Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
24.05.2005. Независимая Молдова
Киев считает, что решить приднестровскую проблему можно за 18 месяцев
«Украинский план урегулирования приднестровской проблемы является для Молдовы своеобразной дорожной картой, но к ней необходим и путеводитель. Мы будем разрабатывать собственные шаги для содействия реализации плана Украины». Так заявил молдавский министр реинтеграции Василий Шова на состоявшейся в минувшую пятницу пресс-конференции. Ее тема была связана с итогами консультаций по приднестровскому урегулированию, которые проходили в Виннице 16-17 мая.
Фундамент для дома
Несмотря на то, что в ходе пресс-конференции Василий Шова неоднократно благодарил Украину за искреннее желание помочь Молдове в разрешении приднестровского конфликта и подчеркивал, что киевский план - первый документ, основанный на международном праве, чувствовалось, что официальный Кишинев принял план без особых восторгов. Что, впрочем, вполне естественно: удел политики - холодный расчет, а не эмоции. И если посмотреть на план с этой точки зрения, то выяснится, что здание на этом фундаменте построить можно при условии дополнительных капвложений в виде доработки конкретных пунктов и добавления новых. В частности, в украинском документе не затронут вопрос вывоза из региона российского вооружения. Однако, сообщил Шова, это не означает, что проблема снята с повестки дня. Демилитаризация региона необходима как одно из условий реинтеграции государства. По словам министра, эвакуация российской армии с территории Молдовы будет обсуждаться одновременно с выполнением киевского плана.
Но, несмотря на "белые пятна", план имеет все шансы на успешную, хоть и непростую реализацию. Молдова, по словам Шовы, готова приступить к выполнению документа до его формального подписания и не отступит даже в том случае, если он не будет подписан Тирасполем.
Статус будет, но какой?
Одной из важнейших проблем Шова назвал демократизацию приднестровского региона. Она предполагает освобождение из тираспольских тюрем политических заключенных, обеспечение независимой деятельности государственных органов и гражданского общества, обеспечение права детей на получение образования на родном языке, демократизацию СМИ, обеспечение свободного передвижения людей и товаров по территории региона. "Мы понимаем, что за короткий срок невозможно создать образцовую демократическую систему, но в ближайшее время необходимо внести ряд изменений в систему управления регионом, которые заметили бы и международные организации", - сказал министр. Под "коротким сроком" он имел в виду несколько месяцев, оставшихся до осени и до выборов в Верховный Совет непризнанной республики, которые должны состояться в ноябре и будут проводиться под международным мониторингом.
Одним из рычагов демократизации региона должен стать закон о статусе Приднестровья, принятие которого обозначено в киевском плане под первым номером. Молдавские парламентарии при работе над этим документом будут проводить консультации с ОБСЕ, РФ, Украиной, США, Евросоюзом, Советом Европы и т.д. При этом, как сказал министр, "документ должен быть детализирован таким образом, чтобы гражданское общество восприняло его как серьезную основу для урегулирования". Однако ответить на вопрос, о каком именно статусе идет речь, Шова отказался: "Не будем забегать вперед". Но напомнил: "Есть опыт гагаузской автономии в Молдове, Крыма на Украине. Мы не остановимся только на этом. Закон должен предоставить условия для развития региона".
Планируется, что новый закон будет принят парламентом уже во время текущей сессии.
Плавающий формат
Тема изменения формата переговорного процесса уже навязла в зубах, но вот, кажется, наметились подвижки и в этой сфере. Как сообщил министр реинтеграции, в Виннице впервые прозвучал термин "плавающий формат". В переводе с дипломатического на нормальный человеческий язык это означает, что в процессе переговоров стороны могут учитывать интересы и рекомендации любых стран и организаций, заинтересованных в урегулировании проблемы.
Шова проинформировал журналистов, что в результате консультаций с представителями Евросоюза выяснилось: ЕС готов принимать в урегулировании конкретное участие не только в качестве наблюдателя. В частности, Евросоюз выражает интерес к участию в процессах демократизации региона, в постконфликтном развитии, решении социальных вопросов и вопросов трансформации миротворческой операции в институт военных и гражданских наблюдателей (предложение о такой трансформации было также озвучено Кишиневом в ходе консультаций в Виннице).
Отвечая на вопрос о том, какая роль отводится Румынии, Шова заявил, что Бухарест сможет подключиться к консультациям на любом этапе в качестве государства-соседа. В то же время он напомнил, что Румыния - "почти член Евросоюза" и что присутствие Брюсселя на переговорах предполагает изложение позиции всего европейского сообщества, включая Румынию.
Часовые родины
И еще одна навязшая в зубах, но крайне важная тема прозвучала на пресс-конференции. По словам Василия Шовы, до 10 июля с.г. будут сформированы первые 5 совместных таможенных постов с Украиной, в том числе два - на приднестровском участке молдо-украинской границы. При этом Шова подчеркнул, что будут созданы все условия, для того чтобы хозяйствующие субъекты левобережья Днестра не пострадали в результате возвращения в законное пространство Республики Молдова.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |