Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
В.Михайлов
Затронутая «Комсомольской правдой» проблема демографии в России, является так же темой для выступлений и заявлений Президента России, заседаний многочисленных конференций, «Круглых столов» организуемых различными организациями, вплоть до Государственной Думы, «А воз и ныне там!»
Очередной «круглый стол» «Современное миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения - реальная угроза будущему Российской Федерации» организовала и провела, в начале этого года, Международная правозащитная ассамблея совместно с Межрелигиозной и межнациональной федерацией за мир во всем мире и Российским Красным Крестом.
По мнению организаторов, тенденция развития демографической ситуации в Российской Федерации приобрела угрожающий характер. По официальным данным численность населения Российской Федерации постоянно уменьшается. В 2004 году она сократилась на 552,7 тысяч человек, а по прогнозным данным по среднему варианту в 2020 году снизится до 130 млн. человек и в 2050 - до 101 млн., а по пессимистическому варианту до 121 млн. и 77 млн. соответственно.
Если не приостановить существующую тенденцию, то в недалеком будущем многие и так не густо заселенные регионы Российской Федерации могут совершенно обезлюдеть. В результате сокращения человеческого ресурса будет невозможно сохранять ни политический, ни экономический контроль над всей нынешней территорией Российской Федерации, т.е. встанет вопрос о возможности существования Российской Федерации в ее современных границах.
Изменение демографической ситуации повышением рождаемости, которая сегодня является одной из самых низких в мире: 1,3 ребенка на женщину, и увеличением продолжительности жизни населения, на десяток лет меньшей, чем во всех цивилизованных странах мира, хотя и необходимо, но не может решить проблему. Наиболее действенным путем изменения сложившейся тенденции является привлечение в страну иммигрантов. Несложный анализ показывает, что для компенсации естественной убыли населения ежегодно Российская Федерация должна принимать и обустраивать на своей территории не менее одного миллиона иммигрантов, одновременно создав условия для сокращения численности ежегодной эмиграции. Однако действующее сегодня миграционное законодательство и практика его применения не только не способствуют притоку в Российскую Федерацию иммигрантов, но даже препятствует этому, фактически окружив страну новым «железным занавесом». По этой и другим причинам не только граждане из стран дальнего зарубежья, но и из стран СНГ и Балтии, желающие прибыть в Российскую Федерацию и обустроиться на постоянное жительство, фактически не имеют такой возможности. Более того, миллионам граждан бывшего СССР, проживающим в Российской Федерации, но не оформившим своевременно российское гражданство, предъявляются жесткие требования по прохождению процедуры приобретения гражданства, игнорируя мировой опыт их легализации по упрощенной процедуре.
В ряде регионов страны отношение к мигрантам, причем не только по конфессиональному признаку, со стороны властных структур, местного населения и СМИ таково, что вынуждает их покидать Российскую Федерацию. Если ранее они надеялись на поддержку, понимание и обустройство в Российской Федерации, то сегодняшняя миграционная политика лишает их такой надежды.
Не исключено, что в недалеком будущем на миграционные процессы начнут влиять изменяющиеся природные условия, в том числе вызванные глобальным потеплением климата.
Таким образом, действующая государственная миграционная политика и соответствующее законодательство не учитывают множества долговременных факторов и не предусматривают изменение направления демографического вектора на диаметрально противоположное, что неизбежно приведет к необратимому уменьшению численности населения Российской Федерации с неконтролируемыми последствиями.
За Круглым столом известные специалисты, которые многие годы занимаются изучением указанных проблем и мер по их разрешению, обсудили государственную миграционную политику, миграционное законодательство, практику его применения и выработали предложения по их изменению с учетом множества долговременных факторов, влияющих на решение демографических проблем Российской Федерации.
(Публикуется по материалам «круглого стола» «Современное миграционное законодательство Российской Федерации и практика его применения - реальная угроза будущему Российской Федерации»)
Ниже мы помещаем выступление одного из инициаторов проведения «Круглого стола», президента Международной правозащитной ассамблеи Михаила Георгиевича Арутюнова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |