Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
За первое полугодие текущего года подтвердились опасения, основывающиеся на неблагоприятном прогнозе перспектив взаимной торговли между Россией и Белоруссией: падение товарооборота начало приобретать черты необратимого и лавинообразного процесса. Поставки продукции белорусских предприятий в Россию упали по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в ценовом выражении почти на 90 млн. долларов США, а снижение экспорта довольно болезненно отразилось, прежде всего, на аграрном секторе РБ. Дело в том, что белорусские сельскохозяйственные продукты стали не выдерживать конкуренции с продукцией российских крестьян, что отразилось в сокращении объемов поставок в РФ всех традиционных статей белорусского продуктового экспорта – творога, яиц, сыров, говядины и свинины.
Более, чем на 70%(!) упал экспорт в Россию белорусских сельскохозяйственных уборочных машин, синтетических нитей и волокон, полиэтилена, шин, сократился объем поставляемых восточной соседке тракторов и грузовых автомобилей. За исключением холодильников и кожаной обуви в этом году нет роста показателей экспорта в РФ абсолютно по всем остальным группам промышленных товаров.
На региональном уровне основным торговым партнером РБ остается Москва, но и ее доля в общем товарообороте между РБ и РФ(свыше 36%), скорее всего, будет неуклонно снижаться. Тем не менее, и в первом полугодии 2002 г. Москва была единственным российским регионом, который успешно реализовывал взаимовыгодный и сбалансированный торговый обмен с Белоруссией. Остальные российские регионы(включая следующие за ней Санкт-Петербург, Московскую и Смоленскую области) на порядок отстают от Москвы. Кроме того, Москва и ближайшее Подмосковье являются единственным регионом в России, где многие годы на основе договоренностей с руководством города успешно ведут строительные и монтажные работы большие группы специалистов архитектурно-строительного комплекса из Белоруссии.
Несмотря на то, что Россия остается пока на первом месте по объему товарооборота с РБ (ее доля составляет сегодня порядка 54%), ее импорт в союзную страну сократился почти на 60 млн. долл. США за прошедшие шесть месяцев с.г. Эта тенденция обусловлена как искусственными ограничениями и регулированием ввоза товаров из России со стороны правительства РБ, так и тем, что Россию активно вытесняет с белорусского рынка Германия, которая только за 2001 г. сумела на 23% увеличить товарооборот с Белоруссией. Более того, ФРГ прочно заняла второе вслед за Россией место по финансово-экономическому взаимодействию с республиканским хозяйственным комплексом, продолжая оставаться крупнейшим его инвестором. Весьма характерно при этом, что правительственные и деловые круги ФРГ игнорируют международные(довольно низкие) рейтинги привлекательности Белоруссии для вложения внешнего капитала, т.е. проблему, которую так любят педалировать российские правые, «научно» аргументируя вредность и нецелесообразность хозяйственного сближения России с РБ.
Недооценивать германскую финансово-экономическую экспансию на территорию союзной страны нельзя, сейчас Германия является самым мощным и энергичным государством Западной Европы, финансовый потенциал которой позволяет в сжатые сроки решать буквально любые проблемы. За примером далеко ходить не надо, стоит только присмотреться к тому, что за кратчайший исторический период удалось сделать федеральному правительству в Восточной Германии и, в частности, в бывшей столице ГДР, которую просто не узнать. Германское общество находится на подъеме, буквально бурлит и источает невероятную деловую энергию. Специально подчеркнем, что в Белоруссии в настоящее время помимо федеральных германских структур ведут активную работу почти 800 немецких неправительственных организаций, которые продолжают расширять круг своих интересов в республике. Одновременно внешнеполитическое ведомство ФРГ настойчиво и кропотливо укрепляет контакты с властной элитой РБ, явно показывая ей свою незаинтересованность в дальнейшей изоляции Белоруссии, «которая принадлежит Европе». Германские высокопоставленные дипломаты все настойчивее убеждают республиканское руководство сделать «несколько шагов в правильном направлении», позволяющих нормализовать отношения с Западной Европой.
Ну а управленцы России, похоже, готовы пустить дело взаимоотношений с РБ на самотек, так и не сумев за последние годы выработать ясную программу интеграции с ней. В экономическом плане бросается в глаза то, что заметно снизились в 2002 г. поставки в Белоруссию энергоносителей из России по сравнению с прошедшим годом – на 76%(!). А ведь российские природный газ, нефть и нефтепродукты составляют более трети объема всего импорта. Отмечено падение показателей импорта в Белоруссию бумаги, металлопроката, лома черных металлов, дизельных двигателей из РФ. Последнее вообще настораживает, если брать во внимание, что главной и самой масштабной союзной программой считается российско-белорусский проект «Развитие дизельного автомобилестроения». Однако он вообще может оказаться под угрозой срыва, поскольку в июле премьер-министр РФ Михаил Касьянов неожиданно выступил с инициативой запрещения продажи в России грузовых автомобилей с двигателями «Евро-0», т.е. именно того класса грузовиков, которые преимущественно производит Минский автозавод, ставя на свои МАЗы в рамках союзной программы ярославские моторы стандарта «Евро-0».
С серьезными проблемами столкнулся и другой промышленный гигант республики – завод по выпуску крупнотоннажных грузовиков в Жодино(БелАЗ), объем производства грузовиков на котором стремительно падает. Стоит напомнить, что БелАЗ имел прочные кооперационные связи с союзной Россией: почти 80% комплектующих и узлов ранее поставляли этому предприятию российские партнеры. Белорусские власти не упускали случая подчеркнуть этот факт в контексте освещения интеграционного процесса с Россией. Тем не менее, инвестирует БелАЗ уже три года Чехия, которая вложила в реконструкцию предприятия уже порядка 100 млн. долл., поставив автозаводу металлообрабатывающие центры и другое оборудование чешского, германского, американского, швейцарского и итальянского производства. Сегодня дирекция БелАЗа ведет переговоры еще с двумя западными компаниями – Deutz (ФРГ) и Kammins (Соединенное Королевство) о закупке в кредит линий по производству двигателей и литейного оборудования. Таким образом, в ближайшей перспективе доля участия России и в производстве крупнотоннажных грузовых автомобилей БелАЗ неизбежно снизится, завод будет скооперирован с западными партнерами.
Руководству России и Белоруссии на этом фоне и в этом году никак не удается навести порядок в союзном бюджете. В первом полугодии показатели доходной части союзного бюджета так и не были выполнены, оставшись на отметке 37%. Белоруссия сумела перечислить в союзный бюджет лишь около 9% от плана, Россия – 52,3%. Очевидно, что наблюдается рецидив прошлогоднего опыта бюджетных неплатежей, когда довольно скромный союзный бюджет 2001 г. был просто провален по вине белорусской стороны (исполнение его составило 75%), недоплатившей в совместный российско-белорусский «кошелек» две трети от запланированного объема финансовых средств. Возможно настал момент определиться и с бюджетным финансированием союзного аппарата, поставив объемы выделяемых ему средств в зависимость от целесообразности и эффективности выполняемой им конкретной деятельности.
К лету этого года Россия и Белоруссия подошли не имея на перспективу крупных программ экономической кооперации в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, а также на рынке услуг. Запланированная на первое полугодие 2002 г. процедура создания российско-белорусского предприятия на основе преобразования «Белтрансгаза» была заблокирована белорусским правительством, которое открыто нарушило все ранее достигнутые с крупными деловыми партнерами из РФ договоренности. В последний момент кабинет министров изменил и правила игры в рамках акционирования белорусского нефтехимического комплекса. В данном случае также были нарушены громогласные обещания союзникам со стороны республиканского руководства. По мнению некоторых белорусских экспертов такая позиция властной элиты РБ объясняется ожиданием более выгодных предложений по акционированию нефтехимических предприятий республики от Саудовской Аравии и Арабских Эмиратов.
Исключение составляет бизнес-проект российской компании «Мобильные ТелеСистемы (МТС), которая с конца июня приступила к освоению белорусского рынка сотовой связи стандарта GSM совместно с белорусским унитарным предприятием “Междугородняя связь”. Первые плоды деятельности российско-белорусского ООО МТС будут ясны уже к концу этого года, но уже сам факт победы компании по итогам тендера, в результате жесткой конкурентной схватки с девятью зарубежными конкурирующими фирмами, преодоление ею еще более трудного препятствия в виде архаичного законодательства и бюрократического аппарата РБ впечатляет.
Впрочем, приход в Белоруссию российского оператора сотовой связи, скорее всего, и не состоялся бы (контракт несколько раз был на грани срыва из-за позиции правительства республики), если бы не взвешенная и гибкая политика Мэра Москвы Юрия Лужкова, который в критический момент помог на самом высоком уровне буквально «продавить» бизнес-проект МТС. Это, кстати, пример для других руководителей из России как надо патронировать своих национальных предпринимателей на внешних рынках, оказывать помощь в реализации российских деловых интересов. Президенты и другие высшие политические руководители самых богатых и процветающих стран мира, к слову, делают это ежедневно, с завидной настойчивостью, а, если необходимо, и жесткостью, используя весь арсенал воздействия на потенциальных партнеров, имеющийся в их распоряжении.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |