Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
18.05.2005. НГ-Религии
Зураб Тодуа
Прогноз аналитиков полностью подтвердился событиями в Андижане
В потоке слухов, домыслов и комментариев, которые день за днем наслаиваются вокруг событий в Андижане, как-то незаметно на второй план отошла суть происшедшего. 20 апреля в "НГ-религиях" была опубликована статья "Амиры рвутся к власти", в которой, в частности, говорилось: "Вполне вероятно, что религиозные экстремисты захотят воспользоваться неразберихой в Киргизии и в ближайшее время (в мае-июле текущего года) попытаются организовать мятеж в Ферганской долине". Как видим, прогноз полностью оправдался.
Точный прогноз был сделан на основании анализа обстановки и сопоставления полученной из различных источников информации. Тогда было известно, что в Киргизии революция началась на юге, где проживает большая узбекская диаспора и сильны позиции исламской экстремистской организации "Хизб ут-Тахрир". Также было известно о том, что киргизские религиозные экстремисты связаны с исламистским подпольем в Ферганской долине.
Революция в Киргизии ослабила контроль центральных властей над положением в южных областях страны. В такой ситуации логично было предположить, что экстремисты попытаются воспользоваться ситуацией для того, чтобы совершить мятеж в узбекской части Ферганской долины. Причем именно сейчас, когда память о киргизской революции еще свежа.
Совершенно очевидно, что мятеж в Андижане был тщательно спланирован и организован членами подпольных религиозных группировок "Хизб ут-Тахрир" и "Акромийя". Судя по всему, их план состоял в том, чтобы дезорганизовать положение в долине, поднять панику, спровоцировать власти на жесткие меры, вызвать жертвы, а потом скрыться. И это вызывает наибольшую тревогу. В дальнейшем они могут попытаться совершить такой же налет на другие города Ферганской долины - Наманган, Фергану, Коканд или Маргелан.
Стратегическая цель подобных акций очевидна: деморализовать власти и поднять людей, чтобы в следующий раз на площадь в том или ином городе вышли не 3-5 тысяч, а десятки тысяч человек, чтобы применение войск стало невозможным. В такой ситуации, вероятно, исламисты рассчитывают на то, что солдаты и чиновники дрогнут и перейдут на сторону восставших.
В пользу религиозных экстремистов работает ряд факторов. Главный из них - серьезные социально-экономические проблемы в регионе. Властям необходимо немедленно предпринимать меры по преодолению недовольства людей - снизить налоговое бремя, дать больше свободы мелкому и среднему бизнесу, пойти на действительную либерализацию экономической жизни страны. Но в условиях, когда в стране действует сильное религиозное подполье, а светская оппозиция практически отсутствует, никакой альтернативы Исламу Каримову, кроме исламистов, нет и быть не может.
Из досье "НГР"
"Хизб ут-Тахрир аль-Ислами" (араб. - "Исламская партия освобождения") - суннитская религиозно-политическая организация, созданная в 1953 г. "Хизб ут-Тахрир" провозглашает себя "политической партией, идеологией которой является ислам". Название партии подчеркивает стремление ее членов достичь "полного освобождения от господства неверных". Цель партии - содействовать возвращению мусульман к исламскому образу жизни и распространению исламской веры в мире путем джихада. При этом декларируется, что реализация этой цели возможна лишь путем воссоздания единого (объединяющего весь исламский мир) теократического государства - халифата.
Филиалы "Хизб ут-Тахрир" проявляли активность в Египте, Иордании, Тунисе, Кувейте, Палестине, Турции и странах Западной Европы. С 1995 г. зафиксирована деятельность партии в Узбекистане. В последние годы в СМИ Средней Азии регулярно сообщается о деятельности экстремистов из "Хизб ут-Тахрир" и о регулярных арестах ее активистов.
Религиозная группировка "Акромийя" была основана в 1996 году бизнесменом Акрамом Юлдашевым, бывшим членом "Хизб ут-Тахрир" из Андижана. В своем сочинении "Путь к истинной вере" он доказывал, что ненасильственные методы "Хизб ут-Тахрир" разрабатывались для арабских государств и непригодны для Средней Азии. В отличие от "Хизб ут-Тахрир" Юлдашев считал, что исламская организация должна завоевывать власть на местном, а не на общенациональном уровне.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |