Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Фатима Теучеж
После «бархатной» революции Грузия активно позиционирует себя на международной арене. Руководство республики прилагает максимум усилий для установления регионального лидерства и реструктуризации постсоветского пространства. Однако не помешала ли активная внешнеполитическая деятельность руководства Грузии её социально-экономическому развитию? Каких результатов достигла экономика республики за 2004 год?
С приходом к власти новое руководство страны проводит курс либерализации экономики и легализации бизнеса, который, как оно считает, должен будет вывести страну из болезненного состояния и улучшить бизнес-климат республики. Согласно итогам рабочего визита в Грузию миссии Международного Валютного Фонда, представители миссии отметили хорошие макроэкономические показатели республики и быстрое увеличение производства за 2004 год с оговоркой, что некоторые из показателей могут быть завышенными. Тем не менее, несмотря на позитивную оценку миссии МВФ, считается, что в экономике республики преобладают противоречивые тенденции. По мнению экспертов, Грузия, являясь страной с разваленной экономикой, имеет структуру, сопоставимую с экономикой развитых стран, то есть 80% ВВП осуществляется за счёт торговли и обслуживания. Однако, активно развивая современную IT-индустрию, международную банковскую сферу обслуживания, руководство республики не торопится развивать её промышленность и сельское хозяйство. Какие же тенденции преобладали в социально-экономическом развитии Грузии в 2004 году?
По итогам 2004 года эксперты отмечают увеличение динамики внешнеторговых отношений, которые развиваются гораздо быстрее, чем её внутриэкономическая ситуация. Согласно их мнению, рост некоторых макроэкономических показателей Грузии связан с преобразованиями, происходящими в последнее время в её экономике. К таким преобразованиям относят проведение приватизации государственных объектов, привлечение капитала иностранных инвесторов, усиление энергетического сектора, модернизация финансовой системы и реформирование госслужбы. По официальным данным, в 2004 году рост ВВП Грузии составил 8,4%, хотя, согласно отчету миссии МВФ, существующая оценка роста ВВП может оказаться завышенной. Действительно, эксперты считают, что в 2004 году был зафиксирован реальный рост ВВП в 5,5%, обеспеченный в основном за счет увеличения доходов в государственный бюджет и роста инвестиций, то есть, за счет роста денежной массы в республике, который составил 44% в отчетный период.
Что касается инвестиций, то, согласно оценке миссии МВФ, в 2004 году наблюдался большой приток капитала в республику, обусловленный, прежде всего, увеличением доверия со стороны инвесторов. По данным Статкомитета СНГ, значительный рост инвестиций в основной капитал наблюдался в первом квартале 2004 года. Его показатель на тот момент составил 69%. К концу отчетного года он снизился до 22%. Объем инвестиций в основной капитал Грузии на сентябрь 2004 года составил 684 млн. лари. По мнению экспертов, Грузия обладает не слишком стабильной экономикой для серьезных инвестиций, хотя страна пытается привлечь иностранных инвесторов и создать благоприятные для них условия. Считается, что инвесторы, особенно западные, настроены больше на краткосрочные инвестиции и покупку предприятий с целью дальнейшей перепродажи. В 2004 годунаибольший интерес инвесторов был проявлен к строительной сфере, винной индустрии, а также к недвижимости, туристическому бизнесу и транспортному сектору. В Грузии, как и в Армении, Азербайджане, Молдове, по данным Статкомитета СНГ, основным средством финансирования инвестиций (97%) по-прежнему остаются внебюджетные источники. На сегодняшний день президент Грузии Михаил Саакашвили намерен контролировать лично инвестиции в экономику страны.
Руководство Грузии придает огромное значение большой приватизации, которую считают одной из основных составляющих экономических реформ, начавшихся в республике с приходом новой власти. По мнению заместителя секретаря Совета Безопасности Грузии Натия Турнавы, приватизация должна привести в краткосрочной перспективе к бюджетным поступлениям, в среднесрочной – к созданию рабочих мест, а в среднесрочной и долгосрочной – к новому экономическому росту в республике. Грузинское правительство стремится создать необходимые условия для проведения процесса приватизации. К примеру, по его расчетам, принятие нового Налогового Кодекса должно сделать Грузию одной из наиболее привлекательных стран для иностранных инвесторов.
В 2004 году правительству Грузии удалось значительно увеличить доходную часть государственного бюджета. Согласно изменениям в закон «О государственном бюджете Грузии на 2004 год», одобренным парламентом Грузии 29 декабря 2004 г., доходная часть госбюджета Грузии, включая гранты, была увеличена на 5,3% и составила 1 млрд. 742 млн. 289 тыс. лари (более 967 млн. долл.). Расходная часть госбюджета возросла приблизительно на 0,01% и достигла 1 млрд. 926 млн. 355,5 тыс. лари (более 1 млрд. 70 млн. долл.). Следовательно, дефицит госбюджета составил 184 млн. 66,5 тыс. лари (более 102 млн. долл.). Таким образом, в 2004 году в структуре государственного бюджета Грузии преобладала тенденция роста доходов, который была связана, согласно оценке МВФ, с увеличением налоговых поступлений, обусловленным, улучшением налогового администрирования в республике.
В действительности, рост доходов был обеспечен в основном за счёт приватизации и изъятия финансовых средств родственников и сторонников бывшего президента страны Шеварднадзе и лидера Аджарии Абашидзе. Согласно официальным данным, в отчетный период приватизация принесла казне более 250 млн. долл., что, по оценке миссии МВФ, составило 3,5% от ВВП страны. В республике уже приватизировано более 15000 предприятий. Однако представители миссии МВФ замечают, что, хотя приватизация и создает хороший фон для улучшения работы правительства по ориентации на рыночную экономику, она может иметь и негативные последствия, а именно резкое увеличение инфляции, неожиданное укрепление национальной валюты или ограничение для частного сектора доступа к банковским кредитам. Тем не менее, министр экономического развития Алексий Алексишвили уверен, что поступление большого объема приватизационных сумм при правильной политике, учитывающей фискальные и монетарные аспекты, не скажется негативно на макроэкономической стабильности страны.
По данным министерства финансов Грузии, показатель фактических доходов в консолидированный бюджет 2004 года на 69,7% превысил суммы, перечисленные в бюджет в 2003 году. Поступления, мобилизованные в консолидированный бюджет Грузии (включая бюджеты территориальных единиц) в 2004 году составили 2 млрд. 279,6 млн. лари (1 млрд.248 млн. долл.), что больше на 3,2% показателя годового плана. Фактический показатель налоговых доходов в 2004 году превышает на 54,6% аналогичный показатель за 2003 год. Из общего объема налоговых поступлений 56,9% приходится на долю налогового департамента, что больше аналогичного показателя 2003 года на 49,2%. На долю таможенного департамента в общих налоговых поступлениях приходится 27,6%, что на 68,6% больше по сравнению с предыдущим годом.
Значительный вклад в рост доходов казны Грузии делают различные программы финансовой помощи со стороны развитых стран и международных организаций, а также нефтяных транснациональных компаний, заинтересованных в коммуникационных возможностях республики. Так, в 2004 финансовом году учреждениями правительства США было выделено примерно 102,1 млн. долл. на программы помощи в Грузии. Кроме того, в конце 2004 года британская нефтянаякомпания BP перечислила в госбюджет Грузии грант в размере 9 млн. долл. в рамках согласованной с правительством Грузии программой, по которой компания BP намерена инвестировать в социальную и экономическую сферы Грузии 80 млн. долл. в течение 2005-2010 годов.
В отчетном году позитивные тенденции проявились также в таких сферах экономической деятельности Грузии, как банковская сфера, страхование, сфера услуг. На сегодняшний день в республике наблюдаются тенденции увеличения доли экономической деятельности в рамках банковской системы, которая, по мнению экспертов, является единственной хорошо развивающейся сферой в экономике Грузии. Рост банковского сектора обусловлен притоком инвестиций в республику и ростом интереса к нему со стороны зарубежных инвесторов, о котором свидетельствуют суммы, полученные от продажи акций трех ведущих грузинских банка – АО «Банк Грузии», АО «Объединенный грузинский банк» и АО «Народный банк» на фондовом рынке Грузии. Так, по оценке ООО «Грузинская инвестиционная группа»,втечение 2004 года было продано, в совокупности, 15 млн. 454 тыс. 705 их акций на общую сумму 24 млн. 859 тыс. 506,9 лари.
Среди коммерческих банков наблюдается сильнейшая конкуренция, что приводит к уменьшению процентной ставки валютного кредита. К тому же имеет место тенденция к укрупнению банков. В 2004 году банковские активы грузинских коммерческих банков возросли на 28%. Согласно президенту Национального Банка Грузии Ираклию Манагадзе, показатель отношения банковских активов к ВВП в течение 2004 года возрос с 15,7% до 18%. При этом наблюдался рост и других основных показателей деятельности банковского сектора. Так, объем чистых ссуд возрос на 24%, обязательств – на 35%, депозитов – на 34%, одолженных средств – на 40%, капитала – на 7%. Кроме того, по данным Национального Банка Грузии, в 2004 году был зафиксирован рост совокупного объема депозитных обязательств грузинской банковской системы на 45%. При этом объем депозитов в иностранной валюте возрос на 42%, а в национальной валюте - на 168%. Рост депозитов в национальной валюте привел к снижению коэффициент долларизации депозитов в коммерческих банках страны с 86,1% до 74,3%.
В секторе страхования, согласно данным государственной службы надзора за страхованием в Грузии, за 2004 год 17 страховых компаний, работающих в республике, привлекли премий на сумму 45,4 млн. лари (около 25,2 млн. долл.), что на 19,7% больше аналогичного показателя за 2003 год. При этом по объему привлеченных премий на первом месте находится страхование имущества, по которому было привлечено 25,8% от общей суммы премий, что на 24 % больше по сравнению с 2003 годом. На втором месте находится медицинское страхование, на долю которого приходится 19,1%, что превысило аналогичный показатель предыдущего года на 12,8%. Третье месте заняло страхование сухопутных транспортных средств, а именно добровольное страхование автомобилей, доля которого в общей сумме премий – 14,1%, что в 2 раза больше показателя 2003 года. Очевидно, что рост объемов привлеченных премий страхования имущества обусловлен процессом приватизации.
В сфере услуг, согласно декларированным показателям за 2004 год, услуги ресторанов и гостиниц Грузии в денежном выражении составили 84,3 млн. лари или 46 млн. долл. (без учета НДС и акцизов), из которых 70,4 млн. лари – по основной деятельности. В частности, объем услуг ресторанов составил 40,1 млн. лари, что на 14,3% больше чем за 2003 год. А объем услуг гостиниц достиг 30,3 млн. лари, что на 6,3% больше показателя предыдущего года. Рост показателей сферы услуг может быть обусловлен, во-первых, увеличением внутреннего потребления этих услуг, а во-вторых, развитием туристической отрасли республики.
Наряду с достижениями в сфере инвестиций, налоговом и банковском секторах, а также в сферах страхования и услуг в 2004 году позитивные тенденции преобладали и во внешнеторговых отношениях Грузии. По данным Государственного департамента статистики Грузии, общий внешнеторговый оборот страны вырос за 2004 год в 1,6 раза. По мнению экспертов, важным фактором в росте внешнего товарооборота является значительное сокращение объема теневой экономики и повышения качества администрирования. В целом товарооборот Грузии по итогам 2004 года достиг 2 495,8 млн. долл. При этом наблюдался значительный рост экспорта и импорта, хотя доля импорта почти в 3 раза больше доли экспорта.
По официальным данным, за отчетный период экспорт республики увеличился на 45% по сравнению с 2003 годом и составил 648,8 млн. долл. Основными статьями грузинского экспорта являются: черный металлолом, составивший 14,8% от общего количества экспорта, а также натуральные виноградные вина (7,5%), сахар (5,3%), медные провода (4,9%), азотные удобрения (4,4%), пшеничная мука (3,5%), минеральные воды (3%), спиртные напитки (2,9%), и др. Импорт Грузии составил 1 847 млн. долл., превысив показатель 2003 года на 78%. К основным товарам, импортируемым в Грузию, относятся нефтепродукты, доля которых в общем объеме импорта – 10%, легковые автомобили (6,6%), трубы (4,3%), лекарственные препараты (4,2%), а также сахар, мука, электроэнергия, турбореактивные двигатели, и др. Несмотря на рост товарооборота Грузии, в 2004 году в республике наблюдался дефицит торгового баланса, который, по мнению экспертов, имеет исторический характер.
В 2004 году лидерами в десятке наиболее крупных торговых партнеров Грузии остались Россия и Турция. Торговый оборот с Россией по итогам 2004 года составил 362,4 млн. долл. или 14,5 % от всего торгового оборота Грузии. При этом экспорт с Россией достиг 104, 6 млн. долл., что соответствует 16,1% общего количества экспорта Грузии. Импорт в Россию составил 257,8 млн. долл., то есть 14% от общего количества импорта республики. Вторым самым крупным торговым партнером Грузии является Турция. Общий торговый оборот с Турцией в отчетный год составил 321млн. долл. или 12, 9% от всего торгового оборота Грузии. В 2004 году объем грузинского экспорта в эту страну достиг отметки в 1 18,7 млн. долл., что составило 18,3% от всего грузинского экспорта, а импорт - 202,3 млн. долл., или 11% от общего объема импорта Грузии. Другими важными для Грузии торговыми партерами являются Великобритания, с которой в 2004 году был произведен торговый оборот на сумму 203 млн. долл., Азербайджан (183,1 млн. долл.), Германия (167 млн. долл.), Украина (157,7 млн. долл.), Туркменистан (147,8 млн. долл.), США (132,2 млн. долл.), Армения (79,9 млн. долл.), Италия (73,1 млн. долл.).
К позитивным моментам социально-экономического развития Грузии за 2004 год можно отнести также рост ВВП на душу населения в республике, который, по официальным данным, составляет около 1000 долл. Очевидно, что рост этого показателя обусловлен, прежде всего, внешнеэкономическими факторами, в частности ослаблением доллара, что привело к укреплению грузинской национальной валюте. Однако, экономисты считают укрепление национальной валюты по отношению к доллару за 2004 год (на 14,7%) неблагоприятным фактором для экономики республики с точки зрения валютного регулирования. К тому же, Грузия продолжает входить в число беднейших стран мира.
Таким образом, начавшаяся в 2004 году либерализация грузинской экономики представила свои первые позитивные результаты. Однако рост внешней торговли, банковского сектора, сферы услуг и доходов государственной казны, набирающий размах процесс приватизации и даже значительный приток инвестиций в Грузию недостаточны для установления макроэкономической стабильности в стране. Следовательно, наблюдавшиеся в отчетный период позитивные итоги экономического развития Грузии и выбранный руководством республики курс на либерализацию экономики и легализацию бизнеса не смогли оградить страну от негативных тенденций. Итак, в чем проявились негативные тенденции социально-экономического развития Грузии в 2004 году?
В 2004 году, согласно мнению экспертов, в республике наблюдались тенденции снижения темпов производства и развития сельского хозяйства, а также острые социальные проблемы. По данным Статкомитета СНГ, показатель темпов роста ВВП республики снизился на 2,7% по сравнению с 2003 годом. Очевидно, спад экономического роста обусловлен критическим состоянием промышленного производства, энергетической отрасли и сельского хозяйства. Действительно, согласно данным Статкомитета СНГ, темпы прироста промышленного производства в отчетный год были низкими. В Грузии они снизились на 11,4 пункта по сравнению с показателем 2002 года и составили 3,4% по отношению к 2003 году. В отчетном году зафиксирован общий объём продукции промышленности на сумму 2 848 млн. лари. В энергетической отрасли в 2004 году показатель производства электроэнергии, по данным Статкомитета СНГ уменьшился на 3%, причем в 2003 году производство электроэнергии снизилось на 2%. На сегодняшний день в большинстве районов Грузии наблюдается дефицит электроэнергии, который приведет к значительному снижению темпов производства страны в текущем году.
Критическая ситуация складывается в сельскохозяйственной сфере республики. В 2004 году, согласно данным Статкомитета СНГ, темпы спада объемов сельскохозяйственного производства составили 6,5%. Значительный спад отрасли не мог не повлиять на снижение грузинского экспорта сельскохозяйственной продукции. Если учесть, что в Грузии на долю частных крестьянских хозяйств приходится свыше 90% валового объема сельскохозяйственного производства, то можно заключить, что в республике новым руководством страны в 2004 году не было создано условий, необходимых для развития этой экономически важной для Грузии отрасли. Кроме того, эксперты отмечают, что объекты сельского хозяйства – виноградники, чайные и мандариновые плантации не вызывают интереса у представителей государственной власти и иностранных инвесторов, поскольку отсутствует рынок сбыта сельскохозяйственной продукции. Возможно, принятие нового Налогового Кодекса, согласно которому лица, владеющие земельным участком площадью до 5 га, а в Грузии это большая часть сельских жителей, полностью освобождаются от налога на землю, будет способствовать улучшению ситуации в этой отрасли экономики республики.
Спад наблюдался также в области общих грузовых перевозок, хотя благодаря быстрому развитию внешнеторговых отношений Грузии этот сектор экономики остается довольно активным. По данным Статкомитета СНГ, в 2004 году в Грузии рост объемов грузовых перевозок составил 0,1%, снизив показатель 2002 года на 9,9 пунктов. В целом, согласно данным Государственного департамента статистики Грузии, за отчетный период в Грузии всеми видами транспорта общего пользования было перевезено 41,1 млн. тонн грузов, при этом грузооборот составил 5 млрд. 502,6 млн. тонн/ км. В общем объеме грузоперевозок 62,5% приходится на долю автотранспорта, а в общем объеме грузооборота 88,2% составляет доля железнодорожного транспорта. За 2004 год по средствам железнодорожно-паромной переправы было отправлено 7 882 вагонов и принято 8 730 вагонов. К негативным факторам, имевшим место в области железнодорожных перевозок республики в отчетный период, относят вывод из строя железнодорожного сообщения Аджарии с остальными регионами Грузии, осложнивший выполнение международных обязательств Грузии по транзиту нефти через территорию страны, а также запрет на прохождение в Грузии железнодорожных составов, наложенный таможенной службой Азербайджана в ноябре 2004 года, в связи с изучением азербайджанской стороной фактов их переправки в Армению. Кроме того, за 2004 года грузооборот морских портов Поти и Батуми составил 13,4 млн. тонн, снизив показатель 2003 года на 7,3%.
В транспортном секторе положительные результаты проявились в росте на 23,1% объемов грузов, перевозимых воздушным транспортом и увеличении его грузооборота на 37%, а также в увеличении на 58,5% пассажирооборота железнодорожного транспорта и на 20,7% пассажирооборота по средствам самолетов грузинских авиакомпаний по сравнению с 2003 годом. Рост пассажирооборота можно трактовать двояко. С одной стороны, он может свидетельствовать об увеличении доходов населения и его растущих потребительских способностях, а также о развитии туристического сектора страны. С другой стороны, рост пассажирооборота может быть обусловлен увеличением миграционных потоков из Грузии в другие страны, что вполне возможно из-за социальных проблем, в частности, из-за безработицы и отсутствия достаточных средств существования у значительной части населения республики.
Согласно публичным заявлениям президента Грузии Михаила Саакашвили, за год руководству республики удалось выплатить почти все задолженности, удвоить пенсии, увеличить зарплаты госслужащим, но при этом сократив их количество. Действительно, правительству Грузии удалось погасить часть внутреннего долга перед населением. По официальным данным Единого государственного Фонда социального страхования Грузии, в 2004 году Фонд выплатил в счет погашения долгов по пенсиям 95 млн. лари (более 50 млн. долл.), причём общая сумма задолженностей по пенсиям до 2004 года составляла более 130 млн. лари (около75 млн. долл.).
Однако, по мнению экспертов, несмотря на конструктивные действия руководства страны, социально-экономическое положение населения не улучшилось. Уровень жизни населения Грузии остается низким. При новом руководстве усугубилась проблема безработицы, показатель которой, согласно данным Статкомитета СНГ, достиг 13%, хотя премьер-министр Грузии Зураб Ногаидели заявил, что уровень безработицы в Грузии сократился за 12 месяцев в 2004 году до 7% с 15 % в 2003 году. Скорее всего это произошло за счет усиления оттока безработной, но работоспособной части населения из республики, составившего в отчетный год 1,1 млн. человек. Согласно официальным данным, доходы грузинской семьи в месяц ниже месячного прожиточного минимума. В связи с этим значительная часть населения Грузии выживает в основном благодаря своим родственникам, работающим в других странах, в частности в России. Так, объем ежегодных переводов только из России в Грузию достигает почти 1 млрд. долл.
Что касается доходов населения, то, по данным Государственного департамента статистики Грузии, в декабре 2004 года нормативная минимальная зарплата в месяц составила 59,9 лари (30 долл.), минимальная зарплата для сотрудников бюджетных организаций - 20 лари (10,2 долл.), что составляет 33,4% от нормативного показателя. Размер средней пенсии достиг 28 лари (14 долл.). Однако можно ли удовлетвориться подобным месячным доходом, если в то же самое время в республике месячный прожиточный минимум для трудоспособного мужчины составил 150,5 лари (83 долл.), для среднестатистического потребителя - 132 лари (73 долл.), для семьи из 4 человек - 261,8 лари (148 долл.)? При этом в отчетный год показатель прожиточного минимума возрос на 12,6% по сравнению с декабрем 2003 года.
Очевидно, что увеличение прожиточного минимума обусловлено ростом потребительских цен на товары и услуги в стране. По данным Статкомитета СНГ, в 2004 года индекс потребительских цен увеличился на 5,7% по сравнению с 2003 годом, причем особенно выросли цены на продовольственные товары, оплата жилищных услуг, на табачные изделия, недвижимость и на автомобили. Эксперты отмечают, что её росту способствовали низкая урожайность в сельском хозяйстве в связи с плохими климатическими условиями, увеличение мировых цен на нефть, а также экспансивная денежно-кредитная политика грузинского правительства. Министр экономического развития Грузии Алексий Алексишвили выделил такие причины роста инфляции, как рост акциз на некоторые потребительские товары, увеличение общего потребления, обусловленное упорядочением фискальной системы Грузии и получением зарплат населением в обычном режиме.
Рост потребительских цен стал одной из основных причин увеличения объемов розничной торговли. Согласно данным Государственного департамента статистики Грузии, за 2004 год в Грузии предприятиями розничной торговли и индивидуальными предпринимателями, занятыми в данной сфере, была реализована продукция на сумму 3,9 млрд. лари (2,1 млрд. долл.), что на 7,4% больше чем за 2003 год. По декларированным показателям за 2004 год объем потребительского товара, реализованного предприятиями сети розничной торговли, в денежном выражении составил 1,1 млрд. лари (602 млн. долларов), что на 24,2% больше аналогичного показателя предыдущего года. При этом почти 99,6% всего объема оборота предприятий сети розничной торговли приходится на частный сектор.
Кроме того, социально-экономические проблемы Грузии усугубляются высокой степенью коррупции в стране. По итогам 2004 года, согласно очередному ежегодному докладу о глобальной коррупции, опубликованному международной организацией Transparency International, Грузия относится к самым коррумпированным странам мира. Возможно ли это в условиях тотальной борьбы нового руководства Грузии с коррупционерами прежнего режима и проведения проверок всех организаций республики? Так, согласно данным Контрольной палаты Грузии, на протяжении 2004 года было проведено более 300 плановых, внеплановых, комплексных и тематических ревизий и проверок, в результате которых было выявлено более 1000 фактов нарушений закона организациями за последние несколько лет. При этом ущерб государству, который удалось подсчитать Контрольной палате, составил около 60 млн. лари (более 33 млн. долл.).
Помимо внутриэкономических трудностей, которые переживает Грузия на сегодняшний день, социально-экономическое развитие республики тормозит и постоянно растущий внешний долг страны, на который приходится выделять средства из государственного бюджета Грузии. По официальным данным, совокупный объем государственного внешнего долга Грузии и взятых под государственные гарантии кредитов на 1 января 2005 года составил 1 млрд. 857 млн. 657 тыс. 619 долл. и приблизился, как отмечают аналитики, к ежегодному ВВП страны. На обслуживание внешних государственных обязательств Грузия потратила в течение 2004 года, в совокупности, 198 млн. 943 тыс. 122,77 лари (более 109 млн. долл.). По данным министерства финансов Грузии, эта сумма составляет около 10,3% от размера расходной части госбюджета Грузии 2004 года. При этом 75,6% от общей суммы было направлено на покрытие основной суммы долга, а оставшаяся часть – на выплату процентов.
Согласно данным Министерства финансов Грузии, у республики 15 стран-кредиторов, общий долг которым составляет 693 млн. 220 тыс. 867 долл., из них 12 стран-кредиторов подпадают под решение Парижского клуба по реструктуризации внешнего долга Грузии. К ним относятся: Австрия (100 млн. 199 тыс. 491 долл.), Азербайджан (16 млн. 189 тыс. 573 долл.), Туркмения (157 млн. 092 тыс. 684 долл.), Турция (53 млн. 375 тыс. 275 долл.), Иран (12 млн. 826 тыс. 128 долл.), Россия (153 млн. 191 тыс. 053 долл.), США (39 млн. 471 тыс. 844 долл.), Армения (19 млн. 593 тыс. долл.), Узбекистан (601,2 тыс. долл.), Украина (366 тыс. долл.), Казахстан (27 млн. 774 тыс. долл.), Китай (3 млн. 370 тыс. 452 долл.). При этом Германия (50 млн. 762 тыс. 112 долл.), Япония (44 млн.254 тыс. 584 долл.), Кувейт (14 млн. 153 тыс. 460 долл.) не попали под соглашение в рамках Парижского клуба, поскольку выплаты по этим долгам должны быть начаты позднее.
Кроме того, кредиторами Грузии являются международные финансовые институты, долг которым в совокупности составляет 803 млн. 128 тыс. 788 долл.. Это, в частности, Международный Валютный Фонд (265 млн. 283 тыс. 900 долл.), Всемирный Банк (677 млн. 610 тыс. 141 долл.), Международный фонд развития сельского хозяйства (9 млн. 098 тыс. 664 долл.), Еврообъединение (116 млн. 419 тыс. 983 долл.), а также Европейский банк реконструкции и развития, у которого был взят кредит под государственную гарантию на сумму 33 млн. 714 тыс. 695 долл.
Таким образом, приход нового руководства Грузии пока не сильно изменил внутреннее социально-экономическое положение населения республики, хотя в 2004 году были предприняты меры по увеличению инвестиций в основной капитал страны и доходной части государственного бюджета республики. Приток капитала и процесс приватизации государственных объектов способствовали увеличению денежной массы в республике и активизировали банковский сектор, строительную отрасль, туризм, сферу услуг, а также сектор страхования. Однако внешнеполитическая деятельность руководства страны отвлекла его внимание от производственных сфер экономики и социальных проблем грузинского общества, что и привело к преобладанию негативных тенденций, тормозящих установление макроэкономической стабильности в стране. Об этом свидетельствует и уровень экономической свободы Грузии.
Согласно исследованию индексов экономической свободы, проводимой организацией Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal по нескольким направлениям по пятибалльной шкале (1 - высшая, 5 - низшая), по итогам 2004 года Грузия занимала 91-е место с оценкой 3,19. Несмотря на борьбу правительства Грузии с контрабандой и улучшение администрирования в налоговой службе и на таможне, теневая экономика республики, согласно исследованию, характеризуется высоким уровнем активности (оценка - 4,5). Кроме того, согласно отчету, на сегодняшний день наметился отток иностранных инвестиций, обусловленный тем, что Грузия наложила несколько официальных ограничений на инвестиции, а иностранные инвесторы, по данным МВФ, " в основном пока воспринимают ситуацию в стране, как бюрократичную, непрозрачную и коррупционную».
Снижение темпов роста промышленного производства, спад производства сельского хозяйства, энергетический кризис, низкий уровень доходов населения, рост безработицы и отток работоспособной части населения за рубеж, рост инфляции потребительских цен, высокая степень коррупции в стране, а также внушительные размеры внешнего долга и просроченные задолженности Грузии, полностью нивелируют декларации руководства страны о якобы позитивных тенденциях в национальной экономике.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |