Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Руководителю Админитсрации Президента Российской Федерации Д.А.Медведеву
Копия: Генеральному Прокурору Российской Федерации В.В.Устинову
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Уважаемый Владимир Васильевич!
Обратиться к Вам заставляют факты, свидетельствующие о нарушении законодательства о гражданстве по отношению к нашим соотечественникам, проживающих в бывших союзных республиках, которые обратились на имя Президента России с ходатайствами о получении гражданства в посольства РФ в странах их проживания. Их документы были приняты до вступления в силу нового Федерального закона «О гражданстве РФ». После многолетнего ожидания они получают ответ о том, что рассмотрение вопроса о предоставлении им гражданства отложен до их переезда на постоянное жительство в Россию.
Решения по ходатайствам приняты уже после вступления в силу нового Федерального закона о гражданстве, который отменил ранее действующий закон, но оставил действующими его отдельные статьи и части, которые давали более льготный режим приобретения российского гражданства для заявителей, обратившихся до 1.07.2002г., (пункты "а" - "в" статьи 18, часть3 статьи 19, статью 20) и также статью 41, в которой указаны сроки рассмотрения обращений по вопросам гражданства (максимальный срок рассморения ходатайств – 9 месяцев).
Из приложенных документов следует, что сроки рассмотрения хотатайств о гражданстве превышены многократно: в одном случае (супруги Гусельниковы в Молдове) документы приняты 13.11.2001г, а рассмотрены комиссией 29.06.2003, в другом (Басихина Е.С. в Баку))– документы приняты 1.10.2001, а рассмотрены 24.02.2004, в третьем (супруги Беньяминовы в Баку) – документы приняты 1.10.2001, а рассмотрены 28.09.2004.
При этом обратившиеся получают стандарный ответ со ссылкой на на пункт 58 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства, утвержденного Указом Президента № 1325 от 14 ноября 2002 г., с изменениями, утвержденными Указом Президента № 1545 от 31 декабря 2003 г. Данный пункт гласит:
«58. Если по ходатайству о приобретении гражданства Российской Федерации, принятому к рассмотрению до 1 июля 2002 г., было принято решение Комиссии о необходимости выполнения заявителем требований части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", то это ходатайство рассматривается после представления заявителем в органы внутренних дел разрешения на временное проживание или вида на жительство в Российской Федерации. К указанным документам прилагаются заявление в произвольной форме о рассмотрении ранее поданного ходатайства заявителя в связи с выполнением им требований части второй статьи 19 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", а также уведомление о ранее принятом решении Комиссии.»
Решения Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан по отношению к соискателям российского гражданства, проживающим за рубежом, ходатайства которых были приняты до 1.07.2002, нарушают российское законодательство о гражданстве.
Во-первых, многократно превышаются сроки рассмотрения ходатайств, установленные законом. Статьей 41 Закона РФ «О гражданстве РФ» установлено, что срок рассмотрения ходатайств по вопросам гражданства не должен превышать 9 месяцев.
Во-вторых, так как в соответствие со статьей 44 всупившего в силу 1.07 2002 года Федерального закона «О гражданстве РФ» часть 2 статьи 19 утратила силу, ссылаться на нее в решениях, принятых после 1.07.2002 неправомерно.
В-третьих, в нарушение части 2 статьи 43 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ», которя гласит: «В случае, если Законом Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" был установлен более льготный по сравнению с настоящим Федеральным законом порядок приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, рассмотрение заявлений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, и принятие по ним решений осуществляются в порядке, установленном указанным Законом Российской Федерации», порядок приобретения гражданства данными лицами значительно усложняется по сравнению с порядком, предусмотренным ранее действующим законом. По данным решениям от ходатаев требуется переезд на территорию России, получение разрешение на временное проживание или вида на жительство, что перечеркивает тот льготный порядок, который был предусмотрен прежним законодательством, противоречит ч.2 статьи 43 действующего Федерального закона «О гражданстве РФ» и пункту 56 и первой части пункта 57 Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 31.12.2003 N 1545):
«56. Рассмотрение заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации, принятых к рассмотрению до 1 июля 2002 г. на основании пунктов "а", "б" и "в" статьи 18, части третьей статьи 19 и статьи 20 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации", и принятие по ним решений, осуществляются в порядке, установленном названным Законом.
57. Заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации, указанные в пункте 56 настоящего Положения, рассматриваются при наличии всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов, представленных заявителями в соответствии с Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992г.»
У ходатаев были приняты в консульских учреждениях документы, собранные в полном соответствии с действующими на момент подачи законом и положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации. Факт принятия ходатайств о гражданстве в консульских учреждениях за границей, где проживают данные лица, свидетельствует о том, что в отношении их было снято требование о постоянном проживании на территории Российской Федерации непосредственно перед обращением с ходатайством, что предусматривает часть 3 статьи 19, которая не утратила силу после вступления в силу нового закона о гражданстве, что зафиксировано в статье 44 ФЗ «О гражданстве РФ».
Документы, которые поступили в приемную депутата Государственной Думы, с примерами конкретных случаев ходатайств о гражданстве РФ, рассмотрение которых отложено по основаниям, нарушающим закон, приложены к настоящему запросу.
Грубые нарушения прав человека в вопросах гражданства, гарантированных российским законодательством, наносят существенный ущерб Российской Федерации, подрывают ее авторитет не только в глазах наших соотечественников, потерпевших от российских чиновников, но и перед международным сообществом.
Прошу принять меры по отношению к работникам аппарата названного Управления, допустивших затягивание сроков рассмотрения ходатайств и произвольное истолкование закона о гражданстве. Прошу пересмотреть решения, принятые по ходатайствам лиц, копии которых приложены к данному запросу и принять правомерное решение по данным ходатайствам. Прошу также провести проверку на наличие подобных нарушений в отношении других лиц, ходатайства которых были приняты в консульских учреждениях Российской Федерации за рубежом до вступления в силу нового закона о гражданстве. Если подобные нарушения будут выявлены, то прошу принять меры по пересмотру неправомерных решений об откладывании рассмотрения ходатайств о гражданстве до переезда этих лиц на территорию Российской Федерации.
Прошу Вас в соответствии с пунктом 3 статьи 14 закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», проинформировать меня о результатах рассмотрения запроса.
К.Ф.Затулин, Депутат Государственной Думы РФ,
член Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |