Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
20.05.2005. Политический журнал
Шамсудин Мамаев
"Казахгейт" - мощный фактор смены власти даже без всякой «оранжевой революции».
«Ничто так не способствовало прогрессу в области прав человека, как крушение советской державы, – заявила в своей программной, написанной еще 2000 г., статье Кондолиза Райс. – Вызов, который президент Рейган бросил советской державе, был решительным и хорошо рассчитанным по времени. Он включал интенсивные контакты с Москвой по всему кругу вопросов «повестки дня из четырех пунктов» (ограничение вооружений, права человека, экономические проблемы, региональные конфликты). Затем администрация Буша сосредоточила усилия на вытеснении СССР из Центральной и Восточной Европы».
Череда разноцветных революций, происходящих последние полтора года по периметру РФ, наглядно демонстрирует, что сейчас эта же технология применяется для вытеснения России уже с территории СНГ. В то время как Москва, начисто забыв свое коммунистическое прошлое, совершенно не способна защищаться против современных технологий экспорта революции. «Происходит геополитическая революция, которой никто не предполагал. Равновесие, установившееся после падения Берлинской стены, вновь нарушается. Постсоветское пространство хочет реформ, демократии и свобод. Грузия, Украина и Молдавия вместе с Румынией станут локомотивом вступления Черноморской зоны в Евросоюз. Если Путин думает остановить процесс силой, вскоре он станет свидетелем того, что процесс захлестнет и Москву», – заявил грузинский президент Михаил Саакашвили, приехав в Кишинев, чтобы поддержать своего антипода, коммуниста Воронина.
«Интеграция с Европой – это цель, ради которой в ходе «оранжевой революции» люди собрались на майдане в Киеве», – солидаризировался с ним президент Украины Виктор Ющенко. И вот не прошло и месяца после победы Владимира Воронина в Молдавии, как случилась очередная цветная революция в Киргизии, президенту которой Михаил Саакашвили тут же предложил свои посреднические услуги. Увы, Аскар Акаев отказался от них, и, возможно, именно поэтому революция свершилась. Однако тем не менее невольно возникает вопрос к «оранжевой тройке»: а какое вообще отношение имеет Киргизия к Черноморской зоне и зачем ей «оранжевая революция», если Бишкеку путь в Евросоюз вообще не светит?!
Путь «оранжевой тройки» в Европу лежит через Среднюю Азию
Главное, хотя и негласное, условие допуска Грузии, Украины и Молдавии в Европу было определено еще пять лет назад: они должны обеспечить европейцев транспортным коридором к альтернативным российским каспийским нефтегазовым месторождениям. Для этого еще в начале 1999 г. был создан экономический союз Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана, Молдавии – ГУУАМ. Так что без функционирующей «трубы», да еще с российскими военными базами на своей территории, «оранжевая тройка» Европе попросту не нужна. Подписание нефтегазового «проекта века» состоялось 19 ноября 1999 г. на Стамбульском саммите ОБСЕ: президенты Азербайджана, Туркмении, Казахстана, Грузии и Турции в присутствии тогдашнего президента США Билла Клинтона подписали соглашение о строительстве Основного экспортного трубопровода (ОЭТ) Баку–Тбилиси–Джейхан, а также декларацию о транскаспийском газопроводе для прокачки туркменского природного газа через Кавказ в Турцию.
Был также предусмотрен нефтепровод Одесса–Броды – для транзита нефти через территорию Украины и Молдавии в Польшу. Стамбульские соглашения означали стратегическую победу США в борьбе за каспийскую нефть – ОЭТ выводил молодые государства ГУУАМ из сферы влияния России. Слабость России в ноябре 1999 г. была всем очевидна – за год до этого она пережила дефолт, в августе 1999 г. моджахеды Шамиля Басаева и Джумы Намангани синхронно вторглись в Дагестан и Среднюю Азию, а в сентябре боевики Хаттаба уже взрывали жилые дома в Москве. И в ноябре только что назначенный российским премьером Владимир Путин был занят новой войной в Чечне, а президент России Борис Ельцин с Вашингтоном спорить не стал и даже подписал двусторонние обязательства эвакуировать российские военные базы с территории Грузии и Молдавии. За что НАТО пообещала подписать Соглашение об адаптации Договора об ограничении обычных вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ).
После терактов 11 сентября, да еще когда команда Джорджа Буша-младшего запустила собственный нефтяной «проект века» в Ираке, внимание в Америке и мире к проекту ОЭТ резко ослабело. Ввязавшись в войну в Афганистане и Ираке, Вашингтон фактически проиграл «борьбу за мир» в постстамбульский период. Поскольку в то время (пока ОЭТ еще только строится, а из транскаспийского газопровода в Турцию функционирует лишь сухопутная азербайджанская ветка) Россия ударными темпами запустила конкурирующий с ОЭТ нефтепровод из Казахстана Тенгиз – Новороссийск и трансчерноморский газопровод в Турцию «Голубой поток».
В результате энергетическая зависимость Европы и Турции от России не только не уменьшилась, как на это надеялся Вашингтон, подписывая документы в Стамбуле, а только возросла. Более того, поскольку емкость турецкого рынка газа ограниченна, то коммерческий смысл строительства транскаспийской газопроводной ветки в Туркмению фактически испарился. В то же время Украина, построив на свои деньги нефтепровод Одесса–Броды, устала ждать каспийскую нефть и запустила его в реверсном направлении.
Поскольку иракский проект не оправдал себя и мировые цены на нефть взлетели до немыслимых высот, а в мае этого года строительство нефтепровода Баку–Джейхан должно быть завершено, то неудивительно, что Запад решил срочно реанимировать ГУУАМ и поставить его под свой контроль с помощью «оранжевых революций». Дирижерами этих революций выступают люди и институты Демократической партии США. Например, Збигнев Бжезинский как их идейный автор и Джордж Сорос как финансист-организатор. Особо интересен нынешний глава правозащитной организации «Фридом хаус» демократ Джеймс Вулси, отвечавший за организацию экзит-полов на Украине и, вероятно, «Поры», – он не только бывший глава ЦРУ, но и настолько близок к неоконам, что они его даже прочили в министры информации Ирака.
Однако для рентабельности ОЭТ требуется прокачка по нему 50 млн тнг (тонн нефти в год), в то время как Азербайджан сейчас дает не более 11 млн тнг. Другими словами, коммерчески рентабельным трубопровод Баку – Джейхан может сделать только казахская нефть. Именно поэтому президент не входящего в ГУУАМ Казахстана стал одним из подписантов стамбульских соглашений. Именно поэтому ему тоже грозит «оранжевая революция» – если он не сменит свою геополитическую ориентацию и не обеспечит Западу нужное количество нефти.
Стоило в начале февраля этого года Европейскому инвестиционному банку заявить, что он готов профинансировать продление до Польши нефтепровода Одесса–Броды как приоритетного проекта для энергетической безопасности Европейского союза, как уже 28 февраля на встрече президента Украины Виктора Ющенко с премьер-министром Грузии Зурабом Ногаидели Киев и Тбилиси заявили о необходимости возрождения ГУУАМ и использовании нефтепровода Одесса–Броды в прямом направлении. После чего, отказавшись от своего предвыборного обещания о вступлении в союз России с Белоруссией, к этим соглашениям примкнул и молдавский президент Владимир Воронин – именно этот неожиданный поворот на 180 градусов позволил ему избежать «оранжевой революции» в Молдавии и остаться на второй срок.
Но главная проблема ГУУАМ – казахский президент Нурсултан Назарбаев – осталась. Через два дня после этого «исторического решения» Киева и Тбилиси министр энергетики Казахстана Владимир Школьник и глава российского Минпромэнерго Виктор Христенко достигли в Астане соглашения о начале строительства второй ветки нефтепровода КТК Тенгиз–Новороссийск. Это позволит увеличить объем перекачки нефти по нему с 28 млн т до 67 млн т в год. Учитывая, что объем добычи нефти в Казахстане в 2004 г. составил всего 55 млн тнг, это означает, что для полной загрузки всех своих нефтепроводов у Казахстана нефти просто-напросто не будет.
Другими словами, Нурсултан Назарбаев твердо намерен сохранять выгодную для себя геополитическую ориентацию и получает возможность в любой момент «перекрыть кислород» для ГУУАМ и осушить нефтепровод Одесса–Броды. Он, например, может пожелать поторговаться за цену на нефть. Захотел же Туркменбаши сразу после «оранжевой революции» с молчаливого согласия «Газпрома» поднять цену своего газа для Украины сразу на 30%! Другими словами, учитывая твердую евразийскую ориентацию Назарбаева, можно не сомневаться, что подобная перспектива «пересесть» с российской нефтяной иглы на казахскую вряд ли воодушевляет «оранжевую Антанту».
Характерно, что в конце марта, параллельно с подготовкой переговоров по созданию российско-украинско-немецкого консорциума по развитию газотранспортных сетей Украины, Виктор Ющенко выехал в Ашхабад, чтобы договориться с Туркменбаши об альтернативных российским поставках газа. И хотя Туркменбаши так и не уступил по вопросу цены газа, стороны приняли принципиальное решение о создании нового газотранспортного консорциума для поставки порядка 60–70 млрд куб. м туркменского газа в год на Украину и в страны Западной Европы по маршруту Туркмения – Александров Гай (Казахстан) – Новопсковск (граница Украины с Россией) – Украина. Планируемый газопровод должен будет заменить предусмотренный стамбульскими соглашениями, но, видимо, окончательно почивший в бозе транскаспийский газопровод Туркмения–Азербайджан–Турция.
«Мягкое подбрюшье» Казахстана и России
После 14 лет самостоятельного существования можно констатировать, что каждая из молодых республик Средней Азии идет собственным путем и в первую очередь именно эта разница моделей делает невозможным укрепление и дальнейшее существование СНГ как единого политико-экономического пространства. Так, политическая система Туркмении напоминает режимы Ближнего Востока, Узбекистан – нечто среднее между китайским и советским государственным строем, Таджикистан находится где-то между бывшим советским и исламским влиянием. Самые «либеральные» и близкие модели развития с Россией имеют Казахстан и Киргизия.
Это не случайно – казахи и киргизы являются представителями одного этноса, разделение которых произошло чисто по территориальному признаку, на кочевников, предпочитающих жить в горах – киргизы и в степях – казахи. Отсюда схожесть менталитета, языка, культуры, быта и отсутствие этнической неприязни. Между ними нет территориальных претензий и политико-экономических противоречий, кроме взаимных финансовых долгов. Так что президенты Казахстана и Киргизии, чьи «семьи» фактически владеют собственными странами, даже попытались, поженив своих детей, заключить между собой династический брак, который, однако, быстро распался – судя по всему, молодым людям не хватило осознания своей «монархической ответственности».
Казахстан, имеющий большую русскую диаспору, является самой богатой республикой Средней Азии и имеет самые высокие темпы роста на всем постсоветском пространстве. Так что уже по одной этой причине казахской оппозиции чрезвычайно трудно разыграть здесь сценарий «оранжевой революции» на президентских выборах 2006 г. В то время как зажатая между Китаем и Казахстаном Киргизия ограничена в связях с остальным миром – 80% транзитных услуг по всем видам транспорта ей обеспечивает Казахстан – и является одной из самых бедных республик на территории СНГ.
Именно поэтому она вполне объективно стала «мягким подбрюшьем» Казахстана, где и разыгралась «оранжевая революция» – за месяц с небольшим до формального открытия ОЭТ она является серьезным предупреждением Нурсултану Назарбаеву от американских демократов. Последние уже давно перестали с ним церемониться – это доказывает открытое ими уголовное дело против его бывшего помощника американца Джеймса Гиффена, которому предъявлены обвинения в получении от иностранных компаний взяток за сверхвыгодные контракты на добычу казахской нефти и переводе части этих денег на счета Назарбаева.
Характерно, что сам Гиффен утверждает, что его действия в отношении высших чиновников Казахстана осуществлялись по приказанию Центрального разведывательного управления, Совета национальной безопасности, Госдепартамента и Белого дома. А сотрудники этих спецслужб на закрытом заседании американского суда подтвердили, что Дж. Гиффен сообщал спецслужбам различные сведения, среди которых особой ценностью отличались данные о системе ПВО стран Содружества Независимых Государств, а также о сверхсекретной базе электронного слежения за территорией Китая, расположенной на юге Казахстана.
Учитывая, что эти показания являются государственной тайной и не рассекречиваются, положению Назарбаева не позавидуешь – недаром он уже три года боится выезжать в США. Зато лидер казахской оппозиции Акежан Кажегельдин в своем письме об объединении всех оппозиционеров в единую партию требует: «Президент Назарбаев должен сотрудничать с американским правосудием. Если он докажет, что оказался жертвой заговора, – это подразумевает один уровень политической ответственности. Если же Назарбаев сознательно пошел на создание международной преступной группировки и сотрудничество с иностранным агентом – это влечет за собой обвинение в измене родине, отрешение от власти и суд». Другими словами, дело Гиффена является той «ахиллесовой пятой» казахского президента, которое может привести к его падению даже без всякой «оранжевой революции».
Первое публичное слушание дела Гиффена было назначено на апрель этого года, однако, похоже, у Назарбаева оказалась и своя контригра – дело в том, что до своего прихода на пост госсекретаря Кондолиза Райс была членом совета директоров компании «Шеврон», которая за ее заслуги даже дала имя Кондолизы одному из своих танкеров. И если, как это принято в Америке, Конди после своей госслужбы намерена вновь вернуться на работу в эту компанию, то тогда фраза Назарбаева о том, что открытие второй ветки шевроновского нефтепровода «будет выгодно как для России, так и для Казахстана», приобретает особое значение – в конце-то концов, ОЭТ является проектом американских демократов.
ъВ то же время республиканская команда Дика Чейни, вполне возможно, более заинтересована в развитии нефтепровода КТК Тенгиз–Новороссийск. Так это или нет, покажет будущее, а пока отметим, что после недавнего братиславского саммита американский суд неожиданно перенес слушание дела Гиффена на январь 2006 г. Так что у Назарбаева появилась небольшая передышка – возможно, до тех пор, пока киргизские демократы не стабилизируют ситуацию в своей стране и не приступят к ее реэкспорту на север.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |