Информационно-аналитический портал постсоветского пространства |
«Независимое Военное Обозрение» №22,
5 июля 2002
Игорь Васькин
Его создают США в Центральной Азии, проникая туда все глубже и основательнее
Центральная Азия, а также Средняя Азия и Казахстан занимают огромное пространство, включающее в себя, Киргизию, Таджикистан, Узбекистан и Туркмению. После распада СССР на территории Центральной Азии образовались суверенные государства республиканского типа с определенной склонностью к авторитарным режимам во главе с бывшими первыми секретарями ЦК Коммунистической партии Казахстана (Назарбаев), Узбекистана (Каримов), Туркмении (Ниязов). Бывшие коммунисты возглавляют Киргизию (Акаев) и Таджикистан (Рахмонов). Этот регион получил также названия республики Центральной Азии, центральноазиатские республики, центральноазиатские государства, центральноазиатские страны или Центрально-Азиатский регион.
Еще недавно Центральная Азия интересовала США в основном с точки зрения долгосрочной стратегии. Однако редактор издания "Джэн"с Уорлд Арми"с" отставной майор британской армии Чарльз Хейман считает, что "Соединенные Штаты интересовались этой областью уже давно, проведя довольно много учений. Об одних сообщалось достаточно широко, о других - нет. Достоверные подробности очень трудно узнать".
СТАВКА НА ТАШКЕНТ
Основную ставку в этом регионе правительство США решило сделать на Узбекистан, который рассматривается Вашингтоном в качестве ключевой страны, способной возглавить процесс стратегической переориентации государств Центральной Азии с России на США. К тому же Узбекистан в 1999 г. вышел из Договора о коллективной безопасности СНГ. С другой стороны, США стремятся завести себе надежного союзника рядом с Каспийским морем, районе с большими запасами нефти и газа. В краткосрочной перспективе Вашингтон надеялся помочь Ташкенту в его противостоянии со стороны исламских фундаменталистов, активизировавших свою деятельность в соседних странах, добиться сотрудничества с Узбекистаном в программах по предотвращению распространения оружия массового уничтожения. В то время как госдепартамент торопил президента Ислама Каримова с либерализацией его правительства, военные для достижения вышеуказанных целей работали с узбекскими представителями, делая упор на налаживание контактов среди военнослужащих обеих армий. В 1999 г. в ряд районов близ Ташкента прибыли группы "зеленых беретов" - лучшие из солдат американской армии. В течение последующих двух лет они появлялись и исчезали каждые несколько месяцев. Их задача состояла в том, чтобы подготовить неопытных солдат узбекской армии к стычкам с диверсионно-террористическими группами Исламского движения Узбекистан, обвиняемых в подготовке и проведении прогремевших в 2001 г. взрывов в Ташкенте.
Долгосрочная цель была более амбициозной и связана с расширением договоренностей в области обеспечения безопасности. "Зеленые береты" заложили основу для широкого военного сотрудничества. Так, в соответствии с программой международного военного образования и подготовки Узбекистан в 1995-2000 гг. получил 2,2 млн. долл., на которые в США обучалось 150 офицеров узбекской армии. В свою очередь, большее число американских военных стали принимать участие в учениях в горных и степных районах Узбекистана.
США также оказывали содействие узбекским военнослужащим и пограничникам в приобретении военного снаряжения: шлемов, бронежилетов, 16 джипов, очков ночного видения, средств связи, противотанковых ракет и детекторов радиации, используемых для поиска контрабандных ядерных материалов. В связи с этим Узбекистан заключил с США в 1998 г. соглашение о содействии на сумму 2,6 млн. долл. и на 34 тыс. долл. в 2000 г. Стороны договорились о создании постоянно действующей группы по военно-техническому сотрудничеству (ВТС).
После того как США объявили Усаму бен Ладена организатором терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, геополитическое и геостратегическое значение центральноазиатских государств резко возросло. Отныне внимание заокеанской мировой державы к этому региону носит вполне конкретный и оперативный характер. Отсюда и резкое "потепление" в отношениях между США и странами Центральной Азии. В начале октября 2001 г. США и Узбекистан заключили соглашение, согласно которому американским войскам в обмен на обязательство обеспечивать безопасность Узбекистана были предоставлены большие полномочия в проведении операций с узбекских баз Ханабад, Кокайды и Тузель. При этом американцам запрещено использовать территорию Узбекистана для базирования истребительной авиации. Боевые самолеты могут осуществлять посадку на аэродромах Ханабад и Тузель только "в исключительных случаях". В Ханабаде дислоцируются почти полторы тысячи американских солдат и более тридцати вертолетов. В период американских бомбардировок в Афганистане здесь ежедневно садились транспортники, доставлявшие грузы для американской группировки в этой стране, и оборудование для модернизации аэродрома.
Подписанное соглашение между США и Узбекистаном несколько недотягивает до статуса двустороннего пакта в области обороны, однако оно знаменует качественно новые отношения, которые включают в себя долгосрочные военные обязательства. Так, по данным газеты "Известия", после окончания действия соглашения будет официально объявлено об аренде правительством США аэродрома Ханабад на 25 лет. Тогда в Узбекистане будет дислоцировано до 3 тыс. американских военнослужащих и примерно 50-60 истребителей. В обустройство объекта США планируют вложить более 500 млн. долл., а аренда обойдется еще в 270-300 млн. долл. в год.
По неподтвержденной информации, в обмен на использование узбекских баз Вашингтон предложил Ташкенту 8 млрд. долл. Вполне может быть, что указанная цифра сильно завышена, однако США с октября 2001 г. уже начали выделять финансовые ресурсы на осуществление различных узбекских программ: Вашингтон выделил Ташкенту 6 млн. долл. на ликвидацию хранилища отходов биооружия в Аральском море, направляются средства на обеспечение безопасности, поставляется американское военное имущество и средства на борьбу с терроризмом.
БИШКЕК ДЕЙСТВУЕТ В ОТКРЫТУЮ
В то время как по ряду причин внутреннего и внешнего порядка американо-узбекское соглашение тщательно скрывается и не афишируется правительством и президентом Узбекистана, то руководство соседней Киргизии, наоборот, с гордостью говорит о своих успешных контактах с США. Ее президент Аскар Акаев заявил о готовности продлить годовое соглашение с США о предоставлении своей территории для американского военного контингента. В январе 2002 г. в центральном аэропорту "Манас" в Бишкеке более 200 американских и французских военнослужащих занимались приемкой транспортных самолетов. К февралю 2002 г. их численность намечалось довести до 3000. Из Франкфурта в Бишкек регулярно прибывают самолеты ВВС США. Планировалось перебросить сюда 6 самолетов-заправщиков КС-135. А после модернизации аэропорта к ним прибавится эскадрилья многоцелевых истребителей ВВС Ф-15 и истребители ВМС Ф-18, находящиеся в Великобритании. Всего 30-40 самолетов. Франция подписала с Киргизией соглашение сроком на один год, в соответствии с которым в "Манас" прибывает 6 истребителей "Мираж 2000Д", 2 самолета-заправщика С-135Ф и 300-500 человек обслуживающего персонала. По официальной версии, вся эта воздушная техника использовалась исключительно для нанесения авиационных ударов по группам и отрядам террористов в Афганистане. Ее другая задача заключалась в обеспечении безопасности международных миротворческих сил, действующих в Афганистане. В пределах их досягаемости окажутся районы индийско-пакистанской границы, западной части Китая, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан, Туркмения.
Киргизия является участницей Договора о коллективной безопасности и не имеет права создавать на своей территории военные базы других государств. Поэтому иностранным военнослужащим, прибывшим в Бишкек, присвоен статус сотрудников специальной дипломатической миссии. По мнению Пентагона, аэропорт "Манас" должен стать плацдармом для долгосрочного военного присутствия США в бывших советских республиках Средней Азии.
Вашингтон получил также согласие Таджикистана на использование воздушного пространства и аэродрома Айни, расположенного неподалеку от Душанбе. Его взлетно-посадочная полоса была переоборудована для того, чтобы американские и французские самолеты могли пользоваться Айни, минуя Пакистан.
В январе 2002 г. спикер Госдумы Геннадий Селезнев посетил Казахстан и Таджикистан. Во время визита в Казахстан он заявил о возможности Москвы применить право вето в отношении развертывания американских сил в Центральной Азии. Если до недавнего времени центрально-азиатские соседи России отвечали полной взаимностью, желая получить максимальные преференции при поставках российских вооружений, то затем их позиция начала стремительно меняться. Наиболее откровенным в этом плане стало заявление министра обороны Казахстана Алтынбаева в начале февраля 2002 г. о том, что для начатого в стране перевооружения системы ПВО "необязательно будет закупать военную технику в России", поскольку Астана сейчас "пристально изучает предложения США, Великобритании и Франции".
После посещения учебного центра российских пограничников в Таджикистане Селезнев подчеркнул, что присутствие там контингента французских и итальянских войск носит временный характер, а их деятельность и вопросы дальнейшего присутствия в республике должны обязательно находиться под контролем ООН. В этой связи он отметил, что Россия против того, чтобы в Таджикистане "появлялись разные американские или натовские базы".
США договорились с Туркменией относительно использования ее воздушного пространства военными самолетами ряда стран НАТО.
Таким образом, американцы закрепились на авиабазах Ханабад, Кокайды и Тузель (Узбекистан), "Манас" (Киргизия), Айни и Куляб (Таджикистан), которые позволяют США контролировать всю Центральную Азию. Оснащение и модернизация каждой из них обошлась Вашингтону в 200-250 млн. долл., который щедро платит местным властям за использование вышеназванных объектов.
КАЗАХСТАН НЕИНТЕРЕСЕН... ПОКА
Казахстан первым из центральноазиатских государств в сентябре 2001 г. официально заявил о полной поддержке американской операции возмездия в Афганистане и предложил США свою помощь, пообещав предоставить аэродромы в Чимкенте и Луговом, а также ряд других баз для развертывания контингента войск и сил антиталибской коалиции. Однако еще задолго до этого в Астане на полуофициальном уровне рассматривалась возможность в отношении размещения под Карагандой мотострелковой бригады США численностью до 5 тыс. человек. Одновременно специалистами обеих стран был разработан "План военного сотрудничества" военных ведомств и "Программа военных контактов между ВС Республики Казахстан и Центральным командованием США". В соответствии с этими документами осуществляются конкретные программы обучения казахстанских военнослужащих в США, подготовка американским спецназом инструкторов из частей спецназа и мобильных сил ВС Казахстана, программы финансирования и проведения совместных учений, формирование миротворческого казахстанского батальона и т.п.
Однако в связи с большой удаленностью баз Казахстана от границ Афганистана они не представляют пока интереса для США. Поэтому использование военных объектов Казахстана Соединенными Штатами и их союзниками по НАТО возможно лишь в будущем. Военные эксперты западных стран предполагают, что американское военное присутствие все-таки будет расширяться к северу, так как именно Казахстан является ключевым звеном в планах по реализации грандиозных транснациональных транспортно-энергетических проектов типа ТРАСЕКА и ИНОГЕЙТ. Руководство Казахстана понимает, что без выхода на международные рынки энергоносителей нельзя утверждать о социально-экономическом прогрессе. А установление и поддержание дружественных контактов с США является обязательным условием реализации подобных планов. Поэтому у Астаны нет иного выхода, как расширять контакты с Западом и прежде всего с США.
"ДОСТОЙНОЕ МЕСТО ПОД СОЛНЦЕМ"
В декабре 2001 г. госсекретарь США Колин Пауэлл предпринял очередные шаги по укреплению новых связей с республиками Центральной Азии, подписав договор по безопасности с Узбекистаном, проведя переговоры в Казахстане и выслушав мнения России по поводу того, что чеченские боевики могут быть связаны с террористами в Афганистане, включая Усаму бен Ладена.
Пауэлл заявил руководителям центральноазиатских республик, что страны, стремящиеся занять достойное место под солнцем, могут надеяться на помощь и поддержку со стороны США и по окончании афганской войны, если они, в свою очередь, больше усилий направят на укрепление демократии у себя дома. Прежде всего это касается Узбекистана.
Присутствие американских сил на центрально-азиатских базах привело к тому, что эти объекты могут стать плацдармом для самолетов, которые поведут наблюдение и разведку за Китаем, Индией, Пакистаном, Россией, Центральной Азией и другими регионами. Самолеты-разведчики добывают гораздо более точную информацию, чем космические разведспутники.
Появление американских войск в Центральной Азии и Афганистане, быстрая ликвидация основных и крупных формирований движения "Талибан", дальнейшее преследование террористов привели к решающим сдвигам в военном балансе сил Центрально-Азиатского региона и изменили военно-политическую карту Центральной Азии. Страны этого региона, а также Россия, Индия, Пакистан, Китай поддержали США в их войне с терроризмом. В последнее время их серьезно беспокоила очевидная возможность выхода сил и идей исламского фундаментализма за пределы Афганистана и пересечения их собственных границ. С другой стороны, в регионе открылись новые благоприятные условия для экономического развития. Так, в экономику новых союзников в лице Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Киргизии Вашингтон планирует "влить" несколько миллиардов долларов. Пакистан в 2003 г. получит 1 млрд. долл. кредита в виде помощи и другие уступки от США в обмен на отказ поддерживать движение "Талибан". Индия тоже может получить значительную выгоду в создавшейся обстановке в регионе. Несмотря на возобновление американской поддержки Пакистану, стратегическому сопернику Индии, в США проявляют большой интерес к строительству индо-американского сотрудничества, в том числе в оборонной сфере. Что касается Китая, то он может почти уже не опасаться возможности проникновения исламского фундаментализма в его Синьцзян-Уйгурский автономный район, граничащий с Центрально-Азиатским регионом. В тоже время, по оценкам западных политологов, приход США в Центральную Азию нанес сильный удар по надеждам Китая на создание коалиции с Россией для предотвращения гегемонии США в регионе.
УГРОЗА НАРУШЕНИЯ БАЛАНСА
Больше всего от присутствия американских и других сил НАТО в Центральной Азии пострадала Россия, которая бессильно наблюдает как "потенциальный противник" превращает бывшие советские республики в очередной непотопляемый "авианосец". В случае закрепления постоянного военного присутствия США и их союзников по НАТО на территории Центральной Азии у России возникает несколько конкретных проблем, связанных с изменением геополитической обстановки на южных границах, когда потенциальный противник вплотную приблизился к районам развертывания стратегических резервов Российской армии, когда абсурдом оборачиваются и "ядерные гарантии" России своим партнерам по Договору о коллективной безопасности - Армении, Белоруссии, Казахстану, Киргизии и Таджикистану, поскольку для их защиты в случае ядерного конфликта Россия должна будет нанести ядерный удар по их же собственной территории. Еще одна проблема заключается в том, что ряд стратегических военных объектов России остался в Центральной Азии с советских времен. Это уже достаточно открытый и всему миру известный космодром Байконур в Казахстане, арендуемый Россией для своих военных и гражданских программ, секретный противоракетный полигон Сары-Шаган и расположенные на берегу Балхаша радиолокационные станции, входящие в систему предупреждения о ракетном нападении, которая непосредственно связана с управлением ядерными арсеналами России (все расположены в Казахстане); в Киргизии находятся пункт дальней связи ВМС России и полигон на озере Иссык-Куль для испытаний ракето-торпеды для атомных подводных лодок ВМС России; в Таджикистане недавно вступившая в строй новая станция оптико-электронного наблюдения "Окно" в Нуреке, осуществляющая боевое дежурство в составе глобальной российской системы контроля космического пространства, и, наконец, в Узбекистане в местечке Китаб близ Самарканда в течение уже более 30 лет круглосуточно функционирует широтная станция, входящая в международную систему наблюдения и слежения за ИСЗ. Ранее ее работу обеспечивали московские специалисты, вахтовым методом прибывавшие сюда рейсами "Аэрофлота".
У центральноазиатских республик может появиться довольно серьезный соблазн, состоящий в возможности использования западных систем вооружения и военной техники в результате "гуманитарной" передачи военного "секонд-хенда" армиям тех стран, которые соглашаются с развертыванием американских баз или заявляют о своем "стратегическом партнерстве" с США. Поэтому ставка Вашингтона на Ташкент как на основного партнера и проводника своей политики в регионе может привести к резкому увеличению военного потенциала Узбекистана и нарушению сложившегося баланса сил в Центральной Азии. В целях недопущения дальнейшего проникновения диверсионно-террористических групп из состава исламистских фундаменталистских формирований Узбекистан усилил охрану своих границ с Таджикистаном, особенно в высокогорных приграничных районах, и выдвинул часть своих войск в приграничные районы с Таджикистаном, Киргизией и Казахстаном.
Между Узбекистаном и другими странами Центральной Азии заложено немало "мин" замедленного действия, корни которых еще лежат в прошлой принадлежности части этих государств Бухарскому эмирату, разделение которого началось во второй половине XIX в. и завершилось в годы советской власти. Отсюда до сих пор сохраняется много проблем этнического и территориального характера. Затем возникли серьезные проблемы экономического порядка, когда появились разногласия в области взаимных расчетов за поставку энергоносителей, таможенного регулирования транзитных перевозок и водопользования, для разрешения которых все чаще стали применяться методы активного давления. Например, Узбекистан вопреки имеющимся договоренностям периодически прекращал подачу газа в Казахстан, Киргизию и Таджикистан, требуя от них немедленной выплаты накопившихся задолженностей. В ответ на такие действия Астана повышала таможенные пошлины на узбекские товары, Бишкек требовал от Ташкента оплачивать валютой воду, подаваемую из Токтогульского водохранилища на хлопковые плантации Ферганской долины, и угрожал существенно сократить ее сброс в период интенсивного полива.
И хотя Узбекистан по праву считается ведущей страной в регионе и играет здесь активную роль в развитии военно-политической обстановки, у президента Каримова и его ближайшего окружения могут возникнуть иллюзии возможного разрешения спорных вопросов с соседними государствами силовыми методами, что может привести к возникновению новых очагов и районов нестабильности, способных в любой момент перерасти в вооруженные конфликты. Все это в целом благоприятствует политике Каримова, стремящегося закрепить статус Узбекистана как привилегированного союзника Соединенных Штатов в центральноазиатском регионе, использовать возрастающий интерес Вашингтона к Ташкенту для расширения гарантий безопасности Узбекистана, решения его социально-экономических проблем, нейтрализации группировки исламистских сил в соседних странах и еще более укрепить авторитет Узбекистана не только в Центральной Азии, но и во всем мире.
Copyright ©1996-2024 Институт стран СНГ |