Notice: Undefined variable: links in /home/materik/materick.ru/docs/bullib.php on line 249
Материк. Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

Китайская грамота

13.05.2005. Новое поколение (Казахстан)

Амина Джалилова

Трубопровод на Китай - это, пожалуй, один из наиболее обсуждаемых нефтяных проектов. Корреспонденту "НП" удалось получить копию одного из документов, легших в основу этого проекта. В "Обосновании инвестиций поэтапного строительства нефтепровода Казахстан - Китай. Эффективность инвестиций" имеется немало любопытных цифр

Ключевой вопрос – тариф

Как известно, для грузоотправителя самым главным является вопрос стоимости прокачки. В обосновании инвестиций проекта нет окончательных данных по поводу того, сколько будет это стоить. Однако несколько вариантов предварительных расчетов имеются.

По участку Атасу - Алашанькоу в качестве среднего тарифа предлагается 9,78 доллара за тонну, а на участке Кенкияк - Атасу - 10,6 доллара за тонну. При таком раскладе строительство трубы из Кенкияка до Атасу должно окупиться за 7 лет.

Однако китайская сторона приводит альтернативный вариант расчета. По данным китайского института CPPEI, по участку Атасу - Алашанькоу прокачка нефти должна стоить 9,52 доллара за тонну, а по Кенкияк - Атасу - 13,17. Всего от Кенкияка до Западного Китая прокачка нефти будет стоить, согласно китайскому варианту, 22,69 доллара за тонну.

К слову, из другого источника нам стало известно следующее соотношение: сегодня доставка одной тонны казахстанской нефти в КНР (обходными путями по морю) составляет 101 доллар, когда же будет построена труба Казахстан - Китай, все затраты (прокачка по трубе, доставка до насосных станций, налив и т.д.) сократятся до 30 долларов. Так что труба на Китай станет очень серьезной альтернативой существующим ныне маршрутам. И для нас, и для КНР.

Почему им нужна наша нефть?

"Импорт нефти в Китай, - говорится в документе, - из Ближнего Востока на сегодняшний день осуществляется судоходным транспортом. Однообразие каналов импорта нефти не соответствует сложным международным политическим и экономическим обстоятельствам. Особенно после войны в Ираке США усилили управление нефтяными ресурсами в арабском мире, и остро встал вопрос безопасности снабжения нефтью Китая. В случае импорта нефти из Казахстана объемом 10 - 20 миллионов тонн в год появится еще один канал импорта нефти наземным транспортом, тем самым объем импорта достигнет 1/3 части общего объема импорта нефти в Китай. Это имеет немаловажное значение для обеспечения безопасности снабжения нефтью Китая".

Схема финансирования

В "Обосновании инвестиций" (ОИ) предлагается использовать для финансирования как собственный, так и заемный капитал: 30% акционерных (читай китайских) денег и 70% - кредитных. В действительности стоимость трубы Атасу - Алашанькоу составляет 700 миллионов, из них 100 являются уставным капиталом, еще 600 китайская сторона взяла в кредит. Причем из ОИ известно, что годовая процентная ставка по этому займу составила 9%.

По участку Кенкияк - Атасу, строительство которого начнется в 2009 году, точных схем финансирования нет, но стоимость его уже определена - это 908,5 миллиона долларов США.

Всего же нефтепровод Казахстан - Китай обойдется в 1,6 миллиарда долларов.

Из-за чего обиделись рабочие?

Три недели назад рабочие, задействованные на строительстве Атасу - Алашанькоу устроили забастовку из-за не выдаваемой им несколько месяцев зарплаты. На прошлой неделе глава "КазМунайГаза" Узакбай Карабалин объяснил, что на самом деле работники уже получили свои деньги во время обучения, и теперь инцидент исчерпан. Рабочие сами заинтересованы в том, чтобы нагнать потерянные два дня и войти в запланированный ритм, подчеркнул президент КМГ.

Так из-за чего же был весь сыр-бор? Согласно нашему документу, средняя зарплата рабочего составляет 699 долларов, а административно-управленческого персонала - 1145. Причем на социальное страхование приходится 21% заработной платы. Всего на строительстве китайской трубы задействован 471 человек, в том числе на Атасу - Алашанькоу 227 человек на первом этапе и еще 30 - на втором, а на участке Кенкияк - Атасу 214 человек.

Авторами этого документа являются Казахский институт нефти и газа (дочерняя компания "КазМунайГаз") и китайский институт CPPEI.

Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ