Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Трафики, которые мы выбираем

06.05.2005. Новое поколение (Казахстан)

Амина Джалилова

Текущий год, по всему, станет поворотным в нефтетранспортной инфраструктуре Казахстана. Нешуточное противостояние нефтеартерий КТК и БТД. Немыслимое еще вчера намерение республики приобрести крупный российский судостроительный завод. Скоростное строительство китайской трубы. Такими семимильными шагами мы идем навстречу большой каспийской нефти. Однако каждый шаг - это клубок характерных для нефтебизнеса интриг

Послать нефть на три буквы

Известно, что нефтесистемы КТК (Каспийского трубопроводного консорциума) и БТД (Баку - Тбилиси - Джейхан) еще до завершения строительства последней считались структурами конкурирующими. Трубопровод Тенгиз - Новороссийск (КТК) проходит по территории России. БТД же создан в противовес ему, транспортировка нефти по этой трубе позволит не зависеть от цен, диктуемых Россией, и не загружать и так переполненные черноморские проливы. Однако Казахстан заинтересован в обоих маршрутах, никто не собирается отдавать предпочтение одному из них. Дело в другом.

В данный момент активно обсуждается увеличение мощности КТК, грузоотправители ждут этого уже много лет. В этом году суммарный объем прокачки по трубе Тенгиз - Новороссийск должен достигнуть 32 миллионов тонн, и это уже больше существующей мощности. При этом все нефтедобытчики, сотрудничающие с КТК, объявляют о намерении увеличивать производство нефти, так что увеличение мощности уже стало насущной необходимостью. И хотя министр энергетики Казахстана Владимир Школьник говорил о том, что акционеры КТК достигли принципиальной договоренности по расширению мощности системы до 67 миллионов тонн, окончательное решение еще не принято. Россия, которой принадлежит в КТК крупнейшая доля в размере 24%, заявляет, что не поддержит расширение системы, если тарифы на прокачку не будут увеличены.

В Казахстане основным грузоотправителем КТК является "Тенгизшевройл" - компания, добывающая сегодня 13 миллионов тонн в год и планирующая удвоить эту цифру в ближайшее время. Недавно ТШО распространило заявление о том, что рассматривает варианты транспортировки своей нефти по маршрутам Баку - Тбилиси - Джейхан и Баку - Батуми. Этот вариант рассматривается в качестве временной меры, пока труба КТК не достигнет наконец необходимых размеров. Но ведь нет ничего постоянней временных мер. Особенно если Россия не уступит наконец в вопросе тарифов.

Если цены на прокачку по кавказской трубе будут приемлемыми, такое решение смогут принять и другие грузоотправители КТК. Но пока казахстанская и азербайджанская рабочие группы не договорились о тарифе на прокачку, это ключевой вопрос переговоров.

Тем не менее уже известно, что наша нефть с месторождения Кашаган может транспортироваться по БТД по тем же ставкам, что действуют для участников самого проекта, так как некоторые акционеры AgipKСO являются также акционерами БТД.

К слову, главный акционер ТШО ChevronTexaco договорился о приобретении американской Unocal, которая также является участником проекта БТД. Цель приобретения - особая цена на прокачку. Для посторонних компаний транспортировка по БТД будет стоить больше.

Купить заводик, строить кораблики

Между тем переговоры по присоединению Казахстана к БТД идут опережающими темпами. Пока мощность этой системы позволяет транспортировать только азербайджанскую нефть. Присоединение Казахстана будет приурочено к первой нефти с Кашаганского месторождения, это должно произойти в 2008 году.

Уже известно, что создание системы "Актау - Баку" потребует трех миллиардов долларов. Эти средства включают строительство трубопровода Атырау - Актау протяженностью 700 км, нового нефтяного терминала в поселке Курык, системы разгрузки-погрузки на территории Азербайджана и ее врезки в трубопровод БТД, а также создание танкерного флота для перевозки казахстанской нефти. Последним вопросом наши власти занимаются сейчас с особенным интересом. Год назад говорили о строительстве трех танкеров, потом решили добавить еще два (каждый из них обойдется в 15 миллионов долларов), а теперь и вовсе - российский судостроительный завод купить намереваются. Эти планы озвучил вице-министр транспорта и коммуникаций Талгат Абылгазин. А основной акционер Выборгского завода российская группа "Ако Барс" уже объявила о создании СП с рядом казахстанских компаний, занимающихся морскими перевозками нефти. О каких компаниях идет речь - пока неясно.

Но впечатляет сам масштаб казахстанских намерений - приобрести российскую верфь, чтобы собственные танкеры строить. Серьезный шаг, требующий серьезных инвестиций. Какие средства будут использоваться, пока не ясно. Однако известно, что на пяти танкерах Казахстан останавливаться не собирается, рассматривается возможность строительства еще нескольких судов.

Между тем есть информация о том, что танкеры государственной компании "Казмортрансфлот" не смогут незамедлительно приступить к исполнению своих обязательств, так как в компании не внедрена обязательная для международного мореплавания система управления безопасной эксплуатацией.

Третье важнейшее направление – Восток

Строящаяся китайская труба - одна из важнейших нефтетранспортных артерий. Однако пока система из трех отрезков не будет собрана воедино, главным остается вопрос наполнения ветки Атасу - Алашанькоу.

Изначально ответственность за заполнение трубы взяла на себя китайская сторона. Предполагалось использовать нефть Кумкольской группы месторождений и российские углеводороды. Однако не так давно стало известно, что этот план вряд ли удастся воплотить в жизнь.

Глава российской государственной трубопроводной компании "Транснефть" Семен Вайншток сообщил, что у этой компании (контролирующей почти всю нефтепроводную сеть страны) нет возможности отправлять российскую нефть через Казахстан в Китай. А это, скорее всего, означает, что Китай не получит черное золото Западной Сибири, а объемов Кумкольской группы месторождений будет явно недостаточно. Остается, правда, возможность транспортировать нефть до Павлодара железной дорогой, но это весьма дорогое и хлопотное дело. Пустующая же труба означает и постепенное опустошение карманов ее владельцев, ведь сохранение трубопровода в технически исправном состоянии без необходимой заполненности стоит немалых денег.

Несмотря на то, что ответственность за заполнение лежит на китайской стороне, Астана также не сидит сложа руки. Недавнее приобретение Казахстаном доли в проекте разработки гигантского месторождения Кашаган, по мнению аналитиков, приведет к лоббированию "КазМунайГазом" китайского маршрута транспортировки. Когда труба Казахстан - Китай будет достроена полностью, основу, по предварительной информации, составит нефть актюбинских месторождений, где добычу ведут китайские предприятия, а также черное золото Каспия. Понятно, что более всего потребителей интересует нефть морского месторождения Кашаган. Получится, что акционеры консорциума, в число которых вошел теперь и Казахстан, подобно Лебедю, Раку и Щуке будут тянуть черное золото северного Каспия в три стороны: на север - по КТК, на запад по - БТД и на восток - по китайской трубе. Добыча на Кашагане начнется только в 2007 - 2008 годах, но трения по поводу пути к потребителю идут уже сейчас.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ