Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
01.05.2005. Институт социальных систем
Зураб Тодуа
Беспрецедентный по своим масштабам и размаху террористический акт 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке оказал серьезное влияние на международную обстановку. Происходящие сегодня процессы требуют отдельного глубокого осмысления. И вряд ли это удастся сделать быстро. Но, по крайней мере, один вывод уже сделать можно сейчас: мир стал менее предсказуемым, и более опасным. Об этом, в частности, свидетельствуют: военная кампания США в Афганистане, размах которой, явно превысил пределы разумной достаточности, угроза развязывания военных действий против так называемых "стран-изгоев" и повышенная агрессивность ряда государств, стремящихся "под шумок" разом решить свои территориальные, внутриполитические и прочие проблемы.
Между тем серьезных доказательств причастности Бен Ладена и движения "Талибан" к террактам в США мировой общественности так и не было предъявлено, что еще более усложняет картину происходящего.
После того, как выяснилось, что начало военных действий США против режима талибов в Афганистане неизбежно, Узбекистан выразил готовность оказать Вашингтону посильную поддержку. Узбекистан предоставил США военную базу в г.Ханабад, открыл свои воздушное пространство для американской авиации и мост, соединяющий узбекский Термез и афганский Хайратон, для транспортировки гуманитарных и прочих грузов в Афганистан. Сегодня Узбекистан является ключевым партнером США в Центральной Азии. Это постоянно и на разных уровнях подчеркивают представители американской администрации.
В Узбекистане находятся около 1800 военнослужащих армии США, 200 военнослужащих бундесвера (в г. Термез) и в ближайшее время там появятся и французские военные. На авиабазе Ханабад и в Термезе размещены самолеты военно-транспортной авиации и боевые вертолеты. Есть сведения о намерении США разместить в РУ и самолеты истребительной авиации.
Почти каждую неделю в Узбекистан прибывают делегации из США: военные, сенаторы, члены правительства. 11 – 15 марта в США с официальным визитом побывал президент РУ Ислам Каримов
Таким образом, можно констатировать, что между Вашингтоном и Ташкентом интенсивно развивается военно-политическое сотрудничество. Причем у этого сотрудничества с точки зрения руководства двух стран открываются весьма радужные перспективы. Во всяком случае, в правящих кругах Узбекистана с ним связывают далеко идущие планы.
Узбекистан поддержал антитеррористическую коалицию не только потому, что выступает против терроризма, как и любое другое цивилизованное государство. Решающее влияние здесь оказал фактор исламской оппозиции. которая в течение нескольких лет довольно активно пыталась заявить о себе и представляла угрозу для существующего в Узбекистане строя жизни.
Цели Вашингтона и Ташкента в Афганистане совпали почти полностью. До прямого военного вмешательства США в афганские дела так называемое Исламское движение Узбекистана (ИДУ) базировалось на севере Афганистана и пользовалось полной поддержкой движения "Талибан". ИДУ является частью исламской оппозиции в Узбекистане, которая провозглашает целью своей деятельности свержение существующей в Узбекистане власти и установление в Узбекистане и в Центральной Азии в целом исламского государства "Халифат".
Национально-демократическая оппозиции в Узбекистане. Нынешнее политическое руководство Узбекистана сформировалось на рубеже 90-х годов прошлого века и утвердилось у власти в результате борьбы с так называемой национально-демократической оппозицией – партиями "Бирлик" и "Эрк". Используя смутное время начала 90-х годов, эти партии пытались прийти к власти в Узбекистане по сценарию, который уже был отработан в Прибалтике и в Закавказье. Этот сценарий предусматривал развертывание митинговой активности и соответствующей пропаганды в СМИ с последующим перерастанием ситуации в общественно-политический кризис, результатом которого должна была стать добровольная или насильственная отставка руководства республики. Далее на волне успеха с помощью выборов или без оных оппозиция намеревалась прийти к власти. Однако в Узбекистане сценарий, который был успешно апробирован в республиках Прибалтики, Молдавии Грузии, Армении и Азербайджане, не сработал. Прежде всего, – из-за решительного сопротивления узбекских властей.
Ислам Каримов и его окружение не последовали примеру бывших коммунистических лидеров вышеперечисленных республик СССР. Они мобилизовали все властные ресурсы для нейтрализации национальной оппозиции. При этом власть не стеснялась использовать самые крайние методы. Политический кризис в Узбекистане, который длился с января по июль 1992 года, завершился победой властей и полным поражением оппозиции. Партии "Бирлик" и "Эрк" были разгромлены. Их деятельность запрещена.
После достижения политической стабильности руководство республики приступило к осуществлению масштабных социально-экономических реформ, которые на том историческом этапе поддержало большинство населения. Часть лидеров и активистов оппозиционных партий эмигрировало, другая часть примкнула к существовавшим мелким религиозным оппозиционным группам, остальные отошли от политики.
Период с 1993 по 1997 годы стал временем относительного политического затишья, которое дало основания руководству страны прийти к выводу о том, что основные внутриполитические проблемы страны остались позади.
Трансформация оппозиции из национально-демократической в религиозную. На рубеже 90-х годов в Узбекистане с разной степенью активности проявили себя несколько религиозных групп и течений: "Акромиды" (создатель мулла Акром, уроженец Ферганской долины), "Узун сокол" ("Длинная борода", основатель мулла Фахритдин, умер в 1997 г. в возрасте 92-93 лет), "Адолат", "Ислом лашкарлари", "Таблих", "Товба", "Нур". Действовали они в основном в Ферганской долине - Наманганской, Андижанской и Ферганской областях. Были замечены и в других регионах Узбекистана (Ташкент, Джизакская и Сурхандарьинская области).
В 1990-1992 гг. эти группы вели себя довольно активно. Проводили шумные собрания, митинги, шествия. В 1993-1994 гг. фактически перешли на нелегальное положение. Существовали на пожертвования членов организации и деньги, присылаемые из-за рубежа от родственных или одноименных организаций и исламских фондов. В основе пропаганды этих религиозных групп лежала идея создания исламского государства. Их численность, как правило, не превышала нескольких десятков человек. В лучшие времена в некоторых организациях насчитывалось до 300 человек.
Большого влияния на внутреннюю политику эти организации не оказывали. Но нервы властям потрепали изрядно. В целом лидерам исламистов "первой волны" не хватало образованности и кругозора. К середине 90-х годов деятельность религиозных организаций тихо сошла на нет.
Период с 1993 по 1997 годы стал временем глубокой трансформации оппозиции. Произошло объединение наиболее активных и амбициозных противников власти вокруг ислама. Бывшие активисты и лидеры партий "Бирлик" и "Эрк" слились с остатками религиозных групп. Они сумели привнести свежую струю в деятельность зачахших было организаций.
Итогом проделанной интеллектуальной и организационной работы стало появление совершенной новых организаций. Это были зачатки Исламского движения Узбекистана и партии "Хизбут-Тахрир" ("Партия освобождения"). Национально-демократический налет в идеологии исчез полностью. В программе новых организаций речь шла о создании исламского государства "Халифат".
К тому времени в стране сложились благоприятные условия для роста влияния религиозных партий. Радикальные перемены происшедшие после 1991 года потрясли общество. Распад единой экономической системы, затем реформы привели к резкому падению уровня жизни значительной части населения страны. В середине 90-х годов многие уже осознали, что переходный период будет длительным. Ситуация осложнялась еще и тем, что во второй половине 90-х годов в Узбекистане начался демографический взрыв – население стало увеличиваться со скоростью около 500 тыс. человек в год.
Рост числа неимущих, безработица, перенаселенность, отсутствие внятной и ясной перспективы для молодежи способствовал тому, что определенная часть людей стала прислушиваться к активистам религиозных организаций. Те, в свою очередь, указывали на то, что не будет хорошей жизни "простым людям" до тех пор, пока не будет создано "правильное" то есть исламское государство. В таком государстве все будут жить в достатке, не будет засилья чиновников, не будет клановости, и каждый сможет проявить свои способности в полной мере. Подобная пропаганда зачастую находила отклик, особенно в тех случаях, когда исламисты готовы были платить деньги за участие в деятельности организации. Деньги у них водились и немалые. За расклеивание листовок, например можно было заработать 50-100 долларов. Неслыханные по сельским меркам деньги. В отдаленных от столицы областях человек, зарабатывающий 10-15 долларов в месяц считался преуспевающим.
В 1998 году исламская оппозиция осмелела настолько, что перешла от нашептываний в мечетях и на базарах к широкой агитации и пропаганде радикальных исламских идей. В кишлаках и городах стали появляться листовки. Молитвы в отдельных мечетях Ферганской долины стали напоминать политические собрания. Исламисты били по наиболее слабым местам власти: клановость, коррупция, бедность населения и т.п. Листовки стали появляться и в Ташкенте. В некоторых районах прошли акции протеста против экономической политики и самоуправства местных властей. Произошло несколько убийств местных сотрудников правоохранительных органов и администраций по политическим мотивам. Исламисты, несмотря на риск, стали даже выходить на представителей СМИ в Ташкенте, пытаясь увлечь их перспективой получать информацию из первых рук и, таким образом, сделать из них союзников.
Осознав масштабы опасности, власти ответили активизацией деятельности Министерства внутренних дел и Службы национальной безопасности. Были проведены аресты подозреваемых в причастности к деятельности религиозных организаций, закрыто множество сомнительных мечетей, усилена агентурная работа, повышено внимание к деятельности официального духовенства. В ряде районов кампания против исламистов сопровождалась крайностями. Многих людей сажали под стражу без веских оснований, в Ферганской долине установился негласный запрет на ношение бороды.
Вопросами религиозной ситуации в стране, помимо силовых ведомств, вплотную стали заниматься Министерство по делам религий и Институт стратегических исследований при президенте. Перед этими ведомствами была поставлена задача в полном объеме изучить обстановку в стране, перспективы развития террористических исламских организаций и возможные меры по ограничению роста их влияния.
Организация "Хизбут-тахрир". В Узбекистане "Хизбут-Тахрир" действует подпольно, как часть всемирной одноименной организации возникшей в начале 50-х годов в Сирии. В научной литературе освещены обстоятельства ее появления и история деятельности на протяжении второй половины прошлого века. В Узбекистане партия сформировалась в середине 90-х годов. Ее структура копирует классическое пирамидальное устройство классической организации "Хизбут-Тахрир".. В Узбекистане руководителем организации является "мутамад". Ему подчиняются региональные (в масштабе области) руководители – "масул". Помощники "масула" - "мусоиды" отвечают за деятельность районых организаций. Районы разбиты на отдельные участи и по некоторым данным деление идет вплоть до махалли. Низовым звеном организации (на уровне махалли) руководит "накиб".
"Накиб" и его помощники образуют "жихоз", в который входят подчиненные ему "мушрифы" и рядовые члены организации. В зависимости от численности "жихоза". Каждый "мушриф" может руководить одной или несколькими "халка" (отдельная группа, состоящая из 4-5 человек).
Финансирование деятельности "тахрировцев" происходит в основном за счет самой организации. Каждый член обязан ежемесячно вносить определенный взнос в копилку партии исходя из своих возможностей или получаемой прибыли Взнос обычно составляет от 5 до 20% доходов рядового члена организации.
В своей пропаганде активисты "Хизбут-Тахрир" опираются на следующие книги:
- "Низомул Ислом" – система ислама;
- "Хизбут Тахрир тушунчалари" – понятие Хизбут Тахриара;
- "Хизбут уюшма – сплоченное движение;
- "Халифалик" – книга о построении Халифата;
- "Демократия куфр низоми" - демократия - устав неверных;
и еще около десятка подобных религиозных книг. Все они составляют идеологическую платформу организации.
В отличие от ИДУ "Хизбут-Тахрир" придерживается эволюционной теории построения исламского государства, через пропаганду и увеличение числа последователей движения. Руководство организации время от времени входило в контакт с лидерами ИДУ, однако, по имеющимся данным, координации действий или объединения между этим двумя религиозными группировками не произошло.
Несмотря на преследования властей, аресты многих членов и руководителей движения, "Хизбут-Тахрир" существует и поныне. На место арестованного "мушрифа", "накиба" или "мусоида", немедленно назначается другой человек. По данным правоохранительных органов и спецслужб Узбекистана в конце 90-х годов численность "тахрировцев" росла в арифметической прогрессии. Разумеется, данное обстоятельство не могло не вызывать тревоги властей.
По данным Независимой организации по правам человека в Узбекистане (НОПЧУ) на август 2001 г. в тюрьмах и колониях РУ находилось около 5 150 членов партии "Хизбут-Тахрир". (Всего НОПЧУ считает, что в РУ на август 20001 г. находилось около 7 тыс. политических заключенных: помимо "тахрировцев" 1 600 осуждены за приверженость ваххабизму, 650 сторонников различных радикальных течений ислама, около 200 членов светской оппозиции, бывших партий Бирлик и Эрк).
Исламское движение Узбекистана (ИДУ). Радикальная часть исламской оппозиции. Выступает за насильственный путь создания исламского государства. Лидеры и активисты партии принимали активное участие в гражданской войне в Таджикистане. С тех пор поддерживали тесные связи с ОТО, в частности с руководителем МЧС РТ Мирзо Зиеевым, командиром президентской гвардии Гафуром Мирзоевым и другими. После своего организационного становления в конце 90-х годов основные силы ИДУ в тот период осели в Тавильдаринской зоне Таджикистана. Оружие и деньги на содержание отрядов ИДУ получали от таджикской оппозиции и движения "Талибан" (Афганистан), а также от религиозных фондов и организаций Саудовской Аравии и Пакистана. В лидеры ИДУ выдвинулись Джума Намангони, Тахир Юлдашев, Зубаир Абдурахман.
Первые вылазки ИДУ относятся к 1997-1998 годам. Тогда в Андижанской области РУ террористы осуществили несколько убийств. Однако впервые они серьезно заявили о себе, когда организовали серию террористических актов в Ташкенте 17 феврале 1999 года. В этот день в столице Узбекистана сработало пять взрывных устройств, в том числе у здания Кабинета Министров и МВД. Погибло 19 человек.
Летом 1999-го боевики ИДУ вторглись в Сурхандарьинскую область, затем в Баткентский район Киргизии. Следующим летом они повторили рейд. Эти бессмысленные на первый взгляд рейды на самом деле преследовали вполне определенную стратегическую цель – прорваться в Ферганскую долину. По расчетам лидеров ИДУ в долине их должны были поддержать местные сторонники исламского государства. Боевики ИДУ намерены был установить контроль над одним - двумя районами региона и провозгласить исламское государство. В самой долине в укромных местах были заготовлены склады с оружием и боеприпасами (между прочим, около 10 из них так и не обнаружили до сих пор).
Учитывая то обстоятельство, что в Ферганской долине значительная часть населения одобрительно или, по меньшей мере, сочувственно относится к оппозиции трудно предсказать, как развивались бы события, если боевикам удалось бы прорваться в регион.
Вторжение боевиков ИДУУ на территорию Узбекистана заставило власти изрядно поволноваться. Потребовалось напряженные усилия, терпение и время, чтобы выкурить боевиков, которые пытались использовать тактику чеченских сепаратистов. В этот период вооруженные отряды движения насчитывали около 1000 хорошо вооруженных боевиков. Это не считая потенциального подкрепления в виде арабских наемников, боевиков таджикской оппозиции и движения "Талибан".
В 200-2001 годах возникла реальная угроза развертывания широкомасштабных партизанских действий ИДУ против Узбекистана.
Исламская оппозиция на современном этапе. В конце 90-х годов для Узбекистана сложилась крайне неблагоприятная ситуация. ИДУ и движение "Талибан" грозили вторгнуться с юга. Внутри страны также было неспокойно. Несмотря на внешнее благополучие, спокойствие и стабильность, были основания серьезно опасаться за прочность устоев официальной власти в отдельных районах Ферганской долины. По признанию высокопоставленного и весьма информированного чиновника узбекской администрации во второй половине и в конце 90-х годов до 40% населения Ферганской долины с сочувствие относились к исламских идеям, в том числе к идеям радикального толка (для справки: в Ферганской долине на 4,5% территории РУ проживает около 1/3 из 25 млн. населения республики). В этом контексте позиция Ташкента, выражающаяся в поддержке действий США в Афганистане и в целом в Центральной Азии, выглядит закономерно.
ИДУ приняло активное участие в боевых действиях на стороне движения "Талибан". Джума Намангони был назначен заместителем Бен Ладена и командующим северным фронтом талибов. В ходе боев, особенно в районе городов Кундуз и Талукан ИДУ понесли большие потери. В СМИ сообщалось о гибели Намангони (впрочем, эта информация позднее ничем не было подтверждена).
Во второй половине ноября руководство талибов, осознав, что открытое сопротивление бесперспективно, изменило тактику. То, что в СМИ назвали полным разгромом движения "Талибан" на самом деле, скорее всего, является стремлением уйти от открытых столкновений с превосходящими силами противника, затаиться, переждать неблагоприятный момент, сохранить наиболее ценные и боеспособные силы. Не случайно до сих пор ни один из крупных лидеров движения, не говоря уже о самом Бен Ладене, не схвачен. Часть талибов укрылись в Пакистане, другие скрылись в горах. Значительная часть членов движения превратились в так называемые "пуштунские отряды антиталибской коалиции".
Члены ИДУ также получили приказ сохранить силы и раствориться где это возможно. По имеющимся данным, они скрываются в северных провинциях Афганистана (в зоне ответственности таджикских полевых командиров), в пуштунских районах Пакистана, в Таджикистане и Иране. Есть основания полагать, что, несмотря на потери, основное ядро движения сохранилось и при благоприятных условиях они снова активизируются. Тем более что над членами ИДУ, так же как и над талибами в мусульманском мире витает ореол "героев-мучеников, бросивших вызов самим США".
Движение "Хизбут-Тахрир" во время военных действий в Афганистане ничем себя не проявило. Вероятно, его активисты также затаились, опасаясь, что власти, используя благоприятную обстановку, решат провести новые аресты.
Таким образом, на основе изложенного мы можем прийти к следующим выводам.
1. К концу 90-х годов прошлого века в Узбекистане сформировалась довольно сильная исламская оппозиция. Она не располагала возможностями свергнуть существующий в республике строй. Но причиняла серьезное беспокойство властям. Главное – число ее сторонников непрерывно росло.
2. Антитеррорестическая операция в Афганистане стала сильным ударом по ИДУ. Однако говорить о том, что эта организация прекратила свое существование преждевременно.
3. Организация "Хизбут-тахрир" в целом сохранила свои позиции.
4. В Узбекистане сохраняется комплекс социально-экономических, политических, религиозных условий, которые способствуют сохранению и увеличению числа недовольных политикой властей. Этот потенциал, при определенных обстоятельствах выливается в протест, выражающийся в религиозной форме.
5. Помощь, которую США намерены оказать Узбекистану, вряд ли приведет к исчезновению этих условий.
6. Предотвратить рост числа сторонников радикальных террористических религиозных течений в Узбекистане, вероятнее всего, можно посредством продуманной политики, направленной на:
- продолжение и успешное завершение переходного периода;
- привлечение активных неформальных религиозных лидеров на свою сторону;
- решительную борьбу с непримиримыми исламистами, которые не видят иных путей, кроме развязывания гражданской войны в республике;
- стабилизацию положения в Таджикистане и Афганистане, дабы смутная обстановка не позволяла экстремистам в будущем превращать территорию этих стран в плацдарм для религиозной экспансии.
Как видно не все из данных положений по силам осуществить руководству Узбекистана. В то же время свою часть работы по борьбе с терроризмом Узбекистан осуществляет и небезуспешно. Тем не менее, до полной победы (если вообще она возможна) над религиозным террором далеко. Значит, впереди предстоят новые схватки.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |