Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Cредство против революции

13.05.2005. Независимая газета

Сакен Салимов

Казахстанские власти борются с политическими партиями и международными общественными организациями

Вчера мажилис (нижняя палата парламента) Казахстана одобрил во втором чтении поправки в ряд законов, связанные «с обеспечением национальной безопасности». В результате в стране будет существенно ограничена деятельность политических партий, НПО, международных организаций и СМИ.

Официально поправки объясняются возникновением новых угроз – терроризма и экстремизма. Но в кулуарах сами депутаты честно признавались, что изменения в законодательство вызваны событиями в соседней Киргизии. Опасения повторения бархатной революции явно прослеживаются в сути всех вносимых изменений. Поправок, прямо направленных на борьбу с терроризмом, в законопроекте нет. При этом представители силовых структур прямо говорят, что в этом нет необходимости, поскольку в стране нет угрозы террористической или экстремистской деятельности.

Судя по контексту законопроекта, угроза для национальной безопасности кроется в деятельности политических партий, религиозных и общественных объединений и СМИ. А поправки, вносимые под эгидой «обеспечения национальной безопасности», направлены на ограничение работы именно этих структур.

Особое внимание уделено так называемой третьей силе – иностранным гражданам и международным организациям. Им категорически запрещается финансировать политические партии, участвовать в предвыборных кампаниях. За «деятельность, способствующую выдвижению и избранию кандидатов, политических партий» иностранцы будут штрафоваться (сумма штрафа от 200 до 500 долл.) и выдворяться из страны. Финансирование партий карается дороже: физическому лицу придется заплатить штраф в 3 тыс. долл., а юридическому – 15 тыс. «зеленых». К тому же предполагается арест на 15 суток лидера партии и ликвидация партии как таковой.

Благими намерениями обеспечить национальную безопасность объясняется и «забота» о казахстанских СМИ. Так, журналистам предписано строго соблюдать требование о 50-процентном вещании (50% – на русском языке, 50% – на казахском). Нарушение этого правила приведет к закрытию СМИ. Руководить газетой или телеканалом может только казахстанец – иностранцам это запрещено. Расширен перечень оснований для закрытия СМИ: это разглашение сведений, составляющих государственные секреты, пропаганду или агитацию культа жестокости и насилия, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, распространение информации, раскрывающей технические приемы и тактику антитеррористических операций, пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, распространение теле-, радио- и видеопродукции, порнографического и сексуально-эротического характера. Правда, на вопрос, какую угрозу для национальной безопасности представляет эротическая продукция, пока никто не может ответить.

Против законопроекта выступили все казахстанские и международные общественные организации, резко критически высказалась ОБСЕ. Резюме всех «общественников» таково: законопроект противоречит Конституции страны.

«Совершенно ясно этот закон указывает цели, откуда исходит угроза национальной безопасности. Эти цели – политические партии, религиозные объединения, общественные, некоммерческие организации и средства массовой информации, то есть институты гражданского общества, – говорит известная правозащитница, председатель алма-атинского Хельсинкского комитета Нинель Фокина. – Если сегодня действительно возникло такое положение, что институты гражданского общества представляют угрозу для национальной безопасности, значит, нужно пересматривать концепцию национальной безопасности. Но сначала нужно исключить из Конституции права и свободы, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах. И записать, что в случае угроз национальной безопасности эти права можно нарушать».

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ