Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
Александр Фадеев
Недавно президент США Джордж Буш, выступая в Международном республиканском институте, объявил о создании специального «корпуса активного реагирования» при госдепартаменте. Федеральные чиновники, став сотрудниками этой структуры, сосредоточатся на организации ускоренного перехода к демократии и рыночной экономике таких стран, как, например, Белоруссия. Сам Международный республиканский институт уже участвует в поддержке белорусской оппозиции. При содействии МРИ Польша, Литва и Латвия, по словам Буша, работают с лидерами гражданского общества в Белоруссии, «чтобы принести свободу в последнюю диктатуру Европы». Вообще на цели ударной «демократизации» мира в 2006 году в бюджете США были предусмотрены 124 миллиона долларов. Однако Джордж Буш запросил на эти цели дополнительно 1,3 миллиарда долларов (!).
Тот факт, что Белоруссия попала в американский «черный список» самых опасных и наиболее жестоких в мире режимов, объяснить, исходя из концепции самого президента Дж. Буша и госдепартамента США, не представляется возможным. Похоже, «великая коалиция свободолюбивых наций» в очередной раз обнаружила опасность не там, где следовало ее искать, и явно готовится ликвидировать ее. Между тем, Белоруссия никак не может быть зачислена в разряд террористических государств, или в группу стран, где у власти находится тиранический режим, обладающий самым опасным оружием массового уничтожения.
Кто хоть раз побывал в республике, тот никогда не скажет о белорусах, что это «озлобленное меньшинство, стремящееся навязать свою волю большинству». Последняя фраза, кстати, из характеристики Кондолизы Райс сил, на которые Соединенные Штаты Америки вместе с Европой просто обязаны обрушить свою объединенную мощь. Правда, белорусское руководство пытается сформировать государственную идеологию, но в ней не присутствуют идеи ненависти, угрожающие западной цивилизации. И, тем более, никому администрация Лукашенко свою идеологию не навязывает, экспортировать ее (по крайне мере на Запад) не собирается.
Да, в Белоруссии правит авторитарный режим, но он, хотя бы формально, выбран на законных основаниях. И уж точно это не фашизм, нацизм или имперский коммунизм, несущий угрозу западноевропейской и американской политической, экономической свободе.
Белоруссия только по одному определению попадает в категорию стран-изгоев – у нее в явном дефиците прогресс экономики и демократическое развитие, включая парламентаризм и свободу СМИ. Все это, опять же по идеологии госдепа США, просто обязано дать на белорусской почве всходы терроризма и хаоса. Тогда уж вмешаются крупнейшие державы Западного альянса и установят в Белоруссии долгожданный порядок. Впрочем, белорусский кризис можно «ускорить»: спровоцировать правительственные власти на репрессии, а хаос инициировать извне.
Приоритетная роль в быстрейшей «демократизации» Белоруссии, что становится все более очевидным, отводится польскому воздействию на разрешение «белорусской проблемы». Польша, в отличие от Белоруссии, явно пытается принадлежать к той же цивилизации, что и страны Западного альянса, готова быть на острие борьбы за смену политического режима в РБ. В этом она преследует и свои корыстные политические интересы.
Во второй половине мая 2005 года Польша резко изменила свой курс по отношению к соседней Белоруссии. Ранее польская сторона демонстрировала достаточно гибкую и мягкую политику, стремилась всячески крепить партнерские экономические и иные трансграничные отношения с восточной соседкой. Теперь Варшава предпочла сбросить маску добрососедства и перейти к открытому, твердому отстаиванию польских интересов на Востоке.
Во второй половине мая сразу две комиссии польского сейма предложили ввести жесткие санкции в отношении белорусских властей, предусматривающие ограничения на въезд в Польшу для большой группы белорусских чиновников, представителей государственных СМИ, а также ограничения в сфере экономики. Помимо этого, «Гражданская платформа» вынесла пакет антибелорусских санкций на обсуждение сейма, предложив парламенту утвердить обращение к правительству Польши о необходимости вынесения вопроса о «репрессиях» в отношении польского меньшинства в Белоруссии на обсуждение в структурах Евросоюза. Кроме того, выдвинуто требование утвердить список белорусских чиновников, судей и прокуроров, причастных к преследованию «Союза поляков в Беларуси», для ограничения их въезда на территорию Республики Польша.
Парламентарии предложили ЕС поддержать белорусскую оппозицию и одновременно рассмотреть набор санкций против Минска - от оказания политического давления до ограничительных мер в экономике. Планируется также учредить радиостанцию в Польше для вещания на территорию Белоруссии.
Президент Польши Александер Квасьневский 19 мая на встрече с лидерами Германии и Франции, в свою очередь, призвал Европейский союз защитить польское этническое меньшинство в Белоруссии. Квасьневский выразил озабоченность в связи с тем, что случилось в Беларуси (конфликт по поводу нового руководства «Союза поляков в Беларуси» между его функционерами и министерством юстиции РБ) и призвал ЕС использовать свою власть, чтобы «взять под контроль события, которые угрожают польскому этническому меньшинству в Беларуси».
Ну, пока белорусским полякам ничего не угрожает, хотя действительно министерство юстиции Белоруссии отказалось признать итоги VI съезда «Союза поляков на Беларуси». Официально было заявлено, что съезд прошел в нарушение устава этой общественной организации, и в его ход «вмешивались лица, не являвшиеся делегатами съезда». Из высказываний Александра Лукашенко вытекает, что этими лицами были сотрудники польского посольства в Минске. Однако, как представляется, белорусскую власть не устроила Анжела Борис, которая была избрана на мартовском съезде «Союза» лидером этой общественной организации. Минск, вероятно, надеялся провести в руководство «Союза поляков в Беларуси» более управляемого и лояльного президентской администрации функционера.
И все же раздутый польской стороной скандал вокруг «СПБ» далеко не случаен. Не было бы решения министерства юстиции РБ по поводу итогов VI съезда белорусских поляков, у Варшавы нашелся бы иной повод для активной поддержки соотечественников с определенной целью и далеко идущими последствиями.
В польских политических элитах утвердилось мнение, что нынешняя граница между Польшей и Белоруссией представляет собой разграничение двух государств по пресловутой «линии Керзона». И это – вопиющая историческая несправедливость, с точки зрения польских политиков, поскольку граница Второй Речи Посполитой с Белоруссией по условиям Рижского договора (18.03.1921) проходила до 1939 года гораздо восточнее рубежа Пинск - Барановичи. Сегодня границы ЕС и НАТО пытается отодвинуть на Восток Латвия, руководство которой предъявила России наглые претензии на часть ее территории. Что же говорить о Варшаве, которая вне всяких сомнений в случае «белорусского кризиса» твердо заявит свои требования по включению западных областей Белоруссии, где достаточно компактно проживает польское население, в состав РП. Эти территории всегда рассматривались Польшей как исторические земли на Востоке, и свой шанс вернуть их правящий класс РП не намерен упускать.
Польская внешняя политика на Востоке и в прошлом отличалась коварством и экспансией. Стоит только вспомнить опыт незаконного (в обход Лиги Наций) включения Вильно в 1922 году в состав Речи Посполитой. Тогда Пилсудский тайно приказал генералу Люциану Желиговскому организовать ложный мятеж Литовско-Белорусской дивизии (состояла в основном из белорусских поляков), занять Вильно и провозгласить создание «Центральной Литвы». Политически «самостоятельная» Центральная Литва сразу же попросила у поляков военной защиты, а затем и включения ее в состав Польши (вместе с Вильно). Сегодня сценарий может быть относительно схожим: сначала установление польской культурно-национальной автономии на западных землях Белоруссии, а затем провозглашение «самоопределяющейся Западной Белоруссии» и просьба нового государства о включении его в состав Республики Польша (по итогам референдума, например).
Нет никаких сомнений и в том, что вслед за «Союзом поляков на Беларуси» радикально изменится и позиция римско-католической церкви, действующей на территории республики, которая до последнего времени демонстрировала показную лояльность к президентской администрации Лукашенко. Католическая вера для белорусских поляков является неотделимым элементом их национального самосознания, а проявление верности католицизму, признание авторитета римско-католической церкви со стороны польских граждан РБ объективно способствует, наряду с другими факторами, окончательному утверждению понимания ими своей национальной исключительности и связи с исторической родиной – Польшей.
В то же время и польские политики, и католическое духовенство имеют ясное представление о том, что религиозная составляющая и принадлежность к римско-католической конфессии имеют для белорусских поляков большее значение, чем чисто национальные отличия. Проведение национальных манифестаций и акций протеста белорусских поляков будет поддержано католической церковью и католическими организациями в Белоруссии. Найдутся и религиозные вожди, новые Щенсны-Фелинские и Стояловские.
Что касается госаппарата республики, то он оказался не готов к подобному сценарию развития событий. Белорусская бюрократия основывается на управленческом централизме, удобном, но интеллектуально инертном и неповоротливом. Такая система управления неизбежно сломается на польском вопросе, поскольку он представляет собой комплекс сложнейших проблем. Польскую проблему, например, нельзя разрешить только в этнографической плоскости.
Трудности представляет и попытка разрешения ее чисто бюрократическими мерами в культурном аспекте, поскольку в культурном плане католицизм противостоит православию. А Белоруссия – страна преимущественно православная. Поляки же еще со времен Адама Мицкевича политизировали католицизм. По мнению многих польских мыслителей, только основываясь на католицизме, Польша сможет выполнить свое мессианское предназначение. Саму римско-католическую веру поляки явно идеализируют и воспринимают мистически (по Товянскому).
Однако в прошлом поляки свое мессианство пытались осуществить с помощью и под практическим руководством французов, а затем англичан. Сегодня у Польши другой, заокеанский помощник и политический поводырь. В этом сказывается прагматизм польских правящих элит, которые понимали и понимают, что своих собственных сил для политической экспансии явно недостает.
Этим, кстати, Польша резко отличается от России, другой славянской страны, придерживавшейся идей мессианства (из славянских стран только Польша и Россия претендовали на эту роль). Ведь Россия всегда была независимой (поэтому нет ничего глупее празднования на российских просторах «Дня независимости»), и русские всегда чувствовали в себе достаточно сил для самостоятельного выполнения предназначенной ей исторической миссии (в Дунайских княжествах, на Балканах, в Средней Азии, на Кавказе, на Дальнем и Среднем Востоке, на Ближнем Востоке, в Центральной и Западной Европе и т.д.).
Александр Лукашенко выражает уверенность в лояльности белорусских поляков его правительству. Такая позиция аргументируется тем, что многие поляки в Белоруссии письменно и устно уверили главу государства в своей поддержке. Однако национальное чувство поляков имеет ясно выраженную политическую окраску и во все времена ориентировано на восстановление польской государственности, воссоединение с исторической родиной. Не исключено, что в случае возгорания межнационального и межконфессионального конфликта в РБ (а его сейчас активно раздувает Польша) белорусские поляки объективно будут руководствоваться пресловутой формулой Мицкевича – «единственным оружием раба является измена».
Стоит обратить внимание и на то, что в первую из тринадцати групп быстрого реагирования вооруженных сил Евросоюза вошли воинские контингенты Польши и Литвы. Кроме того, страны-соседи Белоруссии - Польша, Литва и Латвия - являются членами Североатлантического альянса. Базы НАТО окружили Белоруссию полукольцом, а Украина, в случае кризиса в Белоруссии, скорее всего, предоставит свою территорию для операций (в том числе и военных) против режима Лукашенко. В сложившихся угрожающих условиях российскому руководству, возможно, стоит подобно императору Александру II (в речи перед представителями польской шляхты в Варшаве) твердо предупредить польских, латвийских и прочих экстремистов и их западных патронов: Point de reveries, Messieurs! (Никаких мечтаний, господа!).
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |