Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
16.05.2005. Белорусская газета
Ярослав Романчук
Минэкономики подготовило первый проект Концепции программы социально-экономического развития Беларуси на 2006-10гг. - стратегию развития страны на ближайшие 5 лет. Его внимательное изучение позволяет спрогнозировать, кому в Беларуси будет жить хорошо и за чей счет.
Открывает проект Концепции глава «Положение Республики Беларусь в мире», из которой следует, что наша роль и значение в мировом сообществе и СНГ «постепенно возрастают» - без ВТО, полноценных торговых отношений с ЕС и США, при полупустышках СНГ, ЕвразЭС и Таможенного союза с Россией. Минэкономики усиление роли РБ объясняет тем, что доля экспорта наших товаров и услуг превышает 65% ВВП, в то время как в России и Германии - 35%, на Украине - 56%, в Литве - 54%, Польше - 28%. Отмечено наше 62-е место в мире по индексу развития человеческого потенциала ООН, но ничего не говорится о других показателях, в свете которых Беларусь является сильно протекционистским, забюрократизированным государством с высокими налогами и сильным дефицитом прав человека, включая право частной собственности.
Наша страна в 3-5 раз отстает от экономически развитых стран Евросоюза по таким важнейшим показателям, как «ВВП на душу населения, уровню и качеству жизни, развитию внешнеэкономической деятельности, производству инвестиционных товаров, объемам оказываемых услуг, оплате труда, показателям материало- и энергоемкости производства, производительности труда». Хотя Беларусь и превысила ВВП 1990г., мы заметно отстали от стран Центральной и Восточной Европы, ставших членами ЕС. Структура производства в основных элементах копирует БССР. Доля услуг в ВВП пока меньше 50%, в то время как в современных западных странах она близка к 70%.
Чтобы «идти в ногу с мировыми тенденциями» Минэкономики предлагает «максимально использовать свои сильные стороны, выгодное экономико-географическое и геополитическое положение, развитые системы транспортных коммуникаций и производственной инфраструктуры; значительные земельные, водные, лесные ресурсы, наличие ряда важных полезных ископаемых (калийные и каменные соли, сырье для производства строительных материалов и др.). Минэкономики советует сделать акцент на «относительно развитом научно-техническом потенциале, многоотраслевом промышленном комплексе, «достаточно мощной строительной базе», а также на образованном населении и многовекторных внешнеэкономических связях.
Во второй главе Концепции программы подводятся итоги работы экономики РБ во второй пятилетке. Все параметры будут перевыполнены с лихвой. Вместе с тем, авторы достаточно подробно описывают целый ряд проблем и ограничений экономического роста. К ним относятся: «1) высокий уровень износа активной части основных производственных фондов; 2) высокая материалоемкость продукции; 3) недостаточная обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами и высокая энергоемкость выпускаемой продукции; 4) слабая развитость рыночных институтов и рыночной инфраструктуры; 5) недостаточный уровень развития инновационной сферы». Из перечня проблем явно напрашивается вывод о необходимости проведения системных рыночных реформ, но призвать к ним авторы Программы не осмелились.
Вместо этого предлагается три сценария развития. Каждый из них призван реализовать «главную идею пятилетия - повышение уровня конкурентоспособности на основе модернизации экономики, а ее девиз - «человек-инновации-благосостояние».
Инерционный сценарий (ежегодный прирост ВВП 6-7%) обусловливается сохранением множества проблем, которые не удастся решить в полной мере и в предстоящем пятилетии (высокий уровень износа основных средств, низкий уровень обновления основных фондов, недостаточные объемы привлечения иностранных инвестиций). При этом внешние условия изменятся незначительно или могут ухудшиться за счет ужесточения конкуренции на внешних рынках. Такой «инерции» позавидовала бы любая европейская страна.
Наиболее реалистичный сценарий (ежегодный прирост ВВП 7,5-8,5%) исходит из максимально возможного использования внутренних источников экономического роста. Оптимистический сценарий (ежегодный прирост ВВП 10%) предусматривает наиболее благоприятные внешние факторы, в т.ч. увеличение емкости рынков основных торговых партнеров, благоприятную конъюнктуру цен, значительное увеличение объемов привлекаемых иностранных инвестиций в основной капитал, ускорение темпов институциональных преобразований, улучшение инвестиционного климата и международного рейтинга Беларуси.
В результате реализации программы третьей пятилетки правительство планирует создать новую инновационно-технологическую основу (за счет увеличения доли валовых накоплений в ВВП до 27-28%). ВВП должен увеличиться в 1,43-1,5 раза, продукция промышленности - в 1,4-1,43 раза, сельского хозяйства - в 1,27-1,34 раза, объем реализации услуг населению - в 1,5-1,6 раза. Объем инвестиций в основной капитал надо будет увеличить в 1,5-1,6 раза). Реальная зарплата возрастет в 1,55-1,62 раза и в долларовом эквиваленте достигнет $500-540. Уровень малообеспеченности планируется сократить в два раза и заодно улучшить состояние окружающей среды.
Минэкономики решило чуть порадовать национальный бизнес. В программу включено обещание снизить налоговое давление «за счет полной отмены т.н. оборотных налогов и сборов, взимаемых с выручки от реализации товаров и услуг». Планируется отменить также чрезвычайный налог, а заодно и налоговые льготы. Конкретной цифры (отношение налогов к ВВП или госпотребления к ВВП) в Программе нет.
К 2010г. инфляция не должна превысить 5% в год. «Роль обменного курса в области регулирования конкурентоспособности белорусских производителей будет поступательно уменьшаться в связи с перемещением акцента на некурсовые факторы». По мнению Минэкономики, введения российского рубля до 2010г. ждать не следует. В 2006-10гг. «продолжится процесс взаимовыгодного сближения денежных систем и банковских секторов РБ и других стран СНГ, прежде всего РФ».
Повышать конкурентоспособность национальной экономики белорусские власти предлагают на основе госсобственности. Раздел «Приватизация» в программе отсутствует. Так что в случае реализации предложенного документа иностранных инвесторов до 2010г. можно не беспокоить. Тем не менее это не помешает нам улучшить демографическую ситуацию. Правительство собирается «стабилизировать рождаемость на уровне 9-10%, снизить смертность до 12-13%, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 70 лет, укрепить брачно-семейные отношения и улучшить условия жизнедеятельности семьи».
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |