Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Данный материал был представлен ещё до президентских выборов в Молдавии на научно-методологическом семинаре «Проблемы взаимодействия стран СНГ в области культуры», который был организован и проведён Российской государственной библиотекой и Институтом диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ) в Москве, 22 февраля 2005года. Прошедшие выборы только обострили проблему.
Геннадий Коненко
Этнокультурная политика Республики Молдова, основные направления и задачи в области культуры определяются сегодня несколькими основополагающими документами, прежде всего, такими как Конституция РМ (июль 1994 г.), Концепция государственной национальной политики РМ (декабрь 2003 г.), Закон о правах лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, и правовом статусе их организаций (июль 2001 г.), Закон о государственном языке, Закон о функционировании языков на территории РМ (1989 г.), Закон об образовании (июль 1995 г.), Закон о культуре (август 1999 г.) и др.
Статья 10 Конституции, в частности, гласит, что «государство признает и гарантирует право всех граждан на сохранение, развитие и выражение этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности».
В Законе о культуре (ст.11) говорится, что «Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого человека, независимо от национальной принадлежности, социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и других убеждений, местожительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств». Статья 13 подтверждает положение Конституции о том, что «любое лицо имеет право на защиту своей культурной самобытности».
Важным документом, принятым в Молдове почти сразу после победы коммунистов на парламентских выборах 2001 г., который затрагивал статус национальных меньшинств, их права на сохранение и развитие родного языка и культуры, является закон о национальных меньшинствах. В нем государство гарантирует права на полноценное развитие всех языков и культур, бытующих в Молдове, формулирует права и обязанности интеграционного характера, обеспечивающие гармоничный диалог культур, но на фоне непременного знания государственного языка, молдавской культуры и истории.
Он содержит также ряд положений, приближающих русский язык к статусу официального, и предусматривает пропорциональное представительство национальных меньшинств в структурах исполнительной и судебной власти всех уровней, в армии, органах охраны общественного порядка и т.д.
Однако полноценный механизм по имплементации упомянутого закона до сих пор не создан.
В Концепции национальной политики РМ, одобренной парламентом в 2003 г., несмотря на сопротивление оппозиции, зафиксировано: «Терпимость и уважение к языкам, культурам, религиям и верованиям других этнических сообществ, проживающих на территории Молдовы, … является неотъемлемым условием политического суверенитета и гражданского мира в стране.
Государство обязуется всемерно заботиться о сохранении, развитии и свободном выражении этнической, культурной, религиозной и языковой идентичности всех этнических сообществ, проживающих в Молдове.
Молдавский язык, обладая статусом государственного языка, применяется во всех сферах политической, экономической, социальной и культурной жизни. Обучение молдавскому языку является одним из национальных приоритетов Республики Молдова.
Русский язык также применяется во всех сферах жизнедеятельности государства и общества…».
В пояснительной записке к Концепции подчеркивается, что Концепция является базовым документом для органов публичной власти при проведении социально-экономической и культурной политики, направленной на укрепление государственности, восстановление территориальной целостности республики и построение демократического гражданского общества. Правительство должно было разработать комплексную программу мер по реализации Концепции государственной национальной политики Республики Молдова, но пока такой программы нет.
Националистическая оппозиция встретила Концепцию «в штыки» и до настоящего времени не приемлет этот документ, утверждая, что Концепция ущемляет права коренного населения. Следует в связи с этим заметить, что есть научные исследования, доказывающие совместное участие предков молдаван, валахов и русинов (одна из ветвей древнерусской народности) в создании и становлении молдавской государственности – средневекового Молдавского княжества. На территории Молдавии обнаружено 30 славянских поселений VI –VII вв. и свыше 80 – VIII – IX вв. Поэтому можно говорить о том, что в сегодняшней Молдове проживают два коренных народа – потомки молдаван и русинов, получивших позднее название «руснаки».
Национал-экстремисты считают Концепцию документом, «конечная цель которого - аннулировать Декларацию о независимости 1991 года как юридический акт рождения второго румынского государства и придать Республике Молдова новый этнокультурный, исторический, лингвистический и политико-правовой статус». По их мнению, центральным стержнем новой национальной стратегии является попытка дерумынизации территории между Прутом и Днестром в результате углубления процесса русификации политико-экономической, общественной и административной жизни", предоставления русскому языку официального статуса, создания благоприятных условий для этнических меньшинств в ущерб национальному большинству.
Они утверждают, что претворение концепции в жизнь преследует закрепление доминирующей позиции России в регионе и осуществление ее геостратегических интересов в отношениях с Евросоюзом и НАТО.
Но здесь они глубоко ошиблись. Президент В.Воронин с конца 2003 г. взял курс на окончательное сближение с Западом, тесное сотрудничество и интеграцию с европейскими структурами, прежде всего, с Евросоюзом, а также с НАТО, в ущерб интересам России, в ущерб интересам русскоязычного населения Молдовы.
Новая ориентация нынешних властей в Кишиневе, практически полностью совпадающая с политическими взглядами националистической оппозиции, самым серьезным образом негативно влияет и на проведение политики в области культуры, образования, языка и т.д.
Тем более, что остаются в силе законы о языках ("О статусе государственного языка МССР», "О возврате молдавскому языку латинской графики", "О функционировании языков на территории МССР"), принятые под нажимом националистов еще в 1989 г., которые, и послужили первопричиной всплеска межнациональных противоречий, приведших к вооруженному конфликту между Кишиневом и Тирасполем в 1992 г.; произошедшего раскола как в молдавском полиэтническом обществе, так и среди самого молдавского населения в результате деления его националистами на румын и молдаван.
В соответствии с законом о функционировании языков в Молдове продолжают действовать своего рода запреты на профессии.
Пришедшие к власти в 1994 г. аграрники внесли в Конституцию некоторые изменения и определили статус русского языка как языка межнационального общения. Они несколько «подправили» и закон о функционировании языков в РМ, но ограничения на профессии для «незнающих» молдавский язык, тем не менее, еще существуют.
Следует подчеркнуть, что политика Кишинева в области культуры, образования и обеспечения прав национальных меньшинств на их языковую, культурную самобытность непоследовательна и противоречива.
С одной стороны, Молдова ратифицировала более 30 соответствующих международных и европейских конвенций, присоединилась к Рамочной Конвенции СЕ о защите национальных меньшинств, Европейской хартии региональных языков и языков национальных меньшинств.
В самой Молдове принят целый ряд документов, регламентирующих межэтнические отношения в стране, полное претворение которых в жизнь может привести к установлению подлинного равноправия титульного населения и проживающих в Молдове представителей других этносов, к полному удовлетворению их культурных и языковых потребностей.
В системе государственного управления появились специализированные органы различного уровня, которые должны были обеспечивать деятельность государства в этой области. Это Комиссия по делам национальных меньшинств парламента РМ, Департамент по делам национальных меньшинств при правительстве РМ, Отдел образования по преподаванию языков национальных меньшинств в Министерстве просвещения, а также Институт национальных меньшинств в Академии наук РМ. Кроме молдавских и русских библиотек, в РМ функционируют библиотеки - украинская, болгарская, гагаузская, еврейская, белорусская.
В настоящее время в Молдове функционируют около 80 этнокультурных организаций республиканского значения, которые объединяют представителей 19 этносов, украинцев, русских, болгар, гагаузов, цыган, евреев, поляк и представителей других национальностей.
В стране постоянно проходят различные фестивали, выставки, конкурсы, регулярно транслируются передачи на языках соответствующих национальных общностей на национальном телевидении РМ. Традиционным и масштабным в последние годы стал ежегодный этнокультурный фестиваль, который проводится по всей республике.
Но с другой стороны, нельзя не отметить, что большинство инициатив в области образования и в области развития языка и культуры национальных меньшинств реализуются благодаря помощи России, Украины, Беларуси и др.
Государство участвует во многих культурных мероприятиях, но больше с пропагандистской точки зрения, предпочитая расходовать средства на «сохранение и дальнейшее развитие молдавского языка и молдавской культуры, сохранение исторической памяти молдавского народа, дальнейшее утверждение и развитие его национально-культурной самобытности». В то время как, например, единственный в республике профессиональный русский театр им А.П.Чехова, Дом-музей А.С.Пушкина и его филиал в селе Долна до недавних пор находились в очень трудной ситуации, пока российские компании «Лукойл» и «Итера» не выделили средства на их ремонт.
Да и само исполнение молдавского законодательства по вопросам, касающимся национальных меньшинств, на практике не обеспечивает им равных прав с представителями титульного населения.
Заметную роль в сохранении русской культуры и русского языка, проведении культурно-просветительской работы в Молдове играют русские общины.
В Молдове насчитывается сегодня около 30 общественных организаций российских соотечественников. В июле 2000 г. большинство организаций на Правобережье объединилось в рамках Координационного совета русских общин. Наиболее влиятельными являются Республиканская русская община «Содружество», Фонд славянской письменности и культуры (у которого, кстати, власти недавно отобрали рабочее помещение), Центр русской культуры, Русская община РМ и др.
Параллельно и независимо от КСРО действует Конгресс русских общин, который также объединяет несколько коллективных членов, таких как Гильдия русских предпринимателей, Ассоциация русских писателей, Лига русских студентов и др.
Конгресс русских общин ежегодно проводит в Кишиневе и некоторых районных центрах Дни русской культуры и духовности, оказывает финансовую помощь русскому драматическому театру им. А.П.Чехова.
При финансовой поддержке КРО в республике издаются произведения (проза, поэзия, литературная критика, научные монографии, справочно-библиографические издания) русских авторов Молдавии.
Коллективный член КСРО, Русская община РМ также много сделала для сохранения и распространения русского языка, русской культуры и истории среди русскоязычного населения страны.
С ноября 2003 г. по ноябрь 2004 г. в Молдове были проведены такие мероприятия, как фестиваль русской книги и прессы; вечера, посвященные 200-летию со дня рождения Ф.И.Тютчева и Ф.И.Глинки; концерт русской классической музыки в исполнении симфонического оркестра Национальной филармонии; круглый стол «Преподавание русского языка в молдавских школах» и др.
Конечно, без поддержки России, наверное, многого не удалось бы осуществить. Из федерального бюджета России на оказание помощи соотечественникам в Молдове в 2003 г. было выделено около 250 тыс. долл. США, в 2004 г. эта сумма превысила 300 тысяч долл. В 2004 г. русским школам было передано более 200 тыс. экземпляров учебников. Произведена подписка на российские периодические издания для 400 школ в Молдове и Приднестровье на сумму 60 тыс. долл. США.
Отдельно остановимся на положении русского языка в Молдове. Новое руководство страны сразу же после прихода к власти попыталось предпринять ряд мер по восстановлению позиций русского языка в системе образования. Однако объединенные усилия правых националистов и Запада вынудили руководство страны, стремившееся не допустить дестабилизации внутриполитической обстановки, отменить действие соответствующих приказов Министерства просвещения. Сыграл свою роль настоятельный призыв Совета Европы к правительству повременить с расширением сферы применения русского языка.
К тому же Конституционный Суд РМ признал ряд положений принятых новой властью законов несоответствующими Конституции, в частности, положений о дублировании на русском языке актов гражданского состояния, наименований населенных пунктов и государственных учреждений и т.д.
По оценкам некоторых специалистов, сегодня в стране русский язык является родным для 23,1% населения, а для 45% граждан Молдовы он является вторым языком. Он по-прежнему активно используется в производственной сфере, в области науки, информации.
Достаточно активно его применение в СМИ РМ. На русском языке выходят 22 газеты и 9 журналов, в т.ч. «Комсомольская правда», «Труд» и «Аргументы и факты» с приложениями на молдавскую тематику, на нем регулярно ведутся информационные и развлекательные программы на молдавских теле-радиоканалах, ретранслируются передачи ряда российских радиостанций и ТВ.
Русский язык широко востребован и как язык образования, и как язык СМИ, и как язык межличностного общения, прежде всего, в городах и даже в сельской местности.
Все эти факторы беспокоят не только националистические силы, но и нынешнее руководство. Поэтому постепенное выдавливание русского языка из Молдовы продолжает иметь место, хотя и не такими темпами, как это было в первой половине 90-х гг.
Особенно это заметно в сфере образования. Количество учебных заведений с преподаванием на русском языке и число учеников и студентов в них сокращается.
С 1990 г. - по 1994-й г. доля учащихся в русскоязычных школах уменьшилась с 39% до 26%, в колледжах - с 51% до 18%, студентов в вузах - с 55% до 31%. Сегодня в РМ функционируют 272 начальных и средних учебных заведения с русским языком обучения, что составляет 18,3% от числа всех общеобразовательных школ. Русскоязычных граждан в Молдове насчитывается около 35% населения страны. Число обучающихся в «русских школах» в 2003-2004 гг. составляло чуть более 125 тыс. человек, примерно 24% от числа всех учащихся начальных и средних школ Молдовы.
Школ с российскими программами обучения здесь нет. Поэтому здесь продолжают изучать Историю румын, где, например, возвращение в 1940 г. Советским Союзом земель, принадлежавших Российской империи и захваченных Румынией в 1918 г., считается аннексией, а русские – оккупантами и т.д. и т.п. Молдавский язык в Минпросе РМ называют румынским в нарушение положений Конституции. Неудивительно, что часть выпускников школ молдаван уже идентифицирует себя румынами, что, по некоторым данным, подтвердила недавно проведенная в Молдове перепись населения.
В 17 государственных высших учебных заведениях (всего в РМ 40 вузов) преподавание ведется в основном на молдавском языке. А получение высшего образования на русском языке фактически переведено в стране на платную основу, тогда как получение образования на молдавском финансируется из госбюджета.
Филиалов российских вузов в Молдове нет. Переговоры о возможном учреждении таких филиалов ведутся. В частности, речь шла о создании в Молдове филиала МГУ им. М.В.Ломоносова, филиала Госуниверситета Санкт-Петербурга. Обсуждался проект соглашения об учреждении и деятельности в Кишиневе молдавско-российского университета «Дмитрий Кантемир». Но молдаване затягивают реализацию этих планов под предлогом того, что, мол, пока в республиканском законодательстве нет соответствующих правовых актов. Больше того, России был заявлен протест в связи с созданием в Приднестровье филиалов российских вузов. Кишинев расценил их появление в регионе как вмешательство во внутренние дела Молдовы.
Прежние заявления и обещания президента о придании русскому языку статуса официального или второго государственного сменились сегодня призывами к русскоязычному населению изучать, прежде всего, молдавский язык, что, по его мнению, является главным средством достижения межэтнического согласия.
Представляется, что власти Молдовы стремятся теперь не к предоставлению русским и другим национальным меньшинствам равных прав с титульным населением, к их постепенной ассимиляции.
Есть и еще тревожные сигналы. Министр просвещения РМ В.Бенюк запросил у латвийского правительства материалы по реформе системы образования в Латвии, которая, как известно, лишила русскоязычных граждан этой страны права получать образование на русском языке.
Появилась информация о том, что в школьных программах запланировано сокращение почти в 2 раза количества часов на изучение русского языка, а предмет «русская литература», начиная с 9-го класса, будет изъят вообще. В Минпросе ликвидируется отдел по проблемам образования нацменьшинств.
Российско-молдавское сотрудничество в гуманитарной сфере осуществляется на основе двухгодичных программ. С 2002 г. проводятся Дни культуры Республики Молдова в Российской Федерации. В Москве, Екатеринбурге, Твери и Подольске проходили гастроли всемирно известных звезд классического вокала М.Биешу и М.Мунтяну, хореографических коллективов "Кодрянка" и "Флуераш".
В сентябре 2003 г. проведены Дни культуры Российской Федерации в Республике Молдова, в ходе которых подписана Программа культурного сотрудничества между Министерством культуры России и Министерством культуры Молдова на 2004-2005 гг.
Значительным шагом в развитии связей в области образования стало Несомненно, что важное значение для развития культурного сотрудничества между двумя нашими странами имело бы создание в Молдове Российского Центра науки и культуры. Однако до сих, несмотря на принятое правительством РФ соответствующее решение, необходимых средств для его реализации Москвой еще не выделено.
подписание в марте 2003 г. межправительственного соглашения о взаимном признании документов об образовании.
В 2002 г. Республике Молдова было выделено 150 мест в вузах Российской Федерации. В 2003 г. для молдавских граждан было предоставлено 230 стипендий на различные формы обучения.
Взаимодействие наших стран в области науки, несмотря на наличие подписанной 29 мая 2001 г. пятилетней Программы научно-технического сотрудничества между РФ и РМ, пока не получило должного развития.
Российской стороной подготовлена программа гуманитарного сотрудничества с Молдовой на 2006-2007 гг.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |