Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.05.2005 www.abkhaziya.org
Астамур Тания
Действия и заявления Дж. Буша призваны продемонстрировать, что Россия по-прежнему представляет угрозу демократии и свободе, в интересах которых необходимо продолжать курс на включение бывших советских республик в систему безопасности НАТО и свержение нелояльных США режимов с помощью так называемых цветных революций. Неслучайно 10 мая американский президент посетил Грузию – страну, в самых одиозных формах противопоставляющую себя России и пытающуюся стать локомотивом антироссийской политики на территории бывшего СССР.
Следует отметить, что М. Саакашвили стал единственным лидером СНГ, демонстративно отказавшимся принять участие в московских торжествах. И визит Дж. Буша показывает, что такая позиция официального Тбилиси благосклонно воспринимается в Вашингтоне. Это отношение прекрасно понимает Саакашвили, который в своем выступлении на тбилисской "Площади Свободы" поставил Россию в один ряд с монгольскими и османскими завоевателями. И это несмотря на то, что своим существованием грузинское государство обязано только России.
Для США поддержка Грузии имеет и практическое, и символическое значение, т.к. с одной стороны – это государство, в силу своего географического положения, играет центральную роль на Южном Кавказе, с другой – она послужила удачным примером для серии цветных революций, осуществленных в постсоветских государствах при поддержке США.
Поэтому Буш назвал Грузию "маяком свободы". Видимо, этот "маяк" должен "осветить" путь и другим государствам бывшего СССР, пока не вошедшим в орбиту влияния США. Дж. Буш публично заявил о поддержке вступления Грузии в НАТО в ближайшей перспективе и намерении оказать содействие в выводе российских баз с грузинской территории. Скорее всего, на Москву будет оказываться давление с тем, чтобы вывод баз был осуществлен в сроки, на которых настаивает Грузия. Официальный Тбилиси уже заявил о мерах, которые он будет предпринимать для выдавливания баз. Это – прекращение выдачи въездных виз российским военнослужащим, перекрытие транспортного сообщения, увеличение тарифов на землю и другие услуги. Эти шаги получат дипломатическую поддержку со стороны Вашингтона, других западных стран и международных организаций. И это вполне естественно, т.к. Грузия не может вступить в НАТО, имея на своей территории военные базы страны, не являющейся членом Североатлантического альянса, а также неурегулированные конфликты с Абхазией и Южной Осетией. Кроме того, присутствие российских баз нежелательно на территории, по которой проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан – одна из важнейших новых коммуникаций, главной целью создания которой является снижение транзитного значения России для поставок углеводородного сырья из Каспийского и Центральноазиатского регионов на Запад.
Вместе с тем, Вашингтон пока вынужден считаться с влиянием и интересами России на Южном Кавказе и, в частности, в непризнанных государствах региона – Абхазии и Южной Осетии, поэтому Буш призвал Тбилиси к диалогу с Москвой по вопросам баз и мирного урегулирования грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов. Урегулирование этих конфликтов видится США только в рамках единой Грузии. "Мы поддерживаем автономии, мы поддерживаем самоуправление, но мы не можем поддержать расчленение страны", – заявил Буш в Тбилиси. Поэтому на данном этапе Вашингтон будет использовать дипломатические инструменты и иные политические технологии для возвращения непризнанных государств под юрисдикцию Тбилиси. "Я верю, что по мере того, как здесь развивается демократия, у людей, ныне проживающих в Абхазии или в Южной Осетии, появится реальное желание стать частью великой грузинской демократии", – заявила Кондолиза Райс. Это свидетельствует о том, что США и впредь намереваются оказывать политическую и материальную поддержку различным грузино-абхазским совместным проектам в экономической и гуманитарной сферах, с тем, чтобы способствовать трансформации мышления в абхазском и осетинском обществах и изменению их многолетней ориентации на независимость и установление тесных взаимоотношений с Россией.
В этом же духе выступил и М. Саакашвили, который сказал: "Мы должны покончить с изоляцией наших сограждан, проживающих в Абхазии и Цхинвальском регионе, и дать им равную возможность развиваться в условиях свободы, демократии и единства. Сегодня президент Америки, как лидер ни одной другой страны, громко, еще раз, к сведению всего мира сказал: Грузия будет единой, и Америка защитит единство и целостность Грузии".
Заявления о стремлении к мирному урегулированию конфликтов, скорее всего, являются данью уважения к реальной силе, которую представляет собой Россия, а также признанием готовности Абхазии и Южной Осетии защитить себя. Однако в них прослеживается и готовность Грузии при поддержке США силой разрешить проблему Абхазии и Южной Осетии "во имя торжества свободы и демократии". Сейчас эти ценности, как известно, распространяются США и их союзниками с помощью танков, самолетов и точечных ракетно-бомбовых ударов, в результате которых уже погибли десятки тысяч людей на Балканах, в Ираке и Афганистане. Однако эта политика не принесла ни мира, ни свободы, ни процветания народам. Силовое насаждение западных ценностей имеет под собой вполне практическую основу, связанную с получением доступа к нефтяным и иным ресурсам и укреплением мирового господства США. Именно эти обстоятельства порождают недоверие, враждебность и протест в мире, дискредитирует саму идею о всемирной демократической миссии Вашингтона.
Поэтому для Абхазии и Южной Осетии угроза военных действий остается вполне реальной, несмотря на заявления американских представителей о недопустимости силового разрешения конфликтов и использования в этих целях грузинских вооруженных формирований, подготовленных при поддержке США.
М. Саакашвили часто использует военную риторику в своих выступлениях, не удержался он от этого и во время празднования юбилея Победы, заявив: "Хочу вас уверить, что у нас будут новые Кантариа, потому что наше знамя должно быть возвращено в Абхазию и водружено там. Я уверен, что наше поколение сделает это. Я вам это твердо обещаю". Следует отметить, что это было сказано в канун приезда Буша в Тбилиси.
Все это свидетельствует о том, что Грузия при поддержке США и других своих союзников будет активизировать усилия, направленные на ликвидацию независимых непризнанных государств, как с помощью политических, так и военных средств, в зависимости от обстоятельств.
Таким образом, в настоящее время мы наблюдаем нарастание противостояния России и США, которые пытаются не допустить даже гипотетическую возможность восстановления российского влияния на территории бывшего СССР. Это создает серьезную угрозу стабильности на Кавказе, который со времен Кавказской войны традиционно использовался для ослабления России и ограничения ее влияния в Закавказье и Центральной Азии. Поэтому следует ожидать, что на Кавказе будет активизироваться деятельность международных экстремистских и террористических организаций. Вместе с тем, как представляется, именно сейчас у России есть уникальный шанс развернуть ситуацию на Кавказе в выгодном для себя направлении. Народы Кавказа не заинтересованы в том, чтобы их вновь использовали против России в качестве пушечного мяса, как это было в период Кавказской войны, такие попытки предпринимались и фашистской Германией во время Великой Отечественной войны. Поэтому российская политика в области безопасности ее южных рубежей может найти серьезную гражданскую поддержку на Кавказе, содействовать этому могут и непризнанные республики – Абхазия и Южная Осетия, которые имеют определенные рычаги влияния на Северном Кавказе.
В целом Центральная Азия и Кавказ вступают в новый этап нестабильности, представляющий наибольшую опасность для непризнанных государств. Однако, несмотря на то, что политический климат в этих регионах в основном будет определяться великими державами, Абхазия и Южная Осетия имеют реальные возможности для сохранения независимости и обеспечения своей безопасности.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |