Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Проекты заманчивые или обманчивые?

16 - 23 мая 2005. Белорусский рынок

Татьяна Маненок

Казахстанскому лидеру А. Лукашенко пообещал все, что тот попросил. Казахстан давно проявляет интерес к Беларуси и с точки зрения экспортного маршрута транспортировки нефти, и в плане стратегического партнерства с белорусскими нефтепереработчиками. Страна, обладающая большими запасами нефти, но не имеющая прямого выхода на зарубежные рынки, испытывает большие проблемы со сбытом стратегического сырья.

В ходе состоявшегося визита в Астану 18-19 мая белорусский президент пообещал Казахстану свое содействие в решении этих вопросов. Однако если на то не будет "милости" России, реализовать нефтяные проекты не удастся.

В Астане А. Лукашенко и президент Беларуси Казахстана Нурсултан Назарбаев обсуждали весьма привлекательную для казахстанской стороны возможность переработки нефти на белорусских НПЗ.

По словам А. Лукашенко, "два мощных модернизированных нефтеперерабатывающих завода" готовы предложить услуги казахстанским нефтяным компаниям, поставляющим сырую нефть через Беларусь в страны Европы. В прошлом году транзит казахстанской нефти через Беларусь составил около 4 млн. т. Белорусский президент предложил казахстанскому лидеру более выгодный бизнес: поставлять нефть на белорусские НПЗ, а затем на европейском рынке продавать нефтепродукты. Тем более что "Казахстан заинтересован и готов поставить в Беларусь столько нефти, сколько мы можем принять".

Однако чтобы реализовать этот проект, желания двух президентов недостаточно.

Беларусь еще в начале 2004 г. подготовила проект соглашения с Казахстаном о развитии сотрудничества в топливно-энергетической отрасли, которым предусматривалась возможность поставок 2 млн. т нефти на переработку в Беларусь. Позже выяснилось, что соглашение должно носить трехсторонний характер (Беларусь — Казахстан — Россия), поскольку без разрешения российской "Транснефти" Казахстан не сможет поставлять нефть по трубопроводной системе в Беларусь. А поскольку, как заявил партнер, мощности "Транснефти" ограниченны, а объемы поставок российских компаний расписаны заранее, то "попасть" в российскую "трубу" казахстанским нефтяникам с дополнительными объемами сырья весьма проблематично.

Затем казахстанские и белорусские специалисты просчитали возможность поставок казахстанской нефти в Беларусь железнодорожным транспортом. Расчеты показали, что ее цена в этом случае окажется на 40-50 USD/т дороже российской нефти, поскольку за транспортировку нефти по территории Казахстана придется платить экспортный тариф, в отличие от транспортировки по территории России и Беларуси, где тарифы льготированы.

На более поздней стадии к подготовке соглашения подключилась и Украина, которая также проявила интерес к закупке казахстанской нефти.

Белорусские специалисты отмечают, что отечественные НПЗ сейчас загружены российской нефтью "под завязку". В этом году Беларусь должна получить 19,5 млн. т российской нефти (на 1,5 млн. т больше, чем в 2004 г.): по трубопроводной системе поступит 19 млн. т и 0,5 млн. т — по железной дороге. "Этого объема нефти предостаточно для загрузки белорусских НПЗ. Что же касается казахстанской нефти, то она нас интересует только лишь в плане диверсификации поставок", — сказал на условиях анонимности белорусский чиновник.

Зачем же тогда два президента так долго и серьезно обсуждали нефтяной вопрос?

Интерес обоюдный, имеющий стратегическую цель. Следует отметить, что в Астану А. Лукашенко вылетел сразу же после событий в Кыргызстане. Так совпало, что в это время обострились российско-грузинские отношения. Но этот фон был как раз на руку президентам двух самых стабильных в СНГ и лояльно настроенных к России государств. Используя момент, они объединили свои усилия в торге с Россией за свои интересы. Беларусь не хочет зависеть от монопольного поставщика нефти, каким сегодня для нее является Россия, а Казахстан заинтересован в дешевом транзите своей нефти и других грузов в Европу.

В Астане А. Лукашенко и Н. Назарбаев договорились провести по этим вопросам совместные переговоры с президентом России.

"Бывают случаи, когда стоимость перевозки грузов из одной страны в другую "съедает" половину стоимости товаров. Нам это невыгодно, и казахстанской стороне тоже. Мы договорились, что будем вести с Российской Федерацией переговоры в этом отношении", — сказал по итогам переговоров с Н. Назарбаевым белорусский президент.

По данным "БР", Казахстан давно проявляет интерес еще к одному проекту — участию в реконструкции Новополоцкого НПЗ "Нафтан". На переговорах в Астане А. Лукашенко сказал о "возможности акционирования некоторых белорусских предприятий нефтехимии с участием казахстанской стороны".

Однако белорусские чиновники сомневаются, что этот вопрос будет решен положительно. В неофициальной беседе чиновник профильного ведомства заметил, что казахстанская сторона настаивает на покупке 51% акций, "а мы на это пойти не можем".

Тем не менее в Астане стороны подписали межправительственные соглашения о сотрудничестве в области развития топливно-энергетических комплексов. А первый вице-премьер Владимир Семашко, подводя итоги визита государственной делегации в Казахстан, отметил, что Беларусь и Казахстан планируют в перспективе осуществить по меньшей мере 4 совместных проекта в ТЭКе.

Заявлялось, в частности, что Беларусь рассмотрит предложение Казахстана о сотрудничестве в сфере производства калийных удобрений. По словам В. Семашко, "Беларуськалий" добывает около 7 млн. т калийных солей в год, и Беларусь сможет удовлетворить потребности Казахстана в калийных удобрениях. "Если мы найдем приемлемое решение, то готовы очень быстро подписать контракты с казахстанскими партнерами", — сказал он.

По данным "БР", Астана хотела бы, используя мощности своих химических заводов, организовать производство смешанных удобрений на основе белорусских калийных солей. Пока потребности Казахстана в калийных удобрениях могут составить порядка 20 тыс. т в год, а затем будут расти.

Белорусские чиновники считают, что вряд ли этот проект без существенных преференций с белорусской стороны окажется выгодным. По их оценкам, сегодня для Казахстана дешевле покупать калийные удобрения на Урале.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ