУАМ — организации, включающей Грузию, Узбекистан (формально не вышедший из блока, но де-факто прекративший работу в нем), Украину, Азербайджан и Молдавию. Она была создана еще в 1997 году, однако долгие годы пребывала в своего рода анабиозе. Результатом событий последних полутора лет — прежде всего, «революций» в Грузии и на Украине, а также беспрецедентного роста активности США на постсоветском пространстве — стала реанимация этого межгосударственного союза, главной целью которого первоначально назывались разнообразные экономические проекты.

Разносчики демократии становятся «смотрящими»

В настоящее время никто больше не ставит их во главу угла. Как заявил в марте секретарь Совета национальной безопасности Грузии Гела Бежуашвили, теперь ГУУАМ должен «сыграть определяющую роль в развитии демократии на всем постсоветском пространстве». Грузинский президент Михаил Саакашвили также преисполнен сознанием своей исторической миссии. «Мы нанесли нашим противникам поражение в Украине и Киргизии, — заявил он недавно. — Теперь в списке еще одна страна, которую я сейчас не назову — мы объявим об этом на саммите ГУУАМ, где мы также усилим деятельность под углом поддержки демократии. В итоге Грузия окончательно вырвется из имперского пространства. Мы вырвем Абхазию из когтей этой империи».

Под «этой империей» Саакашвили всегда понимает Россию. Страной следующей «революции», скорее всего, определена Белоруссия. Опережая события, грузинский парламент уже выразил «глубокое возмущение в связи с ситуацией, сложившейся в Белоруссии» и призвал белорусских коллег, а также исполнительную и судебную власти «не допустить утверждения диктатуры».

Президент Украины Виктор Ющенко пока еще не настолько свыкся с ролью разносчика демократии. Разочаровавшийся в перспективах СНГ и Единого экономического пространства, он полагает, что «в рамках ГУУАМ можно эффективно реализовывать энергетическую политику, которая связывала бы страны с ЕС», и считает блок «наиболее многообещающей инициативой сотрудничества стран в регионе». Не беда, что пока это прозападное объединение больше напоминает гальванизированный труп. После кишиневского саммита положение может резко измениться.

«Они планируют «съезд победителей» над поверженной Россией, - убежден заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов. - США сформулировали свой план захвата нефтяных запасов Каспия и создания вокруг РФ антироссийской санитарной квази-империи от Черного до Балтийского моря, для чего необходимо сменить режимы в Белоруссии и Казахстане. «Революции» там  - дело ближайшего времени». Важнейшая составляющая предстоящего саммита - обсуждение вопросов тактики и стратегии создания этого «санитарного кордона».

«Этот саммит будет принципиально отличаться от всех предыдущих, - полагает член Совета Ассоциации политических экспертов и консультантов Владимир Горюнов. - Его участники, за исключением Азербайджана, представляют собой открыто антироссийские режимы, к тому же пришедшие к власти с серьезнейшими нарушениями законности». По его мнению, в Кишиневе ГУУАМ окончательно оформится как организация-противовес СНГ, тогда как создавалась она скорее как параллельная структура.

В официальной повестке дня саммита  - обсуждение состояния процесса демократизации, укрепления безопасности и стабильности в регионе, урегулирования «замороженных» конфликтов и расширения связей ГУУАМ с международными организациями. Принять участие в разговоре намерены также президенты Польши, Румынии, Венгрии, Литвы и Болгарии. В таком составе члены блока собираются впервые. Переформатирование ГУУАМ свидетельствует, что единый антироссийский фронт в составе Грузии, Украины и Молдавии, о котором так долго говорилось, обретает, наконец, четкую организационную структуру.

Его вдохновители убеждены, что ведущая роль Москвы на постсоветском пространстве осталась в прошлом. В скором времени (особенно, если установление «демократии» в Белоруссии пройдет в те же рекордно короткие сроки, что и в Киргизии) о своих претензиях на эту роль открыто заявит Киев.

Пост «Большого брата» по бывшему СССР больше подойдет Виктору Ющенко. Похоже, именно так решили в Вашингтоне, где украинский президент недавно встречался с Джорджем Бушем. Точку в переделе постсоветского пространства должен поставить визит Буша в Тбилиси, который пройдет 10 мая. Как совершенно справедливо отметил Михаил Саакашвили, «это, бесспорно, исторический визит, и он очень хорошо вписывается в контекст той геополитической революции, которая происходит в Грузии, вне Грузии и с самым активным участием Грузии».

В свою очередь, Польша и Румыния, видимо, станут неофициальными кураторами обновленного ГУУАМ, отвечая, первая — за Украину, вторая — за Молдавию. «Интерес Румынии очевиден с конца 80-х — начала 90-х годов, — напоминает политолог Владимир Горюнов. — В Бухаресте едва ли не на государственном уровне рассматривают Молдавию как часть Румынии. Апелляция к этому и послужила, по сути, началом приднестровского конфликта. Польша также известна извечной антироссийской направленностью своей политики». Кстати, изменение статуса Польши вряд ли понравится Киеву.

Однако шансы Украины стать новым «смотрящим» по СНГ оцениваются высоко далеко не всеми. «Проект подобного возвышения Киева нереализуем в ближайшем будущем, прежде всего из-за серьезных проблем внутри самой Украины, где долго еще не будет необходимых для этого политической стабильности и экономического подъема, — считает Владимир Горюнов. — Это категорически противоречит устремлениями Польши, которая никогда добровольно не откажется от осознанной роли регионального лидерства и нового центра силы в Восточной Европе».

Европейские «паломники» торопят с урегулированием

В непризнанных республиках, неформально называющих себя СНГ-2 («Союз непризнанных государств») — Абхазии, Приднестровье, Южной Осетии — справедливо полагают, что основное внимание участников саммита ГУУАМ будет сосредоточено именно на «замороженных» конфликтах. «С точки зрения стран, принимающих участие в саммите, крайне важно ослабить позиции России в урегулировании конфликтов с последующим вытеснением Москвы из этих процессов, и подключить новых игроков, — считает Владимир Горюнов. — Польша и Румыния подтягиваются для оказания давления на Россию со стороны европейского сообщества». Действительно, в последнее время к решению проблемы непризнанных государств внезапно проявили интерес самые разные силы, до того долгие годы отделывавшиеся дежурными фразами о необходимости ее мирного разрешения.

Например, после инаугурации нового президента Абхазии Сергея Багапша в эту непризнанную республику началось настоящее паломничество западных дипломатов и глав влиятельных международных организаций. Старший советник госдепартамента США по вопросам Евразии Стивен Манн, американский посол в Грузии Ричард Майлс, посол Италии в Грузии Фабрицио Романо — все побывали в Сухуми, а Майлс так и не один раз.

В Южной Осетии не успевали открывать двери для самых разных неправительственных организаций, в том числе британской International Alert («Международная тревога»), а также представителей ОБСЕ. Что касается Тбилиси, то в апреле там побывали действующий председатель ОБСЕ Димитрий Рупель, генеральный секретарь Совета Европы Терри Дэвис и заглянувший заодно в Абхазию и Южную Осетию спецпредставитель ЕС на Южном Кавказе Хейкки Талвитие.

Естественно, в ходе всех этих переговорах речь шла о грузино-абхазских и грузино-осетинских взаимоотношениях. Наиболее внятно по этой теме высказался генсек Совета Европы. Терри Дэвис расстроился, что осетины не приняли так и не представленные им официально предложения Тбилиси по урегулированию конфликта, и похвалил план Михаила Саакашвили. «Главная цель моей встречи с представителями правительства Грузии — выяснить, как может Совет Европы оказать содействие Грузии», — пояснил Дэвис. При этом своих проектов разрешения конфликтов европейцы и американцы не выдвигают.

Грузинский президент представил план урегулирования грузино-осетинского конфликта на сессии ПАСЕ в феврале. Он был бы не так плох, если бы не отсутствие механизма гарантий невозобновления военных действий со стороны Грузии. После прошлогоднего августовского обострения в зоне конфликта бессмысленно предлагать Цхинвали поверить Тбилиси на слово. То же касается и плана грузино-абхазского урегулирования, написанного группой грузинских экспертов во главе с Паатой Закареишвили и Ивалианом Хаиндравой — он был бы, наверное, выполним, если бы не военные действия двенадцатилетней давности. Но пролитую кровь из истории не вычеркнешь, поэтому урегулирование на условиях вхождения Абхазии и Южной Осетии в состав Грузии возможно только силовым путем.

А то, что тянуть с решением проблемы непризнанных государств далее никто не даст, стало ясно еще в прошлом году. Пришла пора принести «демократию» и в эти регионы.

Ющенко представит свой «план Козака»

Международная активность вокруг Приднестровья также заметно повысилась. В середине марта Кишинев и Тирасполь посетил Димитрий Рупель, высказавшийся за размораживание процесса урегулирования. На днях спецпредставитель Европейского Союза в Молдавии Адриан Якобовиц заявил на своей пресс-конференции по итогам визита в страну, что «Европейский Союз намерен способствовать урегулированию приднестровского конфликта». ЕС, правда, не имеет собственного плана, но «намерен сделать предложения, которые могут оказаться полезными». Якобовиц собирается вновь посетить Молдавию через несколько дней после саммита ГУУАМ.

Напомним, что в ноябре 2003 года президент Молдавии Владимир Воронин отверг предложенный Россией «меморандум Козака», предлагавший разрешить приднестровский конфликт путем федерализации Молдавии. Вскоре после этого Кишинев вышел из переговорного процесса с Приднестровьем и высказался за включение в число посредников США, Евросоюза и Румынии, наряду с уже имеющимися ОБСЕ, Россией и Украиной.

Виктор Ющенко намерен огласить на саммите ГУУАМ украинский план приднестровского урегулирования. Никто его пока не видел, но, судя по некоторым утечкам, он якобы предполагает всё ту же федерализацию Молдавии, на что ее власти категорически не согласны. Как заявил Владимир Воронин, «идею федерализации мы похоронили, и возврата к ней больше нет». По его словам, для Кишинева было бы приемлемо, если бы Украина предложила решить проблему Приднестровья путем создания автономии по типу крымской (добавим, формальной и испытывающей сейчас значительное давление со стороны Киева).

Но такое предложение никогда не примет Тирасполь. Убедить его в необходимости согласиться можно будет, как и в случае с бывшими грузинскими автономиями, только силой оружия.

Впрочем, возможны и  иные варианты. Как сообщил печатный орган ультранационалистической молдавской Христианско-демократической народной партии, газета «Flux», Румыния также представит гууамцам свой план решения приднестровского конфликта. По словам советника президента Румынии по внешнеполитическим вопросам Андрея Плешу, среди возможных предложений Бухареста — расширение переговорного формата и установление жесткого контроля на приднестровском участке границы, что сделает невозможной контрабанду наркотиков, «живого товара», оружия и другие нелегальные операции, ставшие, по мнению Бухареста, «источниками процветания тираспольского режима». Как видим, и здесь всё четко укладывается в единую концепцию вытеснения России из постсоветского пространства.

Кстати, во время визита в Кишинев в начале марта Михаил Саакашвили подписал со своим молдавским коллегой совместную декларацию, касающуюся сотрудничества в устранении сепаратистских режимов. Тогда он заявил журналистам, что в Абхазии и Южной Осетии «оседает оружие из Приднестровья, чтобы им потом можно было бы воспользоваться против мирного населения».

Загнанные в угол приднестровцы, отбросив дипломатические экивоки, высказались открытым текстом. Как заявил на недавней пресс-конференции министр госбезопасности ПМР Владимир Антюфеев, «учитывая прославянский курс ПМР, евроатлантические структуры заинтересованы в ликвидации государственности нашей страны». По его словам, основным путем для уничтожения республики избран вариант минимизации влияния России в регионе через расширение формата участников молдавско-приднестровского переговорного процесса. «Именно противодействие лояльным к Москве, а значит, разрывающим контуры санитарного кордона Абхазии, Южной Осетии и Приднестровью, становится главной миссией ГУУАМ, формирования на его базе антироссийской Черноморско-балтийской дуги», — заключил Владимир Антюфеев. Итак, круг замыкается...

А России, похоже, просто нечего противопоставить всем этим планам. Во всяком случае, она этого не делает, никак не реагируя на новые вызовы. Судьба непризнанных государств всё больше зависит не от Москвы, а от Вашингтона, Страсбурга и Брюсселя. Еще немного усилий — и Россия полностью выпустит из рук рычаги влияния на ситуацию в этих регионах, развитие которой пока еще во многом зависит от нее.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ